Проект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласных
Проект урока по теме: «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных
(перед другим парным согласным)».(обучение грамоте)
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 126» Автозаводского района
ФИО: Воробьева Наталья Константиновна
Квалификационная категория: высшая
Стаж работы учителем начальных классов: 21
Н. Новгород
2015год
Учебный предмет: обучение грамоте (1класс).
УМК: «Гармония»
Тема урока: «Опасности письма» на месте парных согласных по глухости – звонкости согласных
(перед согласным).
Тип урока: объяснение нового материала
Задачи урока:
- Распространение понятия «опасное место» на парные по глухости – звонкости согласные, находящиеся перед парным согласным
- Формирование умения обучающихся в построении логической цепи рассуждения при нахождении «опасного места» для парных по глухости-звонкости согласных;
- Развитие умения анализировать и сопоставлять звуковые модели, учить наблюдать, доказывать и делать умозаключения, выводы;
-усвоение двух опознавательных признаков данного вида орфограмм: парность по глухости-звонкости и положение перед парным согласным;
-постепенное развитие орфографической зоркости.
Ожидаемые результаты:
Личностные: осознание значимости правильного определения «опасного места» на письме, осознание языка как средства общения: понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека.
Предметные: различение, анализ, сравнение, характеристика согласных парных по глухости-звонкости звуков и букв, которые их обозначают на письме.
Метапредметные:
Регулятивные-принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий для решения данной задачи, контролирование процесса и результатов своей деятельности;
познавательные - умение находить информацию, представленную в явном виде, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и использовать её для решения учебно-познавательных задач, применять разные способы фиксации информации /схема, запись/, понимать и уметь переводить информацию, представленную в схематической форме в словесную; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
коммуникативные - участвовать в диалоге, в общей беседе, работать в парах, выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, заботясь о ясности, точности выражения мысли.
Оборудование: таблица «Опасные при письме места», лента букв; Букварь (автор М.С. Соловейчик и др.), с.68-69
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Понятие и схематическая запись слогов, слов и предложений, особенности гласных и согласных звуков, их характеристика, владение приемами вычленения звуков из слова и определения их характера, слоговой и звуковой анализ слов полный и частичный, умение читать, ударные и безударные гласные звуки и «опасности письма» на месте безударных гласных, парных согласных на конце слова ; твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки, знакомы с буквами и их «работой».
План урока с хронометражем.
№п/п
План урока
Хронометраж
1
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
1мин.
2
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Повторение знаний о буквах парных по звонкости-глухости согласных на конце слова.
3мин.
3
Выявление места и причины затруднения, Постановка учебной задачи. Предположение о возможных новых опасностях при написании букв парных по звонкости-глухости согласных
3мин.
4
Решение учебной задачи («открытие» обучающимися нового знания). Разработка алгоритма. Открытие новой опасности письма в буквах парных по звонкости-глухости согласных перед другим парным согласным.
10мин.
5
Физкультминутка.
4мин.
6
Первичное закрепление темы «опасные места».
Работа по букварю, упражнение в чтении с.68
10мин.
7
Включение в систему знаний. Самостоятельная работа по букварю с.69
7мин.
8
Рефлексия учебной деятельности.
2мин.
Ход урока
№п/п
Этап урока
Деятельность учителя(У) и учащихся(Д).
Формируемые УУД
1.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу», выделения содержательной области («могу»).
У- Доброе утро, ребята! Сегодня мы с Вами собрались в нашем уютном классе и готовы к новым открытиям ?
Д- Готовы!
У- тогда начинаем наше очередное путешествие по стране Знаний. Сегодня нам предстоит сделать Новое и Важное открытие. А чтобы его сделать, Вы в роли ученых проведите наблюдения.
Личностные УУД (мотивация на достижение успеха).
2.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия ; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действия, тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности обучающихся, фиксируемое ими самими .
У- Вспомните, в каком случае при письме нельзя доверять парным согласным?
Д- Парным согласным на конце слова при письме нельзя доверять. На их месте появляется опасность написать не ту букву, то есть опасность ошибиться.
У- Послушайте предложение, вслушиваясь в звуки слов (Произносится предложение, соблюдая нормы орфоэпии).
Арбуз - плод. Предложение написано на доске
У - Какие согласные таят опасность?
Д- Парные согласные на конце слов.
У - Почему к этим звукам надо относиться особенно внимательно?
Д- На их месте всегда есть «опасность письма». Парному согласному на конце слов , когда пишешь, нельзя доверять. Нельзя писать , как слышишь.
У - Давайте это проверим ещё раз
У - Хором читайте так, «как написано».
Д-Арбуз-плод..
