Тесты по русскому языку (контрольный срез знаний)
Автономное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»)
РАССМОТРЕНО
на заседании предметно-цикловой комиссии
«Филология»
Протокол №___
от «___»____________20 г.
Председатель___Молданова И.М.
Контрольный срез знаний
по дисциплине
«Русский язык»
для специальностей:
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям)46.02.04«Информационные системы (по отраслям)»23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта с дополнительной подготовкой»
26.02.03«Судовождение»Вариант 1 Утверждаю:
Зам. директора по УР
Смирнов Е.Ю.
«____»__________ 20 г.
Подпись________________
Часть 1
А1 В каком слове количество звуков и букв совпадает?
1) грустно
2) слышится
3) меткость
4)бульон
А2В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
1)дОсуг2) пОняв3) сОзыв 4)(он) дозвонИтсяА3 В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ можно употребить БУДНИЙ?
1) Однажды утром в БУДНИЧНЫЙ день я с дедом разгребал во дворе снег.
2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.
3) Значительное место художник отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.
4) «Вот мы и дома»,— уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.
А4 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) давайте попробоваем2) около пятисот человек
3) менее быстрый
4) много яблок
Прочитайте текст и выполните задания А5 — А10.
(1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, тотолько внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.
А5 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Между письменной и устной речью нет существенных отличий.
2) Между письменной и устной речью существует только одно отличие.
3) Между письменной и устной речью есть существенные отличия.
4) Письмо — это нормированная речь, которая подчиняется строгим языковым нормам.
А6 Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Например,
2) Однако
3) Напротив,
4) Конечно,
А7Какие слова являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста?
1) речь не связана
2) речь не может быть связана
3) не может быть
4) речь не может быть
А8Укажите, сколько частей во втором (2) предложении текста.
1)1 2) 2 3) 3 4) 4
А9Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРОЧИТАНО в пятом (5) предложении текста.
1) наречие 2) деепричастие 3) причастие 4) прилагательное
А10 Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста.
1) связанный с постановкой знаков препинания
2) связанный с правописанием слов
3) связанный с правильным произношением слов и форм слова
4) связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений
А 11 В каком слове нет суффикса -ЩИК-?
1) табельщик 2) кровельщик 3) подлещик 4) мусорщик
А12 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) пом..гать, д..кумент, безотл..гательный2) изл..жение, дир..жировать, д..лёкая3) в..новатый, пов..р, вбл..зи4) акв..рельный, з..ря, ук..ротитьА13 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) об..греватель, нед..печённый, н..испособнейший2) пр..забавный, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать3) ра..хаживать, бе..полезный, в..бодрить
4) пред..дущий, по..грать, от..гравшисьА14 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) разобид..шься, высуш..нный2) наде..шься, раскле..вший3) услыш..шь, просе..нный4) брос.шь, вид..мыйА15 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. угодл..вый
Б. отта..ватьB. вол..вой
Г. Ослаб..вать1)А, Б, Г 2) А, Б 3)В, Г 4) А, В, Г
Прочитайте текст и выполните задания
А16 — А19
(1) Чистое, золотое дело — поэзия. (2) Отчего она вызывает такое ожесточение? (3) Смеялись над Дельвигом, Майковым. (4) Но больше всех русских поэтов доставалось Фету. (5) Было в нём что-то вызывающее особое раздражение окружающих, да и многих потомков тоже.
(6) Едва ли найдётся другой пример подобного несоответствия человеческой сути и поэтического дарования. (7) Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземлённым по всем своим привычкам человеком. (8) Сама внешность Фета, особенно в старые годы, когда человек приобретает некое сглаживающее благообразие, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжёлый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом. (9) В лучшую свою пору он был среднеарифметическим гусаром, без печати индивидуальности. (10) А ведь он уже тогда писал замечательные и ни на кого не опирающиеся стихи.
(11) Но в дальнейшей жизни Фета иные заботы постоянно теснили поэзию: то лямка армейской службы, то помещичьи, хозяйственные хлопоты. (12) Нередко он записывал стихотворение на случайно подвернувшемся под руку клочке бумаги. (13) Однажды он послал Толстому записку, набросанную на какой-то квитанции вместе с новым стихотворением.
