Из опыта работы «Формирование детско-родительских отношений в образовательном учреждении».
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)
Кафедра педагогической психологии
Тема: Формирование детско-родительских отношений
Квалификационная работа
в форме описания педагогического опыта
соискателя высшей квалификационной категории
Чурзиной Ольги Васильевны,
социального педагог МКОУ СОШ № 3
г. Дубовки
Волгоград, 2012
Информационно-справочные сведения об опыте
Тема опыта: «Формирование детско-родительских отношений в образовательном учреждении».
Автор опыта: Чурзина Ольга Васильевна.
Должность автора: социальный педагог МКОУ СОШ № 3 г. Дубовки.
Место функционирования опыта: 404002, Волгоградская область, город Дубовка, улица Юбилейная, 115, 3-18-48.
Разновидность опыта: эвристический.
Материалы, иллюстрирующие опыт: Опыт представлен описанием и следующими приложениями:
Приложение № 1 - Методика «Незаконченное предложение»
Приложение № 2 - Анкетирования с целью выявления проблем во взаимоотношениях ребенка и родителей
Приложение № 3 – Работы детей по анализу картинок «Моя семья»
Приложение № 4 – Рисунки детей.
Приложение № 5 – Конспект занятия «Давайте подумаем о счастье».
Приложение № 6 – Конспект классного час «Смысл жизни»
Приложение № 7 – Рассказы В.А. Сухомлинского «Две матери», Е.Агошковой «Ремень по наследству».
Приложение № 8 – Диск со слайд-шоу. (Притчи)
Приложение № 9 – Примеры притч, используемых в работе.
Приложение № 10 – Конспект совместного с детьми родительского собрания «Наше здоровье – в наших руках»
Приложение № 11 – Конспект родительского собрания «На пути к взаимопониманию»
Приложение № 12 - Буклеты. Памятки.
Приложение № 13 – Выступление на районном совещании-семинаре инспекторов по охране прав детства по профилактике жестокого обращения с детьми
Приложение № 14 – Индивидуальная программа реабилитации и адаптации учащегося, состоящего на внутришкольном учете, учёте в ПДН и его семьи.
Приложение № 15 – Результаты анкетирования. Позитивная динамика в формировании детско-родительских отношений.
Приложение № 16 – Копии страничек с сайта с положительными оценками опыта моей работы.
Технологические сведения об опыте:
Актуальность опыта:
Большинство проблем детей (отклонения в эмоционально-волевой сфере, поведении, дезадаптация, обострение психосоматических и социальных болезней и т.п.), особенно обострившихся в последнее время, спровоцированы влиянием негативного опыта семейных отношений, в первую очередь нарушениями детско-родительских отношений. Проблемы в отношениях человека с родителями связаны с трудностями в общении с другими людьми, в более позднем возрасте могут быть перенесены в собственные семьи и отражаться в профессиональной деятельности.
Анализ современного общества и современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявляться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях психического и личностного развития.
Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, которая проявляется в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильной мотивационной ограниченности в решении проблем семейного воспитания, неготовности и нежеланием менять сложившиеся стереотипы воспитания.
Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития.
Очень часто общение детей с родителями действительно представляет проблему. Как помочь родителям и ребенку очутиться на одной стороне, как помочь им стать ближе, самым родным и близким людям на свете? Ведь из семьи вырастает почти все в нашей жизни; то мироощущение, которое мы приобретаем в результате воспитания, остается с нами почти без изменений на всю оставшуюся жизнь.
Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Одновременно можно констатировать тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения, и тем самым, самоустранения родителей от процесса воспитания ребенка.
Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является: их высокая значимость для обеих сторон, мотивы воспитания и родительства, степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя, стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства, степень устойчивости и последовательности семейного воспитания.
Поэтому формирование психолого-педагогической культуры родителей, формирование детско-родительских отношений являются одними из важнейших задач современного общества, выступают частью современной социальной политики государства.
Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте:
изучение особенностей взаимоотношений в семьях учащихся.
формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение социального опыта;
формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;
создание условий для осознания каждым ребёнком своей индивидуальности, самоценности;
расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов взаимодействия с детьми.
