Приобщение детей к национальным ценностям, обычаям, обрядам, играм.
Государственное казенное образовательное учреждение
Детский дом «Хуры тын»
Доклад на тему:
«Приобщение детей к национальнымценностям, обычаям, обрядам, играм»
Выполнила: Дзитоева Э. Т.
На протяжении всей человеческой истории народ создавал и продолжает создавать материальные и духовные ценности. Он передавал производственно-трудовой опыт старших поколений молодым, обрабатывал землю, выращивал скот, строил жилища, и, не обрекая себя на застой, воспитывал детей, готовя их к жизни.
Человек становится совершенной личностью благодаря правильному воспитанию и влиянию социальной среды. Отсюда смысл жизни горской семьи – не только заиметь детей, но и всесторонне подготовить их к жизни. А вот пословицы, отображающие роль воспитательного и социального факторов:
«Ребенку нужен присмотр, как полю – уход»
«Материнские черты в дочери, отцовские черты в сыне»
При этом воспитание начиналось с рождения детей: «Учи теленка пока на веревке, а ребенка пока в колыбели»
В произведениях устного народного творчества, которые являлись одним из важнейших средств воспитания выражены взгляды горцев на совершенство человеческой личности, которая должна соответствовать в своих устремлениях характеру народа, отвечать его интересам. Идеал воспитания характеризуется наделением личности теми качествами, которые ценились в обществе. Такими качествами и достоинствами считались служение народу, воинственность, готовность отдать свою жизнь за него, здоровье, физическая сила, почитание старших, женщин, и другие.
Основной целью воспитания считалась подготовка всесторонне развитых людей, способных переносить в жизни любые невзгоды, наделенных умом, физической силой, нравственными добродетелями.
Такими являются например герои Нартского эпоса и, прежде всего, – Сослан, отличающийся умом, крепкой физической силой, умением плясать и играть на гармошке, представляющего собой полное олицетворение идеала совершенной личности.
В воспитании детей особая роль отводится семье. Первоначально воспитание детей проходило в кругу своих родителей, а завершалось в чужой семье. (Древний обычай отдавать своего ребенка на вскармливание и воспитание в чужую семью, глава которой является его воспитателем – «аталыком»). Однако такой порядок существовал лишь для имущих классов, в то время как воспитание детей простого народа осуществлялось в труде и дома.
На характер воспитания детей большое влияние оказывал весь уклад семейной жизни и господствовавшие в ней семейные отношения. XVIII и даже начале XX века у большинства северокавказских народов бытовала семейная община или большая патриархальная семья, сохранившаяся от первобытного строя, численность которой обычно составляла от 40 до 100 человек, и которая под влиянием происходящих в жизни социально-экономических перемен начинала распадаться на малые семьи. Патриархальные отношения семьи определяли строгий характер воспитания детей, отношение родителей к ним было строгим и сдержанным. Воспитанием детей в больших семьях занимались не столько родители, сколько дедушки и бабушки, тетки, братья и сестры. В воспитании использовались различные средства и методы воздействия на детей. Старшие, проявляя заботу о детях ласкали их, рассказывали им сказки и легенды. Они учили их в духе уважения к обычаям и традициям народа. Считалось, что особо активное участие в воспитании мальчиков должны принимать их материнские дяди. в прошлом именно они одаривали племянников колыбельной люлькой, а позже – конем.
У всех горских народов Северного Кавказа дети обоего пола, подростки и юноши были в полной зависимости от родителей. Они должны были повиноваться им «со смирением и особым почитанием». Родители могли учинить над детьми расправу, прогнать, например, сына, если он возражал отцу. Малейшее непослушание родительской воле строго наказывалось по адату. Оно осуждалось и общественным мнением.
