Методы приемы и средства обучения на уроках
Методы приемы и средства обучения на уроках биологии и географии
Опыт моей педагогической деятельности, как учителя биологии сравнительно небольшой. Придя в школу, я столкнулась со следующей проблемой, которая является не единичной среди молодых специалистов: почему даже при моей тщательной подготовке к уроку, результат не всегда меня устраивал. Урок начался, урок закончился, а ребята остались равнодушными? А ведь присутствовали все этапы урока, да и про возрастные особенности учащихся я не забывала. На глаза попались слова Колина Тёрнера: добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо. Таким образом, я решила переосмыслить свою деятельность на уроке и деятельность ребят, постараться сделать эту деятельность продуктивной, что, в свою очередь невозможно без использования эффективных методов и приёмов обучения.
Актуальность опыта состоит в том, что отличительной особенностью нашего времени является переход к новому состоянии общества, которое характеризуется повышением роли информационных процессов. А это требует от современного человека умения мыслить критически, т.е. уметь работать с информацией.
Потому, в своей работе я активно использую интерактивные методы обучения, среди которых особое место уделяю технологии развития критического мышления учащихся на уроках биологии и географии.
Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки и развивать творческие способности ребят.
Таким образом, ориентируясь на существенные изменения системы образования, мною была поставлена следующая цель: создать условия для развития критического мышления учащихся на уроках биологии и географии.
Исходя из выше сказанного, мною были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности ТРКМ.
2.Отобрать наиболее эффективные приёмы и методы ТРКМ и применить их на практике.
3.Построить продуктивную совместную работу с учащимися
4.Вести наблюдения за динамикой развития мышления учащихся в процессе работы с использованием приемов ТРКМ.
Основа ТРКМ – трёхразовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия.
Что же происходит на стадии вызова?
Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает по обсуждаемой теме. Это заставляет его анализировать собственные знания. Во-вторых, происходит активизация самого учащегося. Третья цель стадии вызова – определение цели предлагаемой темы.
Поскольку мой педагогический опыт сравнительно небольшой, в своей работе я использую элементы (отдельные техники) ТРКМ, причём как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Итак, на стадии вызова мною используются следующие приёмы и методы:
- Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.
- Перепутанные логические цепочки.
-Корзина идей
1. Например при организации индивидуальной работы учеников 6 класса на начальной стадии урока по теме «Условия прорастания семян» ученики собирают в корзину все то, что знают об изучаемой теме. Т.о. происходит составление списка “известной информации”, в котором они указали, что рост растения зависит от температуры, света и воды. Метод позволяет, активизировать имеющиеся знания, высказывать любые идей, предположений
2.Прием «Перепутанные логические цепочки» я использую при подготовке учащихся к ГИА в 9 классе и к ЕГЭ в 11 классе, так как в КИМах имеются задания на установление последовательности (часть В)
Данная форма способствует развитию внимания и логического мышления.
3.Разбивка на кластеры
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Разбивка на кластеры используется мной обычно после групповой мозговой атаки, поскольку это делается быстро и даёт возможность всем учащимся, принять активное участие в мыслительном процессе. На уроках биологии в 5 классе при изучении темы: Клетка и её особенности. Учащиеся составляли кластер, в котором указали основные функции клеток.
При обобщении тем, я также использую данный прием. При повторении темы-Строение сердца, учащимися 8 класса также был составлен кластер, В результате данной работы создается целостное представление о событии, изучаемом объекте, явлении или процессе.
4. Ромашка вопросов
На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации. Каждому из 6ти лепестков ромашки соответствует определенный тип вопроса. Актуально использовать данный приём на уроке биологии, как сделала это я при изучении темы «Цветок и плод».
Опыт использования этого приема показал, что учащиеся всех возрастов понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
Осмысление. На этой стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Методы активного чтения:
1.маркировка текста
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике, например ученики 5 класса при изучении темы Увеличительные приборы поставили знак «+» напротив описания лупы и её значения, соответственно это было им уже известно, знаком «V» они отметили новую для них информацию, где говорилось про изобретения микроскопа.
Таким образом, я обращаю внимание на общие позиции, знания, пробелы и особые точки зрения.