Педагогические средства, используемые в опыте:
- формы проведения занятий, родительских собраний (игры, лекции, беседы, путешествия, ролевые игры, тренинги, совместные собрания «дети-родители»);
- методы обучения (наглядные, словесные, практические);
- формы организации деятельности учащихся и родителей (индивидуальная, групповая);
- наглядность, раздаточный материал, индивидуальный подход.
Технология работы (опыта):
Взаимодействие и отношения ребенка с родителями – один из наиболее частых источников большинства проблем и конфликтов, нарушающих нормальное течение жизнедеятельности ребенка и всей семьи и требующих помощи со стороны специалистов. Социально-педагогическая деятельность предполагает в качестве одного из приоритетных направлений работу с детьми и их семьями. Именно социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, гуманистических, нравственно и психологически комфортных отношений. К основным функциям, которые реализует социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь, относят воспитательную, организаторскую, прогностическую, организационно-коммуникативную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую и социально-терапевтическую (. Таким образом, оптимизация детско-родительских отношений входит в функциональные обязанности социальных педагогов.
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)
Цель моей работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Я провожу социальную диагностику семей, ребят, составляю программу помощи семье, просвещаю родителей в вопросах воспитания детей по проблемам, которые выявляются в процессе данной работы. В своей работе использую диагностику «Незаконченное предложение» (Приложение № 1), различные анкетирования с целью выявления проблем во взаимоотношениях ребенка и родителей (Приложение №2) Это помогает мне при подготовке к родительским собраниям, как к классным (по запросам классных руководителей), так и общешкольным.
Стараюсь по своему профессиональному назначению по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Я не жду, когда ко мне обратятся за помощью. В этической форме выхожу на контакт с семьей. Объектом моего воздействия педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Согласно анкетированию, проведенному в школе, на вопрос: «Какие воспитательные меры родители применяют в отношении тебя?», несмотря на положительные меры воздействия: поощрение - 32, убеждение – 54, внушение – 39, разъяснение – 75, допускаются и другие: принуждение – 13, жесткие меры – 12, угроза – 6, оскорбление – 10, физическое наказание – 4, унижение перед другими людьми – 1. Значит, проблема формирования детско-родительских отношений актуальна и для нашего образовательного учреждения. Количество отрицательных мер воздействия на ребенка достаточно велико.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Школа одна из первых открывает перед ребёнком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьёй берёт на себя одну из главных ролей в воспитании ребёнка. Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит всё его последующее развитие.
В процессе жизни у ребёнка меняются взгляды на мир, ценностные ориентиры и цели, а так же отношения с окружающими. Дети очень редко задумываются над тем, что для них является главной целью в жизни и что необходимо сделать для того, чтобы данная цель, если она есть - реализовалась. Будет ли человек счастлив, если все его жизненные цели реализуются? Что такое счастье? Из каких компонентов состоит детское и взрослое счастье? Современные родители практически не говорят детям о своих чувствах, ещё реже размышляют вместе с детьми на тему счастья. Поэтому, появилась необходимость создавать ситуации для размышления по поводу счастья, которые в свою очередь помогут детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха. На своих занятиях использую материалы из книги Фесюковой Л.Б. «Моя семья» (беседы по картинкам). Ребята оценивают ситуации на картинках, предлагают решения, приводя примеры из опыта своей семьи (Приложение № 3). Рисуют рисунки по данной тематике, изображая свои семьи, традиции в них (Приложение № 4)
Занимаясь исследованием человека и жизни, Рон Хаббард пришёл к определённому выводу по этому поводу: Счастье – это преодоление доступных распознанию препятствий на пути к известной цели.
Поэтому провожу тренинги для учащихся каждой возрастной категории, они отмечены положительной оценкой как детьми и родителями, так и педагогами. Для среднего и старшего школьного возраста тренинги построены по типу “Семейных гостиных”, для младшего школьного возраста по типу классного часа или психологического занятия с элементами тренинга. Очень эффективным считаю занятие-тренинг для младшего школьного для младшего школьного возраста «Давайте подумаем о счастье». Тема занятия позволяет педагогу вариативно применять предлагаемую цель и задачи, в зависимости от ситуации. Данное занятие может интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и мне. (Приложение № 5) Провожу различные по форме классные часы в 1-11 классах, направленных на формирование нравственных и жизненных ценностей (Приложение № 6)
Как-то в «Учительской газете» было опубликовано покаянное письмо матери: она с опозданием поняла, что нанесла душевную рану своему сыну. Мальчик ушел из дома, написав в записке, чтобы его не искали: «Ты сама сказала, что тебе без меня лучше». Как буквально понимают нас дети! Они искренни в своих чувствах, и наделяют абсолютной искренностью любую фразу, сказанную взрослым.
«У меня такая проблема: мои родители меня не понимают. Я почти не рассказываю им о том, что происходит в моей жизни. Если же я начинаю делиться с ними тем, что мне интересно, они говорят, что это все ерунда и что в их время их интересовали совсем другие вещи. Но, несмотря на это, я хочу общаться с родителями, но не знаю, как это можно осуществить. Что мне делать?»
Тема классного родительского собрания: «Профилактика аддиктивного поведения». Что это такое? Как объяснить родителям, уставшим после работы? У каждого свои проблемы.
Я привожу родителям в качестве эпиграфа к собранию слова замечательного русского писателя Виктора Петровича Астафьева (хорошо, что я еще и учитель литературы, как часто это помогает мне в работе): «ДЕТИ – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими никогда».
Мы говорим о том, что такое привычки, что такое аддиктивное поведение, его видах Но хватит, можно своими словами. Дорогие родители, всего можно избежать, многое предостеречь, если вы будете рядом со своим ребенком. Каждый человечек может оступиться в жизни, совершить какой-то проступок. От этого никто не застрахован. Но как предостеречь его от этих поступков, как важно для него, для вас, что первый, кто может прийти ему на помощь, будете вы: папа или мама.
И рассказываю родителя притчу, а очень часто показываю в виде слайд-шоу. Родители, подумайте о том, когда в последний раз мы поговорили со своим ребенком, поинтересовались его проблемами, когда мы говорили, что мы любим их, когда они говорили, что детки любят нас.
Привожу слова В. Сухомлинского: «Какой бы ответственной( творческой ни была ваша работа на производстве( знайте( что дома вас ждёт ещё более ответственная( более сложная( более тонкая работа - воспитание человека. Везде вас можно заменить другим работником - от сторожа на животноводческой ферме до министра. А настоящего отца не заменит никто(
Грош цена вам как общественнику( если вы не находите времени воспитывать собственного ребёнка. Некогда воспитывать сына - значит некогда быть человеком.
Тот( кто не сумеет продолжить себя в своих детях( забывает( что в старости его ожидает одиночество» Читаю рассказ В.А. Сухомлинского «Две матери» Всегда говорю своим родителям, что не главное, как ребенок учится, а каким он вырастит человеком. Не каждый человек рождается Моцартом или Пушкиным. Очень трогает родителей рассказ Агошковой «Ремень по наследству». (Приложение № 7 )
Использую потрясающие видеоролики, эмоционально воздействующие на родителей: «Ценный подарок», «Притча о ценностях», «Четыре свечи», «О любви к своему ребенку», «Притча о счастье». Иногда, достаточно просмотра одной притчи. Всегда смотрю родителям в их глазаГлаза родителей и слова (Приложение 8)
Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть. Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время или сезон, они прорастут и дадут всходы.
Притчи - это не простой рассказ, притчи - это сосредоточение мысли, взаимосвязи поступков и последствий, морали и примеров человеческой мудрости. Если просто сказать человеку умную мысль - он кивнет и продолжит жить как прежде, если же эту мысль превратить в притчу и рассказать ее со смыслом, с расстановкой - есть большой шанс, что важная идея притчи просочится через все двери сознания и попадет в самые глубины души, позволит задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями. Притчи не навязывают точки зрения, выводы, не диктуют вам, как надо жить, они лишь рассуждают о возможных последствиях того или иного поведения и дают возможность взглянуть на себя со стороны в слегка иносказательной форме. Притчи не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить.
Притчи - это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ - облегчённый, потому что притчи - это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», писал он.
Мы читаем притчи, размышляем над ними, осознаем их, и наши сердца наполняются мудростью, а разум - пониманием.
Притча "Все оставляет свой след" как "подводка" к обсуждению с родителями возможных путей коррекции детской агрессии, или продемонстрирован с этой же целью на очном родительском собрании.
Притча "То, что можно изменить" может быть использована на тренинговом занятии с подростками (преодоление страхов, тревожности, развитие навыков взаимодействия, формирование социальной ответственности)
Притча о любви цветка и ветра может быть использована как при работе с родителями в разговоре о типичных ошибках семейного воспитания, так и в работе с подростками, в разговоре о любви.
Притча о том, что в жизни все познается в сравнении. Может быть использована для родителей, педагогов и учащихся, для того, что задуматься над своей жизни, восприятием жизненных трудностей и окружающих. Сравнить прошлое и настоящее, найти положительные и отрицательные моменты.
Притчи, рассказов очень много, но самое главное умело их использовать в работе. (Приложение № 9)
Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.
Непринужденная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет учителю решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и помощников.
Провожу совместно с классными родителями родительские собрания-праздники (родители-дети): ко Дню матери, «Наше здоровье в наших руках», «Роль отца в воспитании ребенка» и т.д. (Приложение № 10 )
Провожу и традиционные по форме родительские собрания, которые не оставляют никого равнодушными, потому что затрагиваются самые сокровенные тайны, частички души каждого родителя «Умеете ли вы любить своего ребенка», «На пути к взаимопониманию» (Приложение № 11)
В помощь родителям разработаны буклеты, которые распространяются на родительских собраниях, размещены в уголках, библиотеке школы, кабинете СПРС при консультациях социального педагога и психолога (Приложение № 12)
Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
По профилактике жесткого обращения с детьми, насилия в семьях учащихся, делюсь опытом работы и выступаю на районных МО классных руководителей, социальных педагогов и психологов, инспекторов по охране прав детства (Приложение № 13 )
Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию семейных праздников, конкурсов, летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Формы социально - педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Поэтому особое внимание уделяю в своей работе детям из неблагополучных семей, этой категории семей.
На учащихся, состоящих на учёте в ПДН и внутришкольном учёте, неблагополучные семьи, семьи «группы риска» заведены информационные папки. В папках отражается вся профилактическая работа с учащимися, состоящими на учёте. В состав документов входят: заявление о постановке на ВШК или уведомление из ПДН, карта учащегося, акты посещения несовершеннолетнего на дому, карта индивидуальной работы шефа-наставника (классного руководителя), справка о проверке посещаемости учащихся. Ведутся отдельные карточки учета на неблагополучные семьи. Для результативности работы с семьей необходима различная информация, поэтому на начало года составляются социальные паспорта классов. В работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять причины внутрисемейных психологических конфликтов. Социально–психологическая помощь семье, осуществляется через организацию родительского всеобуча. Он включает в себя родительские собрания для родителей с привлечением сотрудников медицинских учреждений, педагогов школы, а также проведение тематических бесед на классных родительских собраниях. Социально – психологической службой проводятся индивидуальные беседы с родителями, в процессе которых вырабатываются установки, рекомендации для совместной работы по преодолению и предупреждению отклонений в поведении учащихся.
На заседании школьного методического объединения классных руководителей была предложена программа реабилитации и адаптации учащегося, состоящего на учёте в ПДН Дубовского РОВД, и его семьи. (Приложение № 14)
Цели:
- профилактическая и реабилитационная работа с учащимися, состоящими на учете и неблагополучными семьями;
- разработка системы мер, направленных на оказание помощи семьям группы риска и профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Задачи:
- участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- оказание медико-психологической, социально-правовой помощи детям и их семьям, попавшим в кризисную ситуацию;
- объединение усилий социальных, медицинских, государственных и общественных организаций для содействия семье в решении её проблем;
- укрепление внутрисемейных связей, гармонизация детско-родительских отношений, преодоление кризисной ситуации.
