Статья «Традиционные и инновационные формы и методы взаимодействия учителя-логопеда с семьей детей, имеющих нарушения речи»
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Соловьева О. О.
МБДОУ детский сад комбинированного вида №52 «Маячок», г. Тамбов
olga.solovyeva2011@yandex.ru«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». Таким образом, современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Семья – это первая общественная ступень в жизни человека, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе, а также опыт общения. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. Все это необходимо учитывать, планируя работу с семьей.
К сожалению, в последнее время такое явление, как нарушение речи и замедление речевого развития ребенка, встречается довольно часто. Это, безусловно, осложняет его коммуникации в социуме и, впоследствии, может сказаться на социальной адаптации и успешности уже взрослого человека. Поэтому очень важно как можно раньше обратить внимание на возможные нарушения у малыша в этой области и предотвратить их развитие. Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации. Правильная речь – это заслуга не только воспитателя и логопеда, а еще и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители – пример не только в данный момент, а на всю жизнь.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Однако развитию взаимоотношений педагогов и родителей препятствуют как личные, так и профессиональные факторы. Как правило, родители испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься. Нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы — все это может помешать семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Взаимодействие обязательно подразумевает обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Общение с родителями надо строить на основе принципа «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», так как у учителя-логопеда с ними одна общая задача – воспитание высоконравственной личности.
Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Поэтому учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. Эффективность общения в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Важно так построить сообщения (консультации), чтобы они привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада, осознания необходимости целенаправленного воздействия на ребенка. В целях повышения педагогической культуры родителей необходимо привлекать их к самоанализу своей воспитательной деятельности. Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, - это формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.
Вместе с другими специалистами логопед определяет следующие задачи в работе с родителями:
устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
создает атмосферу общности интересов;
повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;
обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.
Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия с родителями. В своей работе логопед использует индивидуальные, коллективные и наглядные формы работы. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Индивидуальная работа играет немалую роль в совместной работе логопеда и семьи, позволяет установить более тесный контакт с родителями. В индивидуальной беседе логопед знакомит каждого родителя с результатами диагностики, родители узнают о речевых проблемах своего ребенка, получают советы, рекомендации. В беседе можно выявить особенности семейного воспитания. Анкетирование родителей позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, его особенностях, осознают потребность в педагогических знаниях, что в свою очередь очень важно при планировании работы с родителями. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Постоянная осведомленность степенью удовлетворенности родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьей в своем направлении.
Коллективная форма работы представлена:
групповыми родительскими собраниями;
консультациями;
семинарами;
открытыми занятиями с участием родителей;
речевыми праздниками.
Групповые родительские собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Они проводятся в начале, середине и конце учебного года. На первом групповом родительском собрании важно разъяснить родителям, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребенка к занятиям дома, проведение занятий с ребенком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (консультация невропатолога, психоневролога, ортодонта). Необходимо подчеркнуть важность систематической работы с ребенком. Также родители получают информацию, как заниматься дома, как вести индивидуальные тетради. Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников, поэтому им уделяется особое внимание, они тщательно готовятся и анализируются.
К консультациям подбираются игры и упражнения по лексическим темам, включающие лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания и памяти. Консультирование по запросам включает в себя констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что еще вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребенка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребенка, назначение примерной даты следующей встречи. Также организуется выставка пособий, используемых на логопедических занятиях, которые родители могут взять на время домой, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми по заданию логопеда.
На семинарах-практикумах популярностью пользуется «Устный журнал», имеющий страницы: «Советы учителя-логопеда», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети» и др. Растет популярность «Педагогических гостиных», встречи в которых посвящаются наиболее актуальным проблемам логопедагогики. Раздаваемые информационные буклеты содержат краткий информационный материал по коррекции речевых нарушений.
Групповые открытые занятия с участием родителей проводятся 2-3 раза в год. После таких занятий активность родителей во взаимодействии, как правило, повышается. Многими логопедами практикуется такая форма работы, как видеотека. Родители часто делают видеозапись открытых занятий и могут сравнить речь детей в начале учебного года и в конце.
Речевые праздники и игровые концерты (например, такие как «Умники и умницы», «Город красивой речи», «Праздник правильной речи»), тематика которых охватывает разные стороны речевого развития, необходимы для закрепления пройденного материала, для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки ребёнка, а также полезны для развития осознания необходимости правильной речи. Максимальное участие родителей и детей в таких праздниках очень важно. Такая форма позволяет заинтересовать родителей, активизировать их, сделать их участниками мероприятия.
Основной формой взаимодействия с родителями служит тетрадь для домашних рекомендаций, где задания даются не только на звукопроизношение, но и на формирование словаря, грамматического строя речи, на развитие внимания и памяти. В течение учебного года каждый родитель может принять участие в индивидуальных занятиях своего ребенка. Логопед дает рекомендации по исправлению у него неправильного произношения, выслушивает «запросы» родителей по развитию детей. Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребенком домашние задания, процесс ускоряется раза в два. Таким образом, индивидуально-практические занятия – это эффективная форма обучения родителей элементарным методам коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают логопедические занятия. Подобранные логопедом авторские пособия (например, С.О. Ермаковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н.В. Нищевой и др.), альбомы для коррекции речевых недостатков у детей, представлены в доступной форме. Каждый альбом имеет теоретическую и практическую части, снабжен картинками, содержит новаторские подходы и приемы, позволяющие эффективно воздействовать на совершенствование соответствующего компонента языковой системы.
Речевой уголок для родителей дает им практические рекомендации по формированию различных речевых навыков. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми на закрепление различных речевых навыков в домашних условиях («Игры на кухне», «Игры по дороге домой», «В свободную минутку»). Кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.п.) речевой уголок решает и другие задачи – здесь родитель может прочитать статью из серии «В кабинете логопеда» (которые периодически обновляются), как позаниматься дома по лексической теме и т.д. Папки-передвижки содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.
Таким образом, сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства речевого развития ребенка, которое будет невозможным, если усилия логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений, поэтому они должны сотрудничать, взаимодействовать и доверять друг другу. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Девиз учителя-логопеда в работе с родителями должен быть таким: «Мы готовы работать вместе с вами, но не вместо вас!» Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
Литература
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. М., 2009.
Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007.
Кизимова Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи //Логопед. №1, 2011.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под ред. Селиверстова В.И. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.