Авторская методическая разработка на тему: Основные принципы организации игрового аппарата на первоначальном






Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Камско – Устьинская Детская музыкальная школа»
Камско – Устьинского муниципального района
Республики Татарстан











Методическая разработка на тему:
«Основные принципы организации игрового аппарата на первоначальном этапе обучения начинающих пианистов»









Автор:
Закирова Ольга Викторовна
преподаватель фортепиано и теоретических дисциплин
1 квалификационной категории















2013 год

Пояснительная записка
Любая деятельность требует сознательного и направленного труда. Поэтому с учащимися, особенно начинающими обучение игре на фортепиано, необходимо последовательно развивать мышление и волю, приучать их к преодолению трудностей, вырабатывать стремление самостоятельно справляться со сложными задачами, а также развивать в обучающихся творческую инициативу и воображение.
Качество умений и навыков, глубина знаний и правильное суждение играют очень большую роль в развитии художественной деятельности. В работе с начинающими пианистами эти требования должны всегда соответствовать индивидуальным особенностям детей, их природным музыкальным особенностям, их возможностям усваивать
учебный материал, отвечающий принципам доступности.
Учащиеся должны знать, что исполнение художественного произведения, пусть самого небольшого и лёгкого, является передачей смысловой сущности во всей полноте художественных образов, выявлением музыкальными средствами человеческих мыслей, чувств и переживаний. В музыке это можно сделать с помощью выразительных средств звучания, и это звучание нужно найти. Способами и средствами являются: с одной стороны яркость и точность музыкальных представлений, с другой стороны – система исполнительных умений и навыков.

Художественное исполнение требует:
Правильной, удобной посадки, постановки рук;
Правильного звукоизвлечения с помощью правильной организации движения рук от плеча до кончиков пальцев;
Собранности руки и готовности к взятию того или иного звука, координации обеих рук;
Правильного переноса рук по клавиатуре;
Экономичность и пластичности движений руки и независимости пальцев;
Точного соблюдения приёмов звуковедения (легато, стаккато, портаменто, а также различных штрихов, лиг и т.п.).
Выполнения правильной аппликатуры;
Правильного чёткого ритма.

Все указанные умения и навыки должны служить достижению художественного исполнения, основой которого является характер и окраска звучания со всеми тонкостями и многообразием.


Содержание методической разработки

Рассмотрим некоторые вопросы, имеющие связь с первоначальными приёмами игры на фортепиано.

Посадка за инструментом.

Решающее значение для освоения всех навыков игры на фортепиано, имеет правильная посадка. Она должна быть удобной для выработки всех движений рук обучающегося и сохранять необходимую свободу во время исполнения. Садиться нужно обязательно против середины клавиатуры (примерно до-ре первой октавы). Ориентироваться можно по расположению педалей.

Сидеть нужно на достаточном расстоянии от клавиатуры. Слишком близкая к клавиатуре посадка будет стеснять движения рук. Нельзя сидеть слишком далеко от клавиатуры, в этом случае руки будут находиться в вытянутом состоянии, что не даст необходимой свободы движениям рук. Посадка должна обеспечивать рукам округлость, а не вытянутость. Локти при этом будут слегка отодвинуты от корпуса.

Хорошо помогает обеспечить правильность посадки по высоте, стул с изменяющейся регулируемой высотой. При отсутствии такого стула нужно применять подкладки для сидения. Сидеть нужно на половине стула, чтобы корпус мог свободно наклоняться вперёд, назад, вправо и влево. Это создаёт благоприятное условие для использования в игре всей клавиатуры. Важно следить за тем, чтобы ученик не сидел на кончике стула, так как это мешает его необходимой устойчивости и опоры (опоры при игре на фортепиано в основном в стуле и в ногах). Поэтому очень маленьким детям, обучающимся игре на фортепиано, необходимо под ноги ставить скамейку-подставку.

Постановка рук.

Огромный диапазон возможностей звучания фортепиано, разнообразия динамических и агогических оттенков исполнения, различных технических приёмов, требуют от рук определённой эластичности, обеспечения координации всех частей руки. Движения руки должны быть просты и экономичны, они должны содействовать наиболее выразительному исполнению.


Основные правила постановки руки:

1. Рука должна быть лишена всякой скованности, свободна от плеча до кончиков пальцев. В то же время недопустимо расхлябанность и вялость. Образно говоря, рука не должна быть «палкой», но и не должна быть «тряпкой». На клавиатуру нужно ставить всю руку от плеча, держа её кругло, так, чтобы локоть был слегка отведён от корпуса и был на одном уровне с клавиатурой или чуть выше.
2. При соприкосновении с клавишами пальцы должны быть слегка округлыми, но не скрюченными. Подушечка пальца соприкасается с поверхностью клавиши и хорошо её чувствует. При этом не следует ни отпускать, ни поднимать лучезапястный сустав. Рука должна быть в естественном положении – это можно показать ученику, предложив ему посмотреть на руки, спокойно лежащие на коленях; в этом положении руки всегда в кисти принимают правильное положение.
3. Пальцы должны лежать на поверхности клавиш, располагаясь достаточно близко друг к другу, но не «склеиваться». При этом 2,3,4 пальцы стоят на одной линии, ближе к чёрным клавишам, 5-й палец ставится ближе к краю клавиши. А 1-й палец соприкасается с клавишей боковой поверхностью.
4. Перенос руки с клавиши на клавишу на любое расстояние должен быть свободным, осуществляться одним движением, целенаправленно и экономично.
5. Первые приёмы игры на фортепиано состоят из наиболее простых и ясных движений. Лучше начинать игру с приёма нон легато, тренируя последовательно каждый из пальцев: 3-2-4. Первый и пятый палец можно ставить одновременно, в интервале квинты, между 1-м и 5-м пальцем три белых клавиши. При этом нужно добиваться, чтобы ученик не «бросал» руку, а всегда аккуратно «ставил» её на клавиши и отпускал клавиши до дна.
6. При переходе приёма легато (не слишком задерживаясь на изучении нон легато) необходимо добиваться мягкого, без толчков «переступания» с пальца на палец, связного и певучего звука.
7. Приём стаккато следует осваивать по возможности позже: слишком ранняя игра стаккато вызовет напряжённость и зажатость руки.
8. Координация слухового восприятия и звукоизвлечения, необходима уже на раннем этапе обучения маленького пианиста. Для этого всегда во время урока нужно обращаться к музыкальному слуху начинающих, воспитывать умение представить звучание и стремиться получить желаемый результат.
9. При игре пальцы должны быть активными, необходим небольшой размах пальца перед опусканием его на клавишу, не допуская большой, резкий подъём, который будет вызывать ненужную фиксацию руки.