Считалось, что уже в подростковом возрасте дети должны были знать все адаты и обычаи народа, знать законы гостеприимства и его этикет, знаки внимания оказываемые друг другу мужчиной и женщиной. Образец настоящего горца и настоящей горянки требовал всестороннего физического, трудового, нравственного, эстетического и религиозного воспитания. При этом в широких слоях населения больше значения придавали одним сторонам воспитания (например, трудовому) в верхушечных слоях – другим (скажем, военно-спортивному), но в принципе все семьи стремились к тому, чтобы воспитание было гармоничным. «Лучше совсем не иметь потомство, чем иметь плохое потомство», - гласить осетинская пословица.
В воспитании детей имелись два возрастных рубежа, соответствовавших приблизительно 6-8 и 10-12 годам и заметно выявлявших традиционное поло-возрастные градации. Лет до 6-8 дети, независимо от пола, пользовались большой свободой. Все дети бегали, играли, непринужденно общались друг с другом. Запрещалось относительно немногое: например, чтобы мальчик и девочки вместе купались в реке. Приобщение детей к труду сводилось к таким незначительным заданиям, как например, подать какую-нибудь легкую вещь. Но затем мальчиков начинали постепенно обособлять от девочек, и, как правило, последних раньше привлекать к работе по хозяйству. «Уже к девочке 6-8 лет, - писал М.А. Мисиков, - начинают предъявлять более строгие требования, нежели к однолеткам-мальчикам. Ее посылали с поручениями, за водой, за хворостом, приучали к уходу за младшими детьми и к обслуживанию старших. Привлекали ее к уборке дома и приготовлению пищи, к работе на огороде и, в особенности, к многочисленным женским домашним промыслам и рукоделиям: обработке шерсти, шитью, вязанию, вышиванию и т.д.
Лет в 10-12 наступал следующий возрастной рубеж. Обособление полов становилось более строгим. Из общего помещения дома, где дети могли спать вместе с родителями или старшим поколением семьи, мальчиков переводили спать в кунацкую, девочек, если была возможность – в отдельную комнату. В это же время подростки получали новый, более полный комплект одежды, а на девочек надевали корсет. Теперь девочка даже если она еще не развивалась физически, должна была вести себя как девушка. Ей не разрешалось покидать дом с наступлением темноты, уходить далеко от дома, оставаться наедине с посторонними подростками, юношами или мужчинами, которым до нее нельзя было даже дотронуться. С этого же времени воспитание мальчиков, до сих пор в основном находившееся в руках женщины, становилось главным образом делом мужчин.
Подростков начинали серьезно приобщать к мужскому крестьянскому труду. Их учили работать в поле, погонять животных, а затем выполнять и все другие земледельческие операции, ухаживать за скотом, пасти и гонять на водопой лошадей, обрабатывать на горных пастбищах молочные продукты, делать мужские работы по дому: заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом, изготавливать и чинить сельльскохозяйственный и домашний инвентарь. В 13-14 лет мальчик, - отметил К.Л.Хетагуров, - становился помощником отца во всех отраслях хозяйства, а к 16 годам свободно управлялся сохой, владел топором, серпом и косой. С этих лет он делался взрослым, с правом голоса членом семьи.
В процессе трудовой деятельности подростки получали физическую закалку, но этим дело не ограничивалось. В соответствии с традициями патриархально-феодального быта большое внимание уделялось также и тому чтобы сделать из подростка хорошего джигита. Уже ребенком мальчика учили верховой езде, поощряли в нем любовь к физическим играм и состязаниям. Для подростка важной составной частью воспитания была джигитовка, обращение с холодным оружием и стрельба в цель. Не редко он уже имел коня и оружие, участвовал в конноспортивных состязаниях, а бывало, что и в вооруженных схватках. Конечно во второй половине XIX века прежней необходимости в военной подготовке не было – она миновала где-то в середине столетия вместе с феодальными раздорами и набегами. Однако традиции такой подготовки поддерживались еще сохранившимися традициями кровомщения, а также конноспортивными состязаниями, которые оставались излюбленным праздничным развлечением народа.
