Рабочая программа по волейболу на 2016-2017 уч.год
Пояснительная записка
Программа составлена на основании примерной комплексной программы по физическому воспитанию, адаптирована для занятий в общеобразовательной школе.
Программа служит основным документом для построения многолетней подготовки волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы на этапе начальной подготовки.
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками.
В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.
Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Из выше сказанного вытекает актуальность использования данной программы в общеобразовательной школе.
Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, привитию занимающимся любви к волейболу, интереса к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства; -подготовка физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;
-на основе высокой общей и целенаправленной специальной физической подготовки занимающихся постоянно совершенствовать их техническую подготовку и уровень тренированности;
-организация систематической воспитательной работы;
-привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу;
-укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими требований личной и общественной гигиены;
-систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие в них членов секций.
В соответствии с целями формируются задачи программы:
-расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использования их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;
-совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной спортивно – рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
-воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности;
-повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыком игры;
-подготовка инструкторов и судей по волейболу;
Преимущество данной программы заключается в том, что она может применяться для подготовки волейболистов в общеобразовательных школах и системе дополнительного образования.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 105 часов, которые распределяются следующим образом:
Группа начальной подготовки ГНП – 1 (первого года обучения) – 35 часов (один раз в неделю по 1 часу).
Группа начальной подготовки ГНП – 2 (второго года обучения) – 35часов (один раз в неделю по 1 часу).
Группа начальной подготовки ГНП - 3 (третий год обучения) –35 час (один раз в неделю по 1 часу)
В процессе обучения используются следующие методы: общепедагогические (словесные и наглядные), специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный).
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой, круговой и поточной форм учебной работы занимающихся.Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Наполняемость групп – 12-15 человек. Она обусловлена уровнем спортивной подготовки занимающихся.
Содержание программы
Группа начальной подготовки - 1 (35часов)
Тема 1:
Вводное занятие
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
Тема 2:
История развития волейбола
Изучение истории возникновения и развития волейбола. Правила игры.
Тема 3:
Общая физическая подготовка
Общее развитие игрока, приобретение правильной осанки. Развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков. Укрепление систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку в игре.
Тема 4:
Специальная физическая подготовка
Развитие физических качеств, специфичных для игровой деятельности. Развитие качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой.
Тема 5:
Техническая подготовка
Овладение основной техникой игры: стойки и перемещения, передача мяча двумя руками сверху, передача мяча двумя руками через голову (назад), перебивание мяча кулаком через сетку в стойке и прыжке, прием мяча двумя руками снизу, прием подачи, подачи, нападающий удар, блокирование, защитные действия и страховка.
Тема 6:
Тактическая подготовка
Применение средств, способов, действий и форм ведения игр с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки. Организация спортивной борьбы с помощью определенных действий команды.
Тема 7:
Участие в соревнованиях
Выполнение упражнений в условиях соревнований.
Тема 8:
Контрольные испытания
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОЛЕЙБОЛ ГНП-1 (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№ п/пТема Всего часов Теория Практика Дата
1 Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе. 1 1 2 История возникновения и развития волейбола. Изучение правил игры 1 1 3 Обучение техники перемещений и стоек игрока. 1 1 4 Совершенствование техники перемещений.
1 1 5 Обучение техники приема и передачи мяча сверху двумя руками. 1 1 6 Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками 1 1 7 Занятие по ОФП, тестирование
1 1 8 Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча в движении. 1 1 9 Учебная игра. 1 1 10 Обучение и совершенствование техники нижней прямой подачи. 1 1 11 Обучение и совершенствование техники верхней прямой подачи. 1 1 12 Обучение техники игры в защите. 1 1 13 Круговая тренировка. 1 1 14 Занятие по ОФП. 1 1 15 СФП 1 1 16 Обучение и совершенствование техники блокирования. 1 1 17 Обучение приема мяча после подачи. 1 1 18 Обучение техники приема и передачи мяча отраженного сеткой.
1 1 19 Участие в первенстве школы по волейболу 2 2 20 Обучение и совершенствование техники нападающего удара 1 1 21 Обучение и совершенствование атакующих действий с задней линии.
