Методическое пособие для педагогов и родителей Логопедические игры и упражнения

Казенное общеобразовательное учреждение
Орловской области «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»





Логопедические игры и упражнения

Методическое пособие
для педагогов и родителей



Составитель:
Бирюкова Татьяна Николаевна,
учитель логопедии




Орел

Пояснительная записка
Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к эффективному взаимодействию с окружающим миром. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны системные нарушения речи, ограниченность речевого общения. Речевая патология наблюдаются как у учащихся младших классов, так и в среднем звене школы, отрицательно сказывается на процессе усвоения знаний, на социальной адаптации в обществе. Таким образом, становится очевидной необходимость исправления речевых нарушений, формирования грамотной и правильной речи учеников с интеллектуальной недостаточностью.
При использовании комплекса игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие речи реализуются дидактические принципы доступности, наглядности, перехода от простого к сложному, повторения и упражнения.
Комплекс состоит из шести групп упражнений:
упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия,
упражнения на обогащение и активизацию словарного запаса детей,
упражнения на развитие мелкой и общей моторики,
упражнения на формирование правильной артикуляции,
упражнения на формирование правильного речевого дыхания,
упражнения на развитие навыков связной речи.
При составлении методики использовались игры таких авторов, как Е.М. Косинова, М.Ю. Гаврикова, М.Г. Метельская, Т.А. Куликовская. Эти упражнения были модифицированы с учетом возраста и речевых особенностей учащихся.
Предлагаемый комплекс игр и упражнений предназначен для использования логопедами, педагогами – предметниками, воспитателями в группе продлённого дня, родителями учащихся 1 – 6 классов специальной (коррекционной) школы.
Рекомендации для педагогов
Коррекция речевой деятельности - целенаправленный процесс, для реализации которого необходимо создание специальной речевой среды:
-систематическое и последовательное применение игр и упражнений для развития речи;
- наличие наглядного материала;
-использование педагогом специальных методических приемов, способствующих развитию речи.
При развитии речи рекомендуется применение методов эмоционального стимулирования, задачей которых является обеспечение проявления положительных эмоций по отношению к содержанию занятия. Создание ситуации успеха, удовлетворения от результатов работы стимулирует речевую деятельность. Необходимо на занятиях использовать прием поощрения, вносить игровые моменты.
Методические приемы:
Голосовая и эмоциональная модуляция. Этот прием позволяет изменять интонацию, тембр, высоту, громкость голоса (от громкой речи до шепота).
Модуляция темпа речи. В этом случае педагог может выдерживать паузу, изменять темп от медленной речи до быстрой, резко менять скорость речи.
Жестикуляция. Сопровождение речи мимикой, адекватной содержанию, эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони должны быть открыты, жесты широкие и свободные.
Наводящие вопросы. Применяются в том случае, если возникают
какие - либо затруднения.
Вопросы - предложения. Применяются, если дети не отвечают даже на наводящие вопросы. Предложения содержат в себе подсказку.

Раздел I
Игры и упражнения направленные
на формирование правильной артикуляции.
Выполнение артикуляторных движений сопровождается движениями рук.
«Качели»
Дети улыбаются, открывают широко рот, на счет «раз» - опускают кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - поднимают язык за верхние зубы. Кисти рук поднимают попеременно, то вверх, то вниз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
«Лошадка»
Дети улыбаются, широко открывают рот, щелкают языком громко, при этом нижняя челюсть неподвижна. Локти стоят на столе, дети сжимают и разжимают попеременно пальцы обеих рук.
Я - веселая лошадка,
Темная как шоколадка,
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
«Слон»
Сомкнутые губы вытягивают вперед и удерживают в таком положении до счета «пять»/«десять», затем возвращаются в исходное положение. Ладони обеих рук плотно прижаты, руки вытянуты вперед, локти разводим в стороны, так, чтобы пальцы обеих рук не рассоединялись.
Буду подражать слону,
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Раздел II
Упражнения и игры, направленные
на формирование правильного речевого дыхания.
«Катится колобок»
Оборудование: схема колобка, схемы речевого вдоха и выдоха.
Детям показывают «колобок». Дети делают вдох через нос, и пока колобок катится до указанной стрелки, делают плавный выдох через нос.
Условные обозначения: -нос, -рот, -выдох, -вдох







Колобок продолжает катиться по дорожке. Дети делают вдох через нос, и пока колобок катится до указанной стрелки, делают плавный выдох через рот.






Затем делают вдох через рот, и пока колобок катится до указанной стрелки, делают плавный выдох через нос.






В конце упражнения дети делают вдох через рот, и пока колобок катится до указанной стрелки, делают плавный выдох через рот.






