Урок по Окружающему миру 2 класс по теме : «Какой бывает транспорт»
Урок окружающего мира
во 2 классе по теме :
«Какой бывает транспорт»
Автор: Учитель начальных классов Прокопенко Т. А.
2015 год
Тема урока : «Какой бывает транспорт»
Тип урока: комбинированный
Цели урока : 1 Уточнение уже имеющихся знаний детей о транспорте.
Познакомить с различными видами транспорта, его назначением, учить определять назначение специального транспорта по внешним признакам автомобиля, учить группировать транспорт по назначению.
2. Развитие умения пользоваться полученными знаниями при решении различных учебных задач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения и анализа, других умственных операций.
3. Познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными средствами, показать значение транспорта в жизни человека; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес. Содействовать воспитанию чувства уважения к людям разных профессий.
Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.
Формы: индивидуальные, фронтальные, работа в паре , групповая .
Средства: учебник, тетрадь, ИКТ.
Оборудование: учебник « Мир вокруг нас» А. А. Плешаков 1 часть, рабочая тетрадь № 1, иллюстрации транспортных средств, схемы –цветные карандаши, презентация «Транспорт», карточки.
ХОД УРОКА
Организационный момент: Ребята у нас на уроке гости, давайте с ними поздороваемся. Я надеюсь, что вы активно будете работать на уроке, помогать друг другу. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, подарили другу улыбку и хорошее настроение.
Актуализация знаний.
Определение темы урока.
У .Мы продолжаем путешествовать по разделу» Жизнь города и села»
Проверка дом. Задания: Проведем Блиц турнир. Отвечаем быстро и громко.
- Что такое экономика?
Д. Экономика – это хозяйственная деятельность людей.
-Какие отрасли экономики вы знаете?
Д. Сельское хозяйство , промышленность , строительство, транспорт , торговля.
. - Что является основным помощником в строительстве?
Д. Машины.
- Какие машины нужны на стройке? Слайд
- К какой отрасли экономики мы их отнесём?
Д. Транспорт.
2.Новый материал. Слайд
У. Отгадайте загадки. Попытайтесь подумать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Ходит город – великан
На работу в океан. (Корабль)
Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт. (Самолёт)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)
О чём идет речь в загадках? Как вы думаете, какая будет тема урока?
Сегодня на уроке мы будем говорить о транспорте.
- Кто знает, что называют транспортом?
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо»
- Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов)
- Какой транспорт вы знаете?
- Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов? (первое транспортное средство – лошадь)
- Какие современные виды транспорта вы знаете?
Групповая форма работы.
Вспомним как работать в группе
1ряд соберитесь возле первой парты
2ряд подойдите к последней парте
3ряд соберитесь возле средней парты
Задание рассмотрите транспорт ,посоветуйтесь в группе
- Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения.: по земле,
по воде, в воздухе, под землей)
- На какие группы можно разделить весь транспорт? Слайд . Таблица опора на доске.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
У. Я буду называть транспортные средства. А вы определите каким образом они передвигаются. По воде, по земле, по суше или по воздуху?
Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль? Слайд.
Д. Этот транспорт передвигается по земле.
У. Как можно назвать такой транспорт?
Д. Это наземный транспорт
У. Вертолёт, самолёт, аэроплан? Слайд.
Д. Это воздушный транспорт.
Физкультминутка. Музыка. Танцевальные движения. Повторяют за учителем. Будь внимателен
У. Какой вы знаете транспорт передвигающийся по воде?
Д. Пароходы, теплоходы, баржи. Слайд.
У. Как можно назвать этот транспорт? Правильно водным.
У. Что мы отнесём к подземному транспорту? Слайд
Д. Метро.
Вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (на доске вывешивается схема – опора)
У. Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят?Д. Людей и грузы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
У. Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?
Д. Пассажирский.
У. Если транспорт перевозит только грузы?
Д. Грузовой.
Работа с учебником. У нас возникла проблема. Как ее решить. Мальчики играли в мяч, опасный удар, Коля падает. Перелом ноги. Что делать? Куда вы обратитесь за помощью?