Подросших девочек иногда также учили верховой езде и умению обращаться с оружием, но во второй половине XIX века это уже выходило из обыкновения. Зато теперь, когда большие семьи все чаще превращались в малые, больше внимания уделялось приобщению девочек к домашнему хозяйству. В больших семьях главными работницами были невестки, а дочери только прививались хозяйственные навыки, чтобы они их могли использовать при замужестве. В родительском доме их преимущественным занятием было рукоделие. В малых же семьях подросшим дочерям приходилось во всем помогать матери. По свидетельству И.Д.Канукова «До 11-12 лет осетинка нянчит своих младших братьев и сестер, участвует вместе с матерью в полевых работах, носит воду с речки в кувшинах и тяжелых деревянных ведрах, загоняет домой скот, вернувшийся с пастбища, еле прикрытая старыми лохмотьями и почти босая она бегает за матерью на мельницу и возвращается голодная и холодная. После 12 лет на плечи осетинской девочки ложатся более трудные домашние дела, а к 15 годам она уже выполняет всю работу по дому, которая до этого лежала на матери». Из прививавшихся детям нравственных качеств особое значение придавали чувству долга и родственной солидарности, дисциплинированности и вежливости, сознанию мужского достоинства и женской чести. Человек из хорошей семьи с хорошей репутацией не мыслился без знания народных обычаев и правил этикета «Ирон æгъдæуттæ». Помимо досконального знаний норм взаимоотношений между старшими и младшими в семье, о чем уже говорилось раньше, дети должны бвли хорошо усвоить нормы поведения в обществе. Они должны были помнить, что каждый взрослый вправе попросить их об услуге и отказать в ней нельзя. Им полагалось знать все знаки внимания, оказываемые мужчиной женщине, а женщиной мужчине. Нужно было в совершенстве изучить законы гостеприимства и его изощренный этикет. Гостеприимство распространялось не только на близких людей, но и на всякого иностранца-путешественника. В обычае горцев было одаривать гостя понравившимися ему вещами: оружием, стрелами, лошадьми. Его сажали на почетное место. Считалось неприличным спрашивать гостя о цели своего приезда, пока она сам об этом не заговорит. Эти детали горского этикета подмечены М.Ю.Лермонтовым в поэме «Измаил-бей». Герой поэмы Измаил-бей, придя к горцу ночью на ночлег видит:
Из сакли кто-то выбегает,
Идет – «великий Магомет
К нам гостя, верно, посылает,
Кто здесь? – Я странник! – был ответ.
И больше спрашивать не хочет.
Обычай прадедов храня,
Хозяин скромный …
Присутствуя в кунацкой, молодежь всегда старалась услужить гостю, поднять его настроение. В присутствии гостей молодые не садились, пока они их не звали. Чтобы развлечь гостя молодые устраивали различные увеселения, танцевали и играли на национальных инструментах. Кто-либо из молодых прислуживал ему за столом. «Сын всякого горца, - отмечал писатель И.Кануков, - а в особенности сын лица высокопоставленного в народе, проводил свое детство исключительно в кунацкой. Тут была вполне его школа, тут, вращаясь среди гостей он учится народным обычаям, учится уважить гостей и стариков, каковые качества характеризуют вполне благовоспитанного юношу».
Сознавая какую роль играют интеллектуальные качества человека в определении его места в жизни, горцы с раннего возраста учили детей четко и лаконично выражать свои мысли, строго следить за мыслями собеседника и вникать в их содержание, любознательности, пытливости и смекалистости ума. На вопрос горца-крестьянина из сказки «Смышленый мальчик» не видел ли подросток осла, он в начале отвечает «нет», а затем говорит: «Не тот ли, у которого левый глаз не видит, на правую заднюю ногу хромает, а к спине его привязан мешок с овсом?»на недоумение старшего откуда он все эти приметы знает, мальчик отвечает, что когда он шел по дороге, то запомнил, что след правой задней ноги меньше, а шаг короче чем у остальных. Пытливый ум подростка наводит его на мысль, что осел хромал на заднюю правую ногу. Далее суждения его строились в таком русле: из того, что с правой стороны дороги трава была пощипана, а с левой осталась нетронута, следовал вывод о слепоте осла на левый глаз. Из факта, что на ветках деревьев висели нитки от мешковины, а под ними разбросаны овсяные зернышки, следовал вывод, что на спине осла был мешок с овсом.
