Исследование детско-родительских отношений в семье, имеющей ребёнка с задержкой психического развития
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 109 «Изюминка»
города Ярославля
Исследование детско-родительских отношений в семье, имеющей ребёнка с задержкой психического развития
Подготовила и провела: Смирнова Анна Сергеевна,
учитель-дефектолог
Город Ярославль, 2014
Пояснительная записка
Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных межличностных отношений. Исследованию проблем семьи, межличностных отношений в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития, посвящено сравнительно немного работ. Необходимо подчеркнуть один важный аспект, заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. Межличностные отношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития ребенка, у которого задержка психического развития. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе [1].
Исследование данной проблемы дает возможность выявить особенности родительского отношения к своим детям. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье ребенка с задержкой психического развития. Именно это не позволяет им оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми.
Выявление особенностей межличностных отношений в семьях, имеющих ребенка с задержкой психического развития, позволит определить пути и способы психолого-педагогической коррекционной работы по оптимизации детско-родительских отношений, что на наш взгляд, определяет актуальность избранной нами темы исследования.
Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования мы избрали особенности межличностных детско-родительских отношений в семье, имеющей ребенка с задержкой психического развития.
Целью данной исследовательской работы является изучение психологических особенностей межличностных детско-родительских отношений в семье, имеющей ребенка с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: задержка психического развития, проявляющаяся в стойком снижении познавательной деятельности и нарушении эмоционально-волевой сферы, сказывается на характере и особенностях формирования межличностных отношений между родителями и детьми.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
-Изучить особенности отношений родителей к своим детям;
-Изучить психологическую характеристику семьи, имеющей ребенка с задержкой психического развития;
-Определить основные направления и провести экспериментальную работу по проблеме межличностных детско-родительских отношений в семье, имеющей ребенка с задержкой психического развития;
-Проанализировать результаты работы;
-Определить основные направления коррекции межличностных детско-родительских отношений в семье, имеющей ребенка с задержкой психического развития.
В своем исследовании мы использовали следующие методы:
-Изучение и анализ литературных источников по данной проблеме;
-Изучение педагогической и медицинской документации исследуемых детей;
-Практический эксперимент;
-Количественный и качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало МДОУ детский сад комбинированного вида №109 города Ярославля. Экспериментальное исследование проводилось с сентября по май 2012-2013 учебного года.
Практическая значимость состоит в том, что данные, полученные в результате исследовательской работы, могут быть использованы в практике семейного воспитания, при подготовке какой-либо темы родительского собрания в детском саду, а так же при подготовке лекций и спецсеминаров на факультетах психологии и дефектологии, для студентов и аспирантов высших учебных заведений.
Методика проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента
Исследование проводилось на базе детского сада комбинированного вида №109 города Ярославля. Всего было обследовано 20 семей, имеющих детей с задержкой психического развития.
На этапе констатирующего эксперимента было применено несколько методик для исследования семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития.
Эксперимент проводился с использованием метода:
-Наблюдения и сбора информации о семье. На данном этапе уточнялись проблемы семьи, её структура, внешние проявления внутрисемейных взаимоотношений, происходило установление доверительного контакта, который был необходим для дальнейшей работы с семьей;
-Констатирующий эксперимент. На этом этапе проводился уже сам эксперимент семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития.
Для проведения эксперимента были подобраны две методики, с помощью которых стало возможным выяснить к какому психологическому типу относятся родители, воспитывающие детей с задержкой психического развития и отношение родителей к таким детям:
1.Анкета «Психологический тип родителя» В. В. Ткачёвой (Приложение 1).
2.Тест-опросник родительского отношения (ОРО), составленный А. Я. Варгой и В. В. Столиным (Приложение 2).
Перед проведением эксперимента нами был осуществлен сбор анамнестических сведений о развитии каждого ребенка: исследовалась психолого-педагогическая и медицинская документация детей, чьи родители приняли участие в экспериментальном исследовании.
Из 20 семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития (Приложение 3):
-Две семьи неполные (ребёнка воспитывает одна мать);
-Возраст родителей колеблется от 22 до 32 лет;
-Образование: 11 человек – высшее, 15 – среднее профессиональное, 6 – начальное профессиональное; 6 – среднее.
