КалендаКалендарно-тематическое планирование уроков по курсу «Литературное чтение» 4 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Литературное чтение» 4 класс
(102 часа, 3 часа в неделю)
№ п/п Тема урока
Кол-во часов Планируемые результаты Вид, форма
контроля Характеристика основных видов деятельности Дата Примечание (ЕГЭ, коррекционная работа)
проведения фактическая предметные метапредметные Раздел 1. Любимые книги (8 ч)
Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог» 1 Знать основное содержание изученных произведений, их авторов Знакомиться с учебником, использовать приемы ознакомительного и просмотрового чтения Текущий контроль: устный
рассказ Воспринимают на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечают на вопросы по содержанию; понимают главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Самостоятельно дают характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
Декламируют стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделяют в нём логические части, проводят словарную работу.
Воспринимают на слух задание (учебный текст), определяют алгоритм выполнения, оценивают ход и результат выполнения.
Готовятсяк сочинению: определяют и анализируют тему, формулируют замысел (главную мысль), собирают материал, составляют план, работают над черновиком, редактируют текст. Кто же будет сопровождать нас в путешествиях?
(Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера») 1 Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь: определять тему и главную мысль произведения; давать характеристику героев, сравнивать их характеры.
Осознание и применение жизненных ценностей и смыслов Текущий контроль: устный
рассказ Начало удивительных событий (Е Велтистов «Приключения Электроника»,
гл. 1, ч.1 и 2) 1 Ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть Наука как искусство (Велтистов «Приключения Электроника», гл.1.ч.4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. 1 Планировать совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться Текущий контроль: выразительное чтение 4-й части Смешные стихи о серьёзных вещах. (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). 1 Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); Умение слышать, слушать и понимать партнера. Текущий контроль: творческий пересказ Обобщающий урок по разделу «Любимые книги.» Проверочная работа № 1
1 Уметь обобщать изученный материал, видеть проблему, поставленную автором. Планировать совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться Тематический контроль: выполнение проверочной работы Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения) 1 Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» Тематический контроль Понятие детская литература
Р/Р Сочинение о любимом писателе. Текст - повествование 1 Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой Умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение вести диалог.
Тематический контроль Раздел 2. У истоков русской детской литературы (16ч.)
Летопись и летописцы.
(А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н.Кончаловская
«В монастырской келье узкой...») 1 Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть
- отличать древнерусские стихи от современных.
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг Текущий контроль Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.);
соотносят автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
Вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую.
Участвуют в диалоге.
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям. «Повесть временных лет». Расселение славян.
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели Текущий контроль: чтение текста наизусть Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.
Р.К. Исторические события Тюменской области 1 Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Текущий контроль «Похвала книгам» Ярослава Мудрого.
1 Читать про себя осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответственную интонацию Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Текущий контроль: выразительное чтение текста Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям) 1 Уметь анализировать и обобщать материал из разных произведений.
Тематический контроль Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий — первый детский поэт. 1 Знать жанры. Развивать правильность чтения. Осознанное построение речевого высказывания в устной. Текущий контроль: чтение наизусть строк из летописи Особенности языка Кариона Истомина 1 Уметь выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста Нравственно-этическая ориентация. Жизненное самоопределение
Текущий контроль: выразительное чтение отрывка Воспринимают на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечают на вопросы по содержанию; понимают главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Участвуют в диалоге.
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.);
соотносят автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
Вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуально.
Готовя к сочинению: определяют и анализируют тему, формулируют замысел (главную мысль), собирают материал, составляют план, работают над черновиком, редактируют текст.
Создают письменный текст.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносят автора, его произведения со временем их создания;
Готовятсяк сочинению: определяют и анализируют тему, формулируют замысел (главную мысль), собирают материал, составляют план, работают над черновиком, редактируют текст.
Обобщение по разделу «Древнерусская литература XI-XVII веков.»
