История. Методы, средства, приемы обучения.


История.
Методы, приемы и средства обучения.
1. Методы обучения.
Под методами обучения в настоящее время, как правило, понимаются обобщенные способы деятельности в процессе обучения. В традиционном (классно-урочном) учебном процессе это понятие будет охватывать наиболее общее принципы построения взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Классификация методов обучения возможна по разным основаниям, и зависит от:
1) парадигмальных подходов к описанию и конструированию образовательного процесса
2) системы целеполагания.
Некоторые примеры классификаций методов обучения.
1. По специфике составных частей исторического материала с точки зрения марксистско-ленинской методологии исторического познания (В.Г. Карцов):
а) методы создания исторических представлений и единичных понятий;
б) методы формирования общих понятий;
в) методы раскрытия диалектики исторического развития во времени и пространстве (т.е. об исторических закономерностях);
г) методы установления связи истории с современностью и применения исторических знаний на практике.
2. По особенностям учебного исторического материала (А.И. Стражев):
а) методы изучения условий материальной жизни общества;
б) методы формирования понятий о классах, классовой борьбе и государства;
в) методы изучения истории войн, культуры и т.д. (т.е. отдельных специфических типов исторического материала);
г) хронологические и картографические методы.
3. В соответствии с источниками приобретения знаний (с вариантами – Н.В. Андреевская, А.А. Вагин, П.С. Лейбенгруб и др.):
а) методы устного изложения;
б) методы наглядности;
в) методы работы с печатными и устными текстами;
г) практические методы (экскурсии, экспедиции и т.п.).
4. По специфике целей и содержания обучения, особенностям способов его усвоения и характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер):
а) объяснительно-иллюстративный:
б) репродуктивный;
в) исследовательский;
г) частично-поисковый;
д) проблемного изложения.
5. По способам преподавания и учения (П.В. Гора):
а) метод наглядного обучения;
б) методы словесного обучения (делятся на метод устного обучения и метод работы с печатными текстами);в) практический метод.
В методике обучения истории последних двух десятилетий являются классификации П.В. Горы и И.Я. Лернера.
На мой взгляд различные классификации методов обучения могут рассматриваться как дополняющие друг друга. В реальной педагогической работе представление об этих классификациях помогает сознанному выбору методических средств и приемов, адекватных с точки зрения сочетания факторов обучения (цели, содержание, познавательные возможности учащихся и т.п.) в конкретной образовательной ситуации.
Кроме классификаций П.В. Горы и И.Я. Лернера, продуктивны и некоторые другие, хотя и малоупотребимые в работах по методике преподавания истории:
- по субъект-объектным отношениям в процессе обучения (монологические, диалогические и полилогические методы);
- по способу организации учебных взаимодействий (фронтальные, групповые, индивидуальные методы);
- по дидактической цели (методы изучения фактического материала, формирования теоретических понятий, развития учебных умений, контроля и оценки), и др.
2. Понятие методических приемов, методических средств, форм организации обучения
Методические приемы. Методический прием – типологизированный, регулярно повторяющийся в практике обучения конкретный способ решения частных учебных задач.
Методические средства - материальные предметы, используемые при организации процесса обучения (тексты, картины, видеозаписи, карты и т.п.).
Форма организации обучения являются:
- урок, учебная экскурсия, ученический проект («большие» формы);
- рассказ учителя, групповая работа, ответы на вопросы к тексту учебника («малые» формы, определяющие вариативность «больших» форм).
Конкретные наборы методических приемов, средств и форм складываются в большей степени под влиянием традиции, личного опыта учителя и учащихся.
3. Монологические и «псевдодиалогические» приемы изучения нового материала в традиционной методике обучения истории
Наиболее разработанными в традиционной методике являются приемы преподавания, применяемые учителем при изучении нового материала в рамках урока.
Традиционным является разделение этих приемов на приемы изучения фактического и теоретического материала, хотя правильнее, видимо, было бы говорить о приемах изложения. Наиболее общими являются следующие группы приемов:
1. повествование - рассказ об исторических событиях или процессах. Наиболее применимы приемы этой группы тогда, когда необходимо создать эмпирическое представление о какой-либо временной последовательности. К вариантам повествования относятся:
- сюжетный рассказ – прием, воссоздающий образ динамично развивающегося единичного исторического события;
- образное повествование – воссоздание в образной форме развития типичного исторического явления;
- конспективное повествование – краткое освещение «неглавных» фактов;
к нему близок также прием информативного сообщения, т.е. простого перечисления событий, имен, дат и т.п.
2. Описание – в отличие от повествования, в центре такого изложения не сюжет, а набор элементов, входящих в состав образа какого-либо исторического явления или процесса. Выделяют два типичных приема этой группы:
- картинное описание, воссоздающие целостный образ относительно статичного исторического факта (как правило – явления или процесса);
- аналитическое описание, представляющее собой расчленение целостного образа на составные части с целью выяснения его структуры, значения и взаимосвязи отдельных компонентов.
