«Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьниках в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»

Комитет по образованию администрации Ключевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинная средняя общеобразовательная школа» Ключевского района Алтайского края





Проект
«Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьниках в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»




Срок реализации 2014-2015 учебный год


Виноградова Валентина Владимировна, педагог-психолог







п. Целинный 2014









Содержание
13 TOC \o "1-2" \h \z \u 14
13 LINK \l "_Toc276727289" 14I. Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc276727289 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc276727292" 14II. Содержание программы 13 PAGEREF _Toc276727292 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc276727299" 141. Консультирование и просвещение педагогов 13 PAGEREF _Toc276727299 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc276727304" 142. Консультирование и просвещение родителей 13 PAGEREF _Toc276727304 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc276727307" 143. Педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности 13 PAGEREF _Toc276727307 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc276727313" 144. Подготовка и проведение психолого-педагогической диагностики уровня и содержания школьной адаптации первоклассников 13 PAGEREF _Toc276727313 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc276727324" 145. Психологическая развивающая работа по адаптации первоклассников 13 PAGEREF _Toc276727324 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc276727330" 14Организация развивающей деятельности. 13 PAGEREF _Toc276727330 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc276727331" 14Основное содержание групповых занятий 13 PAGEREF _Toc276727331 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc276727332" 14Структура занятия 13 PAGEREF _Toc276727332 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc276727337" 14Принципы проведения занятий 13 PAGEREF _Toc276727337 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc276727338" 14Тематическое планирование 13 PAGEREF _Toc276727338 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc276727340" 14III. Ожидаемые результаты 13 PAGEREF _Toc276727340 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc276727342" 14IV. Критерии эффективности 13 PAGEREF _Toc276727342 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc276727344" 14VI. Перспективы дальнейшего развития программы 13 PAGEREF _Toc276727344 \h 14181515
VII. Список литературы...........................................................................................................20




15




























Пояснительная записка.

В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогическое сопровождение.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, основанные на научной психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, технологии формирования и измерения указанных компетенций.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Цель психолого-педагогической сопровождения первоклассников – создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе состоят в определении готовности к обучению в школе, обеспечении адаптации к школе, повышении заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитии познавательной и учебной мотивации, развитии самостоятельности и самоорганизации, поддержке в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
Для успешного обучения и полноценного развития обучающихся педагогу-психологу совместно с педагогическим коллективом необходимо решить следующие задачи:
Выявление психолого-педагогического статуса каждого школьника и отслеживание динамики его психологического развития с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии.
Создание системы психолого-педагогической поддержки первоклассников в период первичной школьной адаптации, позволяющей им приспособиться к школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
Создание специальных социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии, обучении.
Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
Психологическое обеспечение образовательных программ.

В рамках психолого-педагогической работы с первоклассниками осуществляются следующие направления деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление статуса школьников: особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Консультативная работа с педагогами, родителями, школьной администрацией - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, обучающиеся, родители.
Психологическое просвещение – формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей и обучающихся.
Развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной развивающей работы.
Экспертная деятельность - экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Все обозначенные выше направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения первоклассников отражены в следующих этапах деятельности педагога-психолога.
Основные этапы работы:

Первый этап – поступление ребенка в школу. Он начинается в феврале одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября.
В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка, сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.
Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации ребенка перед началом школьных занятий.
Индивидуальные консультации проводятся для родителей по результатам тестирования, предлагаются рекомендации по формированию универсальных учебных действий и психологической готовности ребенка к обучению в школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников (на данном этапе общий ознакомительный характер).

Второй этап - первичная адаптация детей к школе (сентябрь-январь).
В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, способами общения и помощи детям.
2. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с детьми данного возраста, по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками.
4. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
5. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам диагностики.
6. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
7. Аналитическая работа, направленная на осмысление и планирование дальнейшей деятельности педагогов, психолога и родителей в период адаптации первоклассников.

Третий этап - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий (повторная психолого-педагогическая диагностика).
2. Индивидуальное консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода.
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
4. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики «эмоционального выгорания» среди педагогического коллектива; семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.
5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.
Методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
6.Организация групповой развивающей работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
Групповая работа состоит из системы занятий, направленных на повышение уровня школьной готовности первоклассников, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
7. Выявление детей с ограниченными образовательными потребностями в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.
8. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов, проведенного в течение года, психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода первоклассников.
Предлагаемая программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников ориентирована на оказание помощи и поддержки первоклассникам, испытывающим трудности в формировании эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Данная программа является системой совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей, направленной на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающей в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое развитие.

















Содержание программы.
Первый этап - поступление ребенка в школу
(февраль – сентябрь)

Подготовка к школе – это не только сумма знаний, которые следует передать ребенку, сколько готовность его личности адаптироваться к новым условиям.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Содержание программы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе основывается на следующих составляющих психического развития дошкольников:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. В первую очередь речь идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане (производить некоторые действия в уме).
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу, а вместе с тем и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется это делать.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три составляющие важны для успешного обучения в школе.
Педагогам и психологам необходимо решить следующие задачи в период работы с будущими первоклассниками:
выявить уровень готовности к школьному обучению будущих первоклассников и индивидуальные особенности их деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.
В соответствии с этим нами выделены основные направления работы.

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка, сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.
Психологическая диагностика направлена на определение готовности будущих первоклассников к обучению в школе. Наибольшее значение имеют когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность; мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника; социальная готовность – способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.
Уровень сформированности и содержания когнитивной, мотивационной сфер ребенка мы выявляем с помощью следующих методик: тест «Диагностика уровня развития
поступающих в начальную школу» Г.Витцлака; методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой


2. Психологические занятия по подготовке будущих первоклассников.
Проведение занятий направлено на достижение следующих целей:

· создание условий для успешной адаптации школьников к новым школьным условиям;

· формирование коммуникативных навыков (развитие способов взаимодействия со сверстниками и учителями, знакомство с приемами бесконфликтного общения и т.д.).
Программа занятий рассчитана на детей, посещающих школу будущих первоклассников.
Программа состоит из цикла занятий в количестве 8 часов.
Форма проведения занятий – групповая.
Периодичность проведения – 1 раз в 2 недели.
Количество участников группы – 10 человек.
При проведении занятий с будущими первоклассниками используются различные методы:
психолого-педагогические игры;
развивающие упражнения;
рисуночные методы;
пальчиковые игры.
Структура занятий.
По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.
Задачей вводной части является создание у детей определенного положительного эмоционального фона.
Задания для основной части занятия подбираются с учетом их направленности на развитие коммуникативной сферы: развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и правилам детской группы, овладение способами взаимодействия с другими детьми.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Ответы учащихся на вопрос, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Принципы проведения занятий:
1. Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.
2. Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Деятельностный принцип.
Задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.
4. Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных особенностей будущих первоклассников.
5. Рефлексия.
Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
6. Конфиденциальность.
Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.

Перспективно-тематическое планирование занятий по развитию коммуникативной сферы будущих первоклассников на 2014-2015 учебный год.

Занятие
Цель
Содержание занятий
(игры и упражнения)

Занятие №1.
Знакомство. Создание атмосферы психологической безопасности и сплоченности. Развитие умения выражать чувство радости.
1. Знакомство по именам.
2. Игра «Путаница».
3. Игра «Письмо».
4. Игра «Дружба начинается с улыбки».

Занятие №2.
Знакомство со способами взаимодействия между детьми.
Упражнение «Имена».
Упражнение «Связующая нить».
Упражнение «Покажи, что назову».

Занятие №3.
Умение соблюдать последовательность действий, действовать по правилам.
Игра «Тропинка»
Игра «Компьютер»
Викторина «Что лишнее?»
(по группам)
4. Совместные настольные игры («Мозаика в парах»);

Занятие №4,5
Знакомство с эмоциями. Осознание адекватного проявления эмоций. Овладение неречевыми средствами общения.
Упражнение «Азбука настроения» (проявления эмоций)
Упражнение « Что там происходит?» (любопытство)
Упражнение «Цветок» (удовольствие, радость)
Упражнение «Остров плакс» (страдание, печаль)
Игра «Испорченный телефон»;
Игра «Колдун»;
Игра «Расскажи стихи руками».

Занятие №6.
Развитие адекватной самооценки, повышение активности, общительности.
Игра «Имя»
Игра «Зеркало»
Игра «Почта»
Игра «Магазин»

Занятие №7.
Формирование у детей желания общаться, развитие навыков совместной деятельности, умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей
Упражнение «Веселая зарядка»
Упражнение «Окажи внимание другому»
Коллективный рисунок «Наша школа»

Занятие №8.
Развитие взаимодействия, тренировка способности бесконфликтного общения в группе.
1. Игра «Поднимите руку те, кто»;
2.Игра «Спина к спине»;
3. Игра «На кого я похож?»;
4.Беседа «Как правильно дружить?»;
5.Игра «Разыгрывание ситуаций»;
6. Игра «Паровозик»


3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей будущих первоклассников.
Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации ребенка перед началом школьных занятий или в первые недели занятий.
Индивидуальные консультации проводятся для родителей по результатам тестирования, предлагаются рекомендации по формированию универсальных учебных действий и психологической готовности ребенка к обучению в школе.

4. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников по вопросам комплектования класса с учетом индивидуальных особенностей детей, обучения отдельных учеников (на данном этапе общий ознакомительный характер).

Таким образом, осуществляя мероприятия по подготовке будущих первоклассников к обучению в школе, мы можем увидеть позитивные стороны в развитии детей и выявить проблемы дошкольников с целью профилактики возможных трудностей овладения учебной деятельностью, оказания психологической поддержки в адаптационный период.
































Второй этап - первичная адаптация детей в школе
(1,2 четверть)
Термином «первичная адаптация» обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно в этот период основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников направлена на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности.

Задачи психолого-педагогического сопровождения первоклассников в этот период:
создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
адаптация учебной нагрузки к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников.

Основные направления работы на данном этапе:

Консультирование и просвещение педагогов.
Семинар-практикум для педагогов, работающих в первых классах «Первый раз – в первый класс!»
Психолого-педагогический консилиум по результатам первичной диагностики адаптации первоклассников с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации.
Консультирование педагогов, работающих с детьми, испытывающими трудности в приспособлении к новым школьным условиям обучения.

Консультирование и просвещение родителей.
Общешкольное родительское собрание «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению.
Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку, памятка «Возрастные особенности первоклассников»
Педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.
Использование игровых методов и упражнений во время уроков, на переменах, прогулках:
психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности
подвижные игры и игры, развивающие «комплекс произвольности», которые пробуждают активность ребенка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих
На уроках рекомендуются следующие игры и упражнения: «Игра с песком», «Солнышко и тучка», «Что слышно?», «Четыре стихии», «Слушай внимательно», гимнастический комплекс и т.д. Перемены и прогулки целесообразно заполнять подвижными играми.
Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребенка и той, и другой деятельности, что в свою очередь ведет к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они становятся спокойнее и доступнее.

Подготовка и проведение психолого-педагогической диагностики уровня и содержания школьной адаптации первоклассников.
Цель диагностической работы – получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса.
Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера дезадаптации.
Определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.
Способы получения информации на данном этапе сопровождения первоклассников являются:
опрос педагогов – выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям;
психологическое обследование детей – получение информации о психолого-педагогических особенностях развития школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения: особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие. Психологическое обследование проводится индивидуально с каждым ребенком.
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей
Проективная методика «Лесная школа»
Методика «Учебная мотивация» (М.Р.Гинзбург)
Анкетирование педагогов «Особенности адаптации первоклассника»
Обработка диагностических данных
Комплектация групп детей с трудностями в обучении и поведении.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление и планирование дальнейшей деятельности педагогов, психолога и родителей в период адаптации первоклассников (заключение по результатам психодиагностического исследования особенностей адаптационного периода первоклассников).








Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации
(2,3 четверть)
Психологическая развивающая работа по адаптации первоклассников.
Цель развивающей деятельности – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.
Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Организация развивающей деятельности.
Форма организации развивающей работы– групповая.
Численность развивающей группы – 5 – 10 человек.
Начало развивающей работы с первоклассниками – декабрь.
Цикл должен включать не менее 12 занятий.
Периодичность проведения – 1 раз в неделю.
Приблизительная длительность каждого занятия – 35-50 минут.
Критерии отбора детей для формирования группы:
- мотивационная незрелость;
- проявления тревожности;
- педагогически запущенные дети с отклонениями в эмоциональном и поведенческом плане.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.
Структура группового занятия со школьниками.
Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.
Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей). Количество игр и упражнений не должно


превышать 2-4 игры, некоторые из которых были разучены на прошлом занятии.
Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

При проведении занятий используются различные методы:
психолого-педагогические игры;
развивающие упражнения;
диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);
рисуночные методы.

Принципы проведения занятий:
Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.
Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности первоклассников.
Деятельностный принцип.
Задачи развития психических функций достигаются через использование различных видов деятельности.
Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных особенностей учащихся.
Рефлексия.
Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
Конфиденциальность.
Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.