Проверочная работа № 2 1 - обобщать изученный материал, видеть проблему, поставленную автором.
Тематический контроль Внеклассное чтение
«Книги о книгах» 1 -получать информацию из текста, пересказать текст, делить текст на части, составлять план, самостоятельно работать с книгой, анализировать текст Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Путешествие 2.
Конец XVIII века
Усадьба Аксаковых. «Детские годы Багрова –внука», гл.1) Формулировать основную мысль текста
Читать про осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответственную интонацию
Построение логической цепочки рассуждений.
Текущий контроль
Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука», гл. 2 -3) 1 Знать темы и героев путешествия.
Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения Ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть Автобиографическая книга и мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова». 1 Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
- оценивать события, героев произведения; Тематический контроль. Нравоучительные статьи Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» 1 Уметь:
- составлять небольшое монологическое высказывание.
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели Текущий контроль: выразительное чтение повести Р/р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Текст повествование 1 Уметь: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Тематический контроль Образ «идеального ребёнка» в детских стихах
А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того хочешь» 1 Уметь находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, материал для характеристики героев Действия исследования, поиска, отбора необходимой информации
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели Тематический контроль Обобщение по теме «Зарождение, становление и развитие детской литературы Х1-ХУШ веков.» Проверочная работа № 3 1 - обобщать изученный материал, видеть проблему, поставленную автором.
Умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении партнера и самого себя Тематический контроль: проверочная работа Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)
Р.К. Тюменский драматург Зот Тоболкин (автобиография) 1 -получать информацию из текста, пересказывать текст, делить текст на части. Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели Текущий контроль: самостоятельное чтение; выразительное чтение. Р/Р Сочинение «Мое путешествие
в историю детской литературы». Текст – повествование. 1 Уметь: выбирать смысловые слова, тему; анализировать тему и содержание сочинения. Умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении партнера и самого себя Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… (30 ч.)
Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни?
(И. А. Крылов «Слон и Моська») 1 Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках Текущий контроль: выразительное чтение басни Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр.
Участвуют в диалоге.
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.);
соотносят автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
Вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую.
Воспринимают на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова.
Характерные особенности жанра басни (И.А.Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под дубом») 1 Уметь определять тему и главную мысль произведения.
Умение слышать, слушать и понимать партнера. Текущий контроль Нелёгкий путь в подземное царство. А. Погорельский «Черная курица…» 1 Уметь определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
читать стихотворные произведения наизусть.
различать жанры художественной литературы
Умение слышать, слушать и понимать партнера. Текущий контроль: творческий пересказ. Главный герой сказки.
А. Погорельский «Черная курица…». 1 Выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего Текущий контроль Путешествие 5. Как писать для детей? Лето 1831 года.
1 Текущий контроль: краткий пересказ Знакомство с героями сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». 1 Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели Текущий контроль: краткий пересказ Сказочное и реальное в тексте сказки. А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». 1 Уметь составлять простой план; читать текст по ролям
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Текущий контроль Мир Салтана и мир Гвидонав сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». 1 Текущий контроль Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». 1 Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь: читать осознанно текст художественного произведения;
определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; читать стихотворные произведения наизусть,
различать жанры художественной литературы Умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу Текущий контроль: краткий пересказ Воспринимают на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечают на вопросы по содержанию; понимают главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Самостоятельно дают характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
Вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую. Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна». Обобщение по теме «Литературные сказки» 1 Умение слышать, слушать и понимать партнера. Текущий контроль Русская сказка в обработке В. Даля «Война грибов с ягодами». Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). 1 Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Текущий
контроль: чтение отрывка сказки наизусть Как надо писать для детей? Исторические рассказы А. Ишимовой. 1 Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Текущий контроль. Обобщение по теме
«Детская литература
XIX в.»,
Проверочная работа № 4 1 Уметь обобщать изученный материал, видеть проблему, поставленную автором. оформлять свои мысли в устной и письменной. Тематический контроль. Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня» Исторические события Тюменской области в произведениях тюменских авторов (Галязимов Б.И.) 1 Уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
Текущий
Проверка понимания, прочитанного в ходе самостоятельной работы дома Тематический контроль Воспринимают на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечают на вопросы по содержанию; понимают главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Декламируют стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделяют в нём логические части, проводят словарную работу. Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. 1
пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; -
Умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении партнера и самого себя Текущий контроль Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова - внука» 1 Текущий контроль Поэты XIX века А. Толстой, А. Плещеев о природе. Р.К. Учимся у поэтов видеть красоту Тюменского края. 1 Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Умение вести диалог, искать решения, давать оценку ответа. Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть Тема природы в стихах
А. Майкова, Ф. Тютчева. 1 Текущий контроль Декламируют стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделяют в нём логические части, проводят словарную работу.