-18 человек являются служащими, менеджерами среднего и старшего звена,18 человек - рабочие, 2 – безработный;
-Брак длится от 2 до 10 лет, одна семья имеет повторный брак;
-Типы семей можно определить как:
-официально зарегистрированный брак – 16 семей, фактический брак – 4 семьи;
-структура семьи традиционная;
-полных семей – 18, неполных – 2;
-неблагополучных семей (пьющие родители) - 2;
-проблемных семей (конфликтные ситуации в семье) – 5;
-2 семьи имеют неблагоприятные материальные и жилищные условия.
-Жилищные условия: 14 семей – 2-3-х комнатные квартиры; 4 – малосемейка; 2 – неблагоустроенное жильё (комната в общежитии, съёмная квартира).
Вся информация социологического характера была собрана при помощи социологических анкет, а также в процессе индивидуальной беседы дефектолога с родителями.
Все испытуемые были разделены нами на две равные группы: контрольную и экспериментальную.
Результаты исследования по анкете
«Психологический тип родителя» (В. В. Ткачёва)
Чтобы понять к какому психологическому портрету относятся родители детей, имеющих задержку психического развития, мы провели исследование по анкете «Психологический тип родителя» В. В. Ткачёвой. В данной анкете автор предложила три психологических портрета родителя: авторитарный, невротичный и психосоматический тип.
При получении результатов мы провели первичную обработку данных по шкалам методики. Полученные данные свидетельствуют о том, что доминирующим психологическим типом, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, является авторитарный: 6 семей (55 %) в контрольной группе из 10 относятся к данному типу, 3 семьи (35%) имеют психосоматический тип родителя и всего лишь 1 семья (10%) относятся к невротичному. В экспериментальной группе – 5 семей (50 %) – авторитарный тип, 3 семьи (35%) - психосоматический тип и 2 семьи (15%) относятся к невротичному. По интерпретации автора мы можем констатировать, что родители авторитарного типа узнав о дефекте ребёнка проявляют стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога. Но при этом многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям.
К невротичному портрету относятся всего лишь 1 семья (10%) из контрольной и 2 семьи (15%) из экспериментальной группы. Данный тип по интерпретации автора мы можем охарактеризовать следующим образом: для этих родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.
Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей. Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет.
Несмотря на то, что доминирующий тип родителя в нашем исследовании - авторитарный, в контрольной и в экспериментальной группах к психосоматическому типу относятся 3 семьи (35%) из 10.У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане (у невротичных - слезы, истерики, у авторитарных - скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере.
Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.
Результаты исследования по опроснику родительского отношения
(В.В. Столин-А.Я.Варга)
Для исследования родительского отношения к детям мы использовали опросник родительского отношения (ОРО) В.В. Столина и А.Я.Варги.
При получении результатов мы провели первичную обработку данных по шкалам методики.
Шкала «принятие-отвержение».
-В контрольной группе показатели варьировались от 6 (0,63 %) до 12 (77,21 %). Средний показатель характеризуется высокими баллами и составил 38,92%.
-В экспериментальной группе показатели варьировались от 7 (3,79 %) до 12 (77,21 %). Средний показатель характеризуется высокими баллами и составил 40,05%.
По интерпретации авторов мы можем констатировать, что у родителей наблюдается ярко выраженное эмоциональное отвержение ребенка. Матери и отцы отмечали, что поведение их ребенка отклоняется от нормы, его трудно чему-либо научить. Часто испытуемые говорили о переживаемом ими чувстве стыда и огорчения. Некоторые из них отмечали, что, общаясь с ребенком, они бывают раздражены, нетерпимы и он им неприятен. Родители воспринимали его не приспособленным, считали, что их ребенок ничего не добьется в жизни и сетовали на трудности в процессе воспитания. В целом, психологическую ситуацию в этих семьях можно расценивать как отвержение. В связи с интеллектуальным дефектом своего ребенка многие из них испытывают комплекс разрушенных надежд.
Шкала «кооперация».
-В контрольной группе показатели варьировались от 4 (9,77 %) до 7 (31,19 %), что в среднем составило 20,48 %.
-В экспериментальной группе показатели варьировались от 3 (7,88 %) до 7 (31,19 %), что в среднем составило 19,53 %.
Родители отмечали, что испытывают к ребенку чувство расположения, жалости. Матери и отцы указывали, что понимают его, но не всегда были заинтересованы в делах ребенка и считали его не способным справиться со сложными ситуациями.
Шкала «симбиоз».
-В контрольной группе показатели варьировались от 3 (57,96 %) до 6 (92,93 %) и в среднем составили 75,44%.