(14) Толстой безоговорочно любил стихи Фета за их музыкальность, лиризм и отсутствие тенденции, чего Лев Николаевич органически не переваривал. (15) А затем ему полюбился и сам Фет — деловой, озабоченный, серьёзно и правильно живущий. (16) Когда Толстой увлёкся сапожным делом и стачал две пары сапог, одна из них досталась его зятю Сухотину, другую после долгой торговли, примерок, жалоб на тесноту вподъёме, сомнений в качестве кожи и крепости дратвы, одарив Толстого всеми переживаниями и страхами ремесленника, всучивающего свою продукцию, купил Фет. (17) Сухотин поставил сапоги великого тестя на видное место в гостиной и поклонялся им, как реликвии, за что Толстой окончательно его возненавидел. (18) Фет использовал свою пару по назначению, особенно не хвалил, хотя и не ругал, когда же она сносилась, хотел заказать Льву Николаевичу новые. (19) То был счастливейший момент в жизни создателя «Войны и мира».
(20) Но даже нежного и снисходительного к другу Толстого огорчало фетовское разбазаривание времени на мирскую суету, когда есть поэзия. (21) Но можно ли поверить, что Фет не написал необходимых ему внутренне стихов из лености, занятости или рассеянности? (22) Фет сказал всё, что должен был сказать; он не мог бы сказать больше, даже если б не тратил времени на установку бильярдного стола, запашку под яровые нового клина и утепление оранжереи. (23) Сделанного Фетом хватило, чтобы занять опустевший после смерти Тютчева трон русской лирики.
(24) Твёрдость в главном сочеталась у Фета с удивительной, противоречащей его характеру покладистостью в частностях, хотя их не бывает в поэзии. (25) Он писал стихи без помарок и черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы. (26) Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.
(27) В одной грубоватой оболочке уживались два разных человека: поэт Фет, слышавший музыку сфер, отвлечённый, доверчивый, мягкий, и помещик Шеншин, предпочитавший всем звукам небес ржание породного Закраса, расчётливый, прижимистый хозяин, опытный землевладелец, барин. (28) Фету не подавали «соху-с» к подъезду, он занимался сельским хозяйством с хмурой и жёсткой повадкой профессионала. (29) Было ли в Фете два несоединимых человека или один, в котором все кажущиеся противоречия крепко и органично связаны? (30) Кто знает?
(31) Сограждане, родные! (32) Давайте бросим ныть, бездельничать и злобствовать!
(33) Будем, как Фет, деловиты.
(34) Будем, как Фет, поэтичны.
(35) Будем, как Фет, зажиточны.
(36) Будем, как Фет, вечны.
(По Ю. Нагибину)
А16После какого предложения должен стоять следующий фрагмент текста?
А ведь в бытовой жизни он отнюдь не был ни слабым, ни даже покладистым человеком. Он всегда знал, чего хочет, и твёрдо шёл к намеченной цели, не гнушаясь советами, но всякий раз поступая по собственному разумению. В этом суть двойственной природы Фета.
1)10 2)14 3)26 4)30
А17Вкаких предложениях текста используется тип речи ПОВЕСТВОВАНИЕ?
1) 7-9
2) 16-18
3) 20-23
4) 27-30
А18Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.
1) 10
2) 15
3) 16
4)20
А19 Из предложения 26 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Часть 2
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А16-А19
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов
«Рассказывая об Афанасии Фете, Ю. Нагибин обращает внимание на то, каким удивительно разным человеком был известный русский поэт, поэтому весь текст построен на таком приёме, как _______. Говоря о характере Фета, автор в предложении 7 использует _______(«деловитым, крайне бытовым, заземлённым...»). Поэтичность таланта Фета автор подчёркивает при помощи _______(«как песня у птицы» в предложении 25). Такое средство, как _______ (предложения 33—36), помогает сделать убедительней вывод Ю. Нагибина».
Список терминов:
1) парцелляция
2) просторечие
3) синтаксический параллелизм
4) градация
5) фразеологизм
6)гипербола
7) сравнение
8) вопросно-ответная форма изложения
9) антитеза
10) риторический вопрос
Автономное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»)
РАССМОТРЕНО
на заседании предметно-цикловой комиссии
«Филология»
Протокол №___
от «___»____________20 г.
Председатель____Молданова И.М.
Контрольный срез знаний
по дисциплине
«Русский язык»
для специальностей:
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям)46.02.04«Информационные системы (по отраслям)»23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта с дополнительной подготовкой»
26.02.03«Судовождение»Вариант 2 Утверждаю:
Зам. директора по УР
Смирнов Е.Ю.
«____»__________ 20 г.
Подпись________________
Часть 1
А1В каком слове все согласные звуки глухие?