1 1 22 Обучение техники действий игрока без мяча при выборе места для нападающего удара. 1 1 23 Занятие по ОФП. 1 1 24 Обучение и совершенствование техники групповых действий в нападении. 1 1 25 Обучение технике взаимодействия нападающих игроков между собой. 1 1 26 Занятие по ОФП
1 1 27 Занятие по СФП
1 1 28 Обучение техники передачи мяча с учетом высоты (высокие, средние, низкие). 1 1 29 Обучение и совершенствование тактическим действиям в защите. 1 1 30 ОФП. 1 1 31 СФП 2 2 32 Тестирование 1 1 33 Итоговое занятие 1 1 Итого 35 Содержание программы
Группа начальной подготовки-2 (35часов)
Тема 1:
Вводное занятие
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
Тема 2:
История развития волейбола
Изучение истории возникновения и развития волейбола. Правила игры.
Тема 3:
Общая физическая подготовка
Общее развитие игрока, приобретение правильной осанки. Развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков. Укрепление систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку в игре.
Тема 4:
Специальная физическая подготовка
Развитие физических качеств, специфичных для игровой деятельности. Развитие качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой.
Тема 5:
Техническая подготовка
Овладение основной техникой игры: стойки и перемещения, передача мяча двумя руками сверху, передача мяча двумя руками через голову (назад), перебивание мяча кулаком через сетку в стойке и прыжке, прием мяча двумя руками снизу, прием подачи, подачи, нападающий удар, блокирование, защитные действия и страховка.
Тема 6:
Тактическая подготовка
Применение средств, способов, действий и форм ведения игр с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки. Организация спортивной борьбы с помощью определенных действий команды.
Тема 7:
Участие в соревнованиях
Выполнение упражнений в условиях соревнований.
Тема 8:
Контрольные испытания
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОЛЕЙБОЛ ГНП-2 (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№
п/пТема Всего часов Теория Практика Дата
1 Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе. 1 1 2 История возникновения и развития волейбола. Изучение правил игры 1 1 3 Обучение техники перемещений и стоек игрока. 1 1 4 Совершенствование техники перемещений. 1 1 5 Обучение техники приема и передачи мяча сверху двумя руками. 1 1 6 Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками 1 1 7 Занятие по ОФП, тестирование 1 1 8 Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча в движении. 1 1 9 Учебная игра. 1 1 10 Обучение и совершенствование техники нижней прямой подачи. 1 1 11 Обучение и совершенствование техники верхней прямой подачи. 1 1 12 Обучение техники игры в защите. 1 1 13 Круговая тренировка. 1 1 14 Занятие по ОФП. 1 1 15 СФП 1 1 16 Обучение и совершенствование техники блокирования. 1 1 17 Обучение приема мяча после подачи. 1 1 18 Обучение техники приема и передачи мяча отраженного сеткой. 1 1 19 Участие в первенстве школы по волейболу 2 2 20 Обучение и совершенствование техники нападающего удара 1 1 21 Обучение и совершенствование атакующих действий с задней линии.
1 1 22 Обучение техники действий игрока без мяча при выборе места для нападающего удара.
1 1 23 Занятие по ОФП. 1 1 24 Обучение и совершенствование техники групповых действий в нападении.
1 1 25 Обучение технике взаимодействия нападающих игроков между собой. 1 1 26 Занятие по ОФП 1 1 27 Занятие по СФП 1 1 28 Обучение техники передачи мяча с учетом высоты (высокие, средние, низкие).
1 1 29 Обучение и совершенствование тактическим действиям в защите. 1 1 30 ОФП. 1 1 31 СФП 2 2 32 Тестирование 1 1 33 Итоговое занятие
1 1 Итого 35 Содержание программы
Группа начальной подготовки - 3 (35часов)
Тема 1:
Вводное занятие
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
Тема 2:
История развития волейбола
Изучение истории возникновения и развития волейбола. Правила игры.
Тема 3:
Общая физическая подготовка
Общее развитие игрока, приобретение правильной осанки. Развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков. Укрепление систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку в игре.
Тема 4:
Специальная физическая подготовка
Развитие физических качеств, специфичных для игровой деятельности. Развитие качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой.
Тема 5:
Техническая подготовка
Овладение основной техникой игры: стойки и перемещения, передача мяча двумя руками сверху, передача мяча двумя руками через голову (назад), перебивание мяча кулаком через сетку в стойке и прыжке, прием мяча двумя руками снизу, прием подачи, подачи, нападающий удар, блокирование, защитные действия и страховка.