-В экспериментальной группе показатели варьировались от 3 (57,96 %) до 7 (96,65 %) и в среднем составили 77,30%.
По шкале «симбиоз» не наблюдалась межличностная дистанция. Родители старались исполнить какие-либо просьбы ребенка, при этом ощущали себя с ним единым целым. Матери и отцы жалели своих детей, старались оградить от трудностей, реальных жизненных проблем и переживали по поводу их будущего. Ситуацию по этой шкале можно характеризовать как благоприятную.
Шкала «авторитарной гиперсоциализации».
-В контрольной группе показатели варьировались от 4 (69,30 %) до 6 (95,76 %). Средний результат составил 82,53%.
-В экспериментальной группе показатели варьировались от 3 (53,87 %) до 6 (95,76 %). Средний результат составил 74,82%.
В родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Испытуемые проявляли к своим детям высокий уровень требований, отмечали необходимость строгой дисциплины, утверждали, что в процессе воспитания должен осуществляться жесткий контроль, старались навязать им свою волю, но некоторые из них сочувствовали ребенку и отвергали применение жестких методов.
Шкала «инфантилизация».
-В контрольной группе показатели варьировались от 1 (45,57 %) до 2 (70,25 %). Средний показатель характеризуется низкими баллами и составил 57,91%.
-В экспериментальной группе показатели варьировались так же как и в контрольной: от 1 (45,57 %) до 2 (70,25 %). Средний показатель характеризуется низкими баллами и составил 57,91%.
Низкие баллы по этой шкале, напротив, свидетельствуют о том, что родители всегда стараются помочь своему ребёнку, а его неудачи взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Таким образом, родительское отношение к ребенку, у которого задержка психического развития, имело ряд особенностей. Анализ полученных результатов дал основание полагать, что:
-Родители воспринимали своего ребенка как инфантильного, отдавая себе отчет в его личностной и социальной несостоятельности;
-Ребенок с задержкой психического развития эмоционально отвергался родителями, он раздражал матерей и отцов своим неадекватным поведением, неумелостью и не успешностью;
-Родители не понимали психологии своего ребенка, не могли адекватно общаться с ним, поэтому у испытуемых не возникало желания часто и подолгу находиться вместе с ребенком, играть, разговаривать на волнующие его темы, заниматься общими делами;
-Родители испытывали чувство стыда и огорчения по поводу имеющегося интеллектуального дефекта у их ребенка, но, несмотря на это, матери и отцы жалели своих детей, ограждали их от трудностей и проблем;
-Родителям аномальных детей часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребенку;
-В процессе семейного воспитания преобладал авторитарный контроль поведения и психической жизни ребенка, неадекватные видению ребенка требования успехов и достижений. Данный факт так же подтверждается результатами, полученными с помощью анкеты «Психологический тип родителя» В. В. Ткачёвой.
Содержание формирующего эксперимента
Выводы констатирующего эксперимента показали, что в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития, нарушается система восприятия ребенка родителями. Отношение к детям отличается противоречивым характером. С одной стороны, они проявляют мягкость, терпение, направленность на ребенка, с другой раздражение, безучастность, равнодушие. Основной тип родительского отношения - отвергающе-авторитарный на фоне ярко выраженной инфантилизации.
Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой, которая состояла из 10 семей.
Специальные занятия в детском саду с имеющим задержку психического развития ребёнком сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребёнка, не всегда достигается коррекционный эффект. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.
Парадоксальным образом факт наличия в семье проблемного ребенка осложняет мотивацию родителей на сотрудничество. Однако серьезность ситуации родителями все же осознаётся, поэтому они приводят ребёнка в сад или группу коррекционного типа и передают его на попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным. Необходимость тесного сотрудничества родителей в первые годы жизни ребенка с ЗПР с педагогами группы и воспитателями очевидна, поскольку роль накопленного багажа знаний в этот период жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребёнка они сами и, и той колоссальной работой, которую совершают педагоги, чтобы способствовать преодолению недостатков развития ребёнка. В этом случае родители стремятся получить необходимую информацию и знания для помощи своим детям [2].
Целью формирующего эксперимента мы ставили:
-оказать квалифицированную поддержку родителям;
-помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
-создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
-формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Для реализации данных целей мы использовали различные формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребёнком дошкольного возраста с нарушениями в развитии и его родителями. Наиболее подходящими на наш взгляд являлись:
-консультативно-рекомендательная работа;
-лекционно-просветительская работа;
-индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком;
-подгрупповые занятия;
-игротерапия.