1)способ
2) вдруг
3) нести
4) скользкий
А2В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) квАртал 2) прОстыня 3) местностЕй 4) оцененАА3 В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить ПРОСТУПОК?
1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.
2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.
3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.
4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.
А4 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) молодые бухгалтеры
2) ихней работой
3) в течение тридцати пяти минут
4) дамских туфель
Прочитайте текст и выполните задания А5 — А10.
(1) ... (2) Дело в том, что эта планета отличается от других планет Солнечной системы тем, что на её поверхности чрезвычайно низкая температура: от —220 до —240 °С. (3) В таких условиях атмосферный газ охлаждается и конденсируется на поверхности в виде инея; затвердевает даже азот, который образует крупные прозрачные кристаллы, имеющие несколько сантиметров в поперечнике. (4) Внутри этих кристаллов в виде некоего твёрдого раствора заморожено небольшое количество метана. (5) ... это тот самый газ, который вместе с пропаном и бутаном горит у нас на кухне. (6) Здесь же, на самой отдалённой планете Солнечной системы, он вместе с замороженным азотом и другими химическими соединениями образует царство льда и холода.
А5Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Отсутствие облаков на Плутоне позволяет видеть на небе тысячи звёзд даже в дневное время, а само небо всегда чёрное.
2) Если когда-нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона, то перед ним должен открыться пейзаж, напоминающий Антарктиду во время полярной ночи.
3) Плутон предположительно является не большой планетой, а самым крупным астероидом.
4) Один оборот Плутона вокруг Солнца длится 248 земных лет, а один оборот вокруг оси происходит за 6,4 земных суток.
А6Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении текста?
1) Кроме того, 2) Однако 3) Кстати, 4) Итак,
А7 Какие слова являются одной из грамматических основ третьего (3) предложения текста?
1) который образует
2) газ охлаждается
3) образует кристаллы
4) азот образует
А8Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
1) простое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное
А9 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАМОРОЖЕНО из четвёртого (4) предложения текста.
1) наречие 2) деепричастие 3) причастие 4) прилагательное
А10 Укажите значение слова КОНДЕНСИРОВАТЬСЯ в третьем (3) предложении текста.
1) доводить до определённой нормы, стандарта
2) сгущаться, превращаться в твёрдое состояние в результате охлаждения или сжатия
3) сосредоточиться на чём-либо
4) образовать, раствор при смешении с жидкостью
А11В каком слове нет суффикса -К-?
1) ошибка 2) выплавка 3) юбка 4) узко
А12В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) возр…ст, обл..агать, к…нституционный2) согл…шение, об…зательный, др..бить3) расст..лить, к…нтинент, орнам…нтальный4) ф...милия, к…снуться, х…рактеризоватьА13В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) бе…престанно, ра...красить, бе…вкусный
2) пр…пятствие, пр…готовить, пр…дается (значение)
3) нед…рисовать, под…йти, без…тлагательно4) с…грать, за….нтриговать, без…скусныйА14В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) раста...шь, ускор…вший2) завис…шь, выкраш…нный3) обид..шь, предвид…вший4) закле...шь, слыш…мыйА15В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A.неулыбч…вый
Б.расклан…тьсяB.сирен..вый
Г. подмарг…вать1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3)В, Г 4) А, Г
Прочитайте текст и выполните задания
А16 — А19, часть 2.
(1) Как трудно быть учителем! (2) Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз. (3) Любое упущение в костюме, причёске, повадке немедленно отмечается...
(4) Мария Владимировна была безукоризненна во всём. (5) Едва ли не единственная в нашей школе, она не носила клички. (6) На её уроках царила тишина, хотя она отнюдь не принадлежала к «страшилам». (7) Она достигала этого минимумом усилий — ровным поведением, образцовостью внутреннего и внешнего облика. (8) Весь класс в той или иной мере был в неё влюблён.(9) Путь к сердцу Марии Владимировны я прокладывал через географию, острейшее увлечение которой переживал тогда.
(10) Помню, Мария Владимировна знакомила нас с картой Европы, называя страны и главные города, когда я шепнул сидевшему через проход рыхлому недалёкому парню, по кличке Лапа:
(11) — Спроси, где находится Андорра!
(12) Лапа недоверчиво покосился на меня.
(13) — А что сам не спросишь?
(14) — Так я знаю. (15) Зачем мне спрашивать?
(16) Лапа озадаченно чешет в затылке.