Культура речевого общения
Участвуют в диалоге.
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Готовятсяк сочинению: определяют и анализируют тему, формулируют замысел (главную мысль), собирают материал, составляют план, работают над черновиком, редактируют текст. Картины русской природы в стихотворении Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». 1 Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя». Нравственно-этическая ориентация. Жизненное самоопределение Текущий контроль: выразительное чтение Путешествие 7.
Разнообразие жанров Л.Н.Толстого. 1 Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Текущий: чтение стихотворения (отрывка) наизусть Л.Н.Толстой как учитель. Познавательный характер произведений. 1 определять
тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; — делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - читать
стихотворные произведения наизусть,
-различать жанры художественной литературы Умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу Текущий: коллективное составление схемы рассказа о Л. Н. Толстом Непростые простые тексты
Л. Н. Толстого.
1 Практикум «Учись читать художественную литературу».
1 Поиск и выделение необходимой информации Текущий контроль Как учились дети?
Учебная книга
К. Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» 1 Построение логической цепочки рассуждений. Текущий контроль:
чтение по ролям Как помочь детям полюбить свою родную землю? К. Д. Ушинский «Проселочная дорога», «Наше Отечество» 1
Уметь составлять простой план; читать текст по ролям; обобщать изученный материал, видеть проблему, поставленную автором. Получать информацию из текста, пересказывать текст, делить текст на части, составлять план. Самостоятельно работать с книгой, анализировать текст
Ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках
Текущий контроль:
чтение по ролям Р.К. Очерки о Тюменском крае.
Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. 1 Действия исследования, поиска, отбора необходимой информации. Текущий контроль Непонятная болезнь. А.И.Куприн «Слон», (ч.1-3) 1 Действия исследования, поиска, отбора необходимой информации.
Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Текущий контроль Участвуют в диалоге.
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет. Можно ли выполнить желание Нади? А.И.Куприн «Слон». 1 Текущий контроль Обобщение по разделу «Детская литература XIX века».
Проверочная работа № 5 1 Тематический контроль: выполнение проверочной работы Мир детства в рассказе
А. П. Чехова «Мальчишки» Текущий
Проверка понимания, прочитанного в ходе самостоятельной работы дома Тематический контроль Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (48 ч.)
Путешествие 8. Первый день Лены в гимназии Л. Чарская
«Записки маленькой
гимназистки» 1 Знать названия,
основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.
Нравственно-этическая ориентация. Жизненное самоопределение Текущий контроль: толкование слов и словосочетаний Воспринимают на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечают на вопросы по содержанию; понимают главную мысль.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Воспринимают на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечают на вопросы по содержанию; понимают главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Участвуют в диалоге.
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Воспринимают на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечают на вопросы по содержанию; понимают главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Участвуют в диалоге.
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Воспринимают на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечают на вопросы по содержанию; понимают главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Участвуют в диалоге.
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Друзья и враги Лены Икониной. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». 1 Уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
- определять тему и главную мысль
произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план; Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Текущий:
чтение составленных учащимися биографий Образ Лены Икониной. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Обобщение по разделу «Мир детства». 1 Поиск и выделение необходимой информации Тематический контроль: индивидуальный опрос; написание отзывов Внеклассное чтение.
