Формирование здорового образа жизни через приобщение к национальным играм
Формирование здорового образа жизни через приобщение к национальным играм
Койшибекова Б.Б., преподаватель физической культуры КГУ «Сервисно-технический колледж №1, город Кокшетау»
при Управления образования Акмолинской области
В.А.Сухомлинский писал: "Процесс воспитания – не механическая передача моральных норм, требований, правил от воспитателя к воспитанникам. Воспитание – это живые непринужденные человеческие взаимоотношения педагога и учащегося; оттого, что преобладает в этих отношениях, зависит результат воспитания".
Первое, к чему необходимо стремиться в своей деятельности преподавателю физической культуры - это создание атмосферы интереса к занятиям. Приемов в этом деле немало:
- объяснить значение занятий для укрепления здоровья, необходимость активных и самостоятельных занятий;
- объяснить значение каждого упражнения при дальнейшем обучении полезным навыкам;
- обеспечить достаточное количество мелкого раздаточного инвентаря, что помогает увеличить занятость обучающихся;
- регулярно использовать игравые и соревновательные методы, создающие положительные эмоции на занятиях;
- вводить самостоятельную работу на уроке, как средство активной познавательной деятельности.
Второе, повышение интереса студентов во время проведения внутри колледжа соревнований, турниров, дня Здоровья. В нашем колледже мы уже с первых дней занятий начинаем проводить спортивно-массовую работу, которая направлена на укрепление здоровья и физического развития студентов. Студенты занимаются в спортивных секциях: волейбола, баскетбола, футбола, настольного тенниса, военно-спортивном кружке «Жигер», в стрелковом кружке «Мерген», в военно-патриотическом кружке «Улан». Наряду с этим большое внимание уделяем национальным видам спорта, которые направлены на укрепление здоровья и физического развития студентов. В октябре месяце в колледже проведены соревнования среди любителей игры «асык». Лучшими игроками, победителями стали студенты специальности «Делопроизводство и архивоведение» Хамиев Жадыгер и Муслимова Жадыра. Интерес к игре проявили обучающиеся всех шести специальностей учебного заведения.Игра «Хан» требует особой сноровки, потому что брать из круга кости, не задевая остальные очень трудно. Победителем считается игрок, который выигрывал большее количество асыков. «Омпы» - вертикальное положение асыка. Внимательно изучив правила игры ребята с воодушевлением приняли участие в состязаниях, вслух озвучивая намерения собрать косточки для игры и научить друзей, близких такой увлекательной игре. «То́гыз-кумала́к» киргизская и казахская народная логическая настольная игра на доске, в которой 18 игровых и две накопительные лунки. Игра развивает математическое мышление и воспитывает выдержку. В ученом мире ее называли « алгеброй чабанов» Игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике.
Проводя мероприятие, мы стремимся привлечь молодежь к подвижным играм на свежем воздухе, поддержать возрождение интереса к древней национальной спортивной игре.
Повышается интерес к национальным видам спорта, уважение к национальным традициям и обычаям казахского народа у студентов и во время проведения спортивного праздника «Наурыз мейрамы». Игры и состязания праздника выявляют сильных, ловких. Кроме того, атмосфера соревнований, накал спортивной борьбы, новые ситуации, наличие зрителей вырабатывают ряд физических и психологических качеств, которые совершенствуют моральные качества, эффективно воздействуют на организм.
Большое внимание в колледже уделяется борьбе «қазақша күрес». Қазақша күрес проводился на всех празднествах меж известными силачами. Борцам были известны разнообразные приёмы, включая подножки и подсечки, а также броски стоя и падением, повороты с рывками и зацепами. Отличительной чертой қазақша күрес является отсутствие борьбы в партере и делается они лишь на поясах и стоя.
Приобщать к игре студенческую молодежь можно и нужно, в общежитии нашего колледжа часто проводим различные турниры, конкурсы, мини состязания национальных видов спорта как «Желке тартыс» и «Октау тартыс» (перетяни-ка) казахская игра для девушек.
«Желке тартыс» игра в котором силами мерятся два джигита. Игра напоминает «арқан тартыс» (перетягивание каната) Воспитание студентов на народных традициях способствует формированию правильного отношения к окружающей природе, к взаимоотношениям обществе.
Разнообразие естественных движений, в большинстве случаев на свежем воздухе, способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма. Спортивные и подвижные игры служат также хорошим средством активного отдыха.
Анализ народных подвижных игр показывает, что и сейчас эти игры даже в том количестве, в каком они сохранились, способны обеспечить развитие всех необходимых физических качеств, совершенствовать все выделяемые в физическом воспитании виды движений (бег, прыжки, метание в цель и на дальность, поднятие тяжестей и т.д.).
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания и приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.
Особое значение приобретает вопрос внедрения национальных, народных игр в жизнь современного колледжа. Занятия национальными видами спорта, играми, танцами, заполняют досуг, укрепляют здоровья и, что самое главное, способствует становлению характера и формированию здорового образа жизни.