Д. Вызовем скорую помощь.
У .Какой номер телефона нужно набрать?
Д. Затрудняются ответить.
У. Откройте учебники стр. 117 Посмотрите 03 Прочитайте как называется транспорт.
Д. Специальный транспорт.
У. Прочитайте что означает слово специальный.
Д Слово « специальный « в переводе с латинского языка означает « особый «
У Какие машины мы отнесем к специальному транспорту?
Как позвонить, чтобы приехали и помогли ?Слайд Таблица на доску.
Запомни эти номера. Покажите ладошку левой руки. Пальчиком правой напишите номер полиции 01. Вызовите газовую службу 04.Молодцы!
ГРУППОВАЯ РАБОТА:
1-Й РЯД вызвать пожарников
2-Й РЯД вызвать полицию
3-Й РЯД вызвать газовую службу
(Рассказать порядок действий, по какому номеру звонить, что говорить «Сказать свое имя и фамилию, адрес происшествия, коротко рассказать о случившемся, отвечать на вопросы диспетчера »)
Игра «Что у кого?» Слайд
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, (мотор)
– У автомобиля колёса, (ноги)
– У человека кровь, (бензин)
– Человек вытирает руками, (дворниками)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, (багажник)
– Человек может заболеть, (ломается)
Игра «Отгадай»
– Подумайте, ребята, людям каких профессий принадлежат эти слова?
Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить на работу. (Водитель)
С огнём бороться мы должны –
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
– Все моря он бороздил
В штиль и шторм корабль водил.
Человек отважный, смелый
И морское знает дело.
Покорил немало стран
Бравый (Капитан)
– Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет
Настоящий он (Пилот )
На работе день-деньской
Он командует рукой,
Поднимает та рука
Сто пудов под облака.
( Крановщик )
Кто по адресу любому
Подвезет вас прямо к дому
На авто зеленоглазом?
Отвечайте, дети, сразу!
( Таксист )
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он что я ( Шофер )
У. Ребята, а какие еще профессии людей связанных с транспортом вы знаете?
Д. Водитель, шофёр.
У. Машинист, таксист, капитан, пилот, проводник и др
Уважайте труд водителя .
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ
Не забудь пристегнуться ремнем безопасности.
Не махай руками.
Не отвлекай водителя разговорами.
3. Закрепление изученного
А)Игра «Доскажи словечко» (называют транспортное средство и дают ему характеристику)
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется ... (трамвай – общественное, наземное, пассажирское транспортное средство.)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина)
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой ... (велосипед)
Бежит при ветре споро
Без весел и мотора ... (парусник)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый ... (вертолет)
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка ...
Кто такая? ... (электричка)
- Какой же бывает транспорт?
- Как вы думаете, какой транспорт является наиболее безопасным средством передвижения? (каждый опасен по-своему)
- Как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом? (правила поведения)
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ.
Правила дорожного движения. Знай и обязательно соблюдай
1.Ходи только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2.Там где нет тротуаров , иди по левому краю дороги , на встречу движущему транспорту.
3.Подчиняйся сигналам светофора и только при зеленом свете переходи улицу.
4.Прежде чем начать переход , убедись в его безопасности.
5.Не выходи внезапно перед идущим транспортом: Помни, никакая машина мгновенно остановится, не может.
Самостоятельная работа в парах
Работа c карточкой Возьмите карандаш, соедините виды транспортных средств. Обменяйтесь с соседом и проверьте друг друга. Обоснуйте свой выбор и дайте характеристику
Называют транспортное средство и дают характеристику. Молодцы!
Итог урока. Рефлексия.
Какие виды транспорта вы знаете?
Основное назначение транспорта?
Какой транспорт мы называем специальным?
У. У вас на парте лежат конверты .Достаньте из них Смайлики .Оцените работу.
Домашнее задание. (по выбору)
Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.
Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.
Рабочая тетрадь стр.75-77
15