Конспект урока Орфограммы парных по звонкости-глухости согласных
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема: Орфограммы парных по звонкости-глухости согласных.
Цель: Развитие орфографической зоркости.
Задачи:
1) Актуализировать имеющиеся знания у учащихся по теме “Парные звонкие и глухие согласные”;
2) Развивать умение сравнивать произношение и написание слов;
3) Уметь определять слабую позицию для парных согласных по звонкости- глухости;
4) Создавать условия для развития общего кругозора и мыслительных действий учащихся.
Ход урока:
1) Организационный момент.
Слайд 1.
С радостью утром мы в школы бежим,
Новое в школе открыть мы хотим!
- Ребята, сегодня у нас урок открытия нового знания. Мы откроем ещё одну тайну русского языка.
2) Актуализация знаний.
Слайд 2.
- Найди лишнюю букву? Докажи? (И так, как гласная)
- Что вы можете сказать про остальные согласные? (Согласные, могут образовать пары по звонкости- глухости)
- Составь пары по звонкости-глухости и запиши их в тетрадь. (Появляется ответ на слайде, дети проверяют по образцу)
3) Постановка учебной задачи.
- Эти парные согласные по звонкости-глухости согласные откроют нам на уроке свои тайны. (Появляется ?) Итак, начинаем открывать тайны.
4) Поиск решения проблемы.
Слайд 3.
- Обозначь звуки, которые слышишь в указанных местах.
Повар готовил обе[ ],
А тут отключили све[ ]. (Слышим звук [т])
- А теперь посмотри, как пишутся эти слова и запиши их. (свет, обед)
- Сравни звуки и буквы и покажи свои наблюдения в схеме. (СЛЫШИМ ЗВУК [т], А ПИШЕМ БУКВЫ Т-Д) (появляется схема)
Слайд 4.
- Поработаем с другим отрывком.
Пришли к нам четыре ко[ ]ки,
Отложили мы в сторону ло[ ]ки.
- Обозначь звуки, которые слышишь? (Слышим звук [ш])
- Посмотри, как пишутся слова, запиши их. (кошки, ложки)
- Сравни звуки и буквы и покажи наблюдения в схеме. (СЛЫШИМ ЗВУК [ш], А ПИШЕМ Ж-Ш) (появляется схема)
Слайд 5.
Маша ела су[ ]
И сломала зу[ ].
- Какие звуки слышишь? (Слышим звук [п])
- Посмотри, как пишутся эти слова и запиши их.(суп, зуб)
- Сравни звуки и буквы и сделай вывод в схеме. (СЛЫШИМ ЗВУК [п], А ПИШЕМ Б-П) (появляется схема)
Слайд 6.
Я играю ска[ ]ку,
Мне купили ма[ ]ку.
- Какие звуки слышишь? (Слышим звук [с])
- Посмотри, как пишутся эти слова и запиши их. (маска, сказка)
- Сравни звуки и буквы и сделай свои наблюдения в схеме. (СЛЫШИМ ЗВУК [с], А ПИШЕМ З-С) (появляется схема)
Слайд 7.
Платье повесила в шка[ ],
Потому что оторван рука[ ].
- Какие звуки слышишь? (Слышим звук [ф])
- Посмотри, как пишутся эти слова и запиши их. (шкаф, рукав)
- Сравни звуки и буквы и сделай свои наблюдения в схеме. (СЛЫШИМ ЗВУК [ф], А ПИШЕМ В-Ф) (появляется схема)
Слайд 8.
У меня есть со[ ]
Я устрою тор[ ].
- Какие звуки слышишь? (Слышим звук [к])
- Посмотри, как пишутся эти слова и запиши их.(сок, торг)
- Сравни звуки и буквы и сделай свои наблюдения в схеме. (СЛЫШИМ ЗВУК [к], А ПИШЕМ Г-К) (появляется схема)
Слайд 9.
- Давайте вместе с человечком Пкчаг (Пиши красиво чисто аккуратно грамотно) сделаем вывод можно ли доверять парным по звонкости-глухости согласным. (Парным звукам по звонкости и глухости доверять нельзя, так как в слове можно допустить ошибку)
Появляются знаки вопроса
- Однако, человечек Пкчаг говорит, что не все тайны парных по звонкости-глухости согласных мы открыли. И нам необходимо ещё сделать несколько наблюдений.
Слайд 10.
- Какое задание приготовил нам человечек Пкчаг? Составь слово, используя только первые слоги данных слов? (загадки)
Слайд 11.
Клейкие почки, зелёные листочки,
С белой корой, стоит под горой. (берёза)
Какое лакомство готовит пчела? (мёд)
Воду ложками черпали,
Блюдо к вечеру пригнали. (лодка)
- Запиши отгадки в тетрадь.
- Подчеркни в словах парные по звонкости- глухости согласные.
- Понаблюдай за буквой и звуком в этих словах. Если звук и буква совпадают, поставим знак +, если нет - .(Дети вместе с учителем проделывают эту работу вместе. На слайдах показаны правильные ответы)
Понаблюдаем, когда парным по звонкости-глухости согласным доверять нельзя.
(Когда они стоят в конце слова, ПОЯВЛЯЕТСЯ СХЕМА когда они стоят в середине слова перед другими парными согласными, чаще всего перед суффиксом К ПОЯВЛЯЕТСЯ СХЕМА) В этих двух случаях парные согласные будут являться орфограммами.
5) Формулировка правила.
Слайд 12.
- Сформулируем правило полностью. (Дети формулируют правило: Парные согласные по звонкости-глухости будут являться орфограммами если стоят в конце слова, или перед другими парными согласными, чаще всего перед суффиксом К)
6) Закрепление изученного.
Слайд 13.
Человечек Пкчаг приготовил вам ещё задание. Отгадай слово, используя только первые слоги. (пословицы)
Слайд 14.
- Составь пословицы.
Лучше, друг, новых, старый, двух. (Старый друг лучше новых двух.)
Работа, и, у кого, хлеб, у того. (У кого работа, у того и хлеб.)
Мелка, уха, рыбка, сладка, да. (Рыбка мелка, да уха сладка.)
- Найдите слова с орфограммой парных по звонкости-глухости согласных? Докажи, что это орфограммы. (В слове ДРУГ буква Г будет являться орфограммой, так как парная согласная стоит в конце слова.
В слове ХЛЕБ буква Б будет являться орфограммой, так как парная согласная стоит в конце слова.
В словах РЫБКА, СЛАДКА буквы Б, Д будут являться орфограммой, так как парная согласная стоит перед суффиксом К.)
7) Итог урока.
Слайд 15.
- Подведём итог. Что вы сегодня узнали на уроке? (Дети с помощью схем формулируют правило, которое узнали на уроке)
- Вы хорошо поработали на уроке и человечек Пкчаг приготовил вам игру.
Слайд 16.
Мы должны лететь только к тем словам, где есть орфограммы парных по звонкости-глухости согласных. Выбери маршрут (снег, пруд, книга, арбуз, мел, стриж, игрушка, берёзка, дрова, остров)
- Составь из первых букв нашего маршрута слово. (СПАСИБО)
8) Рефлексия.
- Спасибо вам за работу на уроке.
- Оцените свою работу на уроке цветными магнитиками. Подарите их человечку Пкчаг. (Красный – отлично, зелёный - хорошо, синий – я не понял материал)
15