Тема 6:
Тактическая подготовка
Применение средств, способов, действий и форм ведения игр с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки. Организация спортивной борьбы с помощью определенных действий команды.
Тема 7:
Участие в соревнованиях
Выполнение упражнений в условиях соревнований.
Тема 8:
Контрольные испытания
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОЛЕЙБОЛ ГНП-3 (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№ п/пТема Всего часов Теория Практика Дата
1 Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе. 1 1 2 История возникновения и развития волейбола. Изучение правил игры 1 1 3 Обучение техники перемещений и стоек игрока. 1 1 4 Совершенствование техники перемещений. 1 1 5 Обучение техники приема и передачи мяча сверху двумя руками. 1 1 6 Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками 1 1 7 Занятие по ОФП, тестирование 1 1 8 Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча в движении. 1 1 9 Учебная игра. 1 1 10 Обучение и совершенствование техники нижней прямой подачи. 1 1 11 Обучение и совершенствование техники верхней прямой подачи. 1 1 12 Обучение техники игры в защите. 1 1 13 Круговая тренировка. 1 1 14 Занятие по ОФП. 1 1 15 СФП 1 1 16 Обучение и совершенствование техники блокирования. 1 1 17 Обучение приема мяча после подачи. 1 1 18 Обучение техники приема и передачи мяча отраженного сеткой. 1 1 19 Участие в первенстве школы по волейболу
2 2 20 Обучение и совершенствование техники нападающего удара 1 1 21 Обучение и совершенствование атакующих действий с задней линии. 1 1 22 Обучение техники действий игрока без мяча при выборе места для нападающего удара. 1 1 23 Занятие по ОФП. 1 1 24 Обучение и совершенствование техники групповых действий в нападении.
1 1 25 Обучение технике взаимодействия нападающих игроков между собой. 1 1 26 Занятие по ОФП 1 1 27 Занятие по СФП 1 1 28 Обучение техники передачи мяча с учетом высоты (высокие, средние, низкие).
1 1 29 Обучение и совершенствование тактическим действиям в защите. 1 1 30 ОФП. 1 1 31 СФП 2 2 32 Тестирование
1 1 33 Итоговое занятие
1 1 Итого 35 Ожидаемые результаты.
1 год обучения
По окончании первого года обучения, учащийся должны:
1. Знать общие основы волейбола;
2. Расширять представление о технических приемах в волейболе;
3. Научиться правильно распределять свою физическую нагрузку;
4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;
5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
6. Получить навыки технической подготовки волейболиста;
7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;
8.Освоить технику верхних передач;
9.Освоить технику передач снизу;
10.Освоить технику верхнего приема мяча;
11.Освоить технику нижнего приема мяча
12.Освоить технику подачи мяча снизу;
2 год обучения
По окончании второго года обучения, учащиеся должны:
1. Уметь играть по правилам;
2. Освоить технику верхней прямой подачи мяча;
3. Освоить технику нападающего удара;
4. Овладеть навыками судейства;
5. Уметь управлять своими эмоциями;
6. Знать методы тестирования при занятиях волейбола;
7. Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
Овладеть техникой блокировки в защите;
10. Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям в защите и нападении.
3 год обучения
По окончании третьего года обучения, учащиеся должны:
1.Знать и соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
2. Овладеть техническими приёмами и тактическими действиями;
3. Уметь контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
4. Играть в волейбол с соблюдением основных правил;
5. Уметь демонстрировать жесты волейбольного судьи;
6. Научиться проводить судейство по волейболу.
Литература для обучающихсяКозлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. Москва. Изд. «Физкультура и спорт» 1988г.
Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. Москва. Изд. «Радуга». 1982г.
Сосновский И.Ю., Чайковский А.М. Энциклопедический словарь юного спортсмена. Москва. Изд. «Педагогика» 1980г.
Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Физическая культура. Учебник для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ. Москва. Изд. «Просвещение» 1997г.
Литература для педагога
Демшин А.А. Волейбол. Программа для секций коллективов физкультуры. Москва. Изд. «Физкультура и спорт» 1971г.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Москва. АСТ АСТРЕЛЬ. 2003г.
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. Москва. Изд. «Физкультура и спорт». 1998г.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва. ACADEMA. 2001г.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Москва. ACADEMA. 2002г.
Чехов О.С., Основы волейбола. Москва. Физкультура и спорт. 1979г.
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. Физкультура и спорт. 1979г.