В структуру программы включены пункты, отражающие: актуальные проблемы учащегося, ресурсные возможности, цель, формы и методы, применяемые при реализации программы, сроки, промежуточные итоги реализации программы, ожидаемый результат, эффективность проведенной работы, рекомендации по организации дальнейшей работы с учащимся, прогноз. Классные руководители поддержали. И с сентября 2011 года программа работы (индивидуальная) с каждым ребенком и семьей реализуется.
Программа может являться разделом индивидуальной информационно-реабилитационной карты учащегося данной категории и носить самостоятельный характер, поскольку предлагаемая форма минимальна в плане временных затрат. В этом случае в нее могут быть внесены дополнительные сведения об учащемся (воспитаннике): школа, класс, дата и причина постановки на учет в ПДН и т.д.
Эффективность нашей работы напрямую зависит от правильного выбора способа общения с ребенком и семьей. В своей работе считаю недопустимым небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, упреки, устрашения. Так как в этом случае создается психологический барьер, из-за чего родители не могут адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
Хочу отметить, что моя задача, как социального педагога – создать в семье ощущение безопасности, для успешной профилактической и реабилитационной деятельности осваиваю новые методы и приемы работы с семьей, чтобы понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
Считаю, что оказывая помощь другим людям, мы должны отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к окружающим. С одной стороны, признавать и уважать их права как личностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта мы должны научиться смотреть на мир глазами других людей.
К анализу и интерпретации данных
«Индивидуальной программы реабилитации и адаптации учащегося (воспитанника)»
1. Фамилия, имя, отчество (Ф.И.О.), дата рождения. Формальные данные, позволяют зафиксировать данные о ребенке и тем самым идентифицировать его. Они обязательны для заполнения.
2. Актуальные проблемы учащегося (воспитанника). Фиксируются основные проблемы, затрудняющие социально-психологическую адаптацию ребенка. При заполнении данного пункта необходимо максимально конкретизировать проблемы.
3.Ресурсы (сохранные возможности, положительные качества учащегося (воспитанника), на которые можно опираться при разработке и реализации программы реабилитации и адаптации). Фиксируются индивидуально-личностные особенности ребенка, которые могут способствовать решению задач формирования и развития навыков адаптивного поведения.
4. Цель программы. Желаемый результат специального комплексного воздействия на ход развития ребенка. Определяется исходя из выявленных проблем. Цель должна быть выполнимой (реальной), ограниченной во времени. Достижение цели должно быть обеспечено ресурсами.
5. Реализация программы. В данном пункте фиксируются формы и методы работы всех участников реализации программы. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, от кадрового обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в реализации программы могут участвовать и т.д.
6. Срок реализации программы. Реализация программы должна быть ограниченной во времени, что зависит от реальности поставленной цели. Самый оптимальный вариант для образовательного учреждения – учебный год.
7. Ожидаемый результат. Определяется исходя из актуальных проблем ребенка и поставленной цели.
8. Промежуточные итоги реализации программы. Данный пункт заполняется с целью отслеживания хода реализации программы. и, при необходимости, ее корректировки. Промежуточные итоги могут фиксироваться как через определенный срок (например, один раз в квартал, полугодие), так и по мере необходимости (при возникновении конфликтных, кризисных ситуаций).
9. Эффективность проведенной работы (результат) (заполняется по окончании срока реализации программы). В данном пункте фиксируются итоги реализации программы по окончании заявленного временного отрезка, что позволяет, в зависимости от степени достижения цели, оценить эффективность проведенной работы.
10. Рекомендации. С целью повышения эффективности работы кратко намечаются направления дальнейшей деятельности.
11. Прогноз. Отмечаются предполагаемые позитивные, либо негативные изменения в развитии ребенка. При заполнении данного пункта можно указать, при соблюдении каких условий ребенок будет социально адаптирован.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в моей деятельности, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Использую наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.
Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально - педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Важную роль в осуществлении социально - педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми. Среди классных руководителей 1-11 классов МКОУ СОШ № 3 г. Дубовки проведена диагностика эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.
Приняли участие в диагностике из 18 классных руководителей – 15.
1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями?
1 2 3 4 5
2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие)
1 2 3 4 5
3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно?
- учебно-познавательное
- спортивно-оздоровительное
- военно-патриотическое
- природоохранное
- трудовое
- досуговое
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
4. Каков образовательный потенциал родителей в классе?
1 2 3 4 5
5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся?
1 2 3 4 5
Ваши предложения:
Высокий уровень – 5 баллов
Выше среднего – 4 балла
Средний уровень – 3 балла
Ниже среднего – 2 балла
Низкий уровень - 1 балл
Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.
1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями?
71 %
2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие)
47%
3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно?
- учебно-познавательное
- спортивно-оздоровительное
- военно-патриотическое
- природоохранное
- трудовое
- досуговое
66 %
52 %
35 %
48 %
66 %
70 %
4. Каков образовательный потенциал родителей в классе?
68 %
5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся?
69 %
Ваши предложения:
Диаграмма: “ Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями”.
Вывод:
По данным диаграммы видно, что наиболее эффективной деятельностью классных руководителей является:
Учебно-познавательная
досуговая
трудовая
менее эффективна работа с родителями и детьми в направлениях:
спортивно-оздоровительном
военно-патриотическом
природоохранном
Было рекомендовано по итогам диагностики:
- осуществлять повышение психолого-педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей;
классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству.
Результативность опыта:
формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение социального опыта;
формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;
создание условий для осознания каждым ребёнком своей индивидуальности, самоценности;
расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов взаимодействия с детьми;
понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве, являющемся условием успешного развития ребёнка;
развитие детско-родительского коллектива, создание позитивного психологического микроклимата;
дальнейшее развитие доброжелательных партнёрских отношений между педагогами и родителями, увеличение родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей.
Согласно проведенной диагностики наблюдается позитивная динамика в формировании детско-родительских отношениях. (Приложение № 15 )
Перспективы использования опыта в массовой педагогической практике
Условия функционирования опыта:
- средняя общеобразовательная школа;
- 2 смены занятий,
- классы 1-11 (17 классов),
- кабинет социально-психологической службы.
Дополнительно являюсь инспектором по охране прав детства в МКОУ СОШ № 3 г. Дубовки.
Использую в своей работе современные информационные технологии, закончила курсы по этой теме.
2. Теоретико-практические основы опыта:
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
В своей работе опираюсь на великого педагога А.С. Макаренко. Во-первых, взаимодействие должно быть целесообразным: "Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети".
Во-вторых, эффективность взаимодействия тесно связана с педагогической культурой родителей (в частности, с тоном распоряжения): "Родители должны научиться отдавать такие распоряжения очень рано, когда первому ребенку полтора-два года. Дело это совсем нетрудное. Нужно только следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже и на упрашивание.
2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
3. Оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить здравому смыслу.
4. Оно не должно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя. Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено. Очень плохо, если вы распорядились, а потом и сами забыли о своем распоряжении".
В-третьих, взаимодействие детей и родителей строится на особых принципах воспитания: 1) уважение и требование; 2)искренность и открытость; 3)принципиальность, 4)забота и внимание, знание; 5)упражнение; 6)закалка; 7) труд; 8) коллектив; 9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость, игра; 11) наказание и награды.
Перспективы и возможности использования опыта в массовой образовательной практике:
Опыт может быть полезным для классных руководителей, социальных педагогов, учителей-предметников.
С целью распространения опыта выступаю на районных, региональных семинарах, педагогических советах, заседаниях школьного и районного МО классных руководителей, социальных педагогов и психологов.
Провожу открытые занятия, мастер-классы для классных руководителей, социальных педагогов, заместителей директоров, инспекторов по охране прав детства и психологов Дубовского района.
Размещаю в сети Интернет, где получаю положительные отклики на опыт своей работы. (Приложение №
Root Entry