«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА — СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА».
Тема: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА».
Выполнила:
Усикова Нелля Николаева
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №2» п. Бабынино
I квалификационная категория
2017
Содержание
Введение.
Дидактическая игра – средство повышения эффективности учебного процесса при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова»
2.1.Значение игры в образовательном процессе.
2.2.Дидактическая игра- метод обучения на уроках русского языка.
2.3 Необходимость использования дидактических игр как средства обучения.
Ш. Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах.
IV. Результативность.
V. Адресная направленность.
VI. Заключение.
VII. Список литературы.
VIII. Приложения.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА».
I. Введение.В течение последних лет в российском образовании происходит процесс модернизации. Современная школа должна формировать у учащихся ключевые компетенции, т.е. целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, определяющие современное качество содержания образования ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года"). Введение ФГОС на начальной ступени обучения - это важный шаг для вхождения в мировое образовательное пространство. Переход на обучение по ФГОС заключается в изменении содержания, улучшении качества и предоставлении не только знаний, но и компетенций, а также умения применить их в жизни.
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед учителем стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
В своей педагогической деятельности при обучении русскому языку, наряду с апробированными и закрепленными технологиями, я стараюсь использовать инновационные формы обучения и воспитания детей: ИКТ, проектной технологии, которые я постоянно включаю в свои уроки.
Но все же большее предпочтение я отдаю широко известной технологии, без которой обучение в начальной школе будет малоэффективным и менее интересным - игровой технологии.
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. Источник радости для ребёнка начальной школы – игра. Это одновременно и труд детей, и выражение творческого начала. Если не дать ребёнку развить своё воображение в процессе игры, у него будет мало смекалки, сообразительности, способности к фантазии.
Тема методической разработки «Дидактическая игра – средство повышения эффективности учебного процесса при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова»».
Актуальность:
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии и другие. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.
При поступлении детей в школу мною проводится педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению. В результате чего выявлено: предпосылки к овладению звуковым анализом сформированы у 30% детей, зрительное восприятие -50%, пространственное восприятие - 90%, фонематический слух - 50%, произвольность - 30%.
Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Поэтому в данном возрасте в игре развивается:
-мотивационно - потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные);
- появляется познавательный интерес (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания);
- развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения)
-развиваются умственные действия.
Цель: Изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения на уроках русского языка при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» в начальной школе.
Достижение этой цели требовало решения следующих задач: 1. Провести теоретический анализ педагогической литературы с целью выявления сущности дидактической игры.
2. Рассмотреть использование дидактической игры в качестве метода обучения на уроках русского языка.
3. Рассмотреть необходимость использования дидактических игр как средства обучения.
4. Обосновать возможности практического применения дидактических игр при изучении темы «Безударные гласные в корне».
В своей методической разработке я остановлюсь на отражении своего опыта работы по теме.
Дидактическая игра – средство повышения эффективности учебного процесса при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне».
2.1 Значение игры в образовательном процессе.
Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра — деятельность именно дошкольного возраста. В. Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…». Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.
В силу некоторых причин, о которых будет сказано далее, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
В учебнике «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания».
Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.
Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности. Некоторые страны даже определились с направлением: Америка, например, «специализируется» на игровых методиках обучения, Франция — на «jeu dramatique», в Израиле вообще педагоги без знания игровых технологий не допускаются к работе с детьми.
Дидактическая игра и игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.
Объединяя опыт ученых различных отраслей знаний, учитывая и положительные и отрицательные результаты научных исследований, мне хочется сосредоточить свое внимание на использовании игровых методик в таком учебном предмете начальной школы, как русский язык.
В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Однако удивление вызывает тот факт, что среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные такие, как игровые.
Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
• роли, взятые на себя играющими;
• игровые действия как средства реализации этих ролей;
• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
• реальные отношения между играющими;
• сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К.Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
· обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
· познавательные, воспитательные, развивающие;
· репродуктивные, продуктивные, творческие;
· коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
3. Согласно Г.К.Селевко по характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
В развивающих играх в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.
Дидактическая игра- метод обучения на уроках русского языка.
Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Дидактическая игра содержит три компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое действие.
Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.
Игровое правило - это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.
Игровое действие представляет собой основную «канву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.
Таким образом, дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводиться как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей; во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры; в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету. В начальной школе могут быть и игры, в которых дети приобретают знания.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
1) Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот факт, что дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Львом Семеновичем Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
2) Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
3) Имеются возрастные особенности детей. Связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти. Преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.
4) Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют различные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».
А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Краткая характеристика каждого вида.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться радом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивости, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное – дидактическая задача в игре осуществляется через игровую задачу, она скрыта от детей. Дети непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Цель дидактических игр и игровых приёмов – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Выше сказанное позволяет определить следующие функции игровых приемов и дидактических игр:
1. функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
2. функция формирования психических новообразований;
3. функция формирования собственно учебной деятельности;
4. функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
5. функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
6. функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.
Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.
Можно выделить следующие основные условия для проведения игры:
1) Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.
2) Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3) Необходимость включения в игру педагога. Он является участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
4) Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение, проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
5) Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6) Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
7)Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, прежде всего педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд для детей занимательным и продуктивным.
Далее необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре участвовал каждых ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.
Следующим этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.
И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту, и главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре: как появилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрируйте детям их достижения.
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны бить запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.
