СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Исходя из того, что воспитание является конкретно-историческим и социальным явлением, оно определяется социальным заказом общества информирует и учитывает требования общества к молодому поколению. Этот заказ находит свое отражение в нормативно-правовых документах государства, программах и планах работы различных министерств и ведомств.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники. Родина, народ — не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова , это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
2. Структура патриотического воспитания школьников
152400-25971500
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно – мотивацион- ный, когнитивно - интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.
Потребностно - мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История — это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.
Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя справедливости ради надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы XX в. оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. Воспитывая лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубить наше государство, наше будущее. Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, — значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе выступает ведущей составной частью патриотического воспитания детей в общеобразовательном учреждении как сложного социокультурного и педагогического процесса, ориентированного государством в ряде нормативных документов на решение социально-заказных задач.
В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности — «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Одновременно в законе отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Целью и результатом патриотического воспитания детей в учебном процессе служат также патриотические убеждения и установки. Слово «убеждение» в русском языке принадлежит к тому типу многозначных слов, у которых каждое из значений отражает одну из сторон сложного многомерного явления. Известно три значения этого слова. Во-первых, убеждение — важнейший элемент нравственного сознания людей. Во-вторых, убеждения — наиболее стойкие, подтвержденные личным опытом взгляды человека, составляющие основу его мировоззрения и регулирующие поведение личности. Этим термином называется сам процесс формирования убеждений в сознании человека. И, в-третьих, убеждение — важнейший метод воспитания.
Понятие «убеждение» широко применяется в различных областях науки, но определения его содержания весьма разнообразны. Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой убеждение рассматривается как единица мировоззрения личности, придающая ему действенный характер (М.Н. Алексеев, Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон, P.M. Рогова).Патриотические убеждения — устойчивое свойство личности, выражающееся в твердой уверенности человека в правильности освоенных и отстаиваемых им патриотически-ориентированных знаний и взглядов. Готовность следовать патриотическим убеждениям в реальной жизни проявляется в патриотических установках.
Ряд исследователей в своих работах подтверждают, что патриотические качества личности содержат в своей структуре установки (М.Н. Аплетаев, В.И. Руденко, И.В. Редина). Согласно концепции В.И. Руденко, каждый уровень самоидентификации личности (от личного к государственному) сопровождается формированием соответствующих патриотических установок. Именно установки обусловливают не только готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивают устойчивый целенаправленный характер протекания патриотической деятельности, служат основой целесообразной избирательной активности человека. Степень сформированности установки определяет готовность к предстоящему действию. На базе установки патриотическая деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов.
Патриотические чувства — не менее важный предмет воспитательного воздействия в учебном процессе, чем патриотические убеждения и установки.
Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Они отличаются относительной устойчивостью и постоянством и носят предметный характер. Чувства называют высшими, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. Их характерные особенности: большая степень обобщенности, которой они могут достигать в своих развитых формах; они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими.
Патриотические чувства — а это в первую очередь любовь к Родине, верность ее интересам — высшие, имеют нравственный, интеллектуальный, эстетический и практический контексты, составляют эмоционально-чувственную сторону и в патриотических убеждениях и установках, и патриотических позициях школьников.
В процессе патриотически-воспитывающего обучения в школе осуществляется формирование патриотических позиций учащихся, под которыми понимается совокупность основанных на знаниях патриотических убеждений, установках и чувствах, проявляющихся в позитивном отношении к своему Отечеству, социальных значимых и полезных мотивированных действиях.
Патриотическая позиция предполагает наличие такой характеристики, как динамическая устойчивость, т.е. способность не только сохранять ее (позицию) при возникновении внешних, в том числе и информационных воздействий, но и осуществлять ее развитие. Позиция проявляется в качестве избирательно-предпочтительного отношения как к отдельным предметам и явлениям, так и к их совокупности.
Патриотические ценностные ориентации школьника также выступают целью и результатом патриотически-воспитывающего обучения. Под ними подразумевается совокупность основанных на патриотических ценностях и идеалах установок и убеждений личности, определяющих ее направленность на социально значимое поведение и деятельность и являющихся базой нравственного и гражданского самоопределения старшего школьника.
Как уже указывалось, мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества — основная цель и результат патриотически-воспитывающего обучения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире. В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.
Патриотическое мировоззрение всегда насыщено патриотическими чувствами любви к Отечеству. Это ощущение гармонии с большой и малой родиной. Оно системно, широко охватывает социальную практику, позволяет глубоко и всесторонне осмысливать жизнь и, как правило, оптимистично, лишено догматизма, основано на позиции разумного критицизма.
Дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире на основе разумного сочетания личных и общественных интересов (интересов Родины) — главная задача выработки патриотического мировоззрения.
Патриотические знания, убеждения, установки, чувства, ценностные ориентации становятся устойчивыми личностными качествами школьника, если подкрепляются системой активных целенаправленных действий и поступков патриотически-направленного свойства с формированием навыков и умений патриотического поведения.
Содержание патриотического воспитания детей в учебном процессе общеобразовательной школы основывается на реализации поставленных целей, задач и на выдвижении и соблюдении определенных основополагающих установок, т.е. принципов.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе строится на следующих принципах:
Историзма и культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами национальной культуры, региональными этническими традициями, гармонично сочетающимися с общечеловеческими ценностями. Он подразумевает подготовку подрастающего поколения к интеграции в мировое сообщество на основе идеалов толерантности, культуры межнационального общения, сотрудничества, диалога культур, мирного сосуществования; гуманизации воспитательного процесса, заключающийся в его ориентации на гуманистические идеалы и реализации представления о воспитаннике как субъекте воспитательного процесса, формирование у детей гуманистического отношения к истории своей страны, объектам культуры, природе, людям и к себе. Он имеет направленность на поддержку стремления ребенка к саморазвитию, стимулирование детской инициативы, самодеятельности, предоставления детям возможности реализации активной гражданской позиции, посильного участия в социально значимой деятельности;
адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возраста учащихся, их социокультурной среды;
активности в осуществлении патриотически-воспитывающего обучения;
интеграции патриотического и других видов воспитания в комплексном воздействии на мировоззрение и установки школьников;
учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей и др.
Патриотическое воспитание на макроуровне как составная часть воспитания в качестве социального института обеспечивает сплочение общества путем реализации следующих функций:
планомерное создание условий для относительно целенаправленного патриотически-ориентированного развития членов общества и удовлетворения ими соответствующих потребностей;
подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре, патриотов своей страны;
обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, патриотических ценностей и др.
3.Функции патриотического воспитания школьников.
Что касается функций патриотического воспитания детей в учебном процессе общеобразовательной школы, то они включают в себя информационно-образовательную, формирующе-развивающую, коррекцион ную, мотивационно-мобилизующую идентификации личности в социокультурной среде малой и большой родины, создания условий для нравственно-патриотического самосовершенствования школьников.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе специфично по применяемым технологиям (формам и методам) в зависимости от возраста учащихся, ступени их образования.
В 1-4 классах школы дети получают конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем своей Родины. Давая младшим школьникам элементарные знания о природе и обществе, школа систематически приучает детей рассматривать изучаемые явления во взаимной связи и развитии, находить их ближайшие материальные причины. В процессе воспитывающего обучения дети приобретают элементарные понятия о нравственности, у них воспитываются чувства патриотизма, дружбы и товарищества, коллективизма, честность и правдивость, навыки организованности и дисциплины.
В средних и старших классах на основе углубленного и систематического изучения естественно-математических и гуманитарных предметов повышается уровень всей работы по формированию у подростков научного и патриотического мировоззрения, патриотических убеждений, установок, позиций и ценностных ориентаций, усвоению норм нравственности, развитию навыков и умений патриотического поведения.
Применяемые технологии патриотического воспитания учитывают возрастные особенности учащихся, уровень развития их психических познавательных и волевых процессов, включают в себя такие совокупности содержания изучаемого материала, форм, методов и приемов преподавания, которые обеспечивают непрерывность и логическую последовательность процесса, преемственность воспитательных усилий по формированию и совершенствованию у детей патриотических качеств.
Каждая наука располагает огромными воспитательными возможностями, вытекающими из ее содержания. Особое место в патриотическом воспитании школьников принадлежит гуманитарным наукам.
На основе гуманитарных знаний формируются мировоззрение человека, его убеждения, т.е. происходит осознание места личности в мире, степени ее ответственности за совершаемые действия и поступки с позиций социальной значимости. Гуманитарное познание дает возможность повысить общую культуру, интеллигентность человека. Оно обеспечивает комплексное и всестороннее его развитие: социальное, психическое, физическое, обеспечивает его универсальную готовность к выполнению профессиональных и человеческих обязанностей. Гуманитарные знания, как никакие другие, развивают гибкость мышления, творческий подход к человеческой деятельности, самостоятельность в выборе стратегии и тактики жизненного поведения.
Гуманитарное познание вооружает человека знаниями межличностного общения, взаимодействия, вырабатывает социальные нормы поведения, которые являются предпосылкой успешного взаимодействия в звене «человек — человек». Только с широкой опорой на гуманитарные знания могут быть полноценно сформированы и развиты сознательность, активность, самостоятельность, ответственность, патриотизм и другие качества человека, от которых зависит успешность социализации современного подрастающего поколения.
Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет им обогатить знания о человеке, основных этапах истории человечества, закономерностях исторического развития России, географической среде, основных областях общественной жизни. Общественные дисциплины позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями.
В содержании гуманитарных дисциплин трансформирован социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого 3 мышления. Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей (в том числе экологической, правовой, физической) культуры и др. Именно при изучении гуманитарных дисциплин учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы содержания и методики саморазвития.Патриотическим воспитательным потенциалом обладают и изучаемые в школе естественно-математические науки (математика, физика, химия, биология, физическая география). Преподавание их основ подводит учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывном изменении под влиянием естественных причин. Эти же учебные предметы знакомят учащихся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию патриотизма.
В процессе обучения специфичны и средства педагогической деятельности, включающие в себя средства преподавательской (учителя) и учебной (школьника) деятельности.
Основными факторами, оказывающими патриотическое воспитательное влияние на школьников в преподавании учебных дисциплин, являются:
Содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность;
Четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения;
Отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между самими обучаемыми;
Влияние личных качеств преподавателя, его педагогического мастерства;
Общий режим и атмосфера учебного процесса школы.
Эффективность решения воспитательных задач зависит от того, в какой мере будут реализованы воспитательные возможности всех этих факторов в совокупности.
Воспитание учебным материалом — один из важнейших факторов патриотического воспитательного влияния на школьников, определяемого умением учителя вычленить стержневые, ведущие идеи науки, раздела, темы, организовать вокруг патриотических идей остальной материал и довести его до глубокого сознания обучающихся.
Четкая организация занятий и разнообразная методика обучения приносит желаемые результаты при условии, когда:
Ставятся ясные образовательные и воспитательные цели занятий;
Обеспечивается строгая, обоснованная последовательность учебной работы;
Применяются различные методы обучения, активизирующие познавательную деятельность школьников, придающие ей творческий, близкий к исследовательскому характер, стимулирующие как коллективную, так и индивидуальную работу;
Подводятся итоги занятия и вносятся соответствующие коррективы в систему планируемых познавательных и воспитательных задач;
Создается необходимый психологический настрой на учебную работу.
Эти условия проявляются своеобразно в каждой форме учебной работы — на уроке, экскурсии .В преподавательской деятельности учителя важное место занимает его умение вычленить, сформулировать и целенаправленно решить воспитательные задачи патриотической направленности.
Следует заметить, что в процессе преподавания гуманитарных дисциплин решаются воспитательные задачи, которые могут быть отнесены к различным направлениям воспитания: духовно-нравственному, патриотическому, экологическому, экономическому, трудовому (профессиональному), физическому, эстетическому, этическому, правовому и др. В учебном процессе виды воспитания реализуются комплексно, нераздельно, интегративно, и для учителя часто бывает сложно увидеть все взаимосвязи и взаимозависимости в использовании воспитательных возможностей преподаваемых им дисциплин.В настоящее время в федеральный компонент государственных образовательных стандартов вводятся формулировки воспитательных целей преподавания конкретных учебных дисциплин, причем они различаются в зависимости от ступени образования.
К воспитательным тесно примыкают развивающие задачи, которые решаются при преподавании гуманитарных дисциплин и представляют собой направления развития личности, обеспечиваемые либо воспитанием, либо обучением и воспитанием. Они подразделяются на задачи социально-нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного развития.
Взаимосвязь обучающей, развивающей и воспитательной функций в образовании закономерна. Образовательный аспект обучения связан с расширением объема усваиваемого содержания; развивающий — с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании обучаемого, между элементами обучаемого; воспитательный — с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к действительности в целом.
Патриотически-воспитывающий характер обучения обеспечивается не только идейно-воспитательной направленностью содержания обучения, но и методами и организационными формами учебной работы, способами движения учащихся от незнания к знанию.
В преподавании учебных дисциплин сегодня актуальны методы как традиционного, так и активного обучения. К примеру, при преподавании обществознания для получения обучаемыми опыта познавательной и практической деятельности используются следующие методы и приемы:
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников; осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
Формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
Наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни;
Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической целесообразности;
Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
Выполнение творческих работ по обществоведческой тематике и т.п.
Такие активные методы, формы и приемы обучения способствуют глубокому овладению учащимися патриотическими знаниями, упрочению у них патриотических убеждений и установок.
При преподавании конкретных дисциплин используются и специфические виды деятельности. Так, при освоении учащимися литературы применяются осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров; выразительное чтение; различные виды заучивания наизусть стихотворных текстов; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; его анализ и интерпретация; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание изложений с элементами сочинения .В совершенствовании преподавательской деятельности учителей по патриотическому воспитанию детей особое внимание уделено их методической оснащенности — владению различными педагогическими приемами.
По диапазону, выразительности, педагогической целесообразности и эффективности использования педагогических приемов можно судить о воспитательном мастерстве учителя.
Приемы воспитания в ходе обучения в зависимости от направленности и характера используемых средств и методов можно разделить на следующие подгруппы:
Включаемые в содержание излагаемого учебного материала;
Основанные на личном примере;
Прямые непосредственные педагогические требования;
Косвенные педагогические требования;
Опосредованные педагогические требования. Основными приемами воспитания школьников содержанием излагаемого материала могут служить следующие:
Приведение примера (героизм воинов, в том числе земляков учащихся, превосходство отечественной техники, профессионально компетентные и мужественные действия российских специалистов в экстремальных условиях, добросовестное и самоотверженное выполнение конституционного долга гражданами России и др.);
Использование сравнения, сопоставления, противопоставления (внешняя политика различных государств, возможности науки и образования в разных странах, уровень развития культуры и др.);
Яркий рассказ (народные традиции и обычаи большой и малой родины, эпизоды боевых действий, перспективы развития региона, эстетика служения Отечеству, нравственный облик российского гражданина и др.);
Разъяснение, разоблачение (фальсификация истории Великой Отечественной войны, необоснованных нападок на политику государства в Кавказском регионе и др.);
Анализ фактов, явлений (сильные и слабые стороны в экономическом развитии страны, противоречия в развитии духовной сферы общества).
Воспитательное воздействие на школьников оказывает система отношений, складывающаяся в ходе уроков. Принципиальность, тактичность и доброжелательность способствуют активной деятельности каждого участника процесса обучения, формируют у него необходимые личностные качества. Определяющее влияние на характер этих отношений оказывает личность учителя, его педагогическое мастерство. Ведущие качества учителя — идейная убежденность, высокоразвитое гуманитарное мышление, патриотизм и гражданственность, безупречная нравственность, научная подготовленность, высокий уровень общей культуры в сочетании с профессиональным мастерством — имеют здесь решающее значение.
Учитель воспитывает школьников личным примером:
Внешним видом («дипломат», авторучка и др.); доброжелательным взглядом, тоном речи; эстетикой позы, осанки, походки;Добросовестной подготовкой к занятиям: продуманностью содержания, методики и организации проведения уроков; целенаправленной подготовкой к занятию наглядных пособий; учетом индивидуальных особенностей учащихся при планировании им индивидуальных заданий;
Качественным проведением уроков: максимально продуктивным использованием учебного времени на занятии; демонстрацией высокоразвитых умений и навыков в выполнении упражнений, заданий, поручаемых школьникам; соблюдением методических требований по проведению урока.
В патриотическом воспитании актуальны приемы, характеризующие социально-личностную позицию учителя:
Позитивное личностное отношение к макро- и микросреде;
Конструктивные суждения о стратегии и приоритетах развития страны в современных условиях, экологической безопасности региона, необходимости качественного вы пол нения гражданского и воинского долга и т.д.;
Позитивное отношение к народным традициям, истории России, будущему выпускников школы и др.;
Конструктивные высказывания о положении дел в школе, коллективе класса;
Уважительное и доверительное отношение к школьникам, недопущение ущемления их личного достоинства; положительный эмоциональный фон высказываний по социальной тематике и др.
В методической стороне преподавания существенную роль играет разнообразие способов изложения материала патриотической воспитательной направленности. Учитель может излагать материал по памяти; зачитывать отрывки из книг, документов с их одновременным показом; декламировать стихи, давать прослушивать аудиокассеты, просматривать видеозаписи, телепередачи, либо приглашать на занятие специалиста и т.д.
В патриотически-воспитывающем обучении важное место принадлежит созданию окружающей школьника среды, которая по своему духу и содержанию благоприятствует патриотической самореализации школьников.
В школе необходима организация целостного учебно-воспитательного процесса, в котором, наряду с урочной системой занятий, используются и другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированная на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие самостоятельности мышления, гражданственности, нравственных качеств личности, эстетической культуры и др.
В патриотическом воспитании детей принципиально важен учет особенностей учебной деятельности школьников как субъектов, их мотивации, возможностей в осмыслении патриотической содержательной проблематики.
4. Заключение
Всё сказанное позволяет сделать вывод, что патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Активная познавательная и практическая патриотически-ориентированная деятельность учащихся, усиление роли самостоятельных и практических работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения.
Список литературы.
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,(Педагогика. Психология. Управление).Адаменко С.А. Воспитываем патриотов России. Народное образование-2005-№4-С. 23
Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. О-75 пособие для студентов пед. Институтов . Просвещение ,1988-192с.
Быков Л.П. Долгое эхо войны. М., Сократ, 2005-395 с.
Харламов. И. Ф. Педагогика. Курс лекций.
Руденко В.И. Патриотизм как ценность у молодежи в современном обществе. Тюмень, 2001 г.
Просвирник А.В. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб. 1999 г.
Педагогический энциклопедический словарь. М. 2002 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ.