Доклад «Нравственное воспитание: средства, методы и приемы»
Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями здоровья
«Кувинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат VIII вида»
Доклад
«Нравственное воспитание: средства, методы и приемы»
Выполнила:
Вавилина В. В.
2013г
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Метод воспитания это путь достижения заданной цели воспитания. Метод это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Средство воспитания это совокупность приемов.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания:
Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
Содержание воспитания.
Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
Условия воспитания климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.
Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
В педагогике существует несколько подходов классификации методов воспитания. Классификация методов это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Чаще всего предполагается объединить все методы в три группы.
1 группа: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).
2 группа: методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа).
3 группа: методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
1.Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.
2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.
3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.
4. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.
5. Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.
6. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
7. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.
8. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка школьного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относясь к тому, что результат будет достигнут не сразу, и возможно не в той форме и не в том качестве как мы планировали.
9. Преобладающими в нравственном воспитании школьников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.
10. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основанием для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия.
Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей. Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности тex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.Основные инструменты метода убеждения вербальные. Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Беседа должна носить проблемный характер. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Психологической основой примера служит подражательность. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно.
Диспут - метод формирования сознания личности. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений- это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения. Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вос- питанием привычках.
Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания, образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.
Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.
Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив.
Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки. Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика. Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.
В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов.
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т.д.).
- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседа о родном городе, поселке и т.п.
- Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).
- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества (росписи, скульптура, вышивка и т.п.).
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать школьникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны, героев труда.
Формы работы с детьми:
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников школы и общественности.
Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).
Детская благотворительность Акция «посылка солдату», акция Милосерия )
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.
Формы работы с родителями:
Родительские собрания на духовно-нравственные темы
Лекторий для родителей
Дни открытых дверей
Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)
Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье
Индивидуальные беседы
Предлагаемые ситуации к теме: «Помогай окружающим людям».
1. Вы немного опоздали на лекцию. Входите в аудиторию...
2. Вы приходите утром в класс. Видите своих товарищей...
3. За столом сидят двое. Они беседуют. Вам необходимо обратиться к ним с вопросом. Сделайте это.
4. Видите: стоит стол, сервированный для чаепития. Подходите, начинайте пить чай.
5. Видите: стоит стол, сервированный для ужина. Вы хозяин или хозяйка стола. Пригласите товарищей, приступите к трапезе.
6. Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор.
7. На столе лежит яблоко. Вручите его кому-нибудь из находящихся в классе. Найдите повод и слова для этого.
8. Подойдите к кому-нибудь и узнайте, как проехать на Тверскую улицу.
9. Начинайте передвигать стол. Если никто не бросится помогать, попросите помочь сами.
10. Вы идете с девушкой. Подходите в дверям. Двери на пружине. Покажите, как вы будете себя вести. Пригласите партнершу для выполнения заданий.
11. Помогите, пожалуйста, девушке надеть пальто. (Одна из присутствующих играет роль ассистентки).
12. Вы постучали в дом. Вам открыли и Вы увидели, что ошиблись адресом.Как поступаете дальше?
13. Вас двое юношей и одна девушка. Вы подходите к стойке кафе, чтобы выпить чашечку кофе. Как будете это делать?
15. Вы пригласили в гости товарища. Он опаздывает, и Вы нервничаете. Но вот звонок. Открывается дверь. Что скажете?
Предлагаемые ситуации к теме: «Взаимное уважение».
Выразить почтение к старику.
Произнести комплимент в адрес человека в разной социальной роли.
Произнести утреннее, дневное и вечернее приветствия.
Произнести прощальные и добрые пожелания при расставании.
Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита.
Вручить в знак памятной даты сувенир и произнести приветствие.
Сервировать стол на несколько персон.
Обращаться с просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю.
Возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение.
Сказать комплимент собеседнику по поводу его суждения.
Встать при входе в комнату женщины; встать при обращении с вопросом стоящего человека (старшего, женщины).
Пропустить в дверях старшего, девочку, женщину.
Преподнести и принять угощение.
. Подобрать наилучший костюм для ситуации посещения именинника.
«Педагогические ситуации». Для взрослых.
1.Во время игры Таня (3,5 г) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведет себя также. Объясните причину такого поведения и что в этой ситуации делать воспитателю?
2.Володя любит только главные роли. Сейчас он летчик. Сереже тоже хочется быть летчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации?
3.Диалог двух девочек «Настя. Дай мне простыночку. У тебя две 2.» «Нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю?
4.В подвижной игре школьник нарушил правило и стал считаться выигрывшим. Другой с целью стать победителем тоже нарушил правило.
Тренинг «Педагогические ситуации»
Перед вами ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».
Ситуация 1
Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.
1. «Вот тебе и на!»
2. «А что тебе смешно?»
3. «Ну, и ради бога!»
4. «Ты что, дурачок?»
5. «Люблю веселых людей».
6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».
7.
Ситуация 2
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Ваша реакция:
1. «Твое дело учиться, а не учить учителя».
2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4. «Тебе просто не хочется учиться».
5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
7.
Ситуация 3
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» Какой должна быть реакция учителя?
1. «Не хочешь заставим!»
2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
6. «Давай сядем и обсудим может быть, ты и прав».
7.
Ситуация 4
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» Что должен на это ему ответить учитель?
1. «Если честно сказать сомневаюсь».
2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
7.
Ситуация 5
Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». Как нужно ответить ему?