Консультативно-рекомендательная работа
Консультативно-рекомендательная работа - включала первичное психолого-педагогическое обследование специалистами, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования. В ходе первичного приема к специалисту-дефектологу мы обращали своё внимание на позицию матери по отношению к ребёнку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др.), а также учитывали состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы или поиск путей решения проблем). Во время беседы от специалиста родители ждали или эмоциональной поддержки, или сочувствия, или получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, или совместного составления плана дальнейших действий и т.д.
После проведения консультативно-рекомендательной работы были видны положительные результаты:
-родители, прислушавшись к рекомендациям специалистов и почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращались к ним за помощью;
-при повторных посещениях прослеживалась динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.
Лекционно-просветительская работа
Лекционно-просветительская работа - включала проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей. По желанию родителей, совместно с врачом детского сада, мы прочли лекцию, посвящённую медицинским аспектам развития ребёнка. Посещая эти занятия, родители приобрели не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, данные занятия придают родителям спокойствие, снимают напряжение.
После лекционно-просветительской работы, совместно с другими специалистами ДОУ, мы провели тематические собрания для родителей детей с задержкой психического развития:
-«Познание себя как родителя»;
-«Конфликты с детьми и их преодоление»;
-«Наказания и поощрения - за и против».
Элементом лекционно-просветительской работы являлся стенд для родителей, где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Большую практическую значимость имел раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встретиться с дефектологом, имели возможность в письменной форме задать ему вопрос и проконсультироваться лично. Рубрики обновлялись ежемесячно.
Индивидуальные занятия с родителями
Во время занятий мы использовали личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. При этом мы учитывали состояние родителей, и начинали работать только тогда, когда понимали, что родители нас «слышат». Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включала следующие формы:
-демонстрация матери приёмов работы с ребёнком;
-конспектирование матерью занятий, проводимых педагогом;
-выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
-чтение матерью литературы, рекомендованной специалистом;
-реализация творческих замыслов матери в работе с ребёнком.
В ходе проведения данной работы были зафиксированы различные реакционные состояния родителей, которые те испытывают в процессе индивидуальных занятий:
-родители растеряны (как правило, это родители, для которых характерна в построении отношений со своим ребёнком тенденция к предполагаемой взаимосвязанности). На первых занятиях они были не способны воспринимать наши объяснения, поэтому мы работали с ребёнком самостоятельно, а маму просили фиксировать ход занятия. Вначале от родителей требовали лишь повторения дома заданий, последовательное копирование наших действий и т.п. На последующих занятиях мы проверяли результаты сделанных упражнений;
-родители жаловались либо отрицали состояние ребенка с ЗПР (это родители, для которых характерна в построении отношений со своим ребёнком к речевой взаимосвязанности или взаимосвязанности по типу «молчаливого соприсутствия»). С этими родителями первые занятия строились иначе. Маме предлагали участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребёнком, проводимого нами: например, в катании машины, мяча друг другу, в проведении подвижных игр типа «У медведя во бору», «Гуси и волк», «Воробьи и кошка» и т.д. При этом активно участвовали все трое: специалист-дефектолог вместе с ребёнком и мама - напротив (как партнёр по игре). Через несколько занятий предлагали поменяться местами - мама с ребенком и специалист напротив (как партнёр по игре);
-родители искали пути решения проблем (это родители, для которых характерна в построении отношений со своим ребёнком тенденция к взаимосвязанности по типу «влияния и взаимовлияния»). Они «услышали» нас, поняли наши объяснения и выполняли задания. Поэтому мы активно вовлекали их в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. На следующих занятиях мы предлагали маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи мы приходили на помощь, заканчивали упражнение с ребёнком и объясняли причины неудачи.
Подгрупповые занятия
Родители, воспитывающие детей данной категории, часто испытывают затруднения со своим ребёнком в обществе. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми, и родители таких детей порою не знают способов выхода или предупреждения данной конфликтной ситуации. Именно поэтому необходимо было проведение подгрупповых занятий. Целью данного занятия являлось обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой. Мы организовывали подобные занятия лишь после того, как нам удалось сформировать сотрудничество мамы со своим ребёнком на индивидуальных занятиях.
