статья Эмоционально благоприятная и предметно — развивающая среда как психолого — педагогические условия формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Красилова Д.Н.
г. Кушва МКДОУ24 «Медвежонок»;
ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНАЯ И ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Тема формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (повышенная агрессивность, отчужденность и пр.) имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпеливость к индивидуальным особенностям друг друга. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем чтобы понять их возрастные закономерности и психическую природу возникающих на этом пути деформаций [5].
Для формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста педагогам ДОУ целесообразно создавать в группе эмоционально благоприятную и предметно – развивающую среду.
Условие первое: благоприятная эмоциональная среда в группе детского сада. Данное условие формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста, подробно рассмотрено в статье Тулиной Н.И.
Создавать ребенку эмоционально – психологический комфорт – значит обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:
- дать ребенку возможность быть самим собой;
- корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;
- предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
- научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции других людей;
- познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый».
Состояние человека, как и другие психические явления, изменчивы. Каждое последующее состояние вытекает из предыдущего, являясь его основой. Эмоционально – психологический комфорт, в этом смысле, не состояние как таковое, а скорее суммарный показатель позитивных чувств, эмоций и настроений за определенный промежуток времени, например в течении пребывания ребенка в ДОУ.
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом [4].
Условие второе: предметно – развивающая среда. Чтобы раскрыть данное условие мы обратились к статье И. Крынциловой «Предметная среда как пространство социального развития дошкольников».
Качество реализации задач социального развития ребенка в ДОУ зависит от организации предметно – пространственной среды [1]. При создании предметно – пространственной среды, следует учитывать социально – психологические особенности детей дошкольного возраста: стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной и т.д., а также условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне, приемной организуются «тихие уголки» с мягкой мебелью [3,с9].
Основными характеристиками предметной среды для групп детского сада являются:
разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, формирование представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;
доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);
обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции).
Взаимодействуя с окружающей средой, ребенок не только познает свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования навыков коммуникаций, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Благодаря правильно организованной предметной среде получают развитие социальные эмоции ребенка – забота, жалость, стыд, смущение и т.д.
Для формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста при оформлении предметной среды группы ДОУ можно использовать:
для младшего возраста – зеркала; фотографии детей; большие куклы (девочка и мальчик с набором соответствующей одежды); картинки с изображением людей с выражением различных эмоциональных состояний (грустные, веселые и др.) [1]
для старшего возраста – ковер мира в игровой зоне (позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед). Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их осуждением проблем друг с другом. «Уголок настроения» для отслеживания причин неплохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции [5].
Тематический план
Дата
Создаваемые условия
Содержание
Октябрь
Предметно-развивающая среда, способствующая формированию межличностных отношений детей.
Изготовление «Ковра мира» для разрешения конфликтных ситуаций с помощью переговоров и бесед, расположение ковра в игровой зоне [5] .
Эмоционально-благоприятная среда, способствующая формированию межличностных отношений детей.
1. Выбор эмблемы и девиза группы «Как вишенки на ветке дружат наши детки» [5] .
2. Совместное создание с детьми перечня правил группы «Что можно делать, а что нельзя» [5] .
Ноябрь
Предметно-развивающая среда, способствующая формированию межличностных отношений детей.
Создание в группе «Уголка настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и дальнейшей его коррекции [5] .
Эмоционально-благоприятная среда, способствующая формированию межличностных отношений детей.
Создание в группе единой системы традиций и ценностей.
1. Ритуал начала дня «Минута вхождения в день» [5] .
2. Ритуал окончания дня «Всем-всем до свиданья» [2] .
3. Традиционные досуговые мероприятия в группе.
Декабрь
Предметно-развивающая среда, способствующая формированию межличностных отношений детей.
1. Создание мягкого уголка – зоны уединения.
2. Изготовление совместно с детьми «Шкатулки добрых дел» для подведения итогов добрых дел за неделю, шкатулка находится в игровой зоне [5] .
Эмоционально-благоприятная среда, способствующая формированию межличностных отношений детей.
1. Знакомство детей с текстами «мирилок», разучивание их.
2. Беседа с детьми на тему «О дружбе».
3. Беседа с детьми на тему «О ссорах».
Заключение проекта программы «Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста»: создание детьми совместно с воспитателем коллажа группы новогодней тематики «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».
Предполагаемые результаты:
- формирование опыта доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности;
- развитие умения детей объективно доброжелательно расценивать поступки своих товарищей, других людей и свои собственные;
- формирование способности ребенка к взаимопониманию и сопереживанию со сверстниками.
Литература:
Крынцилова И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста// Дошкольное воспитание. – 2004.-№9.-с.28-29
Леоненко О.Б. Внутрегрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2009.-№5-с.47-56.
Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ//Организационно – методический аспект.-М.: Сфера, 2007.-56с.
Тулина Н.И. Эмоционально – психологический комфорт детей в детском саду//Управление ДОУ.2008.-№8.-с.83-88.
Шубина Л.Ю. Создание позитивного микроклимата в группе детского сада// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2009.-№4-с.44-49.