Методическая разработка для коррекционной работы с детьми с ОНР «Релаксационная гимнастика»
МДОУ компенсирующего вида д\с №23 «Мишутка» 2014-2015уч.год.
Методическая разработка
для коррекционной работы с детьми с ОНР
«Релаксационная гимнастика»
Автор –составитель: учитель-логопед
Высшей квалификационной категории
Комиссарова Светлана Юрьевна
Московская область
Талдомский район пгт Запрудня 2015г.
Тема: «Умей расслабиться»
Спокойное состояние, необходимое для дружеского общения с партнерами, в большой игре обеспечивается общим мышечным расслаблением.
Когда человек возбужден, мышцы его чрезмерно напрягаются. Например, в гневе люди могут сжимать кулаки: раздражаясь, быстро постукивать ногой или невольно ломают подвернувшийся предмет.
Цели и задачи:
Дать почувствовать детям, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, обучить их некоторым приемам расслабления.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц ног рук корпуса тела, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем объяснить, как неприятно состояние напряженности, например, как неудобно длительное время находиться с напряженными крепко сжатыми в кулак пальцами. И, наоборот подчеркнуть, как свободно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, а расслабленно отдыхают. Только не напряженные руки легко выполняют по нашему желанию любое действие. Надо помнить: - напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Обучая детей расслаблению нужно самим показывать соответствующие движения и доступно объяснять их. Например: сделать руки «вялыми как кисель как лапша; сравнит расслабленное тело с тряпичной куклой; расслабление мышц живота – мяч, из которого вышел воздух.
Расслабление мышц рук
Педагог: Дети сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим (поза покоя).
Упражнение кулачки:
Сожмите пальцы в кулачок покрепче, что бы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильно напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко приятно стало (упражнение выполняется три раза) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох – выдох, еще раз: вдох выдох…
Руки на коленях.Кулачки сжаты.Крепко с напряжением, Пальчики прижаты.(Большой палец прижимаем к остальным)Пальчики сильней сжимаем ––Отпускаем, разжимаем.(Легко приподнять и уронитьрасслабленную кисть каждого ребенка)Знайте, девочки и мальчики:Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Олени»
Педагог: представим себе, что мы олени (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки (показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы). Руки стали твердыми, как рога у оленя. Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох (два раза)
Посмотрите: мы –– олени,Рвется ветер нам навстречу!Ветер стих,Расправим плечи,Руки снова на колени,А теперь –– немножко лени….Руки не напряжены,И расслаблены…
Педагог легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.
Знайте, девочки и мальчики:Отдыхают ваши пальчики!Дышится легко…ровно…глубоко…
Расслабление мышц ног
Упражнение «Пружинки»
Дети принимают позу покоя, руки на коленях.
Педагог: представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упирают упираться в пол. Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем… Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох! (2 раза)
Что за странные пружинкиУпираются в ботинки?(Дети приподнимают носки, пятки прижаты к полу)Ты носочки опускай,На пружинки нажимай,Крепче, крепче нажимай,Нет пружинок – отдыхай.
Упражнение повторяется 3 раза.
Руки не напряжены.Ноги не напряженыИ расслаблены…Знайте, девочки и мальчики:Отдыхают ваши пальчики!Дышится легко…ровно…глубоко…
Упражнение «Загораем»
Педагог: представьте себе, что ваши ноги загорают(показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Ноги поднимаем, держим…, держим. Ноги напряглись. Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!… Как хорошо, приятно стало, ноги не напряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!…
Мы прекрасно загораем!Выше ноги поднимаем!Держим…Держим…Напрягаем…Загораем! Опускаем!(Ноги резко опустить на пол)Ноги не напряжены,И расслаблены…
Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить их с расслаблением.
Расслабление мышц рук, ног, корпуса
Педагог: дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. Слушайте и делайте, как я.
Упражнение «Штанга»
Педагог: будем заниматься спортом. Встаньте. Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу… Устали руки и бросили штангу (руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища). Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть-выдохнуть!…
Мы готовимся к рекорду,Будем заниматься спортом(Наклониться вперед)Штангу с поля поднимаем…(Распрямиться)Крепко держим…
Педагог прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление
И бросаем!(Упражнение повторяем 3 раза)
Наши мышцы не устали ––И ещё послушней стали!Нам становится понятно:Расслабление –– приятно.
Упражнение «Кораблик»
Педагог: представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу –– прижмем к полу правую ногу (правая напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону –– прижимаем левую ногу (напряжена левая нога, правая – расслабилась). Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!
Стало палубу качать.Ногу к палубе прижать!Крепче ногу прижимаем,А другую –– расслабляем!
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом – для левой. Педагог обращает внимание детей на напряженное и расслабленно состояние мышц ног.
А теперь сядьте и слушайте (говорит спокойно, медленно)
Снова руки на колени,А теперь немного лени…Напряженье улетело –– И расслаблено все тело…Наши мышцы не усталиИ ещё послушней стали.Дышится легко..., ровно…, глубоко
Наша игра закончилась. Вы немного отдохнули, успокоились. Поняли, как можно расслабить руки, ноги и все тело.
Расслабление мышц живота
Упражнение «Шарик»
Педагог: представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот (дети сидят на стуле, руки на коленях). Надуем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота надуваются. Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у вас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом, так чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!
Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам входит внутрь! И выдох спокойный, ненапряженный! Делайте, как я.
Вот как шарик надуваем!И рукою проверяем (делается вдох)Шарик лопнул –– выдыхаем.Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко… ровно… глубоко…(Повторить 3 раза)
Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать и, главное, вы почувствовали, как приятно, когда наши мышцы расслабишь, сделаешь мягкими, послушными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.
3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Сфера, 2002.
4. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб.: Иматон, 1997.
Используемые интернет ресурсы.
1. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbukashka.org%2Fwp-content%2F2009%2F12%2Fruki.jp
2. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ftoy-fun.ru%2Fimage%2Fcache%2Fdata%2Fslinki%2F5%2F2521-768x768.jpg&uinfo=sw-1440-sh-900
3. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.stihi.ru%2Fpics%2F2014%2F04%2F25%2F2753.jpg&uinfo=sw-1440-sh-900-ww-1423-wh-799
4. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ftoy-fun.ru%2Fimage%2Fcache%2Fdata%2Fslinki%2F5%2F2521-768x768.jpg&uinfo=sw-1440-sh-9
5.
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.konkura.com%2Fprofileimages%2Fmedium%2F36e809b3-4ad3-44c2-b791-37bdd8
6. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbestgif.su%2F_ph%2F52%2F2%2F728503729.gif&uinfo=sw-1440-sh-900-ww-1423-wh-799-pd-1-wp-16x10_1440
7. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimages.myshared.ru%2F513398%2Fslide_6.jpg&uinfo=sw-1440-sh-900-ww-1423-wh-799-pd-1-wp-16x10_1440