На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Чрезвычайно важны программы дидактических игр для начальной школы, особенно для первых классов. Переход от собственно игры к учению должен быть плавным, иметь мостик, состоящий как бы из «полуигры», «получения». Зарождающееся в дошкольном возрасте словесно-логическое мышление, умение решать задачи «в уме» требует от начальной школы системы целенаправленного развития этих способностей, в том числе с помощью дидактических игр. Опытные учителя утверждают, что игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Безусловно, в процессе обучения дидактическая игра – вторичный этап. На уроке дети получают систематизированные знания об окружающем мире, во время досуга учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с правилами игры. Благодаря этому их знания становятся более осознанными, четкими.
Результативность дидактической игры зависит:
1) От систематического их использования.
2) От целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельности мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать сопоставлять их; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление программ таких игр задача каждого учителя начальной школы. Выбор целенаправленных дидактических игр идет от своеобразия их правил – этого главного организующего элемента. Функции их различны: одни раскрывают содержание, другие приводят его в действие, третьи выполняют чисто дидактическую задачу. Учащихся младших классов в дидактических играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого – активность детей в игровых целях. Игровое действие дидактических игр разнообразно: группирование, сравнение, загадывание, отгадывание и т.д. характер игровых действий усложняется с возрастом школьников. Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учится, значит, ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием или опасением. Одна из главных причин такой позиции – ошибочная установка на то, что школа в первую очередь призвана учить, а не развлекать ребенка.
Присущие игре диагностическая, воспитательная развивающая и другие функции должны быть обязательно осознаны и освоены всеми специалистами начальной школы для того, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в педагогический процесс.
Так, один – два раза использовав на уроке случайно подобранные игры и не ощутив от этого какого-либо эффекта, кто-то из педагогов вполне может убедить себя в дальнейшей их бесполезности. Другие учителя сводят использование игры к строго дидактичным играм, например, используют их только для закрепления полученных на уроке знаний, умений и навыков. В этом случае игра принимает исключительно формальный характер и практически ничем не отличается от учебных заданий.
Не менее вредит педагогическому процессу стихийное, бессистемное и неумеренное использование игр. Хорошо известно, что, если выбрать из всего арсенала педагогических средств, лишь одно, пусть даже самое удачное, и постоянно пользоваться только им, последствия могут оказаться прямо противоположными ожидаемым. Так, частое, без меры использование игр фактически превращает их в лучшем случае в игры формальные, или псевдоигры, которые уже давно наскучили и самому учителю, и детям, правомерно заслуживая их возмущения и отказа от участия в них.
Перечисленные ошибки являются наиболее типичными и пока еще достаточно часто встречаются при организации игр в начальной школе. Особенно они опасны в отношении детей с теми или иными предпосылками или признаками формирования неблагополучных вариантов развития. Ведь, по словам П.Ф. Лесгафта, «в громадном большинстве случаев не прирожденная тупость ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личности проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия».
Использование потенциала игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Для того чтобы успешно организовывать детские игры, он должен обладать своеобразным «чувством игры», развитым творческим воображением и, кроме того, определенным запасом знаний и практических умений в области методики игры. Именно этих знаний не хватает большинству педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста. Поэтому успешность развития, обучения и воспитания младших школьников в целом, а также конечный результат профессиональной деятельности педагогов будет зависеть от того, насколько полно они будут подготовлены к:
- выработке оптимальной стратеги и тактики включения игры в урок и ее использования во внеурочной и внешкольной работе с детьми;
- проведению психолого-педагогической экспертизы игр, перспективному и итоговому анализу их влияния на разные стороны детского развития;
- творческой аранжировке традиционных и дизайну новых, «педагогичных» (т.е. не унижающих достоинство ребенка, в терминологии Ш.А. Амонашвили) детских игр, конструированию целостных игровых программ.
Присутствие «великой учительницы» - игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано использовать в течение дня Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой она необходима для адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности детей, для эффективного стимулирования всех сторон их развития (при необходимости – его коррекции) для гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок и т.д. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач.
Таким образом, дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса младших школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения.
Использование дидактической игры при изучении темы «Правописание гласных в корне слова» на уроках русского языка».
Применение игровых технологий при изучении темы «Правописание гласных в корне слова» на уроках русского языка.
Правописание безударных гласных в корне на уроках русского языка является одной из важных задач. На каждом уроке русского языка перед учителем встают вопросы: как помочь школьнику грамотно писать? Как сформировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучения учащихся правилам правописания?
Обучение правописанию безударных гласных в корне осуществляется наилучшим образом при использовании дидактических игр, направленных на усвоение орфографических правил, алгоритмов их применения, способов проверки орфограмм, а также на развитие орфографической зоркости. Проблемой дидактических игр, как технологии повышения эффективности учебного процесса, занимались известные педагоги К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, О.С.Анисимов и др.
Дидактическая игра – это средство обучения, поэтому она может быть использована при изучении любого программного материала. Игра позволяет развивать способность самоопределяться в окружающей жизни, включаться в учебные виды деятельности и формы общения с другими людьми. Учебная самостоятельность и умение учиться могут быть эффективно реализованы через игры и игровые приемы. Умение учиться, а также желание или нежелание учиться связано с рефлексией – самоанализом самопознанием, способом построения отношений человека к собственной жизнедеятельности – самостоятельностью, инициативностью, субъективностью. И рефлексия, и самостоятельность формируются в игровой деятельности, в которой воздействие и влияние учителя на детей косвенно, ограничено, не так заметно для них. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Это саморазвитие с опорой на подсознание, разум и творчество.
