Профориентационные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью


Профориентационные упражнения для подростков с интеллектуальной недостаточностью
1. «Угадай профессию»
Цели: уточнить знания детей о профессиях; выявить отношение к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.
Инструкция: Ребята, сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется «Угадай профессию». Послушайте правила игры. Три человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом ребята вернутся и попробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее. Возьмем, например, профессию врача.
1. Какой цвет у профессии? (Белый)
2. Какой запах имеет профессия? (Лекарств)
3. Какая мебель используется? (Шкаф, кушетка)
4. Где можно получить данную профессию? (В институте)
Столяр
1. белый (желтоватый)
2. дерева, лака
3. верстак
4. училище Швея
1. разноцветный
2. горячего утюга, ткани
3. стол
4. училище
Штукатур-маляр
1. разноцветный
2. красок, лака
3. стремянка
4. училище Библиотекарь
1. разноцветный
2. книг
3. шкафы, столы
4. институт
«Формула профессии».
Инструкция: Слушайте правила игры. Профессия состоит из предметов труда и целей труда. Предметы труда – это предметы, с которыми работает человек данной профессии. Цели труда – это ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии: Профессия = предметы труда + цели труда. Один ученик выходит из класса, а остальные загадывают профессию, предмет и цели труда. Когда водящий входит, ему говорят только предмет и цели труда, то есть слагаемые. Водящий должен назвать профессию (сумму). Можно предложить такие формулы:
1) Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми.
2) Прачка = белье + чистота.
3) Повар = продукты + полезная пища.
4) Цветовод = цветы + сделать жизнь красивой.
5) Слесарь = трубы + доставка воды.
6) Милиционер = жезл, свисток + безопасность.
7) Учитель математики = цифры, числа + умение решать, считать.
8) Врач = организм человека + здоровье.
9) Автослесарь = машины + безопасность.
10) Летчик = сверхзвуковые, сверхскоростные машины + доставка грузов, людей.
3. «Деятельность – это активность»
Инструкция: Деятельность – это активность человека, его дела, направленные на то, чтобы получить что-то, добиться чего-то. Сначала человек ставит перед собой какую-то цель и затем начинает к ней приближаться, совершая определенные действия. Существует еще понятие мотивы – это тоже побуждение к деятельности.
Например, мы готовим еду, потому что хотим есть… - это мотив.
Приготовить что-то по вкусней – это наша цель.
Упражнение «Мотивы выбора профессии»
Задание: распределить мотивы выбора профессии в соответствии со степенью важности для вас. То, что наиболее важно, ставьте на первое место; то, что менее, – на второе и т. д.
Мотивы выбора профессии:
- социальная престижность
- легкость в обучении
- указание родителей, воспитателей
- высокая зарплата
- хорошие условия труда
- пример друзей
- интерес
- возможность трудоустройства
- соответствие своим возможностям.
4. «Угадай слово»
Вниманию воспитанников предлагается несколько вопросов, на которые нужно дать правильный ответ, вписывая буквы в клетки:
1) Назовите основной вид деятельности детей от 7 до 18 лет.
у ч ё б а
2) Назовите основной вид деятельности людей после окончания учебного заведения, позволяющий заработать деньги и обеспечить свой быт.
т ру д
3) Что приобретают учащиеся, обучаясь в профессиональном училище?
про ф е с с и я
4) Одно из важнейших требований, предъявляемых человеку на рабочем месте
д и с ц и пл и н а
5) Что грозит работнику при несоблюдении трудовой дисциплины?
у в о л ь н е н и е
6) Как называется вознаграждение за труд?
з а рпл а т а
7) Денежное вознаграждение за хорошие успехи в работе.
пре м и я
5. «Угадай профессию»
Цель: осознание учащимися содержания труда разных профессий и развитие умения соотносить образ человека и различные профессии.
Инструкция: профессия предъявляет к человеку определенные требования. Но прежде, чем об этом говорить, выполним упражнение, которое позволит определить ваш уровень знаний относительно содержания труда человека, имеющего ту или иную профессию.
