Методическая разработка уроков русского языка в 5 классе. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-
Ход урока № 1.
1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: повторить изученное, на котором будет базироваться новое знание; вызвать затруднение, способное мотивировать ученика на получение новых знаний.
Задание.
–Запишите словосочетания и обозначьте в словах все известные орфограммы.
Рыжая лиса, зелёные леса, стальные мечи, футбольные мячи, приступить к работе, преступить закон.
- Как вы поняли задание, что должно быть в ваших тетрадях?
2. Постановка проблемы.
Цель: восстановить выполненные операции и зафиксировать ту, где возникло затруднение; выявить причину затруднения.
Учитель: мы выяснили, что в первых четырёх словосочетаниях безударные гласные были в корне, а в последних двух в приставке. Можем ли мы воспользоваться каким-то известным правилом?
(Нет, мы знаем о единообразном написании морфем, но в перечне приставок, всегда пишущихся одинаково, ПРЕ -, ПРИ - нет. Правило проверки безударных гласных ударением применяется лишь для корней).
3.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: депроблематизация, проектирование нормы (построение алгоритма действий).
Учитель: какова наша цель? Как бы вы сформулировали тему урока?
Цель урока: узнать, когда в приставке пре-, при- пишется буква Е, а когда буква И.
Тема урока «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ -».
Работа с учебником. (По группам).
Задание упражнения №155: спиши слова, группируя их по значениям приставок.
- Проанализируйте результат. От чего зависит буква в приставке? (От значения приставки). – При каких значениях пишется И? Е?
Чтение правила.
Построение алгоритма.
Приставки ПРЕ-, ПРИ- (семантический (смысловой) принцип написания).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. Реализация построенного проекта.
Цель: зафиксировать построенный способ действия в речи, зафиксировать преодоление затруднения.
Возвращение к предварительному заданию.
5. Первичное закрепление.
Цель: усвоение построенного способа действий.
Выполнение упражнения №156. Задание: записать слова, обозначающие
6.Самостоятельное выполнение упражнения № 157 с проверкой по эталону.
Ключ: О О А Е О Я И _ И И А И А О О Е О О И
Цель: проверить собственное умение применения нового правила.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: выявить, где может быть использовано новое знание.
- Что мы знали о правописании приставок? (Морфологический принцип).
- Что узнали нового? (Семантический принцип).
Выполнение упражнения №154. (Приставки изменяемые и неизменяемые на письме).
8. Рефлексия.
Цель: подвести итог урока, дать домашнее задание (№158).
- Какую цель ставили мы перед собой на урок?
- От каких условий зависит выбор букв Е –И в приставках ПРЕ- ,ПРИ- ?
- Цель достигнута?
- А что мы будем делать на уроке завтра? (Закреплять).
Ход урока № 2 .
1. Актуализация полученных знаний.
А) Беседа.
- Что вы узнали вчера?
- Чем будем заниматься сегодня? (Запись в тетрадях темы урока).
- Как вы дома применяли правило? Какие трудности возникли?
Б) Создание ситуации успеха.
Выборочный объяснительный диктант по упр. 159.
В) Создание ситуации затруднения.
Выполнение упр. 160
- Как вы поняли задание, что должно быть в ваших тетрадях?
2. Постановка проблемы.
- Что вызвало затруднение? В каких словах не удалось определить значение приставок? Почему? Попробуйте подобрать однокоренные слова.
3.Построение проекта выхода из затруднения.
- В какую часть слова входят ПРЕ-, ПРИ- в этих словах? (Корень).
- Назовите орфограмму. (Безударная гласная).
- Примените правило. (Ударением не проверяется, значит, надо запомнить).
4.Реализация построенного проекта.
Чтение в учебнике «Запомни!»
5. Первичное закрепление.
Возвращение к затруднению.
6.Самостоятельное выполнение упражнения № 161 с проверкой.
- Какие слова «Четвёртое лишнее»? Почему?
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Что мы знали о ПРЕ-, ПРИ- ? (Приставка, правописание которой зависит от лексического значения).
- Что узнали нового? (Может быть частью корня, такие слова надо запомнить).
Выполнение упр. 163.
8.Рефлексия.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- С какими типами приставок мы теперь знакомы?
- Встречались ли вам приставки, о которых мы ещё не говорили? (На З и С).
- Чем мы будем заниматься завтра?
Домашнее задание упр. 163.
Неполнота действия
Расположение вблизи.
Приближение, присоединение.
При
Пре
=
приставке «пере-»
=
слову «очень».