Игротерапия
Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными - релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций, музыкотерапия, библиотерапия, хореотерапия, вокалотерапия и др. Наиболее эффективным направлением работы с детско-родительской группой, на наш взгляд, является игротерапия.
Цель игротерапии - устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях и достижение более адекватной адаптации и социализации детей.
Для налаживания отношений ребёнка с окружающим миром и людьми хорошие результаты дает игротерапия в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой.
При нарушениях общения наилучший коррекционный эффект дала групповая игротерапия для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми. Вначале проводилось собрание с родителями, где давалась информация о возможностях игротерапии, определялись запросы родителей, согласовывался режим совместной работы.
В таблице №1 представлен план работы подгруппового занятия – игротерапия.
Таблица №1.
Блоки занятий
Кол-во занятий
Описание занятия
I блок
Ориентировочный
2 занятия
Объединение участников в группы, для этого применяются развлекательные (контактные) игры.
II блок
Терапевтический
8-10 занятий
Использование коррекционно-направленных и обучающих игр (сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации), а также беседы, изобразительной деятельности, знакомство детей и взрослых с оптимальными формами общения, с возможностями предотвращения конфликтов.
III блок
Обучающий
2 занятия
Использование развлекательных, обучающих и контрольных игры для объединения детей и родителей.
Длительность игрового занятия составляет 20-30 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Некоторые детско-родительские игры представлены в приложении 4.
Анализ эффективности разработанных материалов
по данным контрольного эксперимента
По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент. Целью эксперимента было: определить изменился ли характер и особенности межличностных детско-родительских отношений в семье, имеющей ребенка с задержкой психического развития, и показать эффективность коррекционно-педагогической работы.
В ходе контрольного эксперимента были обследованы 20 семей: 10 семей, с которыми проводилась коррекционная работа, и 10 семей, с которыми не проводилась данная работа.
Контрольный эксперимент включал в себя две методики, аналогичные тем, которые использовались при констатирующем эксперименте: анкета «Психологический тип родителя» В. В. Ткачёвой и тест-опросник родительского отношения (ОРО), составленный А. Я. Варгой и В. В. Столиным.
Результаты исследования по анкете
«Психологический тип родителя» (В. В. Ткачёва)
При получении результатов контрольного эксперимента мы провели первичную обработку данных по шкалам методики. Полученные данные свидетельствуют о том, что после проведения коррекционной работы с экспериментальной группой, видны небольшие изменения в отношениях родителей к детям. Несмотря на то, что преобладающий психологический тип остался авторитарный (6 семей (55%) в контрольной и 5 семей (50%) в экспериментальной группах), родители данного типа узнав о дефекте ребёнка по-прежнему проявляют стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка, они также направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога. Если до коррекционной работы родителям авторитарного типа был свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение), то теперь родители отмечали, что не применяют таких форм наказания, а стараются спокойно объяснить своему ребёнку тот или иной проступок.
К невротичному портрету относятся всего лишь 1 семья (10%) из контрольной и 1 семья (10%) из экспериментальной группы. В группе данного типа родителя ничего не изменилось: родители как приняли пассивную личностную позицию - «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!», так и не хотят её менять. У родителей этой категории так и не сформировалась способность к принятию проблемы ребенка. Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей. Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Таким образом, коррекционная работа не изменила отношение данной категории родителей к своим детям.
Несмотря на то, что доминирующий тип родителя в нашем исследовании - авторитарный, в контрольной 3 семьи (35%) из 10 и в экспериментальной группе 4 семьи (40%) из 10 относятся к психосоматическому типу. Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Таким образом, коррекционная работа пошла на пользу данной части родителей.
Результаты исследования по опроснику родительского отношения
(В.В. Столин-А.Я.Варга)
При получении результатов контрольного эксперимента мы провели первичную обработку данных по шкалам методики.
Шкала «принятие-отвержение».
-В контрольной группе показатели варьировались от 7 (3,79 %) до 13 (84,17 %). Средний показатель характеризуется высокими баллами и составил 43,98%.
-В экспериментальной группе показатели варьировались от 10 (53,79 %) до 17 (93,67 %). Средний показатель характеризуется высокими баллами и составил 73,73%.
В контрольной группе показатели почти не изменились, а значит, не изменилось и отношение к своему ребенку, в экспериментальной группе все наоборот, после проведённой нами коррекционной работы, показатели изменились в лучшую сторону. У родителей данной группы наблюдалось ярко выраженное положительное отношение к ребёнку. Взрослый стал принимать ребенка таким, какой он есть, стал уважать и признавать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени.