У- Теперь так, «как говорим».
Д- АрбуС-плоТ.
У-Сравните звуки и буквы на их месте. (Ставим знаки „+”и „ – ”). Какой же вывод подтвердили?
Д- Там, где парные согласные на конце слов, всегда есть «опасности письма», так как на месте одного и того же звука бывают разные буквы.
Личностные УУД (мотивация).
Познавательные УУД ( общеучебные - структурирование знаний, логические – анализ, синтез, сравнение).
Коммуникативные УУД(речевая деятельность – работа с предложением, словом, звуковой анализ).
Регулятивные УУД( прогнозирование – поиск «ошибкоопасных» мест, определение трудностей
3.
Выявление места и причины затруднения, Постановка учебной задачи. Этап предполагает выявление и фиксацию обучающимися места, где возникло затруднение; определение причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи.
У - А как вы думаете, только ли при нахождении парных согласных на конце слов есть «опасности письма»?
Д- возможно есть и другие опасные места у парных согласных звуков, но нам это нужно узнать и проверить.
У- Понаблюдаем за словами шапка и шубка . (Вывешиваю картинки на доску.)
У- произнесите слова, выделите, назовите и охарактеризуйте согласные звуки в словах.
Д- Звуки согласные , твёрдые ,глухие, парные.
________________ _______________
Познавательные УУД ( подведение к постановке и формулированию учебной задачи, выбор оснований и критериев для сравнения).
Регулятивные УУД( целеполагание через создание проблемной ситуации, прогнозирование - прикидка возможных трудностей до начала действия)
4.
Решение учебной задачи («открытие» обучающимися нового знания).л° Этап предполагает обдумывание обучающимися учебных действий: постановку цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации
У - А теперь посмотрите, как пишутся эти слова. (Прикрепляются рядом с рисункам слова «шапка», «шубка».) У-Сравните звуки и буквы на их месте. (Ставим знаки „+”и „ – ”). Какие же буквы обозначают согласные звуки в этих словах?
У-Где вы обнаружили расхождение?
На конце ли слов стоят эти парные согласные?
У-Перед нами новая тайна парных глухих-звонких согласных! Вы ее обязательно разгадаете, если посмотрите, перед каким звуком находится опасный парный согласный!
Какой это звук? Парный или непарный?
Д-Парный.
У- Это очень важно! Именно перед парным согласным другой парный согласный становится «опасным» при письме.
У- Как вы думаете, можно ли доверять при письме такому звуку и писать, как слышишь?
Д- Нет.
У- Почему?
Д-Можно не ту букву написать; можно допустить ошибку
У - Какой же вывод сделаем?
Д- Парные согласные звуки, когда они находятся перед другими парными согласными, как и в конце слова- «опасности письма»
У- Итак, « опасность» есть тогда:
· когда этот звук парный, потому что у него есть звонкая пара;
· когда такой звук стоит на конце слова;
когда он находится перед другим парным согласным
У - Чтобы не забывать наш новый – очень важный - вывод,
внесём составленную схему в таблицу «Опасные при письме
места».
У - Прежде всего, поищем, куда поместить наше открытие о согласных. Где находиться часть, посвященная гласным?
Д- Слева.
У- Из чего видно, что слева показываются «опасные места» для
гласных?
Д-Сверху над ними их значок.
У-Где в таблице сообщается об «опасных местах» для согласных?
Д-Справа.
У – Где идет речь о парных на конце слова?
Д-Слева.
У – Куда мы поместим новые знания о парных перед парными?
Д-Справа.
Теперь наша таблица «Опасные при письме места» будет выглядеть так:
У – как мы будем рассуждать?
Д – По алгоритму.
У - Что значит рассуждать по алгоритму?
Д – значит работать последовательно, по шагам.
АЛГОРИТМ:
1шаг: прочитать слово
2шаг: выделить звук (услышать)
3шаг: и определить, если он согласный парный, то он может являться «опасным местом»
4 шаг: стоит на конце слова-опасно.
5 шаг: стоит перед другим парным согласным-опасно.
Познавательные УУД (умение производить обобщение по заданным критериям, осуществлять анализ, проводить сравнение, умение структурировать знания ,разработка алгоритма)
Коммуникативные УУД (умение слушать собеседника во время фронтальной беседы ).
Личностные УУД ( повышение мотивации через постановку проблемных вопросов)
Регулятивные УУД- планирование
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование: алгоритм-памятка)
5.
Физкультминутка.
