Конспект урока по математике на тему Делится не делится 3 класс
Урок математики в третьем классе по теме «Деление чисел с остатком»
Цели и задачи: познакомить с делением чисел, в результате которого образуется остаток, подвести детей к понятию, что остаток должен всегда быть меньше делителя, закрепить знания таблицы умножения, учить решать задачи на деление, в ответе которых так же получается остаток. Развивать внимание, умение практическим способом доказывать своё мнение. Воспитывать желание работать командой, помогать своим одноклассникам.
Оборудование: интерактивная доска, кусок мягкой проволоки, карточки со знаками «+», «-»
Ход урока.
Учит. Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране математических знаков и действий. Но вот куда же мы отправимся, станет ясно, когда выполним наше первое задание.
На доске открывается запись:
7 Х 8 3 Х 4 24 : 8 4 Х 4
8 Х 6 5 Х 9 5 Х 6 6 Х 4
Учит.
Какое выражение по - вашему лишнее? Почему?
Что скажете о произведении? (самое большое число при умножении)
А может ли быть такое, что произведение становится меньше множителей? (если один из множителей равен нулю)
А как называются числа при делении?
Скажите, а какие еще множители дадут в произведении 24? (6 Х 4)
Назовите мне еще несколько выражений, в которых делитель равен 8, где частное равно 3.
Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете таблицу умножения и похоже вам будет очень легко решить следующие примеры! Перед детьми появляются примеры:
36 : 4 54 : 9 81 : 9
42 : 7 32 : 4 25: 3
Дети. А 25 на 3 разделить нельзя!
Учит. Все так думают? У кого есть другое мнение на этот счет?
Дети. Разделить на 3 можно только 24!
Учит. Верно, но у нас-то 25!
Дети. Ну и что, одна единица останется в запасе!
Учит. Правильно, так и получается. Число 25 действительно можно разделить на 3, что же нам с вами для этого нужно было сделать?
Дети. Надо было найти число, которое меньше 25 и делится на 3.
Учит. Молодцы, нашли число 24, но я думаю, что в этом примере может быть и другой ответ, например 7, ведь 21 тоже делится на 3. Как быть?
Дети.(Обдумывают) Да, но если мы раздели 21, то у нас останется еще 4, а 4 можно еще раз поделить на 3 и тогда у нас останется 1.
Учит. Замечательно! Давайте теперь выберем на доске только те выражения, в которых при делении появляется остаток:
72 : 8 40 : 8 57 : 8 80 : 9 25 : 5
16 : 5 36 : 6 6
·5 : 7 34 : 5 19 : 3
Дети. Называют выражения. 16 : 5 57 : 8 65 : 7 80 : 9 34 : 5 19 : 3
Учит. Правильно, а записывают эти выражения так: 16 : 5 = 3(ост.1) Пожалуйста, выполните в тетради эти примеры самостоятельно.
Дети. Выполняют.
Учит. Проверим, называя каждое число математическим именем:
Делимое – 16; делитель – 5; частное – 3; остаток – 1.
Выпишите в два столбика, делители и остатки, что заметили?
Дети. Остаток везде меньше делителя!
Учит. Да, это главное правило при делении с остатком: остаток должен всегда быть меньше делителя! Запомните это и проверяйте каждое выражение, что бы у вас не было ошибок!
А теперь отдохнем!
Физкультурная пауза.
А теперь внимание, трудное задание, сейчас будем решать задачу про школу!
Прочитайте задачу, на доске: В коробке 23 цветных карандаша. По сколько карандашей хватит троим мальчикам и четверым девочкам при оформлении стенгазеты?
Дети. Сначала узнаем количество детей: мальчиков и девочек. 3+4 = 7
А затем разделим все карандаши на 7 частей! 23 : 7 = 3 (ост.2)
Можно эту задачу решить и числовым выражением 23 : (3 + 4) = 3(ост.2)
Учит. Молодцы! А сейчас попробуйте придумать свои задачи на деление, что бы при решении в них получался остаток.
Дети. Придумывают, решают их устно.
Учит. А теперь внимание на экран. Игорь сделал из проволоки, длиной 27 сантиметров, равносторонний треугольник. Получится ли из этой проволоки квадрат со стороной 7 сантиметров? У вас на столе лежит проволока. Решите эту задачу. Какой план составим?
Дети.
Измерим проволоку.
Сложим треугольник.
Развернем.
Пробуем сложить квадрат.
Проверяем. 27 : 4 =6(ост.3)
Вывод: не получится, не хватает 1 сантиметра.
Учит. Ну а теперь отдохнем и поиграем в игру «Делится – не делится»
Перед детьми появляется таблица с числами:
10
12
16
13
20
21
24
27
32
35
40
45
50
56
53
58
Учитель показывает числа, а дети отвечают, делится ли число на 2, на 3, на 5 без остатка? Отвечают дети с помощью карточек «+» и «-».
Учит. Сегодня вы очень старались, мы с вами научились делить числа с остатком, познакомились с главным правилом для этого вида деления. Каким?
Дети. Остаток должен быть всегда меньше делителя!
Учит. Все – молодцы, всем спасибо за урок.
13PAGE 15
13PAGE 14215