«Поющие мешочки»
Оборудование: магнитофон, воздушный шарик, мешочки.
На воздушном шарике привязаны мешочки не простые, а говорящие. Включается магнитофонная запись с голосами птиц и животных. Дети по очереди угадывают звуки и поют на длительном выдохе песни животных.




Раздел III
Игры и упражнения, направленные
на развитие фонематического слуха и восприятия.
«Роза и колокольчик»
Оборудование: шаблоны роз и колокольчиков.
У каждого ребенка имеется шаблон «роза» и «колокольчик». Если в словах, которые дети услышали, первый звук - согласный (нельзя пропеть) - поднимают колокольчик, а если гласный (можно пропеть) - поднимают розу. Предварительно с детьми необходимо повторить, что согласные звуки обозначаются, синим цветом, а гласные - красным.
«Птичка»
Оборудование: шаблоны птиц (в виде геометрических фигур).
У каждого ученика на столе лежит раздаточный материал «птичка». Педагог произносит слова с определенным звуком, а дети определяют позицию звука в словах. Если звук в начале слова, они показывают головку птички, в середине - туловище, в конце слова - хвостик.



«Сказочные герои»
Цель: научить детей выделять гласный звук в начале слова.
Оборудование: картинки со сказочными героями (Незнайка, Буратино, Винни - Пух, Карлсон, Чиполлино); картинки: абрикос, арка, аист, улитка, ухо, утюг, ослик, облако, окунь, иголка, игрушки, инструменты, экран, экскаватор.
Картинки выставлены на наборном полотне. Детям говорится, что к ним в гости пришли сказочные герои, которые знают очень много слов, начинающихся с гласных звуков: А, У, О, И, Э. Подул ветер, и все слова разлетелись, нужно помочь героям расставить слова так, как они просят:
Незнайка: - Назовите мне слова -
В начале слова гласный – А.
Буратино: - Слов придумать не могу
В начале слова гласный - У.
Винни - Пух: - Вспомнить слово нелегко -
Вначале слова гласный - О
Карлсон: - Слово быстро назови,
В начале слова гласный - И.
Чиполлино: - Не в середине, не в конце,
В начале слова гласный - Э.
Дети по очереди выбирают нужные картинки и отдают их сказочным героям.

Раздел IV
Игры и упражнения направленные
на развитие общей и мелкой моторики рук.
Данные игры и упражнения включаются в физкультминутки «Расскажи стихи руками».
«Репка»
Оборудование: плакат с изображением репки.
Под строки стихотворения дети приседают и медленно поднимаются. Затем сжимают и разжимают кулачки обеих рук, образуя «замочек». Хлопают в ладоши.
Расти большая, репка,
Вырастай крепкая,
Сладкая, да белая,
Чтоб детвора поела.



«Зайка»
Оборудование: указка с изображением зайчика, схемы для зрительно - двигательной ориентации.
При проговаривании стихотворения «Зайка», дети фиксируют взгляд на указке педагога и следят взглядом за движением «зайчика». Делая вдох, идут по дорожке (в виде стрелки) и пропевают гласные: а, у, и, о (с опорой на схемы).
Зайка серенький идет,
Громко песенки поет.
Вместе с заинькой пойдем,
И домой мы попадем.
а у
и о

«Ежик»
Оборудование: шаблон «ёж», указка с прикрепленным на ней грибом, фломастеры, листы белой бумаги.
При проговаривании стихотворения «Ежик», дети следят глазами за грибком, который необходимо донести до норки ежа по лесенке и ведут пальцем по самой лестнице к норке.
Гонит ветер в небе тучки,
Пляшут листья во дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Тащит еж к своей норе.




Раздел V
Игры и упражнения, направленные
на обогащение и активизацию словарного запаса детей.
«Я фантазирую»
Оборудование: демонстрационный материал: «мишка», «гномик». Иллюстрации: бабочка, халат, рыба, кисть, елка, краски, ручей, ваза, корова. Раздаточный материал: карточки с вопросами, фломастеры.
Дети попадают в волшебную страну и встречают хозяина всех предметов - видимых и невидимых. Зовут его Крошка - Енот, который любит удивляться и задавать вопросы: «Кто это?» или «Что это?». Мишка рассказал гномику, что если задаешь вопрос «Кто это?» - значит предмет живой, а если «Что это?»- неживой. Медведь предложил Гномику задавать вопросы и живые предметы помечать красным сердечком, а неживые предметы - синим треугольником. Дети помогают Еноту, смотрят на картинки и находят среди них живые и неживые предметы. Фломастерами рисуют сердечки и треугольники.
«Подбери слово»
Оборудование: демонстрационный материал: зайчик, ручей, дом, корова, лиса, часы, молоко, диван, дерево, корабль, письмо, лошади, поезд, дождь. Раздаточный материал: карточки с вопросами, фломастеры.
Заяц бежал по лесу и думал: «Я - Зайчик. Бежит кто? Зайчик. Я, живой. Но ведь бежать может и ручей. Бежит что? Ручей. Так можно и запутаться».
Дети должны помочь Зайчику правильно подобрать вопрос к словам. Живые предметы обвести красным фломастером, а неживые – синим.
«Угадай, кто я?»
Оборудование: наглядный материал: картинки с изображением козла, ежа, зебры, лисы, медведя, змеи, петуха, собаки; шаблоны зайца и попугая.
1 - вариант
Заяц решил поиграть с попугаем. Он называет слово и показывает картинку, а попугай должен догадаться, какое животное загадано.