Горцы внушали детям важность овладения знаниями упорным трудом, ибо, как сказано в поговорках: «Кто не учится, тот слеп, а слепой спотыкается», «Без учебы нет знаний, а без знаний нет счастливого дня в жизни».
В соответствии с горским этикетом народ считал важным воспитание у детей вежливости, скромности, тактичности, уважения к старшим, трудолюбия и др. качеств личности. Существовали строго регламентированные формы обращения людей друг к другу, которыми определялся характер их взаимоотношений в обществе и семье, горе и радости, между родителями и детьми, близкими и чужими. Обращение к другому лицу требовало от всех соблюдения вежливости, сдержанного тона. Обращение горцев друг к другу в общественных местах отличалось учтивостью и самоконтролем. У осетин дети, обращаясь к старику, произносили «дада» (дедушка), к старухе «нана» (бабушка). В свою очередь они обращались к ним «мæ хур» (мое солнышко), «мæ хъæбул» (мое дитя). Кроме того, при встрече с другими людьми, молодым людям полагалось приветствовать их сгибанием правой руки в локте с благожеланием: «Да будет твой день хорош», а в ответ им желали: «да будет дело ваше правое!».
Кроме хорошего знания взаимоотношений людей подростки должны были проявлять внимание к старшим в общественных местах. Молодые не имели права заговорить первыми, обогнать или пересечь дорогу старшему, а при встрече должны были спешиться и пропустить его вперед. Младшие всегда уступали место старшим, и не садились до тех пор, пока последние не приглашали их сесть. Уважительное отношение горцев к старшим закреплено в народных пословицах: «Старого почитай, а молодого учи», «Совета надо спрашивать у тех, кто пожил и много повидал». Таким образом во всем наблюдалось своеобразное подчеркивание старшинства.
Важнейшим считалось также выработка у молодежи норм и правил застольного этикета, требующего от каждого самоконтроля над своими поступками, поведением за столом, умеренностью в еде и, в особенности, в потреблении алкоголя. У горцев особенной поддержкой пользовались обычаи, сурово осуждавшие нарушителей общественного порядка, в особенности тех, кто проявлял себя недостойно в общественных местах, проявлял неуважение к старшим и женщинам. У осетин таких злостных нарушителей по обычаю «Хъоды» («Отверженный», «Байкот») либо изгоняли из общества, либо изолировали на определенный срок.
Большое значение отводилось проблемам воспитания горянки и неоднозначного к ней отношения горцев. Воспитание девочек в доме осуществлялось женщинами. Оно проводилось в более строгих правилах. Игры их были малоподвижны, не разрешалось девочкам бегать по улицам, и вся игровая деятельность большею частью подчинялась задачам воспитания будущих матерей, к труду. Их привлекали к ухаживанию за малышами, уборке помещений, обслуживанию старших, приготовлению пищи, обработке шерсти, шитью, вязанию и вышиванию. И мальчиков и девочек учили игре на музыкальных инструментах и танцам. Широкое участие принимали подростки в театрализованных свадебных и календарных обрядах, инсценировках и т.д.
Семейное и семейно-родственное воспитание дополнялось еще более широким общественным. Ни один сосед или вообще житель селения не оставался равнодушным к замеченному им проступку ребенка и, в зависимости от степени вины, делал замечание сам или рассказывал родителям. Виновного лишали ожидаемой обновки, не разрешали садиться на лошадь, посылали вне очереди пасти скот.
Таким образом, детям стремились передать жизненный опыт, воспитать их в духе народных идеалов, прививали им лучшие человеческие качества, нормы и правила поведения, предусмотренные горским этикетом, составлявшие основу нравственного кодекса воспитания молодежи.