Основные способы устранения дефектов, возникающих в процессе постановки рук.

На этапе первоначального периода обучения, зачастую даже при тщательном проведении этой работы, в постановке рук появляются различные двигательные дефекты. Иногда педагог слишком быстро успокаивается на достигнутом и перестаёт обращать достаточно внимания постановке рук и правильным движениям. Не всегда педагог может наладить и самостоятельную работу, проводимую начинающим в домашних условиях, когда ученик должен контролировать себя сам, как бы наблюдая свою игру на инструменте со стороны. В случае возникновения дефектов в постановке рук, нужно пользоваться некоторыми специальными упражнениями:

1. Тряска руки (неустойчивость запястья). При этом достаточно стойком дефекте можно вернуться к простейшим начальным упражнениям «легато», играть короткие линии на одном движении руки.
Другой способ борьбы с указанным дефектом состоит во временном прекращении от опёртой игры в пьесках и упражнениях, исполняя быстрые линии лёгким легато (леджиеро).

2. Скованность кисти, слишком высокая или слишком низкое запястье. Для исправления этого дефекта нужно играть небыструю трель, и одновременно с игрой менять высоту запястья. Второй способ устранения такого дефекта заключается в связной игре широких фигур, которая без гибких движений кисти и перемещения запястья и локтя неисполнима.

3. Неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в пястно-фаланговых суставах. Этот дефект называют часто «продавливанием косточек». Для исправления указанного недостатка руки, нужно играя несложные пятипальцевые упражнения, поддерживать ладонь играющей руки снизу указательным пальцем другой руки. Может помочь и игра портаменто одним из пальцев (поочерёдно). При этом ставить палец нужно преувеличенно круто.

4. Слабая подвижность пястной кости большого пальца.
Для улучшения подвижности пястной кости большого пальца нужно делать регулярную гимнастику 1-м пальцем вне инструмента, приближая конец первого пальца к основанию пятого и удаляя его на предельное расстояние от остальных.
5. Неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в концевых суставах. Этот дефект получил название «проламливание кончиков пальцев». Для борьбы с ним необходимо применять упражнение на скольжение. Два пальца ставятся на клавиши в интервале секунды, терции или кварты и производится скольжение «от себя» или «к себе». При этом должна сохраняться неизменно правильная форма пальцев.

6. Напряжённость большого пальца, не занятого в игре.
Зачастую большой палец, некоторое время не участвующий в игре, переходит в напряжённое состояние, он напряжённо отводится далеко от второго пальца или подводится под ладонь.
Для борьбы с этим дефектом очень полезно играть связные фигуры 2-м, 3-м, 4-м пальцами, при этом большой палец выводится за пределы клавиатуры, далее свободно опускается, свешивается.


7. Напряжённость 5-го пальца, не занятого в игре.
Иногда в игре начинающего пианиста можно наблюдать, как 5-й палец, не играющий в данный момент, напряженно приподнимается, торчит вверх или напряжённо сгибается в среднем и концевом суставах. Такое состояние пальца неизбежно отрицательно влияет на работе соседних пальцев. Для исправления этого дефекта руки, нужно играть связные фигуры 2-м, 3-м, 4-м пальцами, стараясь при этом 5 палец держать близко к поверхности клавиш.


Указанный перечень приёмов исправления дефектов постановки руки не является полным, исчерпывающим. Многие способы исправления дефектов постановки руки рождаются в процессе педагогической работы с начинающим на уроке и полностью связаны с индивидуальностью каждого маленького пианиста и его рук.
При работе с первых шагов обучения игре на фортепиано в основу всего обучения нужно ставить достижение красивого, сочного, певучего звука, а значит правильного звукоизвлечения. Звук, воспроизведённый на инструменте, должен быть наделён живым музыкальным содержанием., быть живой частицей музыкальной интонации, иметь напевность и легко вливаться в следующий за ним в мелодии. Поэтому, любой извлекаемый звук должен хорошо контролироваться слухом. Отношение к звучанию, а значит и звукоизвлечению, необходимо воспитывать в тесной взаимосвязи с организацией работы каждого пальца в отдельности и всей руки в целом. Именно это лежит в основе успешного обучения начинающих пианистов.


Использованная литература:
Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей. Москва. «Музыка» 1976 г.
Б. Милич. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классе ДМШ.
Киев.1977 г.
3. В.В.Крюкова. Музыкальная педагогика. Ростов н/Дону: «Феникс»2002.
4. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. Москва
«Музыка», 1977 г.

15