У - А теперь настало время небольшой разминки, но она будет не простая, а с заданием. Я буду называть вам слова ,а вы прислушиваться к парным согласным звукам, если в слове есть опасный звук, то вы поднимаете руки вверх, если таких звуков нет-опускаете вниз! (рыбка, труд, дом, травка, слон,глаз, ложка, мишка, стол, жираф, брат, дым, тряпка)
Регулятивные УУД ( постановка и осознание учебной задачи, контроль за ходом выполнения действий).
Познавательные УУД (анализ, синтез)
6.
Первичное закрепление темы «опасные места» Этап предполагает усвоение обучающимися нового способа действий при решении типовых задач /фронтально/.
Работа по букварю, упражнение в чтении
У- Откроем букварь на стр.68 и ещё раз прочитаем тему нашего урока. (Читаем предложение, напечатанное красным цветом.)
Д-Опасности письма на месте согласных
У - Посмотрите ,так ли выглядит обозначение «опасных мест» у авторов букваря, и, читая стихи и загадки, ещё раз проверим наш вывод.(Букварь стр. 68.)
Дети читают вывод в красной рамочке.
У – Прочитайте первое стихотворение и объясните причину, по которой выделена синим цветом часть букв.
Д- Это опасные парные согласные.
У – Почему они опасны?
Д- Так как стоят перед другим парным согласным.
Найдите еще одно слово в этом стихотворении, в котором есть еще один опасный парный согласный.
Д- МишуТка.
Познавательные УУД ( конкретизация полученной информации, структурирование знаний, анализ, синтез)
У- А теперь закрепим наши знания при чтении загадок. (Работаем в в букваре с.68)
У- Давайте прочитаем первую загадку.
Чтение по цепочке построчно.
У – Что это?
Д- Орех
У- Найдите в загадке слова с новым опасным местом
У – Почему согласные опасны?.
Д- Стоят перед другим парным согласным.
У-Давайте отметим опасные при письме места, пользуясь нашей таблицей.
(Аналогичная работа проводится со второй загадкой и скороговоркой)
Познавательные УУД (анализ, синтез, обобщение и структурирование знаний)
7.
Включение в систему знаний. Самостоятельная работа. Этап предполагает применение нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
У – Перед вами текст на с.69 букваря. Ваша задача отметить знаком «+» слова, в которых есть опасные парные по глухости-звонкости согласные звуки. Пользуйтесь нашей таблицей!
Для чего мы будем выполнять это задание?
Д – Мы будем выполнять это задание для того, чтобы проверить наши знания и то, как мы научились находить «опасные места» при написании парных согласных по глухости-звонкости.
У- Ребята, которые закончат задание раньше других, могут выполнить дополнительное задание художника на стр. 69. Из слов, находящихся в красной рамочке выбрать слово, соответствующее схеме:
У- Поменяйтесь букварями с соседом по парте и проверьте друг друга.(фронтальная проверка)
У кого получилось все правильно? ( дети поднимают руку отвечая на вопрос)
Кто затрудняется при выполнении данного упражнения?
У – Какое важное действие выполняли?
Д – действовали по алгоритму нахождения «опасного места».
У- Кто выполнил дополнительное задание художника? Какое слово соответствует схеме?
Д- Берёзка
Познавательные УУД ( структурирование знаний анализ, синтез, установка причинно-следственных связей, доказательство).
Регулятивные УУД -целеполагание
Дифференциация по объему
Регулятивные УУД (взаимооценка, взаимоконтроль, коррекция)
Коммуникативные УУД- умение работать в паре, реагировать на замечания собеседника, разрешать возможные конфликты, следить за своим поведением. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
.
8.
Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание обучающимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
У - Что нового узнали на уроке?
Д - Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова и перед другими парными согласными – опасные при письме места.
Д –Разработали алгоритм нахождения «опасного места»: парный глухой согласный на конце слова и парный перед другим парным – «опасное место»!
У-Для чего нам нужно знание опасных при письме мест?
Д-Чтобы научиться грамотно писать.
У- Именно этим мы с вами займемся на следующем уроке письма. Нам предстоит научиться писать слова с буквами парных по звонкости-глухости согласных звуков на конце слова и перед другими парными согласными, когда они таят в себе опасности.
У - Всем спасибо за работу! Отметьте своё настроение от урока на личике мальчика.
Регулятивные УУД (оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные УУД ( умение анализировать, выделять главное)
Личностные УУД-реализация компетентностного подхода.
Личностные УУД (рефлексия).
Литература.
Букварь (автор М.С. Соловейчик и др.), с.68-69;
«Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» И.И. Бондарева и др.
«Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Ковалёвой Г.С. , Логиновой О.Б.
«Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать»», Соловейчик М.С. и др.
« Как проектировать универсальные учебные действия» под ред. А. Г. Асмоловой
«Федеральный государственный стандарт начального общего образования» изд. Просвещение.
15