Применение дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах необходима, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
• Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
• Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
• Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья. Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры-путешествия – в «Орфографическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования познавательных мотивов. Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока обучения правописанию безударных гласных в корне, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление,урок-путешествие). На уроках стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрывание ситуаций, работа в группах, ассоциации, воспроизведение материала. Включение дидактических игр в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к русскому языку, способствует более качественному усвоению знаний. С этой целью я использую игру «Хоть я безударная гласная, с ошибкой никак не согласна я». К доске выходят представители от двух рядов, третий ряд судит. Учитель называет два сочетания. Каждый ученик должен написать по одному словосочетанию, выделить корень, подобрать родственное слово. Ребята записывают в тетради:
Расколоть дрова.
Раскалить железо.
Разредить посевы.
Разрядить ружье.
Палить из пушки.
Полить огород.
Скрипеть дверью.
Скрепить листы.
Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок. Цель данной игры - закрепить навык проверки безударных гласных.
На уроках с использованием дидактических игр , способствующих формированию орфографической грамотности учащихся, применяю разнообразные средства обучения, каждое из которых имеет определенную цель.
Раздаточный материал
Карточки;
Применение карточек активизирует работу учащихся, дает возможность в течение урока осуществлять постоянный контроль за каждым учеником. Очень нравятся детям карточки с заданием «Зажги свет в окошках». На карточке нарисован домик. В нём по этажам вырезаны окна – это пропущенные безударные гласные в словах. На доске висит цветограмма:
Дети получают эти карточки. Во внутреннюю сторону карточки подкладываю чистый лист. Ученик должен покрасить пропущенную гласную в нужный цвет, устно подобрав проверочное слово.
Предлагаю варианты карточек: «Зажги свет в окошках»
Тексты разноуровневых контрольных и самостоятельных работ;
Так как дети с удовольствием выполняют задания, предложенные в игровой форме, следующая разновидность карточек «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву», «Помоги Буратино выполнить задание Мальвины».
Способность видеть орфограмму «Безударные гласные в корне» – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правила. Обращаю внимание на развитие этой способности у учащихся.
Умение обнаруживать данную орфограмму развиваю в результате выполнения целенаправленных упражнений с постепенным их усложнением.
Работу по формированию у детей умения видеть орфограмму начинаю со знакомства детей с основными признаками этой орфограммы.
Работу провожу в игровой форме, в форме беседы между Незнайкой, Знайкой и детьми.
Игра: Знайка предлагает Незнайке написать слова, а Незнайка в ответ:
- Как слышишь, так и пиши!
Знайка предостерегает его, но Незнайка не верит. Здесь приглашаю детей помочь доказать неправоту Незнайки, т.к. не все слова пишутся так, как произносится. Дальше Знайка делает вывод:
- Для гласных все положения без ударения трудные. Их надо проверять, изменяя слова.
Например: сосна- сосны.
Этот игровой момент использую при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Проверяемый безударный гласный в корне слова – одна из сложных для учащихся орфограмм.
Причинами, вызывающими затруднения у учеников при написании слов с проверяемыми гласными в корне, чаще всего являлись:
неумение находить корень;
неумение подбирать родственные слова;
неумение находить среди родственных слов проверочные.
Поэтому считаю, что прежде всего, необходимо тренировать учащихся в выработке именно этих умений и навыков.
На каждом уроке уделяю много времени обучению правописанию безударных гласных в корне слов. При этом стараюсь разнообразить методы и формы работы, чтобы вызвать интерес учащихся. Составляю перфокарты, карточки, электронные тренажёры. За основу беру правило подбора проверочного слова. Соблюдаю следующие этапы работы:
Определение ударного гласного
Нахождение в слове корня
Нахождение в корне безударного гласного
Подбор проверочного слова.
Чтобы разнообразить работу, применяю опоры, использую игры: «Какая буква побеждает?», «Кто больше запомнит!». Использую упражнения, цель которых направлена на различение ударного и безударного гласного, на формирование умения подбирать проверочные слова.
Наряду с упражнениями, рассчитанными на зрительное восприятие слов с изучаемой орфограммой, необходимы задания, способствующие выработке у учащихся умения безошибочно и быстро распознавать на слух слова с безударным гласным в корне. Для таких устных диктантов использую пословицы, объединяя их в тематические группы.
Например, пословицы о Родине:
1. «Своя земля и в горсти мила»
2. «Всякая птица своё гнездо любит»
3. «В чужом месте, что в лесу»
Даю детям выборочные диктанты. Для лучшего усвоения этой орфограммы эффективна игра «Кто больше запомнит!» Демонстрирую в течение 9-15 секунд цепочку из нескольких слов, написанную на ленте. Затем убираю. Дети пишут слова, которые запомнили. Дальше показываю новую цепочку слов. Опять пауза, во время которой дети пишут. Так происходит несколько раз. После написания слов дети подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно написанное слово начисляются очки, за ошибку очко снимается. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Так дети учатся самоконтролю.
Игру использую как эффективное средство закрепления и проверки знаний. При подготовке уроков я включаю в планы следующие этапы станции:
1 станция «Проверяй-ка».
Проверка домашних заданий и каких – либо умений.
2 станция «Вспоминай-ка».
Повторение правил.
3 станция «Знайка».
На этой станции изучают новый материал.
4 станция «Закрепляй-ка».
Работа над правилами. Закрепление.
5 станция «Переменка».
Самостоятельная работа с учебником.
6 станция «Угадай-ка».
Занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов и т.д.
7 станция «Обобщай-ка».
Подведение итогов урока.
Примеры уроков с использованием дидактических игр, данных мною во 2-3 классах
Тема: «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением».
Закрепление. 2 класс.
Технология: На ситуативной (игровой) основе.
Вид: деловая игра.
