Конспект урока музыки в 6 классе на тему Наскальные рисунки открывают свою тайну


КҮНДЕЛІКТІ САБАҚ ЖОСПАРЫ
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
_ _музыка_______                                                    ____6______                   _______________
          пән/  предмет                                                           сынып   /класс                     уақыты/  дата
Тақырыбы
Тема:    Наскальные рисунки открывают тайну.
Сабақтың мақсаттары
Цели урока:
Білімдік/Обучающие:  формировать знания учащихся об истории возникновения древних казахских народных инструментов .
Дамытушылық/Развивающие:  развивать умение правильно и точно интонировать , владеть голосом. Продолжать развивать артистизм и ассоциативное мышление.
Тәрбиелік/Воспитывающие:  воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к народным традициям, любовь к Родине.
САБАҚТЫҢ БАРЫСЫ
ХОД УРОКА
I Ұйымдастыру кезеңі
Организационный момент: СәлемдесуПриветствие.
 
IIҮй тапсырмасын тексеру
Проверка домашнего задания.
Возможно ли существование литературы без музыки?
Какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы чтобы передать картины природы?
III Тірек білік, дағдыларын көкейтестілендіру
Актуализация опорных знаний, умений и навыков:
Сабақтың тақырыбын хабарлау және сабаққа мақсатты бағыттау
Сообщение темы урока и целевая установка на уроке;
Сұрақ-жауап, көкейтестілігі
Опрос – актуализация
Оқушылар мотивациясы
Мотивация учащихся.
IV Жаңа материалдарды үйрену
Изучение нового материала:
Деление на 6 групп по 4 человека- создание домашних групп- 1 мин.
Вопрос: Что вы знаете о наскальных рисунках?- 1-2 мин.
Получение текстового ресурса. Задание домашним группам.-1мин.
Работа в экспертных группах.- 10 -15 мин.
Обобщение знаний в домашних группах.- 5 мин.
Обсуждение классом.- 5 мин.
Стратегия Жигсо-1
1 группа
В древние далекие времена, когда на земле только начал развиваться человек, и одним из его излюбленных занятий было изображение окружающего (того, что окружало древнего человека – животные, растения, сцены охоты и др.).
Жили люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами. Все в стаде от мала до велика, занимались собирательством, целыми днями искали съедобное. Годились в пищу коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.
Как человек овладел огнем – никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажженное в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь! Теперь он твой!
На стоянках людей запылали костры. Мясо, печеное на угольках, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.
2 группа
Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь.
В суровые, холодные зимы людям помогло выжить то, что они изобрели новые орудия труда, одежду и жилища.
Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди научились строить землянки и шалаши из жердей и шкур крупных животных.
Помимо собирательства, важным средством добычи питания становилась охота. Люди из племени, в основном, мужчины охотились на зверей. Их орудия труда изменялись, и человек придумал лук и стрелы. А произошло это из-за того, что вымерли большие животные – мамонты, шерстистые носороги и другие животные. Оставались мелкие животные, а лук со стрелами для меткого стрелка были хорошим оружием для добычи пищи. Меткий охотник с расстояния сотни шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.
3 группа
Еще 150 лет назад ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создающие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он производил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!». И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.
Никто из ученых долгое время не верил, что рисунки Альтамиры созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Но поверить пришлось: вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.
4 группа
Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней – быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, пораженных копьями, истекающих кровью: например, израненного камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь, носорога с торчащими из брюха стрелами, мамонта, попавшего в ловушку. Однако, не только охоту изображали древние художники. Их культура и жизнь так же тесно связанна с песнями, музыкой, которую они исполняли. Через музыку они поклонялись своим богам. Конечно-это тоже они изображали на скалах.
5 группа
В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.
6 группа
Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад. Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана. По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен.
V  Исполнение попевок и упражнений.
Повторение песен разученных в первой четверти.
Знакомство с песней «Мой Казахстан»
VII Үй тапсырмасы
Домашнее задание:
Учить текст песни.
Vlll сабақты қорытындылау
Рефлексия: синквейн- Наскальные рисунки.