«Мир детства»
1 Осознание /и применение жизненных ценностей и смыслов Путешествие 9.
Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья».
Житков и Маршак 1 Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
- определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; — делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - читать стихотворные произведения наизусть,
-различать жанры художественной литературы; определять тему и главную мысль произведения. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) Текущий контроль: фронтальный опрос, письменное выполнение заданий Настоящий капитан
Б. Житков «Н.И.Пушкин». 1 Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Текущий контроль: выборочный пересказ текста Гимназисты К. Чуковского. 1 Текущий контроль Веселый тон и юмор стихов обэриутов. Стихи Д. Хармса, Ю. Владимирова,
А. Введенского 1 Поиск и выделение необходимой информации Текущий контроль Внеклассное чтение. Современные чудаки 1 Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Текущий контроль: выразительное чтение стихотворения Путешествие 10.
Богатство и многообразие жанров детской литературы. Перевода С Маршака. 1 Текущий контроль Внеклассное чтение. Современные детские журналы 1 Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части,
составлять его простой план Умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении партнера и самого себя Текущий контроль Живой мир и мир вечного
Е. Шварц «Два брата». 1 Осознание и применение жизненных ценностей и смыслов Текущий контроль Мудрость сказки Е. Шварца 1 Текущий контроль Превращение Пиноккио в Буратино. Б. Галанов «Книжка про книжки». «Пишу на ту же тему по-своему» 1 Уметь анализировать сказки; составлять цитатный план;
сравнивать сказки со схожим сюжетом;
выразительно читать фрагменты сказок
выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;
Умение слышать, слушать и понимать партнера. Текущий контроль: выразительное чтение сказки
Рассказ о сказке и детских фантазиях. А. Н. Толстой «Фофка»,
«Кот — сметанный рот» 1 Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию Текущий: литературный диктант; фронтальный и индивидуальный опрос Птицы с характерами
М. Пришвин «Изобретатель»
1 Текущий контроль Так кто же он – М. Пришвин? С. Маршак- критик, поэт, переводчик, редактор.
1 Текущий контроль Обобщение по разделу
«Детская литература XX»
Проверочная работа № 6
1 Уметь обобщать изученный материал, видеть проблему, поставленную автором. Выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений; определять тему и главную мысль
произведения;
Тематически
контроль Внеклассное чтение.
«Творцы книг» 1 Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели Текущий контроль Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках.
В. Маяковский и А. Барто
1 Текущий контроль: фронтальный опрос Простые высокие истины» в сказке Ю.Олеша «Три Толстяка» 1 Поиск и выделение необходимой информации Текущий контроль Характеристика главных героев романа. Ю.Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». 1 Уметь кратко пересказывать текст, сопереживать героям Ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках Текущий контроль: фронтальный опрос Простые высокие истины Ю.Олеша «Три Толстяка». 1 Уметь составлять цитатный план Выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего
Текущий контроль: фронтальный
опрос; творческая работа
Практикум «Учись работать с научно – популярным текстом» Б. Галанов «Как найти город трёх толстяков?»
1 Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план
составлять цитатный план; выразительно читать фрагменты сказок
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели Текущий:
чтение наизусть любого стихотворения в переводе
С. Маршака Путешествие 12. Дорогие мои мальчишки. Р. Фраерман «Гайдар и дети». А. Гайдар. «Тимур и его команда». 1 Уметь определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
делить текст на
смысловые части, составлять его простой план составлять цитатный план; выразительно читать фрагменты сказок Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Текущий контроль: фронтальный опрос Игра или серьёзное дело?
А. Гайдар. «Тимур и его команда». 1 Иметь целостное представление о книге.