(17) — Мария Владимировна, а где находится... эта... Андорра? (18)— Андорра?— недовольно произнесла Мария Владимировна.
(19) — Карликовое государство на границе Франции и Испании! — громко сказал я.
(20) Учительница покраснела.
(21) — В Европе существуют государства-карлики: Люксембург, Монако и Андорра. (22) Запоминать их не обязательно,— сказала Мария Владимировна оробевшему классу.
(23) — И республика Сан-Марино! — не унимался я.
(24) — Не кричи, а подними руку,— осадила меня Мария Владимировна.
(25) Я тут же поднял руку и, не дожидаясь разрешения, выпалил:
(26) — Ватикан — тоже отдельное государство!
(27) Класс замер от восхищения.
(28) Но тут прозвенел звонок...
(29) И теперь на каждом уроке Лапа и мой приятель Павлик, подзуживаемые мною, засыпали её вопросами. (30) И всякий раз у учительницы оказывался верный и надёжный помощник.(31) Как только раздавался каверзный вопрос, класс весело ожидал моей подсказки, но потом, убедившись, что осечки не будет, утратил интерес к представлению, и я даже вроде бы наскучил им. (32) Это меня не так удивило, как непостижимая сдержанность Марии Владимировны. (33) Она ничем не обнаруживала своего восхищения моими познаниями.
(34) И всё-таки я дождался своего знака отличия, хотя вначале по малости души не оценил оказанную милость.
(35) У нас была труднейшая контрольная по арифметике, ненавистному для меня предмету. (36) И надо же так случиться, что из всего
класса решил я один. (37) Мария Владимировна оповестила класс о всеобщем конфузе и моём триумфе. (38) Но тут же бесстрастным голосом сообщила, что, начиная с этой контрольной, она будет строго наказывать за грязь в тетрадках. (39) И хотя ученик, чью безобразную, заляпанную кляксами тетрадку она продемонстрировала, один из всего класса решил задачу, он получит «неуд».(40) Класс глухо загудел, педагогическая новация Марии Владимировны впервые показалась жестокой и несправедливой.
(41) Поступок учительницы потряс меня: хороша награда за мои географические подвиги, за всё, что я для неё сделал! (42) Не отметка огорчала, а душевная чёрствость Марии Владимировны, избравшей для своих сомнительных опытов человека, который столько раз говорил на невнятном для окружающих, но понятном ей языке.
(43) — А она высоко тебя ставит,— тихо сказал Павлик.
(44) Марии Владимировны уже нет на свете. (45) Она прожила долгую жизнь, чуть не до последних дней работала в школе. (46) На одной из наших традиционных встреч Ира Букина, которая последней видела Марию Владимировну, рассказала, что та с удивительной теплотой вспоминала наш класс, делая единственное исключение для меня.
(47) — За что же такая немилость? — спросил я.
(48) — А география? Ты забыл? Ты вёл себя ужасно!
(49) — Господи, что за чушь!
(50) — Ничего не чушь. (51) Сколько лет прошло, а Мария Владимировна всё спрашивала: «За что он меня так ненавидел?»
(52) Как трудно быть учителем, но и как трудно быть учеником!
(По Ю. Нагибину)
A16 В каком предложении автор даёт себе объективную характеристику с позиции взрослого человека?1)33 2)34 3)40 4)42
А 17 Какой тип речи используется в предложениях 1—3, 4—9, 36— 40?
1) во всех фрагментах — повествование
2) описание: 1—3, повествование: 4—9, рассуждение: 36—40
3) повествование: 1—3, рассуждение: 4—9 и 36—40
4) рассуждение: 1—3, описание: 4—9, повествование: 36—40
А18 В каком предложении употреблены антонимы?
1)31 2)37 3)39 4)46
А19 Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Часть 2
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А16-А19
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов.
«В авторской речи используются передающие характер персонажей и обстановку действия («острых», «всевидящих», «ровным», «острейшее», «недалёкий» и др.). С помощью некоторых из них выражается _______ (например, в предложении 30). Этой же цели служат_______(«обнаруживала», «познаниями» — предложение 33, «оповестила» — предложение 37, «продемонстрировала» — предложение 38, «упущение» — предложение 3). Важную роль играют _______, обрамляющие текст».
Список терминов:
1) слова книжного стиля
2) эпитеты
3) фразеологизмы
4) синонимы
5)ирония
6)гипербола
7) метафора
8) ряды однородных членов
9) сравнения
10) риторическое восклицание