Классный час на тему : Пришла коляда — открывай ворота
Классный час: «Пришла коляда – отворяй ворота».
Цель: - пробудить у детей интерес к народным традициям;
- способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства;
-побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.
Форма проведения: ролевая игра «Колядки».
Подготовительная работа:
а) распределение ролей;
б) подготовка
План классного часа.
Вступительное слово.
Мини – лекция «Откуда пришла Коляда».
Интерактивная беседа.
Сценка «Спроси у бабушки».
Ролевая игра «Колядки».
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
1.Кл. рук. Ребята, приближаются праздники: Рождество, Новый год, Крещение. Вас ждут весёлые каникулы. Многие из вас будут колядовать. Этот радостный праздничный обряд всегда любили на Руси. Недаром русские люди сберегли этот обряд с глубокой древности до наших дней. Но, к сожалению, многие сейчас не хотят изучать старинные обряды и сводят колядование к простому выпрашиванию денег.
Сегодня на классном часе мы поговорим о древней славянской традиции – колядовании.
У нас в классе присутствует специалист по истории славян (Ф.И.О.) Передаю ему слово.
2. Мини – лекция «Откуда пришла Коляда».
Историк. Колядование – это славянский языческий обряд. Корни этой традиции уходят в глубокую древность. В конце декабря славяне праздновали день рождения Солнца. С этого праздника начинался солнечный год. В этот день зажигали костры, пели, плясали, скатывали с горы горящее колесо. Праздник длился несколько дней. И все эти дни о домам ходили ряженые и колядовали. Колядовщики обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, желали здоровья и благополучия хозяевам.
После принятия Христианства зимний языческий праздник совпал с Рождеством Христовым. И колядовщики стали петь рождественские колядки, прославляющие Иисуса Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.
Таким образом, колядовать – значит петь на праздничной рождественской неделе.
3. Интерактивная беседа.
-Сколько лет празднику Рождества? ( 2011 )
- Когда он отмечается? (В ночь с 6 на 7 января).
-Какое событие лежит в основе этого праздника? ( Рождение Христа в Вифлееме.)
-Какие чудеса сопровождали это событие? (На небе зажглась звезда, волхвы принесли дары)
-В какой великой книге впервые было описано это событие? (В Библии.)
-Как называется та часть Библии, в которой описывается Рождество Иисуса Христа? (Евангелие).
-Когда православные встречают старый Новый год? (В ночь с 13 на 14 января).
-Когда празднуют Крещение? (19 января).
-Каким словом можно объединить все три праздника? (Святки.)
4. Сценка «Спроси у бабушки».
Кл. рук. Итак, прежде чем идти колядовать, мы узнаем, как раньше колядовали наши бабушки. Мы дали задание Тане, чтобы она разузнала всё у своей бабушки Арины. (На стул перед классной доской усаживается девочка, исполняющая роль бабушки. Она в очках, в руках спицы и клубок.)
Таня. – Бабушка, а мы под Новый год с ребятами колядовать идём!
Бабушка – Да кто ж сейчас колядует? Ещё до Рождества целых 7 дней!
Таня – А когда можно колядовать?
Бабушка. - Скоро все православные будут праздновать великий светлый праздник – Рождество Христово. Канун этого праздника называется Сочельник. Знаешь, почему он так называется?
Таня - Ой, знала, но забыла уже!
Бабушка –Тогда слушай да на ус наматывай. В день перед Рождеством, 6 января, запрещено вкушать пищу. Только после появления на небе первой звезды можно есть сочиво – кашу с сушеными ягодами и мёдом, или кутью. Поэтому и день этот накануне Рождества называется Сочельник. В этот вечер на Руси начинали колядовать.
Таня.- Ой, значит, и мы пойдём колядовать в Сочельник! А как вы колядовали?
Бабушка. – Ну, собирались ребята и девушки, брали звезду на палке, по домам ходили, славили Христа.
Таня. Значит под Новый год колядовать нельзя? А у нас ребята ходят
Бабушка. – Можно колядовать только под старый Новый год. Он наступает через неделю после Рождества, в ночь с 13 на 14 января. Но у нас колядуют только перед Рождеством, 6 января.
Таня. -Ой, страшно ночью по дворам ходить. А утром нельзя колядовать?