3. Характеристика – группа приемов, связанных с рассмотрением существенных черт объекта изучения (исторического явления или конкретного персонажа). К этой группе относят:
- образную характеристику – прием воссоздания образов реальных исторических деятелей или «типичных представителей» на основе портретного описания их внешности, перечисления важнейших биографических данных, характерных особенностей поведения и т.п. Прием образной характеристики относят к числу приемов «изучения фактического материала»;
- аналитическую характеристику – по сути, прием очень близок к аналитическому описанию; основное отличие в том, что аналитическая характеристика применяется для изучения не фактического, а теоретического материала;
- сравнительную характеристику – выявление черт сходства и различия событий, явлений, процессов на основе анализа их признаков;
- обобщающую характеристику – краткое перечисление существенных признаков, причинно-следственных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и т.п. При индуктивном применении используется, когда закончены, например, образная характеристика или аналитическое описание, и требуется сделать итоговый вывод. При дедуктивном применении обобщающая характеристика предваряет изложение новых исторических фактов, понятий и т.п.
4. Объяснение - вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности.
5. Рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам. Если в объяснении понятие раскрывается в «готовом» виде, то рассуждение как бы «показывает путь формирования» понятия.
Описанные выше приемы, как правило, используются для организации такой методической формы, как рассказ учителя. Однако, следует отметить, что в весьма похожем виде те же приемы применяются учениками (при ответах на вопросы, в ходе бесед, дискуссий и т.п.)
Рассказ учителя в современной практике, несомненно, является и самой распространенной, но чрезмерно увлекаться рассказом не надо.
При изучении нового материала, его закреплении, повторении, обобщении и т.п. часто применяется «псеводиалогическая» методические формы беседы (иногда она рассматривется не как форма, а как группа методических приемов). Как правило, беседа представляет собой вопросы учителя, требующие кратких ответов любого ученика с места.
Основными разновидностями беседы являются:
- повторительная, требующая от учеников простой репродукции изученного ранее (на этом же или прошлых уроках) материла;- аналитическая, применяемая при изучении нового (в основном теоретического) материала, требует от учащихся самостоятельно вывить сущность и значение определенных понятий, явлений;
- проблемно-поисковая;
- обобщающая.
При планировании беседы важно решить следующие задачи:
- разработать основные вопросы («канва» беседы);
- определить, какие элементы содержания учителю придется изложить самому, а какие разумно ожидать услышать от учеников;
- постараться предугадать возможные сложности и повороты в ходе беседы, чтобы подготовить «наводящие» и уточняющие вопросы и т.п.
В роли особой «псевдодиалогической» методической формы выступает еще так называемое проблемное изложение, чаще всего представляющее собой сочетание приемов монологического изложения с элементами проблемно-поисковой беседы.
4. Работа с учебником в традиционной методике (краткие тезисы)
1. Учебник (если его качество позволяет) может использоваться не только для повторения, изученного на уроке, но и для организации различных видов самостоятельной работы учащихся почти на всех этапах обучения.
2. Для организации работы целесообразно использовать не только основной текст, но и другие компоненты учебника – отрывки из документов, иллюстрации, определения терминов и т.п.
3. При подборе приемов и форм учебной работы с учебником, объема и сложности учебных заданий необходимо учитывать познавательные особенности учащихся (в первую очередь возрастные).
4. Возможные формы использования учебника на уроке:
- чтение учебника вслух (5-7 кл.) или про себя (7-9 кл.);
- объяснительное и комментированное чтение;
- пересказ содержания параграфа, раздела;
- беседа по тексту учебника;
- подтверждение выводов словами учебника;
- вывод по тексту учебника;
- составление таблиц, схем, планов, конспектов различных типов;
- ответы на вопросы к тексту, документам, иллюстрациям;
- беседа по документу или иллюстрациям;
- сравнение различных текстов учебника;
- самостоятельное изучение темы по тексту учебника и др.
5. Схемы, таблицы, планы в традиционной методике обучения истории.
Чаще всего схемы, таблицы и планы различных типов используются учителем в целях наглядности или систематизации изучаемого материала. Но нужно отметить, что подобные средства могут использоваться учениками и в их самостоятельной работе (собственно, таблицы довольно часто и используются).
1. Схемы, как правило, применяются следующих типов:
а) «сущностные», отражающие в графической форме составные части (или взаимосвязь элементов) событий, явлений, процессов, понятий. Примером может служить, скажем, схема органов государственной власти того или иного периода, схема «Разделение властей» и т.п.;
б) «логические», отображающие причинно-следственные связи, пути возникновения тех или иных явлений, формирование понятий и т.п.;
в) графики и диаграммы, выражающие статистические данные.
2. Таблицы чаще всего применяются следующих типов:
а) хронологические;
б) синхронистические (отражающие, например, относящиеся к одному и тому же периоду факты из истории разных стран;
в) сравнительно-обобщающие;
г) тематические (конкретизирующие).
3. Планы различных типов.