Цели: 1) Учить видеть орфограмму, развивать умение проверять слова с безударными гласными; 2) Развивать мышление, орфографическую зоркость; 3) Воспитывать умение работать в коллективе, в парах.
Задачи: 1) Формировать умения распознавать орфограммы и способы их проверки; 2) Тренировать орфограммы зоркости; 3) Обогатить словарный запас учащихся; 4) Показать виды работ на уроке.
Ход урока:
I. -Сегодня у нас необычный урок русского языка. Вы любите читать газеты, журналы? Для того чтобы газеты были интересными, над ними работает очень много людей различных профессий: журналисты, корреспонденты, фотокорреспонденты, корректоры, редакторы. Главным является: главный редактор газеты, а все сотрудники работают под его руководством. Поэтому сегодня урок русского языка пройдет у нас в форме деловой игры "Заседание редакционного совета газеты "Дружба". На один урок наш класс станет редакцией, я главным редактором. I ряд - отдел информации; II ряд - отдел писем; III ряд - отдел новостей. И все вы будете являться сотрудниками данной газеты. Ваши тетради превратятся в деловые блокноты. Откройте ваши деловые блокноты и на этом заседании вы узнаете много нового и интересного. Прежде чем начать работу, проведем разминку: запишите число, "Классная работа" и проведем минутку чистописания.
II. Чистописание.
(а о у ы и е е я э ю) -Сколько в русском языке гласных букв? Сколько звуков?
III. Сообщение темы.
-Сегодня на нашем заседании мы будем проверять безударную гласную в корне. Вспомним и повторим правила.
- Сейчас нам необходимо подготовить материал для нашей газеты. Наши читатели любят разгадывать ребусы, кроссворды, сканворды. Расшифруйте слова, написанные на доске справа налево. (Сначала их читаем, записываем их в свои деловые блокноты, подобрав проверочное слово). а)Амиз яром ыровд ичарв ордев. б) Разгадайте ребусы и подберите проверочные слова.
IV. Работа с учебником.
- В редакцию пришло письмо. Я передаю его в отдел писем. Сотрудники отдела писем зачитают текст письма: "Уважаемые сотрудники газеты "Дружба"! Чтобы правильно писать безударную гласную в корне слова, выполните упр. №302 на стр. 74 (1, 2, 3 предложение).
-Как проверить безударную гласную в корне (в стихотворной форме)? Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение.
V. Ознакомительная беседа на тему: "Пресса. Журналистика. Газета". (Сообщают сотрудники отдела информации и новостей).
VI.Физкультминутка. - Прошу всех сотрудников встать. Настало время небольшого перерыва. Давайте попробуем изобразить под музыку, как человек использует газету:
-читаем; -используем как веер;
-скручиваем в трубочку и смотрим как в подзорную трубу;
-скрученной газетой бьем мух;
- Какой вариант применения газеты самый нужный, правильный?
VII. После отдыха сотрудники газеты опять берутся за работу: "Делу - время, потехе - час", говорится в русской пословице. Сейчас будет работа с сигнальными карточками (Показываем нужную букву, устно подбираем проверочное слово).
нора зверята волчата тропа лисята зайчата лесной лосята кормушка -Составь предложение с одним из этих слов.
По лесной тропе идет лосиха с лосятами. (Под диктовку, разбор устно.)
VIII. Фонетический разбор. Давайте вспомним и сделаем фонетический разбор Лосята- ло-ся-та- 3сл.
Л(л)-согл.,звон.,тверд. О-(а)-гласн.,безудар. С-(с)-согл.,парн.глух.,мягк. Я-(а)-гласн.,ударн., Т-(т)-согл.,парн.глух.,тверд., А-(а)-гласн,безудар. 6б.,бзв.
Воспитательная беседа.
- Какое сейчас время года? Какая осень? (Ранняя или поздняя.)
(Природа подарила нам чудесную, теплую осень).
- Какое время года скоро наступит? Как изменится жизнь диких животных и птиц с приходом зимы? Как мы, люди, должны помогать птицам и зверям? (Сделать кормушки, подкармливать птиц, лесники дают подкормку лосям и косулям).
IX."Корректоры". Люди, работающие в газете, должны обладать многими качествами: - быть честными, дисциплинированными, умными, а еще обладать орфографической зоркостью. Для того чтобы грамотно писать, нужны не только глаза, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах; говорят, что они обладают орфографической зоркостью. Вот сейчас мы с вами и будем развивать орфографическую зоркость. И попробуем себя в роли корректора, которым в газете принадлежит важная роль. Они должны не пропустить ни одной ошибки. Мне пришло письмо из детского лагеря от Мишки. Послушайте.
Здесь чудный лук и я лижу. Написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса? Наверно, шутит плут. Читаю дальше. Здесь лиса. Красивый длинный пруд. Нет, нет! НЕ шутит он! Боюсь, мой друг серьезно болен. Вернется - надо подлечить, заставить правило учить.
- Какие орфограммы не знает Мишка? Поможем ему исправить? (Дети называют орфограммы, исправляют ошибки).
- А теперь самостоятельно запишите эти исправленные предложения верно.
Воспитательная беседа (устный тест).
- Ребята, а как вы поступите, если ученик занимается слабее вас и попросит помочь ему? Вы: а) дадите ему списать; б) отвернетесь от него с безразличием; в) или поможете ему и объясните все. Я хочу, чтобы вы были добрыми, не ссорились и помогали друг другу. Ведь не зря наша газета называется "Дружбой". И сейчас мы выполним еще одно задание. Перед вами карточки, и вы должны вместе прочитать задание и вместе их выполнить. А результатом будет оценка, которую вы получите. Итак, ребята, заседание нашего редакционного совета заканчивается. И я хочу познакомить вас с детскими газетами и журналами, которые издаются в нашей стране на государственном языке. (Показываю газеты и журналы). Они очень интересные, поучительные, увлекательные и красочные. Сейчас до 1 декабря идет подписка на эти и другие издания. Попросите своих родителей подписаться на них. Можно читать данные газеты в библиотеке, в читальном зале. И тогда в свободные минуты вы будете узнавать много-много нового. Ну, а когда вырастите, может кто-то из вас будет работать в газете.