Демонстрируются картинки с изображением людей, занимающихся различными видами труда. Учащимся нужно правильно назвать профессию, опираясь на визуальные признаки.
6. «Профессия на букву»
Цель: уточнять знания о мире профессий, учить позитивному восприятию успехов своих товарищей, формировать навыки работы в группе.
Инструкция: Сейчас будет названа буква. Ваша задача – показать, что вы знаете много профессий, начинающихся на данную букву.
Для работы учащиеся делятся на 2 группы. Вносится элемент соревнования. Желательно заранее приготовить список профессий, чтобы при необходимости оказывать учащимся помощь. Начинать следует с более простых букв: б, м, н, о. Постепенно предлагать более сложные буквы. Желательно более 5-7 букв не предлагать. Если учащиеся затрудняются вспомнить профессию, можно предложить подсказку в виде описания вида деятельности.
кл б м с
Кровельщик
Капитан
Конюх
Контролер
Картограф
Кассир
Космонавт
Каменщик
Кондитер
Крановщик
Кораблестроитель
Компьютерщик
…….. Летчик
Лаборант
Литейщик
Лоцман
Лоточница
Лудильщик
……. Ботаник
Билетер
Боцман
Бармен
Балерина
Библиотекарь
Булочник
Бухгалтер
Бульдозерист
…….. Маляр
Машинист
Матрос
Машинистка
Мойщица
Моторист
Медик
Модельер
Милиционер
Музыкант
Менеджер
……. Столяр
Слесарь
Сварщик
Стюардесса
Следователь
Стоматолог
Строитель
Судоремонтник
Стропальщик
Скотник
Сторож
Садовник

в рпш д
Водитель
Военный
Вязальщица
Вышивальщица
Винодел
Вальщик
….. РиэлтерРулевой
Рамщик
Растениевод
Рыбак
Резчик
……. Пожарный
Пилот
Плотник
Парикмахер
Продавец
Прачка
Повар
Прокурор
Птичница
Пчеловод
Пекарь
Педагог
Писатель
Почтальон
Программист… Шахтер
Шофер
Штукатур
Швея
Штурман
….. Доярка
Дирижер
Дегустатор
Дровосек
Домработница
Дворник
Дистрибьютор
Докер

7. «Угадай профессию по дополнительным признакам».
Цель: уточнять и расширять знания о мире профессий, учить угадывать профессию по ассоциациям»
Инструкция: Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди той или иной профессии, а вы должны будете назвать эту профессию (сначала предлагается один предмет, затем добавляется каждый раз еще по одному предмету, пока профессия не будет угадана). Затем каждый из вас получит листок с названием профессии и проделает ту же самую работу самостоятельно: называет предметы, используемые в том или ином виде труда, и все остальные учащиеся будут угадывать профессию.
- нож, ложка, вилка, ….. (повар)
- ткань, нитки, иголки, ….. (швея)
- портфель, ручка, книги, …. (учитель)
- река, швабра, палуба, ….. (матрос)
- книги, журналы, полки, …. (библиотекарь)
- вата, халат, шприц, ….. (врач)
8. «Профессия – требуемые качества»
Цель: развивать умение осознавать понятие – качества личности, необходимые для овладения той или иной профессией, формировать навыки рефлексии.
Объяснить учащимся, что при выборе той или иной профессии желательно учитывать свои личные качества, которые помогут им быть наиболее успешными в выбранном деле. В противном случае – выбранное дело будет доставлять им массу хлопот, и вызывать определенные трудности.
Перечислить на доске некоторые личностные качества. Желательно, чтобы какие-то из них называли учащиеся.
Качества личности: добрый, злой, аккуратный, настойчивый, внимательный, честный, общительный, быстрый, терпеливый, порядочный, сильный, заботливый, стройный, артистичный, ловкий, зоркий, …1 часть упражнения: каждому из участнику раздаются листочки с обозначенной профессией, и дети должны перечислить необходимые для этой профессии личностные качества. Можно спрашивать детей по желанию, а можно использовать предмет – помощник (мяч, клубок). Ответы детей желательно поправлять и при необходимости дополнять и разъяснять.