Шкала «кооперация».
-В контрольной группе показатели варьировались от 3 (7,88 %) до 7 (31,19 %), что в среднем составило 19,53 %.
-В экспериментальной группе показатели варьировались от 4 (9,77 %) до 8 (48,82 %), что в среднем составило 29,29 %.
В контрольной группе показатели не изменились, а значит, не изменилось и отношение к своему ребенку, в экспериментальной группе все наоборот, после проведённой нами коррекционной работы, показатели хоть и незначительно, но изменились в лучшую сторону. Родители данной группы отмечали, что не только интересуются жизнью своего ребёнка, но и принимают активное участие. Родители по-прежнему отмечали, что испытывают к ребенку чувство расположения и жалости, а в конфликте с ребёнком родители стали признать, что он по-своему прав.
Шкала «симбиоз».
-В контрольной группе показатели варьировались от 3 (57,96 %) до 6 (92,93 %) и в среднем составили 75,44%.
-В экспериментальной группе показатели варьировались от 3 (57,96 %) до 7 (96,65 %) и в среднем составили 77,30%.
По данной шкале показатели не изменились ни в контрольной, ни экспериментальной группе, а значит и отношение к ребенку не изменилось. По-прежнему родители старались исполнить какие-либо просьбы ребенка, при этом ощущали себя с ним единым целым. Матери и отцы жалели своих детей, старались оградить от трудностей, реальных жизненных проблем и переживали по поводу их будущего. Ситуацию по этой шкале можно характеризовать как благоприятную.
Шкала «авторитарной гиперсоциализации».
-В контрольной группе показатели варьировались от 3 (53,87 %) до 6 (95,76 %). Средний результат составил 74,82%.
-В экспериментальной группе показатели варьировались от 2 (32,13 %) до 5 (83,79 %). Средний результат составил 57,96%.
В контрольной группе показатели не изменились, а значит, не изменилось и отношение к своему ребенку, в экспериментальной группе все наоборот, после проведённой нами коррекционной работы, показатели хоть и незначительно, но изменились в лучшую сторону. До коррекционной работы в родительском отношении отчетливо просматривался авторитаризм: испытуемые проявляли к своим детям высокий уровень требований, отмечали необходимость строгой дисциплины, утверждали, что в процессе воспитания должен осуществляться жесткий контроль, старались навязать им свою волю. После проведённой работы родители пересмотрели свое отношение, старались помогать своему ребенку. Если у него что-то не получалось, они не требовали немедленного выполнения, а спокойно объясняли. Родители теперь стали сочувствовать своему ребенку и отвергали применение жестких методов в воспитании.
Шкала «инфантилизация».
-В контрольной группе показатели варьировались от 1 (45,57 %) до 2 (70,25 %). Средний показатель характеризуется низкими баллами и составил 57,91%.
-В экспериментальной группе показатели варьировались так же как и в контрольной: от 1 (45,57 %) до 2 (70,25 %). Средний показатель характеризуется низкими баллами и составил 57,91%.
По данной шкале показатели не изменились ни в контрольной, ни экспериментальной группе, а значит и отношение к ребенку не изменилось.
Низкие баллы по этой шкале, напротив, свидетельствуют о том, что родители всегда стараются помочь своему ребёнку, а его неудачи взрослый считает случайными и верит в него.
Таким образом, благодаря использованию представленных форм работы с родителями отмечаются существенные позитивные изменения:
-в восприятии семейных отношений дошкольником с ЗПР;
-в осознании своего положения в семейном коллективе;
-в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим.
Родители более адекватно оценивают состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы проблемного ребенка.
Эффективность внедрения комплексной помощи по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с ребёнком с задержкой психического развития подтверждается следующими положениями:
-включение в психолого-педагогический процесс и матери, и отца, изменяет восприятие их особого ребёнка и способствует его включению в единый семейный коллектив;
-коррекция недостатков родительского отношения позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребёнком данной категории, оптимизировать восприятие особенностей его поведения, личности, сформировать конструктивные модели родительского поведения;
-совместное участие детей и родителей в подгрупповых занятиях приводит к позитивным изменениям в сфере межличностного взаимодействия со сверстниками;
-сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьёй и внешним окружением.
Приложение 1.
Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачёва)
Описание методики.
