Программа элективного курса по черчению
Программа элективного курса профильного обучения
«ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Пояснительная записка
Курс черчения в школе - составная часть политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умений составлять чертежно-графическую документацию и ей пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создает предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники
Программа элективного курса «Инженерная графика» дает дополнительный объем технических и графических знаний, необходимых для многих производственных профессий, и тем самым делает более устойчивым и целенаправленным интересы учащихся к самообразованию.
Цель курса конкретизируется в основных задачах:
- научить учащихся читать и выполнять несложные чертежи, эскизы,аксонометрические проекции, технические рисунки деталей при помощиспециальных программ на ПК.
- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предмета;
- формировать умение, применять графические знания в практическойдеятельности.
Элективные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.
Элективный курс по черчению носит развивающую направленность, заключающуюся в общем развитии личности, знакомит с предметом, его историей, способствует развитию пространственного и образного мышления, любознательности, расширению кругозора.
Профессиональная ориентационная направленность курса раскрывает применение графических знаний в науке, технике, производстве, дизайне архитектуре, экономике и других областях деятельности, а также показывает значение графических знаний и умений в информационном мире.
Учитывая потребности региона и наличие технических вузов в Самарской области, необходимо дать учащимся возможность подготовиться к поступлению в технические учебные заведения, для этого им необходимы навыки черчения.
В процессе овладения данной дисциплиной совершенствуется репродуктивное и продуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира и построении новых.
Содержание курса предусматривает изучение формы предметов, правил чтения графических изображений, методов и правил графического изображения информации об изделиях; выполнение графической документации при параллельном овладении ручным и машинным способами.
Правила ГОСТ ЕСКД изучаются по мере необходимости при раскрытии основных теоретических положений курса.
При изучении сборочных чертежей основное внимание должно быть направлено на формирование умений читать и деталировать сборочный чертеж. Для этого следует шире использовать карточки-задания под редакцией В. В. Степаковой (М.: Просвещение, 2002).
Освоение теоретического материала должно сочетаться с выполнением обязательных графических работ. Учитель, руководствуясь примерным распределением часов, подбирает для них конкретный материал, определяет очередность и сроки выполнения работ.
Желательно привлечение учащихся к самооценке и самоконтролю знаний и умений. Итоговая работа и тесты должны выявлять сформированность пространственных представлений, графических понятий и умений.
В процессе обучения следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно развивать их интеллект, пространственное мышление, конструкторские способности, обеспечивая переход на новый, более высокий уровень развития.
Инженерная графика – это учебная дисциплина, в которой изучаются теория, методы, правила оформления и выполнения чертежей в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.
Данный курс дает знания, необходимые для изучения технических дисциплин и дальнейшей инженерной деятельности.
Основной целью является подготовка к производственно-технической, проектно-конструкторской деятельности, связанной с созданием и эксплуатацией машин и аппаратов.
В результате изучения курса вы:
овладеете правилами оформления и выполнения чертежей
научитесь выполнять и читать чертежи
разовьете пространственное мышление
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Учащийся должен знать (уметь использовать):
- стандарты Единой системы конструкторской документации
- способы решения на чертежах основных метрических и позиционных задач;
- методы построения эскизов, чертежей и технических рисунков стандартных деталей, разъемных и неразъемных соединений деталей и сборочных единиц, таблиц и диаграмм;
- построение и чтение сборочных чертежей общего вида различного уровня сложности и назначения.
Учащийся должен знать (иметь представление):
- о принципе работы конструкции, показанной на чертеже;
- об основных технических процессах изготовления деталей;
- о Государственных стандартах.
Учащийся должен иметь опыт:
- выполнения эскизов и чертежей технических деталей, элементов конструкции и узлов изделий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п.п.
Наименование темы
Кол-во часов
1
Введение. Общие правила оформления чертежей
1
2
Основные требования стандартов к изображениям на чертеже.
2
3
Общие сведения об аксонометрических проекциях
2
4
. Нанесение размеров
1
5
Эскизы. Эскизы деталей машин. Назначение. Последовательность выполнения эскизов. Основные требования.
1
6
Конструктивные и технологические элементы деталей.
1
7
Виды изделий и конструкторских документов
1
8
Виды резьбы. Изображение и обозначение резьбы
1
9
Разъемные и неразъемные соединения деталей
2
10
Основные требования и правила составления сборочных чертежей изделий
2
11
Спецификация
1
12
Чтение и деталирование чертежей общего вида, сборочных чертежей.
2
итого
17
ПРОГРАММА
Тема № 1 Введение. Общие правила оформления чертежей.(1час)
Инструменты, принадлежности, оборудование для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Начало графической культуры. С чего начинается «Графика». Области применения графики.
Тема № 2 Основные требования стандартов к изображениям на чертеже.(2 часа)
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Тема № 3 Общие сведения об аксонометрических проекциях. (2 часа)
Наглядные изображения. Аксонометрические проекции. Общие понятия и определения. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Перспектива. Общие понятия, термины и определения. Построение перспективы сетки. Классификация перспективных изображений.
Тема № 4 Нанесение размеров (1часа)
Основные правила нанесения размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки, диаметра и радиуса; указание толщины детали надписью; расположение размерных чисел).
Тема № 5 Эскизы. Эскизы деталей машин. Назначение. Последовательность выполнения эскизов. Основные требования.
(1 час)
Выполнение эскизов. Понятие об эскизе как чертеже временного применения. Особенности выполнения эскиза.
Тема № 6 Конструктивные и технологические элементы деталей.
(1 час)
Передача информации о форме детали на чертеже. Изображения чертежа.
Тема № 7 . Виды изделий и конструкторских документов (1 час)
Виды графической документации, отображающие информацию об
изделии. Расположение видов на чертеже.
Тема № 8 . Виды резьбы. Изображение и обозначение резьбы. (1часа)
Резьба, ее изображение. Краткие сведения о сборочном чертеже.
Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Тема № 9 Разъемные и неразъемные соединения деталей (2часа)
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых).
Тема № 10 Основные требования и правила составления сборочных чертежей изделий (2 час)
Понятие о сборочной единице. Стандартные и оригинальные детали в сборочных единицах. Изображения на сборочных чертежа( виды, разрезы, сечения).. Правила нанесения размеров.
Тема № 11 Спецификация (1час)
Условности и упрощения, применяемые при изображении сборочной единицы.
Тема № 12. Чтение и деталирование чертежей общего вида, сборочных чертежей.(2 часа)
Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение рабочего чертежа сконструированной детали.
Литература
1.В.В.Степакова Москва «Просвещение»2004 « Методическое пособие по черчению»
2.В.В.Степакова Москва «Просвещение»2004 «Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
3.Н.Г.Преображенская Москва Изд. Центр «Вентана-Граф»2004
«Черчение»
4.А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. и В.И. Вышнеполький
АСТ Астрель Москва 2004 «Методическое пособие по черчению.
5.О.В.Мезенева Самара 1999 «Графика в образовательной области «Технология».
6. Павлова А.А., Жуков С.В. «Методика обучения черчению и графике»: Учебно - метод. пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
7. Покровская М. В. Инженерная графика: панорамный взгляд. М.: Изд-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 1999.
Заголовок 115