X. Оценки.
XI. Итог урока. - Какие орфограммы повторяли на уроке? Что нового узнали? XII. Домашнее задание. - Написать статью в школьную стенгазету на тему: «Наш дружный класс».
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока Правила написания проверяемых безударных гласных в корне слова.
Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная) Учебные (практические)
- формировать навыки правописания корня;
- обобщать знания проверки безударных гласных в корне.
Общеобразовательные:
- привлечение учащихся к активной творческой деятельности,
- формирование коммуникативного поведения.
Развивающие:
- обогащение словарного запаса
- развитие мышления, внимания, письменной и устной речи через построение собственных высказываний.
Воспитательные:
- воспитание интереса к обучению, чувства сотрудничества;
- воспитывать интерес к русскому языку как средству общения.
Тип урока Урок – взаимодействие (комплексное применение знаний и умений)
Основные термины и понятия для изучения Однокоренные слова, безударная гласная
ОборудованиеМультимедийный проектор, компьютерная презентация, компьютер,
Формы работыПарная, самостоятельная работа
Методические приемы мотивации обученияИгровая технология, кроссворд, познавательная игра
Методические приемы проверки домашнего заданиятесты
Межпредметные связиЛитературное чтение
Ход урока.
Этап урока Время, мин. Приёмы и методы Содержание деятельности
Организация начала урока 3 мин показ слайдов №1
У.- Всем доброе утро! Проверьте свою готовность к уроку.
Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний 5 мин показ слайдов №2-3
познавательная игра
кроссворд У.- Сегодня нас в гости пригласил дядя Федор. Но чтобы попасть в Простоквашино, надо выполнить несколько заданий.
1 задание почтальона Печкина: Нужно разгадать кроссворд. Слова-отгадки записать в тетрадь через запятую.
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности 5 мин слайд №4
игра 2 задание кота Матроскина: Поиграем в игру «Верно-неверно». Я буду читать утверждение, а вы определяете – верно оно или нет.
Усвоение образца комплексного применения ЗУН 10 мин фронтальная работа 3 задание дяди Федора: Необходимо помочь мальчику записать стихотворение, комментируя пропущенные орфограммы.(упр.63 с.114)
Применение обобщенных ЗУН в новых условиях10 мин слайд №5
самостоятельная работа 4 задание галчонка Хватайки: (на слайде № 5 показан текст). Списать. Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания
Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков 7 мин тест 5 задание Шарика: Выполнить тест на листочках и провести взаимопроверку.
Подведение итогов урока. Рефлексия 2 мин цветовая феерия (смайлики) У.- Ребята, при помощи смайликов покажите свои ощущения от урока.
Информация о домашнем задании 3 мин слайд №6
«выбери задание сам»
слайд №7 У.- На слайде записано домашнее задание трех уровней. Попробуйте сами выбирать вариант по своей силе и интересу.
У.- Спасибо всем за урок!
Загадки к уроку:
1.И от ветра, и от зноя, 4. Я хотел устроить бал
От дождя тебя укроет. И гостей к себе…(позвал).
А как спать в ней сладко!
Что это? (палатка)
2. Он на вокзале есть всегда, 5. Я антоним к слову зной,
К нему подходят поезда, Я в реке, в тени густой,
Двойное Р содержит он И в бутылке лимонада,
И называется….(перрон). А зовут меня…(прохлада)
3. Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник…(пингвин)
К нам на утренник …(пингвин).
Кроссворд к уроку:
Тест на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова» «Помоги зайцу убежать от волка» 3 класс
1.Дополни правило:
Чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной
корня, нужно…
А. Поставить слово во множественное число
Б. Подобрать однокоренное слово
В. Изменить слово или подобрать однокоренное слово так,
чтобы безударный гласный стал ударным
2. Отметьте слово с безударным гласным в корне:
А. Лето
Б. Дождик
В. Листья
Г. Дерево
3. Какое слово является проверочным для слова «скв…рец»?
А. Скворцы
Б. Скворушка
В. Скворечник
4. В каком слове пропущена буква «а»?
А. Д…ватьБ. В…дитьВ. Др…жать
Г. Н…сить5. В каком слове пропущена буква «о»?
А. Стр…на
Б. Сл…бетьВ. Расск…затьГ. К…пать6. В каком слове пропущена буква «е»?
А. Ч…тать
Б. К…датьВ. Св…рлитьГ. П…лить
7. В каком слове пропущена буква «и»?
А. Ч…нить
Б. Бл…днетьВ. Л…тать
Г. М…чтать8. Найдите слова с проверяемыми гласными в корне слова:
А. Т…варищБ. Д…журныйВ. З…л…той
Г. Тр…мвай9. Найдите слова с непроверяемыми гласными в корне слова:
А. Л…дянойБ. Р…кета
В. Б…жать
Г. Хол…д10. В каких словах допущены орфографические ошибки?
А. Молодой
Б. Лететь
В. ПрочиртитьГ. ТижелыйД. Воздушный
IV. Результативность.
Считаю, что с использованием дидактических игр, способствующих развитию орфографической зоркости при изучении темы «Безударные гласные в корне слова», показатели качества знаний по предмету русский язык незначительно выросли.
