СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ГЛУХИХ ДЕТЕЙ.

А.А.Волкова, педагог - психолог
КОУ Омской области «Адаптивная школа – интернат № 7»

СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ГЛУХИХ ДЕТЕЙ.

Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено. Следовательно, обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.
В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности [3, 19].
При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. В нескольких отношениях у детей с нарушенным слухом снижение характерно только для определенного периода онтогенеза.
Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. Богданова Т.Г. считает, что «для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления» [1, 32]. По мере овладения речью глухой ребенок усваивает более точные и обобщенные значения слов, приобретает способность оперировать отвлеченными понятиями.
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности [2, 520].
Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях.
Вторая закономерность - отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: «различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени» [2, 523]. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению. Следовательно, складывается определённая система психолого-педагогической работы с глухими учащимися в образовательном учреждении.
Современная специальная школа призвана обеспечить развитие учащихся и подготовку их к практической деятельности. Эта важная задача решается через реализацию основных направлений коррекционно-развивающей работы. Под направлением работы мы понимаем реализуемые в школе комплексы мероприятий, направленные на преодоление недостатков психофизического развития и подготовку детей к самостоятельной деятельности. Богданова Т.Г. пишет о том, что «трудности, которые дети с нарушениями слуха испытывают в развитии познавательной сферы, влияют на протекание процессов социализации, на их социальное и личностное развитие» [1, 144]. А, следовательно, развитие познавательной сферы является одним из основных направлений в работе психолога и фундаментом для социализации детей с нарушением слуха. В рамках данного направления для учащихся 1-4 классов была разработана программа по коррекции психомоторики и сенсорных процессов. В ходе, которой происходит развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков; обучение приёмам релаксации; развивается зрительно-моторная координация; развивается и корректируется зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; восприятие пространства и времени; изучается эмоциональный мир человека. Так же в рамках данного направления происходят занятия по сказкотерапии и упражнения в компьютеризированных программах, где ведущими целями являются развитие внимания, памяти, воображения и мышления глухих школьников.
Так же не следует забывать о том, что «социальное развитие тесно связано с самооценкой как ядерным личностным образованием» [1, 149]. На формирование самооценки детей с нарушениями слуха влияют разные факторы условия семейного воспитания, учебные навыки и достижения, степень развития коммуникативных навыков, условия обучения. На формирование завышенной самооценки влияет тот факт, что глухие дети получают похвалу за меньшие достижения; замедленные темпы интеллектуального развития у глухих детей приводят к более позднему формированию механизмов рефлексии и самоанализа. Так образом, формирование адекватной самооценки у глухих учащихся так же становится одним из направлений работы психолога образовательного учреждения. Как только ребенок осознает себя как личность и видит себя с точки зрения других людей, он начинает лучше понимать поведение окружающих и свое собственное, а значит, адекватность самооценки будет помогать в общении с окружающими людьми. Умение адекватно оценивать свои возможности и возможности общества являются основой для проф. ориентационной работы с глухими учащимися. Ведь не только знание сферы интересов помогает детям с нарушением слуха определиться со своим будущим после окончания школы. В ходе тренинговой работы учащиеся приобретают навыки планирования, умения работать в команде, умение определять свои слабые и сильные стороны и работать над ними, знакомятся с учебными заведениями и возможными местами трудоустройства.
Говоря о развитии и становлении глухих детей, неотъемлемой и самой большой проблемой становится нарушение речи. Речь глухого ребёнка специфична и не привычна для слышащих людей, поэтому возникают ситуации не понимания речи слышащими людьми и не желания говорить у глухих людей. В ходе индивидуальной консультативной работы с учащимися нам удаётся избавить детей от страха и неуверенности в общении со слышащими людьми. Огромную роль в данной работе имеют слышащие родители, которые учатся принимать и понимать своего глухого ребёнка и служат примером позитивного опыта общения со слышащими людьми. Так же спецификой работы любого педагога образовательного учреждения I вида является развитие активного речевого словаря, а, следовательно, наличие карточек со словами по изучаемой теме. Ребёнок должен не просто знать название предметов, но и уметь объяснить для чего тот или иной предмет необходим, а также использовать полученные знания в ситуациях речевого общения.
Только при создании необходимых психолого-педагогических условий с учётом тенденции развития общества мы можем говорить о гармоничном развитии и становлении детей с нарушением слуха. Следовательно, необходимы постоянно совершенствующие коррекционно-развивающие, проф.ориентационные, профилактические программы и комплексы мероприятий по социальной адаптации детей через установление связей со слышащими сверстниками.
Список литературы
Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М., 2002.
Соловьев И. М. Вопросы психологии глухонемого ребенка // Психологическая наука в СССР. М., 1960. т. II. С. 512541
Специальная психология: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / В.И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 464 с.
15