В анкете содержатся утверждения, которые позволяют дифференцировать свойства личности родителей. Анкета «Психологический тип родителя» дает возможность быстро определить психологический портрет родителя ребёнка с задержкой психического развития путем простого подсчета баллов.
В данной анкете В. В. Ткачёва предложила три психологических портрета родителя: авторитарного (импульсивно-инертного), невротичного (тревожно-сензитивного) и психосоматического типа.
Анкета состоит из 21 вопроса, которые распределяются по названным выше трём психологическим типам. Родители должны были ответить утвердительно или отрицательно на каждый из вопросов. Доминирующий психологический тип определяется по наибольшей сумме положительных ответов, полученной в одной из колонок.
Анкета «Психологический тип родителя» (B. B. Ткачёва)
(Одну анкету совместно заполняют оба родителя, придя к обоюдному ответу/решению)
Инструкция: В анкете содержатся утверждения, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В случае если вы согласны, отметьте слово «ДА», если нет - «НЕТ». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.
1. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
Да
Нет
2. Мне часто кажется, что у меня комок в горле.
Да
Нет
3. Я всегда полон (полна) энергии.
Да
Нет
4. Я придерживаюсь принципов нравственности и морали более строго, чем большинство других людей.
Да
Нет
5. Жизнь с ребенком, имеющим нарушения в развитии, всегда связана для меня с напряжением.
Да
Нет
6. Я верю в перспективу развития моего ребенка.
Да
Нет
7. У меня часто возникают боли в сердце, когда я расстраиваюсь из-за проблем ребенка.
Да
Нет
8. Когда я думаю о ребенке, меня никогда не покидают тревожные мысли.
Да
Нет
9. Родитель не виноват, если ребенок своим поведением вынудил наказать его физически.
Да
Нет
10. Когда я волнуюсь, у меня дрожат руки или тошнит.
Да
Нет
11. Я всегда стремлюсь ограждать моего ребенка от трудностей и обид.
Да
Нет
12. Ребенок всегда зависит от родителя и должен его слушаться.
Да
Нет
13. Я заработал (заработала) язву из-за постоянных проблем с ребенком.
Да
Нет
14. Ребенок с недостатками в здоровье обуза для родителя.
Да
Нет
15. Все дети должны воспитываться в строгости.
Да
Нет
16. Считаю, что ребенок с проблемами в развитии постоянно нуждается в особом уходе и внимании со стороны родителей.
Да
Нет
17. Моя жизнь изменилась в худшую сторону из-за проблем в развитии моего ребенка.
Да
Нет
18. Если у ребенка слишком много проблем со здоровьем, его можно поместить в учреждение социальной защиты (интернат с постоянным проживанием).
Да
Нет
19. Родители всегда ответственны за будущее своих детей.
Да
Нет
20. Мой ребенок всегда берет верх надо мной в спорных ситуациях.
Да
Нет
21. Я не остановлюсь ни перед чем в достижении поставленных целей.
Да
Нет
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!
Приложение 2.
Тест-опросник Родительского отношения (ОРО)
(А.Я. Варга, В.В. Столин)
Описание методики.
Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обратившихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Методика ОРО в большей мере ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребёнку. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребёнка.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Текст опросника состоит из 61 вопроса, которые распределяются по названным выше пяти шкалам. Подсчет результатов осуществляется в «сырых» баллах и в процентах.
Тест-опросник родительского отношения (В.В. Столин-А.Я. Варга)
(Одну анкету совместно заполняют оба родителя, придя к обоюдному ответу/решению)
Инструкция: Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
Да
Нет
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
Да
Нет
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
Да
Нет
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Да
Нет
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
Да
Нет
6. Я уважаю своего ребенка.
Да
Нет
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Да
Нет
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
Да
Нет
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Да
Нет
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
Да
Нет
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
Да
Нет
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Да
Нет
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
Да
Нет
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
Да
Нет
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
Да
Нет
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
Да
Нет
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
Да
Нет
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
Да
Нет
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
Да
Нет
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Да
Нет
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
Да
Нет
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
Да
Нет
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
Да
Нет
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
Да
Нет
25. Я жалею своего ребенка.