2 часть упражнения: из перечисленных на доске качеств личности учащимся нужно выбрать те, которые по их мнению больше подходят им самим. Затем, опираясь на личные качества – подобрать профессию для себя.
9. «Кроссворд»
Цель: уточнять знания о мире профессий, учить называть профессию по признакам, развивать абстрактное, логическое мышление.
Задание: угадав профессии, навозите ключевое слово, расположенное по вертикали – тоже профессия.
1 д о к т о р2 ра б о ч и й 3 пл о т н и к 4 к о н д у к т о р5 л е т ч и к 6 м а т ро с 7 и н ж е н е р8 ш о ф е р1) «Я б детей лечить пошел – пусть меня научат. Я приеду к Пете, я приеду к Поле.
- Здравствуйте, дети! Кто у вас болен? Как живете? Как животик?...»
2) «Вставай, иди, гудок зовет – и мы приходим на завод. Можем железо ножницами резать, краном висящим тяжести тащим… Олово плавим, машинами правим. Работа всякого нужна одинаково…»
3) «Эти доски вот так зажимаем в стол-верстак. От работы пила раскалилась до бела. Рубанок в руки - работа другая: сучки, закорючки рубанком строгаем. Хороши стружки – желтые игрушки…»
4) «Большие и дети, берите билетик, билеты разные, бери любые – зеленые, красные и голубые…»
5) «Наливая в бак бензин, завожу пропеллер,
В небеса, мотор вези, чтобы птицы пели.
Облетаю тучку, тучку-летучку.
Белой чайкой паря, полетим за моря…»
6) «У меня на шапке лента, на матроске якоря.
Я проплавал это лето, океаны покоряя.
Сдавайся ветер вьюжный,
Сдавайся буря скверная.
Открою полюс Южный,
И Северный – наверное».
7) «Я сначала начерчу дом такой, какой хочу. Это будет перед, называется фасад. Это каждый разберет – это ванна, это сад…»
8) «Фырчит машина скорая, летит, скользя, хороший работник я – сдержать нельзя. Едем, гудим: с пути уйди!»
Ключевое слово по вертикали – кондитер. Ребята должны пояснить, в чем заключается работа кондитера.
10. Разрешение проблемных ситуаций.
– Ребята, после школы, училища вы будете устраиваться на работу. В этот момент надо быть внимательными и не совершать ошибок. Послушайте небольшие рассказы и найдите ошибки в поведении и речи героев.
1) После кулинарного училища Катя Сергеева пришла устраиваться на работу в кафе. У нее были хорошие оценки в дипломе, и директор сказал: «Мы с радостью возьмем вас на работу». Прощаясь с Катей, он вдруг обратил внимание на ее ногти и сказал: «Ой, извините, я забыл, что вчера уже взял на работу кулинара».
2) Сережа и Гена после училища устроились на стройку малярами. Маляров не хватало. Мальчики сказали мастеру, что у них есть товарищ (Олег), который имеет опыт работы маляром. Олег и его отец часто подрабатывали по вечерам. Мастер обрадовался. На следующий день Олег вошел в кабинет мастера: походка его была развязной, руки в карманах, он громко жевал жвачку. Мальчик не успел поздороваться, как мастер, которому очень нужны были маляры, отказал Олегу в приеме.
3) Оля любила цветы и умела составлять красивые букеты. Она решила устроиться в фирму по продаже цветов. Олю взяли с испытательным сроком на две недели. Ее букеты очень понравились старшему продавцу Марии Семеновне. Наблюдая за девочкой, она услышала, как Оля разговаривает с покупателями. Одному девочка сказала: «Не хватает денег – иди одуванчики покупай», другому – «Какая наглая! Ей обертка не нравится!» и так далее. Вечером Мария Семеновна сказала Оле, что фирма в ее услугах не нуждается.
4) Саша и Коля решили устроиться на фирму по ремонту дорог. Они, не читая контракт, быстро подписали его. Ребята работали с восьми утра до восьми вечера. За работу мальчики получили по 100000 рублей. Саша и Коля решили уволиться, но хозяин фирмы показал им контракт, который обязывал мальчиков работать на фирму еще целый год.