Уметь относить прочитанное
произведение к определенному виду и жанру. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Текущий: индивидуальный опрос; творческая работа А. Гайдар. «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы. 1 Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача». Проверка развития читательских умений. 1 Уметь
выразительно читать по ролям, инсценировать;
- пересказывать текст с добавлением диалога;
- характеризовать героев;
- участвовать в обобщающей беседе по вопросам Осознание и применение жизненных ценностей и смыслов Текущий контроль: чтение отрывка наизусть Юмористический рассказ на серьёзную тему.
В. Драгунский «Что Любит Мишка». 1 Сравнивать литературные жанры Поиск и выделение необходимой информации Текущий контроль Воспринимают на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечают на вопросы по содержанию; понимают главную мысль.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Высказывают аргументировано своё отношение к
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Читать про себя текст осознанно, выделяют в нём логические части, проводят словарную работу.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Декламируют стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделяют в нём логические части, проводят словарную работу.
Участвуют в диалоге.
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Готовя к сочинению: определяют и анализируют тему, формулируют замысел (главную мысль), собирают материал, составляют план, работают над черновиком, редактируют текст.
Создают письменный текст.
Участвуют в диалоге.
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Относят прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).
Конструируют монологическое высказывание.
Высказывают аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Характеризуют прослушанное художественное произведение: его жанр сюжет.
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы
В. Драгунского, Ю. Сотника,
Н. Носова.
1 Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, «про себя»; главную мысль произведения; создавать собственные миниатюры Действия исследования, поиска, отбора необходимой информации Текущий контроль Сатира или юмор?
Стихи А. Барто. 1 Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Текущий контроль Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» 1 Получать информацию из текста, пересказывать текст, делить текст на части, составлять план. Самостоятельно работать с книгой. анализировать текст
Текущий
Проверка понимания, прочитанного в ходе самостоятельной работы дома
Текущий контроль Путешествие 14. «Панорама» поэзии для детей Стихи Е. Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца и др. 1 Уметь:
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;
- определять авторские особенности; Выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего Текущий контроль. «Панорама» поэзии для детей Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира
Э. Мошковской, Э. Успенского. 1 Знать
- отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;
- авторов и их произведения данного периода.
Умение слышать, слушать и понимать партнера. Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть
«Панорама» поэзии для детей Стихи С. Чёрного, В. Долиной 1 Уметь:
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
Умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу Текущий контроль: выразительное чтение стихотворений Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. 1 - сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;
- определять авторские особенности; Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Текущий контроль: фронтальный и, индивидуальный опрос «Панорама» поэзии для детей Стихи Н. Матвеевой 1 Видеть в произведениях красоту в описании природы. Текущий контроль Внеклассное чтение. Любимые стихи
1 Уметь выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное; импровизировать произведения;
рассказывать об авторах произведений. Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели Текущий контроль: творческая работа. Практикум «Учись читать лирический текст» 1 Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план,
составлять цитатный план; выразительно читать фрагменты. Поиск и выделение необходимой информации Тематический контроль Обобщение по разделу «Детская литература XX» Проверочная работа № 7 1 Уметь обобщать изученный материал,
видеть проблему, поставленную автором. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Тематический контроль: проверочная работа Мудрая сказка для малышей Пьеса-сказка С. Козлов «Снежный цветок». 1 Сравнивать литературные жанры Текущий контроль Путешествие 15.Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». 1 Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов Планировать совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию Текущий контроль: фронтальный опрос. Текущий: индивидуальный опрос Творческая мастерская Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!») 1 Уметь выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Текущий контроль Интервью с Тимом Собакиным (стихи и проза Тима Собакина) 1 Уметь: читать выборочно, цитировать текст; замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Текущий контроль: фронтальный опрос Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.
1 Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе. Итоговый контроль: проверочная работа Внеклассное чтение.
«О чём можно, о чём хочется читать» 1 Уметь получать информацию из текста, пересказывать текст. Проверка понимания, прочитанного в ходе самостоятельной работы дома Тематический контроль