Да
Нет
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
Да
Нет
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
Да
Нет
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
Да
Нет
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
Да
Нет
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
Да
Нет
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
Да
Нет
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
Да
Нет
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
Да
Нет
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
Да
Нет
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
Да
Нет
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
Да
Нет
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
Да
Нет
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
Да
Нет
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
Да
Нет
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
Да
Нет
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
Да
Нет
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
Да
Нет
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
Да
Нет
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
Да
Нет
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
Да
Нет
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
Да
Нет
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
Да
Нет
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
Да
Нет
49. Я не доверяю своему ребенку.
Да
Нет
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
Да
Нет
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
Да
Нет
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
Да
Нет
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
Да
Нет
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
Да
Нет
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
Да
Нет
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
Да
Нет
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
Да
Нет
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
Да
Нет
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
Да
Нет
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
Да
Нет
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Да
Нет
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!
Приложение 3.
Список родителей
№ п/п
И. Ф. ребенка
И. О. родителей
Возраст
Образование
1
Егор А.
Елена Андреевна
Николай Валентинович
25
27
нач.-проф.
высшее
2
Никита К.
Надежда Юрьевна
28
высшее
3
Влад М.
Татьяна Павловна
Анатолий Иванович
28
27
сред.-проф.
нач.-проф.
4
Даня С.
Наталья Петровна
30
высшее
5
Федя П.
Зинаида Владимировна
Сергей Юрьевич
22
25
нач.-проф.
сред.-проф.
6
Андрей М.
Наталья Александровна
Сергей Николаевич
23
28
сред.-проф.
высшее
7
Ярослав Б.
Ольга Александровна
Эдуард Станиславович
25
нач.-проф.
среднее
8
Иван Г.
Светлана Владимировна
Владимир Александрович
30
32
высшее
сред.-проф.
9
Егор К.
Ольга Николаевна
Виктор Павлович
28
30
сред.-проф.
нач.-проф.
10
Маша Р.
Наталья Леонидовна
Олег Юрьевич
24
25
сред.-проф.
среднее
11
Катя Ш.
Наталья Валерьевна
Александр Петрович
29
25
высшее
сред.-проф.
12
Вова М.
Юлия Анатольевна
Николай Анатольевич
31
32
среднее
сред.-проф.
13
Настя П.
Марина Васильевна
Александр Николаевич
27
30
высшее
среднее
14
Даша Ж.
Виктория Валентиновна
Андрей Михайлович
25
28
сред.-проф.
сред.-проф.
15
Дима К.
Светлана Александровна
Евгений Николаевич
26
26
высшее
среднее
16
Ваня С.
Марина Евгеньевна
Евгений Алексеевич
28
30
сред.-проф.
нач.-проф.
17
Сережа С.
Ольга Викторовна
Евгений Александрович
30
32
высшее
сред.-проф.
18
Денис Т.
Людмила Васильевна
Владимир Юрьевич
23
28
сред.-проф.
высшее
19
Настя Ш.
Наталья Алексеевна
Владислав Вячеславович
29
30
сред.-проф.
среднее
20
Саша Е.
Марина Константиновна
Андрей Владимирович
24
30
сред.-проф.
высшее
Приложение 4.
Детско-родительские игры
1. Игра «Волшебные картинки» (развитие взаимопомощи)
Каждая семья получает «волшебные картинки», которые постоянно рассыпаются и «ломаются» (разрезные картинки, пазлы). Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе. «Фанты» платит команда, где ведущий наблюдает ссору или несправедливое распределение работы (т.е. когда один из игроков выполняет задание небольшого объёма). В конце игры «фанты» выкупаются (исполняются песни, стихи и др.).
2. Игра «Найди свой цветок» (развитие зрительного внимания)
«На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдёт лепестки семи цветов(красный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).
3. Игра «Цветик-семицветик» (развитие децентрации внимания, нравственных качеств личности)
Каждая семейная команда получает цветик-семицветик.
Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три желания задумывает ребёнок для родителей, три – взрослый для ребёнка, одно из желаний будет совместным (желание ребёнка и родителя). Затем родитель и ребёнок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает та семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.
4. Игра «Найди своего ребенка»
Один из родителей завязывает себе глаза и ощупывает каждого играющего ребёнка. Дети должны стоять молча, можно менять одежду (кофту, бантики и т.д). Взрослый, найдя своего ребёнка, называет его имя и снимает повязку с глаз. Если родитель ошибается, то платит фант, который в конце игры выкупается. Необходимо, чтобы все родители участвовали в отгадывании.
Список литературы
Столин В.В. Психологические основы семейной терапии// Вопросы психологии. №4, 1982.
Ткачёва В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. М., 1999.
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 115