2. Знаем – Хотим узнать – Узнали (З-Х-У)
Этот приём применим мною при изучении темы Методы наблюдения природы. Назвав тему урока, я предлагаю ученикам называть методы, которые им известны. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку “Знаем”
Спорные идеи и вопросы по данной теме записываем в колонку “Хотим узнать”.В третью колонку ученики 5 класса записывали новые методы изучения,такие как моделирование,измерение, сравнение, с которыми они познакомились на уроке. Этот прием графической организации материала помог собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.
1.Сиквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Это творческая, обобщающего характера работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное проживание учеником изучаемой темы. Так как я являюсь еще и учителем географии в среднем звене,то такой прием мы использовали при изучении темы: Озера. Каждому ученику было дано 5 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем происходило обсуждение. Это дает возможность поговорить о том, почему они это написали и ещё раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы учасники слушали друг друга.
3.Методический Прием «Шесть шляп критического мышления».
Это задание обычно применяю для обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему. Используется мною в старших классах при изучении темы - Развитие жизни на Земле.
Преимущества этого метода состоит в том, что
1.Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
2. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.
Используется мною в старших классах,
Также большое место в моей работе занимают лабораторно-практические занятия и опыты.
В зависимости от дидактических целей лабораторные уроки проводятся для обогащения учащихся новыми знаниями, организации поисковой деятельности, иллюстрации и систематизации изученного материала, закрепления и проверки знаний и умений школьников.
Лабораторное занятие позволяет вооружить учащихся практическими умениями работать с микроскопом, готовить микропрепараты, ставить опыты, пользоваться определителем, инструкцией и др. При этом учитель проверяет не только правильность выполнения той или иной операции, но и аккуратность работы, направляет взаимоотношения в коллективе (группе) на развитие взаимопомощи, честности, принципиальности.
Проведение данных работ дает возможность преподавателю реализовывать следующие цели,
1.Использовать приобретенные знания, умения в повседневной жизни
2.Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, тем самым осуществляется индивидуальный подход.
Ярким примером тем, по которым мною проведены лабораторные работы в среднем звене является изучение строения клеток кожицы лука, где учащиеся учатся готовить микропрепарат, изучение строения семян растений. В старших классах, мы с ребятами определяли наличие содержания крахмала в продуктах питания, делали выводы о пользе и вреде крахмала для организма человека. В результате данной работы ученики самостоятельно в домашних условиях теперь могут проверять с помощью йодной настойки содержание крахмала в пище, анализировать, то чем они питаются и воздержаться от частого потребления продуктов, содержащих высокие показатели данного вещества.
Пройдя тему грибы в 5 классе, мы закладываем опыт по выращиванию плесени. Тем самым мы расширить знания о грибах, относящихся к плесневым. знакомимся особенностями строения плесени; закрепляем умение работать с увеличительными приборами.
Еще одним результатом деятельности на моих уроках являются творческие задания.
Слово «творчество» образовано от слова творить, а это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
Поэтому в структуру урока я стала вводить рисование, изготовление поделок, тем самым создавать межпредметные связи.
Творческие задания для учащихся в своей работе я условно разделяю группы.
1 группа: Задания иллюстративного плана.
Учащимся 6 класса, выполняются рисунке по теме «Растительная клетка», создаются аппликации, атласы. Бесспорно, эти формы деятельности развивают кругозор и моторику рук. Способствуют освоению новыми навыками.
2 группа: Конструкторские задания.
Ребята выполняют такие формы заданий как изготовление гербариев, коллекций, например перьев птиц, макетов, ярким примером которого может служить макет «Пищеварительной системы человека», выполненный совместно с учениками. Данные задания увеличивают практическую направленность знаний.
Кроме того, в настоящее время, пытаюсь организовать углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных связей и проведения бинарных уроков. Как вид учебного занятия, бинарный урок предполагает совмещение теории и практики или двух предметов. Это нетрадиционный вид урока.
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать возможность учащимся увидеть результаты своего труда и получить от него радости и удовлетворение. Работу над этим проектом уже начата совместно с учителем английского языка, создан словарь биологических терминов на английском языке.
Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов
- повысить познавательное отношение к прочитанному;
- развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
- изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
- мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (саморефлексия и развитие коммуникативной культуры);
Таким образом, ТРКМ дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;-умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников; ТРКМ дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
ВЫВОД:
Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний обучающихся по курсу биология;
Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
«Смысл критического мышления состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения… Результатом которого, является успешное формирование способностей у учащихся:
- исключать лишнее, выделять главное;
- логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать материал;
- классифицировать материал;
- систематизировать материал;
- формулировать проблемные вопросы.