Особый интерес вызывает у учащихся участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах по русскому языку. В 2011-2012 учебном году принимали участие Международной олимпиаде по основам наук по русскому языку.
Показателем результативности можно считать успешное участие учащихся моего класса в школьной олимпиаде по русскому языку. В 2010-2011 учебном году в олимпиаде команда детей моего класса заняла 2-ое место. В 2011-2012 учебном году – 1-ое место. В 2010-2011 учебном году ученик моего класса занял 2-ое место в школьной олимпиаде, набрав из 70 возможных баллов – 63. В 2011-2012 учебном году в школьной олимпиаде заняли призовые места две ученицы (1-ое и 3-е место), набрав из 80 возможных баллов – 72 и 70 баллов соответственно.
В рамках работы проектно-исследовательского клуба «ПОИСК» дети 4 «А» класса приняли участие в интеллектуальной игре по русскому языку «Грамматический чай», где заняли 1 место и игре «Волшебный миг удачи», где стали лауреатами.
Повышаются результаты административных контрольных срезов по русскому языку. В которых основными заданиями являются задания на правописание безударных гласных в корне слов.
График результатов контрольных срезов по русскому языку
за 2016-2017 учебные годы
66%
68%
70%
72%
74%
76%
78%
2014-15 уч.год2015-16 уч.год
2016-17 уч.год
Вывод: Положительная динамика увеличения количества учащихся, выполнивших работы на «5» и «4» свидетельствует о повышении грамотности и об эффективности используемых мною дидактических игр при обучении русскому языку.
V. Адресная направленность. Данный опыт может быть использован учителями начальной школы и среднего звена, так как применение дидактических игр при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» направлены на повышение эффективности учебного процесса.
IV. Заключение
Анализируя результаты вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет огромное значение в обучении младших школьников на уроках русского языка. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. Игра не потеряет своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения. По результатам данной работы можно сказать, что проблема повышения интереса к русскому языку существует. Дело в том, что данный предмет не является популярным среди современных младших школьников, особого интереса ребята к нему не проявляют, среди любимых предметов практически нет русского языка. Материал по этому предмету сложен для понимания младшими школьниками, а поэтому и не вызывает у них должного интереса. Благодаря анализу своей практической деятельности, с использованием дидактической игры как средства обучения, хочется сказать о том, что для повышения интереса к русскому языку необходимо стимулировать деятельность школьников с помощью дидактической игры. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу как личностные качества школьника, например: взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, чувство товарищества, - так и психические процессы, такие как: память, мышление, внимание, речь, воображение и т.д. Большую помощь игра оказывает в сплочении коллектива младших школьников, через работу в группах и взаимную поддержку. На уроке, школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают как проходит время, они увлечены. Если игра проводится в начале урока, дети на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность, в середине, конце урока игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку. Я считаю, что проведение уроков русского языка в начальной школе диктует целесообразность использования дидактической игры. Они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и ведут к более осмысленному усвоению знаний. Если использовать игры на протяжении всего обучения в начальной школе, несомненно, они будут способствовать повышению интереса к русскому языку и учащиеся, переходя в среднее звено для дальнейшего обучения, будут проявлять больший интерес к предмету, будут иметь более глубокие знания в этой области. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что дидактические игры необходимы для обучения русскому языку в начальной школе, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности.
Применение дидактических игр повышает прочность и качество усвоения знаний. Мотивацию учения, интерес к предмету, если дидактическая игра методически правильно разработана. Соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Для обучения русскому языку младших школьников необходимо использовать различные виды дидактических игр, а правила их разрабатывать с учетом цели урока и индивидуальных особенностей детей. Дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся. Применяя дидактические игры, хочется отметить: дети более дружелюбны, коммуникабельны, умеют выдвигать гипотезу, устанавливать сходства и связи; смело отстаивать свою точку зрения; умеют использовать дополнительные источники информации. Таким образом, дидактические игры позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Дидактическая игра - это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.
VII. Список литературы.
1. О.А. Рыдзе , О.А. Степанова. « Дидактические игры на уроках в начальной школе», Методическое пособие - М.: Сфера ТЦ, 2003г.
2.С.М. Соколовская , Н.В.Пикулева « Веселая орфография», Челябинск: Взгляд, 2002г.
3.А.В.Соколова «Интеллектуальные игры», Москва: Чистые пруды, 2008.
4.А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе». Учеб.-метод. пособие- Краснояр. гос. ун-т, 2001г.
5.Т.И.Тарабарина, Соколова Е.И. « И учеба. И игра: русский язык», Ярославль: Академия развития, 2003г.
6.О.А. Степанова « Профилактика школьных трудностей у детей», Методическое пособие - М.: Сфера, 2003г.
7. А.А. Лоншакова « Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка», Журнал « Начальная школа» № 4, 2002г.
8. Л.А.Фролова, Е.А. Котельникова « Использование дидактической игры при обучении орфографии». Журнал «Начальная школа» №10, 2009г.
9.Н.Г. Капустина « Познавательный интерес младших школьников». Журнал «Начальная школа » № 2, 2005 г.
10.О.А. Степанова « Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками». Журнал «Начальная школа » № 8, 2003г.
11.О.А. Козлова « Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников». Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 г.
12.П.С.Тоцкий « Орфография без правил». М., 1991г.
13.Й.Б.Берлянд « Игра как феномен сознания». Кемерово, 1992г.
14В.П.Беспалько « Педагогика и прогрессивные технологии обучения». - М.,1995г.
