Контрольно измерительные материалы по окружающему миру для 3 класс
Контрольная работа по окружающему миру для 3 класса (на конец учебного года)
Цель работы – выявление умения решать учебные и практические задачи средствами учебных предметов, воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать приобретенные знания в повседневной жизни. Кроме того, за счет включения заданий различной сложности работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню учебной подготовки и зафиксировать достижение учащимся планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне.
1. Прочитай текст.
Снежный барс.
Снежный барс – крупное хищное животное, длина его тела достигает 130 см. Весит барс до 50 кг. Животное отличается тонким, длинным, гибким телом, относительно короткими и крепкими ногами небольшой головой и длинным хвостом – около 1 м. Туловище снежного барса покрыто длинной шерстью, мех густой мягкий и шелковистый, буровато-серый с большими темными пятнами. Зимой шерсть барса становится гуще и приобретает очень красивую окраску. Даже подушечки лап покрываются шерстью, что помогает ему передвигаться по снегу. Не проваливаться в снег также помогает и строение лап: они имеют особое строение ступни.
Свое второе название – ирбис - снежный барс приобрел давно. Еще в ХVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных охотников. Слово это произносилось ими как «ирбис», что означало «снежная кошка».
Обитает ирбис на юге Сибири и на Алтае. Обычно он проводит время на высоте 2000-3000 метров в горах, среди скал и каменистых насыпей. Это ловкий зверь, он легко перепрыгивает широкие ущелья, ловко ходит по узким скальным карнизам. Живет и в густых зарослях кустарника, и на горных равнинах, где растительности почти нет. Снежный барс активен в сумерки и ночью, а днем находится в убежище, которое устраивает в пещерах, расщелинах скал или под нависшей плитой. Часто одно и то же убежище ирбис занимает несколько лет. Питается этот хищник горными козлами, баранами, крупными птицами.
Самка барса в начале лета рожает 2-4 слепых, беспомощных детенышей. Длина их тела 25 см, хвоста – 15 см, вес около 500 г. В течение первых 2-3 месяцев они кормятся молоком, а затем мать приучает их к мясной пище.
В настоящее время численность ирбисов катастрофически мала. Снежный барс занесён в Красную книгу Российской Федерации, с целью сохранения и увеличения численности данного вида животных.
К какой группе животных относится снежный барс? Обоснуй сой ответ.
а) птицы, т.к.________________________________________________________
б) земноводные т.к.__________________________________________________
в) звери (млекопитающие), т.к.________________________________________
Оценивается сформированность общего представления о характерных признаках животных; умение классифицировать.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла - выбран ответ в) и приведено одно из обоснований выбора ответа (а – тело покрыто шерстью, б – детёнышей вскармливает молоком)
1 балл – выбран ответ в), нет обоснования выбора ответа.
0 баллов – дан иной ответ.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг базового и повышенных уровней подготовки по данному умению;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
3. Как в тексте описано тело барса?
а) Животное отличается длинным, гибким, тонким телом.
б) Животное отличается тонким, длинным, гибким телом.
в) Животное отличается красивым, длинным, гибким телом.
Оценивается умение находить описание в тексте.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
• 1 балл – выбран ответ б).
• 0 баллов – дан иной ответ.
Интерпретация результатов
• 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
• 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
К какой группе животных, исходя из рациона питания, относится ирбис?
а) всеядные
б) растительноядные
в) хищники
Оценивается сформированность общего представления о характерных признаках животных; умение классифицировать.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
• 1 балл – выбран ответ в).
• 0 баллов – дан иной ответ.
Интерпретация результатов
• 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
• 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки
Где живет снежный барс?
а) в лесу
б) в густых зарослях кустарника
в) на горных равнинах
Оценивается умение находить содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
• 2 балла – выбраны ответы б) и в).
• 1 балл – выбран один из правильных вариантов ответа.
• 0 баллов – выбран ответ а).
Интерпретация результатов
• 2 балла – ученик достиг базового и повышенных уровней подготовки по данному умению;
• 1 балл – ученик достиг базового уровня подготовки;
• 0 баллов – ученик не достиг базового уровня подготовки.
С помощью, какой части тела снежный барс приспособлен не проваливаться в снег?
а) с помощью густой шерсти;
б) с помощью длинного и гибкого тела;
в) с помощью особого строения лап и густой шерсти.
Оценивается умение находить содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
• 2 балла – выбраны ответы а) и в).
• 1 балл – выбран один из правильных вариантов ответа.
• 0 баллов – выбран ответ б).
Интерпретация результатов
• 2 балла – ученик достиг базового и повышенных уровней подготовки по данному умению;
• 1 балл – ученик достиг базового уровня подготовки;
• 0 баллов – ученик не достиг базового уровня подготовки.
Составь правильную цепь питания: орел, мышь, пшеница, снежный барс.
_____________________________________________________________________________
Оценивается умение конструировать цепи питания.
Полностью правильный ответ:
Пшеница – мышь – орел - снежный барс.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
• 1 балл – если ответ соответствует правильному ответу.
• 0 баллов – дан иной ответ.