Дети помогают попугаю справиться с этим заданием.
Например: - бородатый кто? (козел), колючий кто? (ёж), полосатая кто? (зебра,) хитрая кто? (лиса) и так далее.
2 - вариант
Попугай отгадывает животное по единственному слову, дети помогают попугаю соединять слова, проводят стрелку (без опоры на картинку).
Например: голосистый петух
косолапый медведь
ядовитая змея
полосатая зебра
«Помоги курочке Рябе»
Цель: закрепить понятия «многозначные слова»
Оборудование: плакат с курицей и цыплятами, полуобъемные яйца.
Педагог вспоминает сказку «Курочка Ряба» и обращается к детям:
- Вспомните, какое яичко снесла курочка Ряба первым? (Золотое).
-А после она снесла простые яйца и вывела цыплят. Все яички она подписала, чтобы цыплята не спутали их. Но ее цыплята были непоседы и перепутали половинки своих яичек. Необходимо помочь собрать яички и прочитать, что на них написано, объяснив значения слов.

Раздел VI
Игры и упражнения, направленные на развитие навыков связной речи.
В данную группу включены скороговорки. Скороговорки - это рифмованные сюжеты, в которых сочетается маленькая история и игра слов и звуков. Все скороговорки сгруппированы в соответствии с теми или иными «трудными» звуками.



«Мячик бросай - скороговорку поймай»
Оборудование: мяч, карточки со скороговорками:
От топота копыт пыль по полю летит;
Ткет ткач ткани на платке Тане;
Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.
1-вариант
Предлагается детям взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая, необходимо поймать его двумя руками, проговаривая скороговорку. При этом можно подбрасывать и ловить мяч на каждое слово или слог.
2-вариант
Предлагается детям проговорить скороговорку, перебрасывая мяч друг другу.
3-вариант
Необходимо проговорить скороговорку детям, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
«Ладошки хлопают - скороговорку шлепают»
Оборудование: карточки со скороговорками:
Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла;
Мила мыла не любила, мыло мила уронила.
Детям необходимо проговорить скороговорку. Отхлопывать каждое слово, «перекладывая» ладоши, как будто лепим снежки. Сначала проговариваем медленно и хлопаем, затем все быстрее и быстрее.
«Кто быстрее повторит»
Оборудование: секундомер, карточки со скороговорками:
Купила бабуся бусы Марусе;
У бабы бобы, у деда дубы;
Дом у дуба, дуб у дома.
Класс делится на две команды. Каждая получает скороговорки. По очереди из каждой команды выходят дети. Кто быстрее проговорит скороговорку, тот и принес победу своей команде.
«По дорожке в сказку»
Цель: упражнять учащихся в умении употреблять в речи простые и сложные предлоги, совершенствовать навыки ориентации в пространстве и на плоскости.
Оборудование: плакат «Лесная опушка». Предметные картинки: дом, заяц, волк, медведь, лиса, колобок.
Учитель рассказывает детям, что по дороге - с, из - за, между, у, к, в, до, на с колобком им в путь пора.
- А где же, мы найдем колобка? (На солнышке)
- Откуда отправился колобок в свое путешествие? (Из домика).
- Куда отправился колобок из домика? (В лес)
- Где колобок пойдёт в лес? (По дорожке)
- Что увидел Колобок на дороге? ( Елки)
-Кого колобок встретил первого? (Зайца).
- Где расположен заяц на плакате?
- Какой он? (Серенький).
- С кем разговаривал колобок? (С зайцем).
- От кого ушел колобок? (От зайца).
- Покажите, где колобок спрятался под ель? - За ель?
- К кому колобок отправился дальше? (К волку).
- Что, увидел колобок по дорожке? (Цветы).
- Посчитайте цветы по порядку.
Такую беседу вести о каждом герое сказки.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215