15.М.Р.Львов «Правописание в начальных классах». Издательство: АСТ Изд-во-2001г.
Приложения
Дидактические игры на уроках русского языка в работе с безударными гласными в корне слова.
Все слова, используемые в играх, содержат орфограмму: безударные гласные в корне слова.
1.Ребусы.
ДА
827405360680
Г (гроза) (вода)
2.Кроссворд. 2 класс. Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова.
То он блин, то он клин, на небе один. (Месяц).
Самый бойкий я рабочий в мастерской,
колочу я что есть мочи день-деньской, (молоток).
Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней- красные
детки. (Помидор).
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).
Всегда шагаем мы вдвоём, похожие как братья,
мы за обедом под столом, а ночью
под кроватью. (Тапочки).
В лесу кланяется, придёт домой-растянется.
(Топор).
3. Викторина пословиц.
По двум словам нужно отгадать всю пословицу. За каждую отгаданную пословицу команда получает 1 очко. Команда, составившая пословицу, поднимает флажок.
1. Дело-мастер. 2. Труд-лень.
1. Дело мастера боится. 2. Труд человека кормит, а лень портит.
4. «Составьте телеграмму!»
Составить предложение со словами с безударными гласными в корне слова.
5.Отгадай загадки.
Отгадать и сказать, какая безударная гласная в корне отгадки и как её проверить.
На шесте дворец Лежит веревка,
Во дворце певец Шипит плутовка.
А зовут его…(скворец). Брать опасно. Укусит ясно?
6. Игра «Типография».
Составьте из букв слова “грамотей» другие слова (герой, море, гром, рот, маг, торг, тема).7. Эстафета «Помоги Незнайке».
На доске записаны 3 столбика слов с безударными гласными:
моря -…….. старик -…….. земля -……..
трава -…… коза-………. роса-…...…
Каждый член команды должен подчеркнуть безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.
8. Игра «Орфографическое лото».
Карточки для каждого игрока 15х9 см., разделённые на 9 клеток. В средней клетке написано правило: “Безударную гласную в корне проверяй ударением”. В остальных 8 клетках записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Для закрывания клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги. Водящий достаёт из мешочка по одной карточке, читает написанное на ней проверочное слово, а игроки закрывают фишками клеточки с родственными словами. Игра продолжается, пока 2-3 человека не закроют свои карточки. Они выходят к доске, читают свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены, и доказывают проверочным словом. На карточках: бежать, года, дома, зверьки………..
Проверочные слова: бег, год, дом, зверь………..
9.Игра «Смотри в корень».
На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной корня, а рядом с каждым проверочным пишется по 2 родственных слова с пропущенными безударными гласными в корне:
бег - б…жать - б…гуны,
стол – столы –столовая…
Дети списывают с доски, обозначают ударение, вставляют пропущенные безударные гласные. Победители 3 ученика, которые правильно выполнят задания и объяснят написание безударных гласных.
10. Игра «Чей ряд лучше».
У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все результаты (ошибки) каждой команды отмечаются на доске.
Ведущий называет слова: трава, роса, длина, трясти… . Дети поднимают карточку с нужной буквой, которую нужно написать в этих словах.
11. Конкурс знатоков.
На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне: кр…снеть, сл…за, м…хать, г…сить, в…зить, ч…рнеть. Участники игры выбирают карточку, читают слова, говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить. Класс оценивает работу знатоков и выбирает победителей.
12. Игра «Быстрый ответ».
Класс-2 команды. У ведущего список слов с безударной гласной в корне: ночной, словарь, тр..пинка, м…рской. Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает проверочным словом, например: “Конец, пишем с О, кончить”. В случае задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко. Выигрывает команда с наименьшим числом штрафных очков.
13.Игра «Найдите слог с нужной гласной».
Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.
Ход: Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов). Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.
14. Игра «Незаконченное предложение». Закончи пословицу, вставь пропущенные буквы. Работа в группах.
Кр…сна птица оп…реньем,…( а человек уменьем).
Кр…сота сердца…(д…роже кр…соты лица).
Человек без Родины, что…( сол…вей без песни).Человек кр…сив…(д…лами). Правда в в…де не тонет,..( в ….гне не горит).
Одна пч…ла немного…( меду нат….скает).
Не сп…ши языком,…( тор…пись делом).
Словесные ассоциации. Работа в парах.
- Доброта – это… Любовь – это… Счастье – это… -Вежливость- это…Дружба- это…
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:
16.«Анаграммы».
Решите анаграммы:НИАВД - ДИВАН БОДТАОР-ДОБРОТА
ГИАР - ИГРА КООН - ОКНО «Вставьте пропущенную букву и число». 1 В 5? А 3 Д?
17.«Ребусы».
1очка (одиночка), 1бор (разбор), 100(летник), 1(дор), ш1а (школа), 100(рож), 1(мер), ф1а (фраза), 2д (парад), 100ЛЫ (столы),7Я (семья) и т.д. 18.«Умозаключения».
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания); Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки); Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат); Огород (овощи, грядки, парник, сорняки, грабли19. «Языковые пропорции».
Чёрное – белое = огонь – … (вода). Война – смерть = … – жизнь (мир).
20. «Звук играет в прятки».
Подбери слово так, чтобы заданный звук стоял в разной позиции. (На первом, втором третьем месте.) Звук р - роза, брат, карамель, астра
21.«Веселые бусы».
Составь из букв, написанных в длинных бусах. Слова. Запиши получившиеся слова в коротких бусах.
22. «Волшебные картинки».
Дорисовать фигуры, чтобы получился интересный рисунок (3-5 минут), затем ответить на вопросы: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, и т.д. 23.«Что бывает таким?»