Бабушка. У нас в деревне считалось, что старый Новый год первым должен в дом войти мужчина. Поэтому утром, до рассвета, ребята обходили все дворы и посевали овсом, чтоб был достаток в доме.
Таня – А хозяева вас угощали?
Бабушка. Ну, конечно. В этот вечер люди не скупились, ведь от щедрости хозяев зависело счастье их семьи на весь год. Оттого и вечер этот называли «щедрым». Денег, правда, давать было не принято. А вот пряником, конфет, пирогов собирали целые мешки.
Таня - И куда вы их девали?
Бабушка. Потом мы собирались в какой–нибудь избе и устраивали посиделки, там и поедали все угощения.
Таня – Ой, бабушка, побегу во двор, всем ребятам расскажу, как и когда нужно колядовать.
Бабушка - И будет у всех праздничное настроение, себе и людям в утешение! (Уходят)
5.Ролевая игра «Колядки».
Кл. рук. Рассказала ребятам Таня всё о колядках. Подготовили они целое представление, всем на удивление. И вот наступил этот светлый вечер перед Рождеством.(Звучит музыка)
Заканчивается Рождественский пост. В доме всё прибрано, хозяйка напекла пирогов, наготовила всякой снеди.
Ночью хозяева пойдут в церковь на всенощную службу. А сейчас самое время встречать колядовщиков! (Раздаётся стук в дверь).
Колядовщик 1.- Эй, хозяева, пустите колядовать!
Хозяин – Заходите, люди добрые!
(Дети входят в класс. Дети несут шест со звездой. Среди ребят ряженые в костюмах козы, лисы, кота.)
Все дети (поют) – Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье! (Повторяют 2-3 раза) или следующих куплет.
Коляда, Коляда, отворяй ворота!
Пришла Коляда накануне Рождества! (Повторяют 2-3 раза)
(Дети выстраиваются в шеренгу перед классной доской. Хозяева берут в руки подносы с угощением и становятся с краю шеренги.)
Колядовщик 2. – Сорока летит, всему свету твердит:
Хозяева, не зевайте, гостей принимайте, Рождество встречайте!
Колядовщик 3. – Дай Бог тому, кто в вашем дому.
Колядовщик 1. – Добрым хозяевам, милым детушкам.
Все. С праздником поздравляем! Счастья, радости желаем! (Все колядовщики кланяются)
Калядовщик 2. Открывайте сундучки – доставайте пятачки!
Калядовщик 3
Щедрик – ведрик, дай нам вареник, ложечку кашки, наверх колбаски.
Этого мало, дай кусок сала. Выноси скорей, не морозь детей!
Колядовщик 1. Сеем, сеем, посеваем, счастья, радости желаем.
Кто подаст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Колядовщик 3.
Кто не даст ветчины, тем расколем чугуны.
Хозяйка.
Гости дорогие, имейте терпение
Будет и от нас вам щедрое угощенье!
Хозяин. А пока – рассаживайтесь по лавочкам,
Наши детишки угостят вас загадочкой.
(Дети зрители загадывают загадки.)
1. Сижу верхом, не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу – привечу. (Шапка)
2. 5 чуланов, одна дверь. (Перчатка)
3. 2 брюшка, 4 ушка. (Подушка)
4. Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга).
5. Кто родится с усами? (Котёнок).
6. У семерых братьев по одной сестрице. Много ль их всех? (одна).
7. Ты да я, да мы с тобой. Много ль нас стало? (Двое).
8. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь.)
9. Течёт, течёт – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
10. Какой в реке камень? (Мокрый)
11. Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
А теперь пусть тараторки повторят скороговорки (По 3 раза).
1.Сыворотка из – под простокваши.
2.Добры бобры идут в боры.
3.Два дровосека.
Хозяин. Зря вы время не теряли, все загадки разгадали.
Все. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья!
Со счастьем новым,
Рождеством Христовым! (Все кланяются и садятся за парты)
6.Подведение итогов. (Рефлексия).
Кл. рук. Понравился вам наш праздник? Какие чувства испытали, прикоснувшись к древним традициям нашего народа?
Примерные ответы детей:
-Почувствовал радость, когда играл роль.
-Хотелось придумать что – то своё.
-Немного грустно, что такие обычаи уходят.
-Появилось желание разучить колядки, сделать всё по правилам.
4. Сценка «Спроси у бабушки».
Таня. – Бабушка, а мы под Новый год с ребятами колядовать идём!
Бабушка – Да кто ж сейчас колядует? Ещё до Рождества целых 7 дней!
Таня – А когда можно колядовать?
Бабушка. - Скоро все православные будут праздновать великий светлый праздник – Рождество Христово. Канун этого праздника называется Сочельник. Знаешь, почему он так называется?
Таня - Ой, знала, но забыла уже!
Бабушка –Тогда слушай да на ус наматывай. В день перед Рождеством, 6 января, запрещено вкушать пищу. Только после появления на небе первой звезды можно есть сочиво – кашу с сушеными ягодами и мёдом, или кутью. Поэтому и день этот накануне Рождества называется Сочельник. В этот вечер на Руси начинали колядовать.
Таня.- Ой, значит, и мы пойдём колядовать в Сочельник! А как вы колядовали?
Бабушка. – Ну, собирались ребята и девушки, брали звезду на палке, по домам ходили, славили Христа.
Таня. Значит под Новый год колядовать нельзя? А у нас ребята ходят
Бабушка. – Можно колядовать только под старый Новый год. Он наступает через неделю после Рождества, в ночь с 13 на 14 января. Но у нас колядуют только перед Рождеством, 6 января.
Таня. -Ой, страшно ночью по дворам ходить. А утром нельзя колядовать?
Бабушка. У нас в деревне считалось, что старый Новый год первым должен в дом войти мужчина. Поэтому утром, до рассвета, ребята обходили все дворы и посевали овсом, чтоб был достаток в доме.
Таня – А хозяева вас угощали?
Бабушка. Ну, конечно. В этот вечер люди не скупились, ведь от щедрости хозяев зависело счастье их семьи на весь год. Оттого и вечер этот называли «щедрым». Денег, правда, давать было не принято. А вот пряником, конфет, пирогов собирали целые мешки.
Таня - И куда вы их девали?
Бабушка. Потом мы собирались в какой–нибудь избе и устраивали посиделки, там и поедали все угощения.
Таня – Ой, бабушка, побегу во двор, всем ребятам расскажу, как и когда нужно колядовать.
Бабушка - И будет у всех праздничное настроение, себе и людям в утешение! (Уходят)
Колядовщик 1.- Эй, хозяева, пустите колядовать!
Хозяин – Заходите, люди добрые!
Все дети (поют) – Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье! (Повторяют 2-3 раза) или следующий куплет.
Коляда, Коляда, отворяй ворота!
Пришла Коляда накануне Рождества! (Повторяют 2-3 раза)
Колядовщик 2. – Сорока летит, всему свету твердит:
Хозяева, не зевайте, гостей принимайте, Рождество встречайте!
Колядовщик 3. – Дай Бог тому, кто в вашем дому.
Колядовщик 1. – Добрым хозяевам, милым детушкам.
Все. С праздником поздравляем! Счастья, радости желаем! (Все колядовщики кланяются)
Калядовщик 2. Открывайте сундучки – доставайте пятачки!
Калядовщик 3
Щедрик – ведрик, дай нам вареник, ложечку кашки, наверх колбаски.
Этого мало, дай кусок сала. Выноси скорей, не морозь детей!
Колядовщик 1. Сеем, сеем, посеваем, счастья, радости желаем.
Кто подаст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Колядовщик 3.
Кто не даст ветчины, тем расколем чугуны.
Хозяйка.
Гости дорогие, имейте терпение
Будет и от нас вам щедрое угощенье!
Хозяин. А пока – рассаживайтесь по лавочкам,
Наши детишки угостят вас загадочкой.
Все. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья!
Со счастьем новым,
Рождеством Христовым!
Все. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья!
Со счастьем новым,
Рождеством Христовым!
Все. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья!
Со счастьем новым,
Рождеством Христовым!
Все. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья!
Со счастьем новым,
Рождеством Христовым!
Все. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья!
Со счастьем новым,
Рождеством Христовым!
13PAGE 15
13PAGE 14315
15