1. «Попробуй только!»
2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
3. «Это твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
9.
Ситуация 6 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:
«Вы выглядите очень усталым и утомленным». Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
2. «Да, я плохо себя чувствую».
3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
6. «Ты очень внимательный, спасибо за заботу!»
7.
Ситуация 7
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Перестань говорить глупости!»
2. «Ничего себе, додумался!»
3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
7.
Ситуация 8
Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». Какой должна быть на это реплика учителя?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоими-то способностями? Сомневаюсь!»
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
7.
Ситуация 9
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». Что должен ответить ему на это учитель?
1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
7.
Ситуация 10
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Как следует на это отреагировать учителю?
1-. «Ну вот, опять!»
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
7.
Ситуация 11
Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
7.
Ситуация 12
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» Что должен на это ответить учитель?
1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
7.
Ситуация 13
Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». Каким должен быть ответ учителя?
1. «Это плохо».
2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
4. «Почему?»
5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
8.Ситуация 14
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
7.
Оценка результатов и выводы
Каждый ответ испытуемого выбор им того или иного из предложенных вариантов оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.
Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации
Порядковый номер педагогической ситуации
Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах
1
2
3
4
5
6
7
8
1
4
3
4
2
5
5
2
2
2
3
3
5
5
.
3
2
3
4
4
5
5
4
2
3
3
4
5
5
5
2
2
3
3
2
4
5
5
6
2
3
2
4
5
5
7
2
2
3
4
5
5
8
2
2
4
5
4
3
9
2
4
3
4
5
4
10
2
3
4
4
5
5
11
2
2
3
4
5
5
12
2
3
4
5
4
5
.
13
3
2
4
4
5
4
5
14
2
2
3
4
4
5
-
-
Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.
Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.
Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.
Анализ ситуаций, связанных с учебной деятельностью
Ситуация 1.
Младшая школа. Мама мальчика, недовольная оценками сына, постоянно приходит к учителю для их обсуждения. Мальчик интеллектуально развит, но недостаточно внимательный, допускает недочеты, ошибки в классных работах. Успехи в учебе обычные. Мама хочет, чтобы мальчик был отличником.
Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения.
В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения.
Ситуация 2.
Мама ученика 7 класса пришла за консультацией к классному руководителю.
Мама. У моего сына в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером.
Наблюдаем с отцом, что агрессивность в отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у нас благополучная, все вопросы решаем между собой и с детьми спокойно, доброжелательно. В чем причина такого поведения сына, не знаем. Помогите.
Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения
В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
Ситуация 3. Девятиклассник учится на “3” и“4”, любит школу, уважает и выполняет все требования учителей. С начала нового учебного года в классе меняется учитель биологии. У ученика с первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель не смог включить его в работу, а на одном из уроков, в присутствии всего класса, дал иронично отрицательную оценку ответа.
Сильно переживая о случившемся, подросток вначале перестает готовиться, а затем совсем ходить на уроки биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие все, а он все равно ответит неправильно. В конце семестра, решает подросток, он сдаст зачет и получит свою“тройку”.
О сложившейся ситуации знают учитель биологии и мама ученика.
Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения
В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
Ситуация 1. Перед началом классного часа ученик-подросток на приглашение классного руководителя отвечает: «На фиг нужно», – и уходит. Все это происходит в коридоре в присутствии других учащихся.
Ситуация 2. Учитель входит в класс. На доске видит написанное прозвище.
Ситуация 3. Света М. учиться может только на «5». Всю вторую четверть «валяла дурака». На последнем уроке, завершающем тему, была вызвана к доске. Отвечала еле-еле на «3». За вторую четверть получила «3». Света и ее подруга начинают вслух высказывать недовольство, говорят дерзко, жуют жвачку. Удалять из класса нельзя. Урок вести в такой обстановке тоже нельзя. Что делать?
Ситуация 4. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл.
Ситуация 5. На уроке литературы дается задание: «Описать внешность человека». Учащиеся приступают к работе, а один ученик спрашивает: «Все надо описывать?». «Да», – отвечает учитель. «А половые органы?» – не унимается ученик.
Ситуация 6. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», – отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди».
примеры педагогических ситуаций.
Пример 1. В кабинет директора вошел расстроенный учитель физкультуры.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]с Валерием?
- А что случилось?
- Перестал посещать уроки физкультуры, не явился на тренировку школьной баскетбольной команды, а через неделю – городские соревнования. Я ему при встрече задаю вопрос: «Разве тебе не дорога честь школы?» – А он мне в ответ: «Я выступаю за честь общества!»
Что предложил директор? Как отреагировал педагогический коллектив школы на поведение старшеклассника?
Пример 2. Один из мальчиков Вашего класса, в других отношениях довольно приличный, постоянно объект девочек по непонятной причине. Он просто не может видеть девочку и не ударить ее. Родители возмущены, девочки плачут. Угрозы, наказания не действуют, от этого становится только хуже. Как быть?
Пример 3. На уроке в 5 классе Вы попросили двух мальчиков дать Вам дневники, но они отказались это сделать. С одной стороны, идет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и жалко терять на них время, с другой – необходимо обязательно добиться выполнения требования, иначе учащиеся воспримут этот случай как сигнал к тому, что можно вообще не слушаться Вас. Как Вы поступите?
14 "$&(*,.02468:<@BDFHJLNPRTVX
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·л
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·