Интерпретация результатов
• 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
• 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки
Составь план к прочитанному тексту:
1._______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________
5. ______________________________________________________________________
Оценивается умение осознано воспринимать текст, извлекать необходимую информацию, составлять план к тексту.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
• 1 балл – если ответ соответствует количеству предлагаемых пунктов, грамматически правильно сформированному заголовку.
• 0 баллов – если ответ не соответствует количеству предлагаемых пунктов, грамматически правильно сформированному заголовку.
Интерпретация результатов
• 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
• 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки
Сформулируй главную мысль текста или сделай вывод по прочитанному тексту.
Оценивается умение осознано воспринимать текст, извлекать необходимую информацию, вести рассудительную деятельность, обобщать и делать выводы.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
• 1 балл – если ответ имеет направление об охране природы в целом или охране и сохранению дынного вида животного
• 0 баллов – если дан ответ не имеющий отношения к охране природы или отдельного вида животных
Интерпретация результатов
• 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
• 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки
Ф.И._____________________________________________________класс______
№ заданий 2 3 4 5 6 7 8 9
Количество баллов 1. Прочитай текст.
Снежный барс.
Снежный барс – крупное хищное животное, длина его тела достигает 130 см. Весит барс до 50 кг. Животное отличается тонким, длинным, гибким телом, относительно короткими и крепкими ногами небольшой головой и длинным хвостом – около 1 м. Туловище снежного барса покрыто длинной шерстью, мех густой мягкий и шелковистый, буровато-серый с большими темными пятнами. Зимой шерсть барса становится гуще и приобретает очень красивую окраску. Даже подушечки лап покрываются шерстью, что помогает ему передвигаться по снегу. Не проваливаться в снег также помогает и строение лап: они имеют особое строение ступни.
Свое второе название – ирбис - снежный барс приобрел давно. Еще в ХVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных охотников. Слово это произносилось ими как «ирбис», что означало «снежная кошка».
Обитает ирбис на юге Сибири и на Алтае. Обычно он проводит время на высоте 2000-3000 метров в горах, среди скал и каменистых насыпей. Это ловкий зверь, он легко перепрыгивает широкие ущелья, ловко ходит по узким скальным карнизам. Живет и в густых зарослях кустарника, и на горных равнинах, где растительности почти нет. Снежный барс активен в сумерки и ночью, а днем находится в убежище, которое устраивает в пещерах, расщелинах скал или под нависшей плитой. Часто одно и то же убежище ирбис занимает несколько лет. Питается этот хищник горными козлами, баранами, крупными птицами.
Самка барса в начале лета рожает 2-4 слепых, беспомощных детенышей. Длина их тела 25 см, хвоста – 15 см, вес около 500 г. В течение первых 2-3 месяцев они кормятся молоком, а затем мать приучает их к мясной пище.
В настоящее время численность ирбисов катастрофически мала. Снежный барс занесён в Красную книгу Российской Федерации, с целью сохранения и увеличения численности данного вида животных.
К какой группе животных относится снежный барс? Обоснуй сой ответ.
а) птицы, т.к.________________________________________________________
б) земноводные т.к.__________________________________________________
в) звери (млекопитающие), т.к.________________________________________
3. Как в тексте описано тело барса? Обведи правильный ответ.
а) Животное отличается длинным, гибким, тонким телом.
б) Животное отличается тонким, длинным, гибким телом.
в) Животное отличается красивым, длинным, гибким телом.
4. К какой группе животных, исходя из рациона питания, относится ирбис? Обведи правильный ответ.
а) всеядные
б) растительноядные
в) хищники
5. Где живет снежный барс? Обведи правильный(ые) ответ(ы).
а) в лесу
б) в густых зарослях кустарника
в) на горных равнинах
6. С помощью, какой части тела снежный барс приспособлен не проваливаться в снег? Обведи правильный(ые) ответ(ы).
а) с помощью густой шерсти;
б) с помощью длинного и гибкого тела;
в) с помощью особого строения лап и густой шерсти.
Составь правильную цепь питания: орел, мышь, пшеница, снежный барс.
_____________________________________________________________________________
Составь план к прочитанному тексту:
1._______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________
5. ______________________________________________________________________
Сформулируй главную мысль текста или сделай вывод по прочитанному тексту.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Примерные ориентиры для отнесения детей к той или иной группе для данной работы составляют:
Группа риска – дети, набравшие суммарно менее 6 баллов (из 11 возможных).
Группа детей, достигших уровня базовой подготовки, но не превышающих его – дети, набравшие суммарно от 7 до 10 баллов (из 11 возможных).
Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – дети, набравшие суммарно более 10 -11 баллов (из 11 возможных).
Анализ результатов
№
п/пФ.И. обучающегося Номера заданий, набранные баллы
2 3 4 5 6 7 8 9
2 1 0 1 0 1 0 2 1 0 2 1 0 1 0 1 0 1 0
1 2 3 4 5 6 Номера заданий, возможные баллы
2 3 4 5 6 7 8 9
2 1 0 1 0 1 0 2 1 0 2 1 0 1 0 1 0 1 0
Количество человек/доля от общего кол-ва человек Кол-во человек Доля
Группа риска Группа детей, достигших уровня базовой подготовки Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней