Выступление по теме: «Организация внутришкольного мониторинга, направленного на управление качеством образования»
Выступление по теме:
«Организация внутришкольного мониторинга, направленного на управление качеством образования»
Доктор педагогических наук, профессор Поташник Марк Максимович.«Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и обязательно отдаленных результатов образования».
Вопросы оценки образовательных достижений учащихся, эффективности работы учителей, результативности учебной и воспитательной работы находятся сегодня в центре внимания не только педагогической общественности, но и самых широких слоёв нашего общества. Концепция модернизации российского образования и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс. Мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.
В Программу развития школы включена программа действий по переводу системы управления качеством образования нашей школы в новое качество.
Под качеством образования мы понимаем уровень достижения поставленных целей, соответствие стандартам и степень удовлетворения ожиданий потребителя.
Мы определяем четыре группы составляющих качества:
качество управления школой;
качество образовательного процесса;
качество результатов образовательного процесса;
качество условий обеспечения образовательного процесса.
В нашей модели управления качеством субъектами выступают администрация и учителя, а объектом является образовательный процесс.
Управление качеством образования в нашем понимании – процесс целенаправленного воздействия на образовательный процесс, условия и факторы его определяющие; наличие системы оценки качества.
Если внимательно посмотреть на критерии результативности при выходе выпускников из школы, то итоговая аттестация – это результат непосредственного обучения, а судьба выпускника – есть не что иное, как опосредованный результат воспитательной деятельности в школе.
Вспомним, что основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, научить ее делать этот выбор и находить способы его реализации.
Зададимся вопросом, при каких условиях воспитание будет успешным? Воспитание будет успешным, если оно системно. Причём данная цель (системность) должна охватывать весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду.
Основными результатами деятельности школы являются положительные изменения в развитии личности каждого учащегося: его учебных достижении, воспитанности, творческих способностей, здоровья.
Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребёнка через создание для этого благоприятных условий. Проводя в течение года внутришкольный контроль, мы пришли к выводу, что необходим мониторинг воспитательной работы в школе с целью определения эффективности работы. Перед педагогами возникает проблема, как определить истинную воспитанность личности? Решение данной проблемы можно осуществить путем отслеживания результатов воспитательного воздействия и коррекции воспитательного процесса. Если не проводить мониторинг в воспитательной деятельности, то и на хороший результат трудно рассчитывать. Как летчику сложно без показаний приборов совершить успешный полет, так и классным руководителям, заместителям директора по учебной и воспитательной работе нелегко без наличия информации и обратной связи, т.е. без отслеживания достичь желаемого результата.Завучу школы, заместителю директора по воспитательной работе, классному руководителю, необходимо отслеживать динамику результативности учебного и воспитательного процесса, осуществляя мониторинг в классе и школе. Хотя многие учителя считают, что они и так знают своих детей, «на глазок», без особых методик, но я полагаю, для оптимальной воспитательной работы требуется все, же более профессиональный подход. Излагая свое видение о мониторинге учебного и воспитательного процесса, я попытаюсь ответить на вопрос: что представляет собой мониторинг в процессе обучения и воспитания? Какова его цель?
Что же такое мониторинг? Обратимся к истории.
Во второй половине ХХ века в почвоведении процесс постоянного наблюдения за состоянием плодородного слоя земли стал называться специальным термином – мониторинг (англ. «следить», «вести наблюдение»). Термин понравился научному сообществу и стал распространяться на другие области науки и практической деятельности.
В педагогический лексикон слово «мониторинг» вошло относительно недавно.
Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель мониторинга?
Мониторинг воспитания, конечно же, необходим. Необходим хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.
Мониторинг воспитания необходим самым разным категориям работников сферы образования, органов управления образованием, то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в школах. Наконец, и это самое важное, мониторинг необходим самим педагогам, то есть тем, кто непосредственно осуществляет процесс обучения и воспитания.
Для всех из них цель мониторинга одна - выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в каком классе процесс воспитания организован лучше, а в каком хуже, и не для того, чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных классных руководителей. Выяснить, в первую очередь, для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
В связи с этим возникает еще один вопрос: что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания, каков предмет этого мониторинга?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомним в самых общих чертах суть процесса воспитания. В определении таких ученых, как Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, воспитание - это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий. Соответственно и мониторинг процесса воспитания должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития. Исходя из приведенного выше определения, выделяют четыре основных предмета мониторинга.
Первое. Это личность самого воспитанника - главный показатель эффективности процесса воспитания. В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника, можно охарактеризовать таким интегральным понятием, как личностный рост. Личностный рост (в отличие, скажем, от личностного регресса) выражается в развитии гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе.
Второе. Это детский коллектив - одно из важнейших условий развития личности ребенка. Отечественная система воспитания традиционно складывалась как система воспитания в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединении, отряде детского оздоровительного лагеря и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах - разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других - развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе .
Третье. Это профессиональная позиция педагога - еще одно из важнейших условий развития личности ребенка. Позиция - это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н.Г.Алексеев, В.И.Слободчиков). В этой связи важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то есть попросту «отбывает повинность»); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно). Ответы на эти вопросы позволят пролить свет на те условия развития личности ребенка, которые существуют в школе.
Четвертое. Это организационные условия обеспечивающие эффективность процесса воспитания. Сюда отнесем материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс восстания; деятельность в детских объединениях и органов ученического. самоуправления, необходимых для самореализации школьников; программное обеспечение процесса воспитания. Изучение этих организационных условий возможно на основе их экспертной оценки.
Таким образом, мы выяснили, что мониторинг в образовании это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
В широком смысле под ним понимается систематическое наблюдение за состоянием воспитания подрастающего поколения с целью его изучения, оценки, прогноза, развития позитивных и предупреждения негативных процессов.
Согласно концепции педагогического подхода к мониторингу, он необходим не для того, чтобы контролировать и оценивать, а для того, чтобы обнаруживать и решать профессиональные проблемы – где мы, как воспитатели, методисты и администрация не доработали; что нужно предпринять для решения проблем, какую помощь необходимо оказать. Такой мониторинг направлен не на отслеживание соответствия изучаемого объекта стандарту, а на отслеживание динамики изменений (каким был, каким стал), он позволяет превратить мониторинг процесса обучения и воспитания из инструмента внешнего контроля в инструмент управления учебно-воспитательным процессом.
В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;
существует ли положительная динамика в развитии личности учащихся по сравнению с результатами предыдущих лет;
существуют ли предпосылки для совершенствования работы.
Мониторинг воспитательной деятельности школы осуществляется:
- администрацией школы;
- классными руководителями;
- социальным педагогом
Диагностируются все субъекты воспитательной системы: учащиеся, учителя, педагоги дополнительного образования, родители.
При организации мониторинга необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в учебно-воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность также носила воспитывающий характер и способствовала решению педагогических задач. В нашей школе проводится мониторинг образовательной деятельности по следующим аспектам и показателям:
Аспекты изучения
Показатели
1
2
1. Создание условий для развития личности ученика
Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе
Социальный портрет семей и уровень воспитательной активности родителей
Уровень адаптации учащихся
Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Наличие необходимых программ и анализ их выполнения
Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Эффективность уроков, воспитательных мероприятий
Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью
Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка
Уровень психологической атмосферы в классах
Уровень воспитанности учащихся
Посещаемость учащихся (пропуски)
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности
Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования и занятость во внеурочное время
Уровень познавательной мотивации школьников
Обученность и качество знаний учащихся
Количество учащихся, оставленных на повторный год обучения
Результаты выпускных экзаменов, в т.ч. в форме ЕГЭ, ОГЭ
Профориентационные склонности учащихся
Результативность участия школьников в предметных олимпиадах
Познавательные способности школьников
Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях
3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности
Степень влияния общешкольных, классных дел и классных часов на учащихся
Социальная активность учащихся (ведение экранов успешности)
Склонность к отклоняющемуся поведению
Количество учащихся, состоящих на учёте
Внешний вид учащихся
Ведение дневников
4. Сформированность физического потенциала личности
Количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях
Результативность участие школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях (спартакиада)
Состояние здоровья учащихся
Охват учащихся горячим питанием
Количество пропусков уроков по болезни
Динамика случаев травматизма в образовательном учреждении
5. Сформированность коммуникативного потенциала личности
Уровень развития классного коллектива
Степень конфликтности и степень сплоченности класса
Социометрия
Участие в конкурсе «Кубок класса»
Цель мониторинга - повышение эффективности и качества воспитательного процесса в школе.
На протяжении ряда лет в нашей школе диагностирование результативности воспитательного процесса проходит по пяти основным характеристикам:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] уровень воспитанности учащихся; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] уровень социально-психологического развития коллектива; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнь; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] уровень удовлетворённости родителей деятельностью педагогического коллектива; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] уровень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нём
Инструментом оценивания результатов качества воспитания является мониторинг активности детей во внеурочной и социально-значимой деятельности, сформированность личностных качеств школьников, влияющих на учебную и социальную деятельность и воспитательную деятельность классных руководителей по формированию этих качеств.
Сегодня повышение значимости и качества воспитательной работы ориентировано на создание таких условий, чтобы воспитанник сам сделал выбор в пользу духовного развития, нравственных ценностей. Здесь немаловажное значение имеет сфера дополнительного образования, которая способствует решению ряда актуальных воспитательных задач: развивает мотивацию детей к познанию творчества, формирует личностное самоопределение, помогает адаптироваться в окружающем мире, предоставляет свободный выбор образовательной области и многообразия видов деятельности, что соответствует основным принципам государственной политики.
Интеграция дополнительного и общего образования – непременное условия повышения качества образования. Внеурочная деятельность рассматривается как механизм повышения качества образования, так как это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Для реализации этих направлений в школе доступны следующие направления внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное
Художественно-эстетическое направление
Духовно-нравственное
Научно-познавательное
Проектная деятельность
Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования. Мы отслеживаем по годам включённость в кружковую и внеурочную деятельность.
Количество учащихся, вовлеченных в кружковую и внеурочную деятельность в ОУ
2012 - 2013
2013-2014
2014-2015
Кол. кружков, секций
Кол. чел.
%
Кол. кружков, секций
Кол. чел.
%
Кол. кружков, секций
Кол. чел.
%
25
107
100
32
105
100
22
110
100
Как правило, дети, проявляющие интерес к какой-то сфере внеурочной деятельности, легче могут быть замотивированы на высокие результаты в учебной деятельности.
Дополнительное образование способствует реализации способностей и возможностей ребенка, однако оно не должно идти вразрез с учебным процессом, а развивать способности ребенка по интересам.
Вся деятельность коллектива должна способствовать успешной социализации детей в обществе, поэтому участие в школьных, областных, региональных и общероссийских мероприятиях, рейтинговая система оценки деятельности ребенка является мощным стимулом для самореализации и успешности.
Очень важную роль в воспитании ребенка играет семейное воспитание. Поэтому залогом успеха мы считаем очень тесную связь с семьей.
Без выстраивания системы мониторинга учебно-воспитательного процесса и профессионального роста педагогического коллектива невозможно добиться качества не в обучении не в воспитании.
«Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет»
КОНАРЖЕВСКИЙ Юрий Анатольевич доктор педагогических наук, профессор
15