Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Реферат
по дисциплине: «Патриотическое воспитание школьников»
на тему: «Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Гайбарян А.Л
г. Москва, 2016 г.
Содержание:
Введение
2
1. Структура патриотического воспитания школьников
2. Основные функции патриотического воспитания
3. Сущностные характеристики работы по воспитанию патриотизма
Заключение
4
11
14
17
Литература
18
Введение
Национальная идея в РФ есть, это патриотизм,
никакой другой идеи придумывать не надо.
В.В. Путин
Природа, родители, родственники. Родина, народ - не случайно это однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм школьников формируется в процессе обучения, социализации и воспитания. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается тольк школьными стенами. Огромную роль выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать в процессе воспитания учащихся.
Исходя из того, что воспитание является конкретно-историческим и социальным явлением, оно определяется социальным заказом общества информирует и учитывает требования общества к молодому поколению. Этот заказ находит свое отражение в нормативно-правовых документах государства, программах и планах работы различных министерств и ведомств.
Такими документами в области патриотического воспитания являются: Конституция Российской Федерации; Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», предоставлению Федеральным агентством по делам молодежи государственной услуги по формированию и Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 38 "Об утверждении Административного регламента по ведению Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой" , Указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г., «О военно- патриотических молодёжных и детских объединениях», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников; Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования второго поколения.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
1. Структура патриотического воспитания школьников
Система патриотического воспитания в нашей стране представляет собой совокупность следующих элементов:
Субъект патриотического воспитания;
Объект патриотического воспитания;
Цель патриотического воспитания;
Патриотически-ориентированная деятельность;
Система отношений;
Управление патриотической деятельностью;
Воспитательное пространство;
Критерии и показатели результативности
Субъект патриотического воспитания - это носитель свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта. Именно субъект вырабатывает и реализует все основные компоненты деятельности. В теории воспитания выделяются:
всеобщие субъекты воспитания,
особенные институты социума,
специализированные субъекты воспитания.
Всеобщим субъектом воспитания являются институты социума, в которых функции обучения и воспитания не присутствуют; но деятельность которых серьезно сказывается на формировании убеждений и отношении людей, их поведения, к ним относятся, прежде всего, школьные учителя-предметники, классные руководители, весь педагогический коллектив, а также администрация ОУ.
Классные руководители и учителя -предметники ( в первую очередь учителя истории, литературы ) определяет цели и задачи, этапы деятельности, определяют средства и способы решения проблемы на уровне класса, группы учащихся, отдельного ученика в урочной и внеурочной деятельности. Администрация же организует, направляет, корректирует, контролирует деятельность педагогического коллектива.
К особенным институтам социума относят те, которым присущи функции обучения и воспитания, но деятельность, которых не исчерпывается только ими; СМИ, ФОКи, учреждения дополнительного образования, общественные объединения
Специализированные субъекты воспитания - это те учреждения и организации, деятельность которых заключается в обучении и воспитании; например: школа, другие типы ОУ.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016-2020 гг.» основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, названо государство. Далее конкретизирован перечень других субъектов деятельности: научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Главный акцент в воспитании патриотизма делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций. Поэтому институту Школа (Образование), образовательному учреждению (организации) и школьному педагогу как субъектам патриотического воспитания отводится особая роль.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» большое внимание уделяется роли семьи в патриотическом воспитании. Именно в семье закладываются основы любви к своей малой родине, своим предкам, своему народу. По мере взросления количество агентов влияния изменяется как количественно, так и качественно, к тому же всё возрастающую роль играет самовоспитание.
Объект патриотического воспитания – это школьник, ученик, воспитанник, находящийся под воздействием социального института образования. В школе ученик находится с 6,5-7 до 16-18 лет. В зависимости от состава объекта ( отдельный ученик, класс, группа учеников) выбираются индивидуальные или групповые формы работы педагогов с детьми.
Цели воспитания всегда носят конкретно-исторический характер и обусловлены социальными потребностями общества.
Различают:
стратегическую цель, которая определяет идеальный результат воспитания;
тактическую цель, т.е решение конкретных задач, соответствующую каждому конкретному этапу воспитания;
оперативную цель, т.е. решение конкретных педагогических задач в процессе патриотического воспитания.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотически-ориентированная деятельность включает в себя:
учебно-познавательную,
трудовую,
художественную,
общение,
спортивную,
ценностно- ориентировочную,
общественную.
В процессе занятий этими видами деятельности формируется патриотическая воспитанность школьника.
Высшим проявлением патриотической воспитанности является осознанная мотивированная патриотическая деятельность, включающая в себя ряд компонентов:
1. Информационный компонент опыта служения Отечеству объединяет в себе знания о феномене патриотизма, его духовно-ценностной, историко- культурной, психической и социальной природе.
2. Операционный компонент представляется средствами, методами и формами организации образовательной деятельности, методами планирования и регулирования процесса, формами и методами контроля за формированием опыта служения Отечества.
3. Мотивационный компонент патриотического воспитания включает в себя образы как основу воспитания мотивов, идеалов и ценностей в сознании, чувствах, действиях, поведении личности, форм и разновидностей самой патриотической деятельности, а также ценностные образцы опыта служения Отечеству.
Содержание каждого из этих компонентов отрабатывается в соответствии с задачами учебного предмета, кружка, системы воспитательной работы классного руководителя и отдельного внеклассного мероприятия, решение которых подчиняется реализации общей цели патриотического воспитания учащихся в сфере образования.
Система отношений личности к большой и малой Родине, истории к себе в условиях разнообразных видов деятельности постоянно изменяется, в связи с этим представляется возможным утверждать, что они выполняют функцию индикатора процесса движения от постановки цели к реализации задач патриотического воспитания. Если система отношений носит гуманистический патриотически-ориентированный характер, то наблюдается гармония в присвоении всех видов социального опыта. И наоборот, дегуманизация отношений системы влечет за собой дисгармонию в присвоении опыта личностью.
Управление процессом патриотического воспитания школьников осуществляет государство, широко используются различные социальные институты, главным образом ОУ.
Механизм управления определяется: законодательными и нормативными актами и документами; учебными программами; сложившимися нормами и правилами, существующими в обществе, образовательном учреждении; условиями жизни и труда; личностными и коллективными стимулами - потребностями и интересами; духовными ценностями и т.д.
В рамках образовательного учреждения оно осуществляется на разных уровнях взаимодействия в целях развития патриотической воспитанности личности:
администрация - учитель - школьники - родители;
администрация - родители - школьники - учитель;
учитель - класс - родители - администрация;
учитель - школьник - класс - администрация;
самоуправление.
Процесс управления включает в себя:
анализ, оценку и прогнозирование состояния процесса патриотического воспитания в образовательном учреждении с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды;
определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно-обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров;
мониторинг состояния и результативности воспитательной работы;
своевременную корректировку системы воспитательных воздействий;
научную организацию труда педагогов и вооружение субъектов патриотического воспитания современными методами и технологиями воспитательной работы в данном направлении.
Воспитательное пространство - это окружающая среда, «педагогически целесообразно организованная», в которой идёт процесс патриотического воспитания отдельного ученика или группы детей.
Окружающую среду принято разделять на внутреннюю и внешнюю, где функционирует система патриотического воспитания.
Внутренняя среда - образовательная - охватывает всю совокупность факторов и условий образовательного процесса, характеризующих конкретное образовательное учреждение как единую образовательную систему и представляет собой содержательно-деятельностное поле патриотического воспитания. Элементами этой внутренней среды патриотического воспитания школьников являются:
уровень компетентности субъектов мониторинга;
традиции образовательного учреждения;
педагогический стиль взаимодействия с детьми;
характер и стиль взаимодействия с родителями
психологический климат
Внешняя образовательная среда отражает связи и взаимодействия образовательной системы с социумом. Это:
экономические, социальные, культурные и этнические факторы;
система связи между различными субъектами патриотического воспитания;
традиции региона;
социальное партнерство.
Важным структурным компонентом патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности.
Это некий оценочный комплекс, который конкретизируется в показателях - совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения.
Особое место среди критериев патриотического воспитания занимают патриотическое и патриотическая деятельность. В первой группе особое место занимают: патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивация, ориентации, идеалы, которые имеют субъективную основу. Во второй группе главную роль играют непосредственные проявления активности, качеств и свойств поведения, конкретных действий личности, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнении долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах, которые опираются на объективную основу. При этом сформированность компонентов сознания является условием патриотического поведения и деятельности.
В качестве критерия патриотического воспитания признаётся соответствие между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота и гражданина, и реальным поведением школьника как субъекта деятельности.
Показателями патриотического воспитания школьников считают явление или событие, по которому можно судить о ходе какого-нибудь процесса.
Патриотическая воспитанность - это актуальный уровень развития внутренней культуры школьника, обусловленный усвоением им опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, и, проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству.
Основным критерием, для оценки уровня патриотической воспитанности школьников, является критерий соответствия между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота. Показателем - является патриотическая воспитанность как результат усвоения школьником опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, проявляющихся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству.
Таким образом, патриотическое воспитание - это системно организованную структурно целостную деятельность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.
2. Основные функции патриотического воспитания
Патриотическое воспитание школьников имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.
В процессе моделирования функций патриотического воспитания нами были мо
·дифицированы функциональные компоненты профессионально- педагогической деятельности применительно к задачам патриотического воспитания школьников.
Выделим следующий перечень функций:
Ориентирующая функция патриотического воспитания школьников всегда связана с социальным заказом общества на идеальный тип личности, соответствующий определённому этапу развития общества. Это помогает педагогам сформировать систему ценностей и ценностных ориентаций, в соответствии с основной целью воспитания.
Мотивационно-мобилизующая функция призвана заинтересовать школьников в активной деятельности по освоению патриотических ценностей, знаний по истории своей страны, культуры, религии, национальном многообразии. Это способствует также и профессиональному росту педагогов.
Информационно-гностическая функция патриотического воспитания школьников включает умения педагога активизировать деятельность школьников используя выразительные вербальные средства, воздействовать не только на разум школьника, но и на его чувственно-эмоциональную сферу с помощью различных видов информации.
Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. При этом ведущую роль играют оптимально подобранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.
Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога творческого подхода к организации образовательного процесса и процесса воспитания, включения школьников в конкретную практическую деятельность патриотической направленности.
Координирующая функция призвана способствовать объединению усилий всех субъектов патриотического воспитания: учителей, родителей, социального окружения.
Контролирующая функция патриотического воспитания школьников - это мониторинг выполнения социального заказа общества, соотнесение результатов и целей. Это деятельность, главным образом, классных руководителей, учителей -предметников, администрации ОУ.
Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» и новых ФГОС общего образования, так как прогнозирует будущее состояние патриотической воспитанности школьников и качественное состояние воспитательной системы ОУ. Учитель-предметник, классный руководитель постоянно занимаются прогнозированием, т.к. постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем.
Коррекционная функция призвана корректировать негативные моменты процесса патриотического воспитания школьников, усиливать динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и рост качественных характеристик патриотического воспитания: совершенствование содержания, улучшение педагогических условий, рост педагогического мастерства учителя, оптимизировать характер и стиль взаимодействия воспитателя и воспитанника.
Таким образом., обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всей совокупности функций патриотического воспитания.
3. Сущностные характеристики работы по воспитанию патриотизма
Патриотическое воспитание - это целостное и сложное явление, которое определяют следующие сущностные характеристики :
Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено -целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.
Систематичность и длительность патриотического воспитания предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:
постановка цели, планирование процесса патриотического воспитания, его основных стадий и этапов его реализации;
определение субъектного состава;
отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: направлений, форм, методов, средств;
решение организационных вопросов;
текущий мониторинг и контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;
определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;
принятие управленческих решений;
прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников;
определение результативности работы.
Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Перспективность патриотического воспитания школьников - определяет перспективы достижения поставленной цели, прогнозирование результатов, возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.
Комплексность - это понимание процесса патриотического воспитания школьников как единого целого, комплекса отдельных элементов, структурных единиц, совокупности различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.
Ступенчатость - это совокупность этапов патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.
Целостность патриотического воспитания - это всеобъемлющий характер процесса воздействия на школьников, единство форм, стадий, этапов.
Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий.
Активность - это целенаправленная мотивированная, осознанная эмоционально-окрашенная, инициативная и ситуативная деятельность педагогов при высоком уровне владения способами и приёмами педагогических действий. Это активное взаимодействие учителя и ученика в разных видах патриотической деятельности, что в конечном итоге положительно скажется на личности ученика.
Заключение
Основой всего гражданского воспитания является патриотическое воспитание.
Само понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Ведущее место в процессе становления патриотического сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России, раскрывает детям суть модернизации политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и, воли всех классов и социальных групп; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно - нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина
Патриотизм - это чувство гордости за своё Отечество, это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно- нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
Список использованной литературы
Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016-2020 гг.»- То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Сайт «Госпатриотпрограмма РФ».- http://gospatriotprogramma.ru/index.php
Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А.К. Быков // Педагогика. –2006. –№ 2. –С. 37-42; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/9451847
Гинецинский В.И. Современные образовательные технологии: учебное пособие - М.: Изд-во КноРус, 2009. 432 с.
Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России [Текст]: дисс. ... д-ра филос. наук: Ставрополь, 2004. 403 c.
Ипполитова Н.В.Патриотическое воспитание: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. Шадринск: ШГПИ, 2005. 84 с.
Липский И. А., Никитина Л. Е. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования. Электронный ресурс. - Режим доступа: / http://www.lipsky.ru/page/Statii/Vospit-1.htm
Лутовинов В. И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития Электронный ресурс. Режим доступа: http://fpvestnik.ru/patriotizm-segodnya/sistema-patrioticheskogo-vospitaniya-sostoyanie-problemy-i-napravleniya-razvitiya/
Лутовинов В. И. В патриотизме молодежи будущее России [Текст] / В. И. Лутовинов. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. 236 с.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (вопросы теории). – М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 1999. 222 с.
Бузский М. П., Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков М. Б. Кусмарцев. Волгоград: Прин Терра, 2008. 88 с.
Конституция Российской Федерации. М.: АСТ, Астрель, 2014.-64 с.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Электронный ресурс. - Режим доступа: Система ГАРАНТ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/178405/paragraph/1679767:2
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 38 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по делам молодежи государственной услуги по формированию и ведению Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой". Электронный ресурс. - Режим доступа http://ivo.garant.ru/#/document/70968456/paragraph/382:4
Указ Президента РФ от 21 апреля 1997 г. N 391"О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи" Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/10200791/paragraph/15:6
Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г № 134-р от 03.02.2010 г.с изм. от 24.12. 2014 г. №1469. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/181486/paragraph/8946:10
Положение о Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию. С изм. Постановление Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 605 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/197843/entry/1000:12
Сайт «Госпатриотпрограмма РФ».- http://gospatriotprogramma.ru/index.php
Там же.
Сайт Министерства образования и науки РФ. Электронный ресурс. - Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
. Сайт «Госпатриотпрограмма РФ».- http://gospatriotprogramma.ru/index.php
Там же
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (вопросы теории). – М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. – М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. – 208 с.
Липский И. А., Никитина Л. Е. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования. Электронный ресурс. - Режим доступа: / http://www.lipsky.ru/page/Statii/Vospit-1.htm
Гинецинский В.И. Современные образовательные технологии: учебное пособие - М.: Изд-во КноРус, 2009. 432 с.
Сайт «Госпатриотпрограмма РФ».- http://gospatriotprogramma.ru/index.php
Липский И. А., Никитина Л. Е. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования. Электронный ресурс. - Режим доступа: / http://www.lipsky.ru/page/Statii/Vospit-1.htm
13PAGE 15
13PAGE 141315
Функции патриотического воспитания
ориентирующая
мотивационно-мобилизационная
информационно-гностическая
организационная
преобразующая
координирующая
контролирующая
прогностическая
коррекционная
Сущностные
характеристики
системы
патриотического
воспитания
школьников
многофакторность
системы
систематичность
и
длительность
перспективность
комплексность
ступенчатость
целостгность
активность
"$
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2ђЗаголовок 3ђЗаголовок 4ђЗаголовок 5Заголовок 6ђЗаголовок 7ђЗаголовок 8ђЗаголовок 915