Преподавание английского языка в условиях открытой информационной образовательной среды
Преподавание английского языка в условиях открытой информационной образовательной среды
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», – сказал ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами. В Концепции модернизации образования были определены новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом являлась подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсы помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Появление и применение информационных технологий в учебном процессе способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. И педагоги и обучающиеся получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета, в данном случае английского языка. На сегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения.
В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью. Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность необходимо осуществлять на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия. Использование ИКТ в преподавании иностранного языка позволяет решить ряд проблем:
повысить интерес обучающихся к предмету;
повысить успеваемость и качество знаний обучающихся;
сэкономить время на опрос обучающихся;
дают возможность обучающимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;
помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
В данной дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки «открытия» нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.
Так, в своей практике на уроке «открытия» нового звания использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы. При использовании мультимедийных презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут появиться определения, схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь. На этом этапе также использую презентации, где в сказочной форме объясняется грамматика английского языка. Но незаменимым для меня является сайт Interneturok.ru, где по классам распределены темы, и для разнообразия в средних и старших классах я использую видео данного сайта для объяснения новой темы. Благодаря этому сайту, ученики, которые пропустили урок, могут самостоятельно изучить новую тему и сделать домашнее задание. Фильмы, видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой. Например, сайты uznayvse.ru, britainrus.co.uk о королеве Елизавете II и её семье или серия фильмов о Британии помогают в выполнении упражнений по теме «Страны изучаемого языка», alleng.ru, twirpx.com, где можно скачать книги и топики на английском языке. Эти ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке.
На этапе контроля или на уроках закрепления знаний с помощью мультимедийных программ, созданных для проверки знаний, в практике работы использую следующие сайты: abc-english-grammar.co - данный сайт содержит огромный арсенал топиков, видео, задания по ЕГЭ, стихов, песен и тестов. efl.ru, onlinetestpad.com - разноуровневые тесты (по 10 вопросов), english-test.net – упражнения по грамматике – это не единственный материал этого сайта, здесь также предоставлены упражнения на отработку лексического запаса, идиоматических выражений и др., grammar-quizzes.com, grammar-tei.com - много тестов по разным грамматическим аспектам плюс тренировка пунктуации. Englishgrammarsecrets.com – к каждому грамматическому аспекту, представленному на этом ресурсе, есть небольшое теоретическое обоснование. Мне очень нравятся упражнения этого сайта, так как они представлены в формате flash, и выполнять их очень интересно и совсем не скучно, college.ru – тесты в формате ЕГЭ. Но больше всего мне нравиться сайт english-study-café.ru- Здесь представлены общие сведения о языке (история, развитие языка), интересные факты стран изучаемого языка, скороговорки, которые помогут улучшить дикцию и произношение, упражнения с отработкой грамматического и лексического материала, а также стратегия письма, контроля, самоконтроля и тесты. На этом сайте учащиеся также могут найти обширный материал для аудирования, страноведческие и грамматические презентации, фильмы на английском, словари, топики, транскрипции и множество увлекательных заданий, которые постепенно приводят к овладению форматом ОГЭ и, далее, ЕГЭ. Также, на этапе самоконтроля, в зависимости от темы урока, предлагаю учащимся сделать тест собственного составления, по завершении которой они смогут увидеть свой результат.
На уроке систематизации и обобщения знаний непосредственно обращаемся к различным источникам информации, которая интересна ученикам и способствует получению жизненного опыта. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные виды деятельности формируют межпредметные навыки через заполнение электронных анкет; работа с англоязычными сайтами, использование флэш-игр, флэш-мультфильмов, работа с веб-квестами, просмотр газет, когда Интернет используюется как превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. С помощью Интернет можно превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подходит для учащихся старших классов, так как включает в себя объёмное чтение и искусство интерпретации, беглую речь. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы, где предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках (audio-class.ru, где есть газеты США, Великобритании и других стран). Для перевода слов и выражений использую сайты multitran.ru, translate.ru, lingvo live.com (где для учащихся можно создать лексические карточки по пройденной теме).
В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, веб-квесты или тематические веб-странички. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса в виде Power Point презентации, брошюры, буклеты, коллажи (Publisher) и видеофильмы, коллективно анализируется и рецензируется результаты результат их выполнения. Такой вид работы развивают творческие, исседовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни.
Информационно-образовательная среда играет огромную роль при проведении дистанционных конкурсов и олимпиад, что немаловажно для мотивирования одаренных учащихся. Мои учащиеся участвуют в таких олимпиадах как myenglishonline.ru, infourok.ru, ya-lingvist, ya-enciklopedia.ru, mldv.ru, vot-zadachka.ru, videourok.ru, intelekt-um.ru и др.
Незаменимы ИКТ-технологии и электронные образовательные ресурсы для совершенствования разговорной и письменной речи, когда старшеклассники могут вести переписку с носителями языка, а то и более общаться с ними по Skype. Для этой процедуры эффективными являются следующие сайты: proenglish.ru, pan4pals.com, inter.perepiska.ru, kidsCom.com - для переписки, italki.ru - для общения.
Конечно же, использование Интернета таит в себе много опасностей. Поэтому важно соблюдать правила пользования онлайн-ресурсами. Первое и незыблемое правило — не давать детям самостоятельно выбирать ресурсы. Поэтому учитель при подготовке к уроку должен тщательно изучить данный ресурс.
Компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски – вся эта техника призвана, чтобы акцентировать внимание учеников, усилить познавательный интерес, мотивацию к обучению. Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка. На просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендуется «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: в 1-4 кл.- 15мин., 5-7 кл.- 20 мин.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширять кругозор школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Кроме того, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:
• общекультурное развитие обучающихся;
• создание благоприятного психологического климата;
• возможность реализации индивидуализации обучения;
• реализация принципа обратной связи;
• большие возможности наглядного предъявления материала;
• экономия расходования материалов учителем;
• повышение авторитета учителя;
• сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
• активизация навыков самостоятельной работы.
Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой ученика и педагога, она позволяет нацелить ученика на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.
Список использованной литературы:
Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы.// ИЯШ- 1999- №3.
Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: Что это? // ИЯШ - 2001 - №4 - С. 29-33
Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах. - СПб, 2000.- С. 191.
Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 2014., с 2-7.
Полякова Т. Ю. Английский язык для диалога с компьютером.- М.: Высшая школа.- 1997.
Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка.// ИЯШ - 2002 - №2 - с. 41-43
Dudeney Gavin. The Internet and the Language Classroom. A practical guide for teachers. – Cambridge University Press, 2005. – 181