круглым высоким тяжелым прочным красным злым и т.д.
24.Игры-сравнения.
Лист зеленый, как… Ваза глубокая. как…
25.«Незаконченные фразы».
Карандаш – (грифель) Ручка-(стержень) Дом-(кирпич) Стакан – (стекло) Шайба – (клюшка)
26.Игра «Пятый лишний».
1.Фиалка, лилия, фасоль, ромашка, василек. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.
27.Игра « Назови одним словом».
Метла, лопата… Июнь, июль … Молоток, тиски, клещи, напильник…Дерево, цветок… Карандаши, краски, альбом… Окунь, карась… и т.д. 28.Игра «Слова-перевертыши».
Надо назвать пять слов (существительных), которые читались бы одинаково как справа налево, так и слева направо. (Шалаш, топот, доход, заказ, комок, наган, потоп, дед, кок, боб, поп и т.д.)29.Игра «Прятки».
Найди слово в слове, укажи часть речи, определи, если есть, однокоренные слова.
30. Игра «Достойная замена».
Замени синонимом слово в пословице, изменяя окончания. Сделай вывод.
Работа-дело Бездельник-лентяй (лодырь)
1.Каков мастер, таково и дело. 1.Лентяй празднует и в понедельник.
2.Без дела день годом кажется. 2.Кто в понедельник лодырь, тот и во
3.Кончил работу, гуляй смело. вторник не работник.
4.Всякая работа концом хороша.
30.Игра «Живые слоги».
Если слог поставить на другое место,
То новое слово получится или словесное тесто.
Задание:
Слоги местами поменяй,
При необходимости букву
В слове заменяй.
Совет:
Не всем слогам вы доверяйте,
Удареньем проверяйте.
Когда ударение не помогает,
Ученик словарь свой открывает.
(Для слабых детей рядом подсказка)
Насос- с…сна (сосна)
Палка- к…пал (копал)
Телка- к…тел (котел)
Рига- г…ри (гори- смотри словарь)
Лиса- с…ли (соли)
Рога- г…ра (гора)
31.Игра «Найди, что мне принадлежит».
Эта игра является подготовительным этапом к сочинению-описанию. В игре участвуют ученики всего класса. У каждого картинка с изображением живого или неживого предмета. Из слов, называемых учителем, нужно выбрать и записать только те, которые подходят только к той картинке, которая перед глазами.
Например, у учащихся 1-го варианта- изображение зайца, у учеников 2-го варианта- лисы. Читаю слова: хитрая, трусливый, серый, рыжая, белый, пушистый, короткий, длинные, мыши- полевки, корочка, кора молодых деревьев, морковка, капуста, рыба и др. Среди названных слов могут быть ловушки (слова, не принадлежащие ни к одному из названных предметов).32.Игра слов.
Вставь в текст нужную часть речи.
Слово это одинаково произносится,
Но в разные тексты своя часть речи просится.
Светило - ? (глагол)
Светило - ? (существительное)
Взошло небесное…
И всем вокруг оно светило.
Еще вчера было лето, солнце…
А сегодня дождь пошел, осень наступила.
Дежурный - ? (существительное)
Дежурный - ? (прилагательное)
… учитель по школе идет,
Порядок сейчас наведет.
… в школу рано приходит.
В классе порядок наводит.
Столовая - ? (существительное)
Столовая -? (прилагательное)
После ремонта … как новая,
К приему школы готовая.
На обед сегодня будет окрошка,
Нужна мне … ложка.
33.Ставьте под ударение.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.
- Я буду называть слова с сомнительными безударными гласными, а вы дружно подберете и назовете к нему проверочное слово. Слова могут быть такие:
тропа — тропы
трава — травы
стена — стены
холода — холод
молоток — молот
река — реки
холмы — холм
поля — поле
голова — головы
борода — бороды
нога — ноги
34.Составьте слова.
Каждая команда составляет слова, используя имена существительные, в которых есть одна гласная буква о, две гласных о, три гласных о. Побеждает команда, быстрее и правильнее составившая три столбика слов. Жюри подводит итоги.
Слова могут быть такие:
о о оо о омост мороз молоток
ток окно молоко
рот остров огород
воз холод болото
- Что такое имя существительное?
35. Подскажите словечко. (Работа со словарными словами)
- Я буду читать стихотворение, а вы дружно хором подхватываете ответ, отгадку в записать в тетради: 1. Нет конца у строчки,
Где стоят три точки...
Кто придумает конец,
Тот и будет ... (молодец!)
2. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я... (тетрадь!)
3. Чтобы я тебя повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль!)
4. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляется в полёт
Наш проворный... (вертолёт!)
5. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился... (парашют!)
6. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой... (велосипед!)
Упражнения с игровыми элементами
1. Найди «лишнее слово».
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
ВАСИЛЕК РОМАШКА НАРЦИСС ЛУК
БАРАН СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ЧЕРЕМУХА МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСИЦА КАБАН МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. «Замена словосочетания одним словом».
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
3. «Закрась слова».
-Закрась участки со словами, где пишется безударная о, в синий цвет, остальные - в жёлтый
голоса родились косить вода
варить сказать зерно жалеть
война кричать свинья ловить
тащить село вредить бревно
возили цветы земля топить
вязать моря дрозды звезда
-Вставь буквы. Закрась квадратик в красный цвет возле слов с безударной гласной, которую можно проверить.
р..бята в…да п…нал
гн…здо ос…нь п…льто кр…я зв…рёк …зык
стр…жи в…сна м…ряк Весь представленный мною материал способствуют формированию познавательных компетенций на уроках русского языка.