Конспект урока музыки Колыбельные. Расскажи мне сказку.


МУЗЫКА И ПЕНИЕ
“Расскажи сказку. Колыбельные. Мама ”
Задачи:
познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен, познакомить и разучить 1 куплет песни «Колыбельная медведицы»;
учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью; учить сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанр;
вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный  слух, музыкальную  память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное  мышление; творческие способности;
воспитывать  доброту  и любовь к маме, к природе; музыкальный вкус;
                                   
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
- Послушайте  музыку (П. И. Чайковского Детский альбом № 5 Марш деревянных солдатиков.)
- Назовите музыкальное произведение. (Марш)
- Кто композитор этого произведения? ( П.И. Чайковский)
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о разных маршах).
- Какие бывают марши? (Марши бывают военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские.)
- Где звучат марши? (Маршевая музыка применяется не только для организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных, симфонических произведениях.)
- Что объединяет все марши? (Все марши объединяет четкий шаг и четкий ритм)
- Вы усвоили материал. А сегодня вы узнаете новое. Тема нашего урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.» А сейчас мы отправляемся в путешествие по стране сказок.
Откройте учебник на стр.30-31 и рассмотрите иллюстрацию.
На прошлом уроке рассказчиками были известные вам композиторы Пётр Чаковский и Сергей Прокофьев.
- Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.
Вы видите мальчика и его няню, сидящую за вязанием.
Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ.
Всё в мире хочется познать,Всё хочется увидеть в мире:В стране мелодий погулятьИ поиграть на струнной лире.Цветок нас ждёт…Нам музыка всего дорожеФантазий сказочная нитьНе заблудиться нам поможет.
Во времена П. Чайковского и С. Прокофьева дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчицами того времени были няни.
- У маленького Пети Чайковского тоже  была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.
- В сказках происходят разные чудесные события.
- Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка?
- Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
- О чем же рассказала вам эта сказка?
- Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.
- Что вы представите, когда звучит эта музыкальная сказка?
Я вам сегодня принесла иллюстрации к сказкам, давайте посмотрим и отгадаем их.
-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?
- Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?
- Мы продолжим сказочную тему, но её название вам предстоит угадать после просмотра видеофрагмента. (ВИДЕОФРАГМЕНТ: «Заставка «Спокойной ночи малыши». (или «мелодия из программы  «Спокойной ночи малыши»)
- Удалось вам определить жанр этой музыки? Назовите? (ответы обучающихся)
- По каким признакам вы определили, что это колыбельная? (ответы обучающихся)
Действительно, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.
Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном, а это значит колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые… Многие из них вам известны с раннего детства. Откройте учебник на стр. 34 – 35.
- Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню? (В исполнении мамы). - Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.
- Послушайте песню ( «Спят усталые игрушки» )
- Узнали ли вы ее? - Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение?- Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни? - Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?
- Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?
- Как звучит музыка?
- Какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения?
- Какими красками нарисован образ мамы?
- Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные звуки?
- Что хотел сказать композитор Чайковский этой музыкой ее исполнителям и слушателям?
- Сегодня мы выучим новую песню, которая называется «Колыбельная медведицы», написали её композитор ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ на слова ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА.
 Послушайте ее.
- Какое настроение создала у вас эта песня?
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА:
-разучивание ритмического рисунка песни;
- распевание;
- вокализация (по группам, рядам, хором).
Выучить текст песни «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, Ю. Яковлева
Итог урока. Пришло время подвести итог урока. Сегодня мы завершаем изучение раздела «День полный событий».
- О ком мы говорили на уроке?
- Какие произведения слушали?
- Что нового узнали?