Классный час Доброта.Правила вежливости. (3 класс)
Классный час "Доброта. Правила вежливости. " ( 3 класс )Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи: способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками .Формировать привычку употреблять слова вежливости.Учиться выделять нравственную сторону поступков. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор учащихся.Закреплять и углублять знания детей о вежливости. Воспитывать в себе отзывчивость и милосердие к окружающим и друг к другу; прививать этические нормы поведения.
Форма проведения: путешествие
Методы: беседа - игра
Оборудование: конверты со словами,пригласительные билеты ,названия станций, карточки с задачами и словами, цветные карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Если хмурится с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка , дети , соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
- Улыбнулись ? Как приятно смотреть на человека, который улыбается.
( Звучит песня «Улыбка». Раздаю учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. Дети рассаживаются по группам: «Доброта» , «Уважение» , « Радость» ) .
2. Сообщение темы и цели занятия .
- Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем учиться дарить людям радость, быть приветливыми , внимательными, будем учиться общаться.
- Кто уже догадался, какова тема нашего занятия. Попытайтесь её сформулировать?
Тема нашего занятия : Доброта. Правила вежливости .
- Как вы думаете, зачем нам нужно рассматривать добрые поступки, знать правила вежливости?
( Предполагаемый ответ: чтобы мы стали лучше, добрее, терпимее друг к другу.)
Прочитаем девиз нашего занятия :
Чтобы радость людям дарить ,
Надо добрым и вежливым быть!
- Ключевое слово сегодня : доброта ?
- Что же такое доброта ?
Доброта – это отзывчивость, вежливое обращение и доброе расположение к людям , стремление делать хорошее другим.
Работа в группах :
- Каждое слово несёт в себе определённую информацию. Расшифруйте , пожалуйста , это слово. Подберите слова на каждую букву этого слова, которые обозначают добрые поступки.
Д – добродушный , добрый, доверчивый.
О – открытый , отзывчивый
Р – решительный, радостный
О – ответственный
Т – толерантный, терпеливый, трогательный
А – активный
Проверка работы в группах.
Путешествие
– Молодцы ! А теперь я предлагаю вам совершить путешествие по маршруту добрых поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях : «Вежливости»
«Аллея добрых слов»
Станция «Добрых людей»
Станция «Трудных задач».
Станция «Картинная галерея»
Первая остановка станция «Вежливости»
- Что такое вежливость? - До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». На доске слова : вежа, вежество, вежливость.
Вежливость – это умение вести себя так , чтобы другим было приятно с тобой.
- Какие правила вежливости вы знаете ?
-У вас на столах лежат конверты со словами , из которых вы должны составить правила вежливости. У каждой группы по одному правилу.
1 ) Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
2 ) Будь вежлив со своими товарищами, не давай им прозвищ и кличек.
3 ) В разговоре и игре помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
Игра «Вежливо – невежливо»
Я буду читать предложения , а вы все вместе , отвечайте : «вежливо» или невежливо». Если вежливо- хлопаете в ладоши, невежливо – топаете ногами.
Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Говорить «спасибо» за подарок.
Обозвать обидным словом соседа.
Бегать по коридорам , сбивая с ног .
Помогать родителям.
Помочь подняться по лестнице.
Не вставать на обращение учителя.
Свистеть , кричать , шуметь в школе.
Уступать место старшим.
Попрощаться уходя.
Обижать младших.
Пожилых уважать.
Уважать желание других.
Вторая остановка « Аллея добрых слов»
- В русском языке очень много добрых слов . – Как ещё называют добрые слова ? – Назовите слова , которыми мы начинаем день.
- Это «Доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим близким, знакомым хорошего настроения, хотим , чтобы весь день у них был радостным, весёлым, добрым.
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро !- сказало.
- Доброе утро ! –
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим ...
Но если проснёшься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, всё равно.
Придумано мудро :
-Добре утро !
- Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать : «Доброе утро !» - и сразу станет теплее, радостнее.
- Есть в русском языке ещё одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово «здравствуйте».
-Зачем мы его произносим?
Это слово появилось очень давно. Связано оно со словом «здоровье».
Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку здоровья, быть сильным, крепким.
Все вежливые слова хороши, когда человек искренне , от души произносит их.
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь- повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит , слово « здравствуй»
Повторить пора.
Задание в группах : собери слова по группам ( слова развешены по классу )
1 группа : слова приветствия.
2 группа : слова, которыеми можно попрощаться.
3 группа : слова благодарности.
Каждая группа ищет нужные ей слова.
Слова :
Доброе утро,добрый деньДобрый вечер, здравствуйте, приветствую вас, рад встрече, привет.
2. Всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, приятных сновидений, пока, в добрый путь, счастливо, до свидания, рад был вас видеть.
3. Спасибо, большое спасибо, я буду весьма благодарен, благодарю, мне очень приятно, позвольте выразить свою благодарность.
Игра « Не ошибись, пожалуйста».
Я буду просить вас исполнить задание , но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте!
Попрыгайте, пожалуйста!
Руки вперёд!
Пожалуйста,присаживайтесь!
- Вспомним ещё раз: какого человека называют добрым?
Добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережёт её, вежлив в общении, уважителен к взрослым.
Третья остановка Станция трудных задач»
- Ребята , мы с вами много говорили о доброте, но на нашей планете , к сожалению, бывает и зло.
-А что такое зло?
Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
- А коль существует добро и зло, значит люди могут совершать добрые и недобрые поступки.
- Подумайте и приведите пример недобрых поступков.
- Наша третья остановка называется «Станция трудных задач».Чтобы проехать станцию надо решить задачи. Это будут не математические задачи, а жизненные.Но я думаю, вы с ними справитесь без труда.
- Каждой команде даю по 2 задачи . Дети анализируют и обсуждают ситуацию, данную в задаче., и предлагают своё решение.
1. Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка».- сказала Маша. «Так и хочется в неё чем-нибудь запустить»,- сказала Оля. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей?
2. Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе.Витя учится хорошо, Ваня не очень.Витя по- доброму относится к Ване, регулярно даёт ему списывать домашние задания.Наверное , это настоящая дружба. Как вы думаете, ребята?
3. Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4. Вася и Коля едут в трамвае. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать?
5. "Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница и беседует с учителем из параллельного класса. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал".
- Какую ошибку допустил Костя?
6. Шёл Боря домой из школы. Видит - по улице слепой человек идёт и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой.
- Как бы вы поступили на его месте?
Пятая остановка «Картинная галерея»
Предлагаю 2 портрета (3) разных людей. Надо выбрать доброго человека и обосновать свой выбор.
Изобразить на бумаге доброе существо и злое.
И мы возвращаемся в школу.
- Как вы думаете легко ли быть добрым?
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо , добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Подведение итогов
-Зачем нужна доброта человеку? Часто ли вы встречаете добрых людей ?
Итоговые задания
А ) Составить сенкан к слову доброта
Доброта
Честная, сердечная
Делается, передаётся, творит
Дари добро всем вокруг помощь ( милосердие )
Б ) Сочинить стихотворение
- Что такое доброта?
Спросил сегодня у кота.
Отвечал он неспеша
- Улыбка, добрая душа.
- Наше занятие подошло к концу. Подойдите ко мне и встаньте в круг.
- Вам понравилось наше занятие?
- Что больше всего запомнилось?
-У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем своё настроение ( улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу ( аплодисменты) и скажем все вместе ( спасибо ).