Тематическое планирование
развивающих занятий по адаптации с первоклассниками

Занятие
Цель
Содержание занятия
(игры и упражнения)

Занятие №1
Знакомство, снятие психологического напряжения в группе.
1. Знакомство с передачей мяча друг другу.
2. Обсуждение правил: не обижать друг друга и не обсуждать ни с кем занятия.
3. Упражнение «Поменяться местами по какому-либо признаку».
4. Упражнение «Лишний стул».
5.Упражнение «Что я люблю» с запоминанием других.
6. Упражнение «Один начинает предложение, другой его заканчивает»
7. Игра «Путаница».




Занятие №2
Стимулирование внутригруппового общения, повышение психологической безопасности участников группы.
Игра «Слон»
Упражнение «Пианино»
Упражнение «Поменяться местами»
Упражнение «Молекулы»
Упражнение «Что я не люблю» с запоминанием других.
Упражнение «Колечко»
Совместный рисунок.


Занятие №3
Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.
Игра «Жмурки»
Игра «Добрый – злой мяч»
Бросать друг другу мяч с любым вопросом «о тебе»
Игра «Кто я такой»
Упражнение «Расскажи про себя что-нибудь хорошее»
Совместный рисунок «Мое настроение».

Занятие №4
Обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников.
Игра «Кошки-мышки»
Упражнение «Подари подарок соседу»
Упражнение «Что у меня не получается и что у меня получается»
Упражнение «Совместная история из отдельных предложений»
Драматизация рассказанной истории.

Занятие №5
Тренировка навыков взаимодействия в группе.
Игра «Кошки-мышки»
Игра «Пианино»
Игра «Крокодил»
Обсуждение по командам, почему хорошо или плохо
Совместный рисунок

Занятие №6
Тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация позитивного восприятия жизни.
Игра «Недостающий стул»
Упражнение «Скажи, что нравится в любом участнике группы»
Беседа «Что хорошего со мной уже произошло в этом году и что я хочу, чтобы произошло»
Игра «Человек и его тень»
Игра «Красный уголек»

Занятие №7
Тренировка навыков взаимодействия в группе. Отреагирование негативных эмоций.
Игра «Жмурки»
Игра «Слон»
Игра «Подари подарок»
Игра «Поменяться местами»
Беседа «Что в моей жизни, у меня уже стало лучше»
Игра «Школа зверей»

Занятие №8
Тренировка навыков взаимодействия в группе
Игра «Кошки-мышки»
Игра «Лабиринт»
Упражнение «Отказаться или согласиться что-то сделать для другого»
Упражнение «Совместная история из отдельных предложений.
Драматизация рассказанной истории
Игра «Красный уголек»

Занятие №9
Работа с социальными ролями, «премирование» различных социальных ролей.
Игра «Недостающий стул»
Игра «Пианино»
Упражнение «Отказаться или согласиться что-то сделать»
Упражнение «Школа» (роли хорошего - плохого ученика)
Игра «Падишах»

Занятие №10
Развитие умения определять чувства и настроение другого человека
Игра «Заколдованные»
Игра «Имитация»
Игра «Азбука настроений»
Игра «Кто быстрей»
Игра «Цвета»

Занятие №11
Развитие коммуникативных способностей
Игра «Азбука настроений»
Игра «Я не знаю»
Игра «Футболист»
Игра «Слушай хлопки»
Игра «Цвета»

Занятие №12
Завершение работы. Позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников.
Игра «Путаница»
Игра «Слон»
Игра «Падишах»
Беседа «Каким я буду через год»
Совместный рисунок «Каким я буду через год»


Проведение повторной психолого-педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников, направленной на отслеживание динамики протекания адаптационного процесса.
Цель – проследить динамику развития адаптационного процесса, уточнить причины дезадаптивных проялений и определить пути оказания помощи.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (Н. Г.Лусканова)
Анкетирование педагогов «Особенности адаптации первоклассника» Обработка диагностических данных
Подготовка рекомендаций для родителей и педагогов по дальнейшему взаимодействию с детьми, имеющих признаки дезадаптации.

Индивидуальное консультирование родителей первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода
Динамика адаптационного периода каждого конкретного ребенка.
Рекомендации по решению проблем и трудностей, связанных с адаптацией первоклассников к школе.


Индивидуальное консультирование педагогов с целью оказания педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом динамики данных психодиагностики.
Анализ учебных программ педагогами с точки зрения результатов психолого-педагогической диагностики конкретных школьников.
Оказание педагогической помощи отдельным школьникам по итогам диагностики уровня адаптации первоклассников.

III. Ожидаемые результаты.

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников направлена на достижение следующих результатов:
Формирование социально-психологической готовности будущих первоклассников к обучению в школе (умение взаимодействовать со сверстниками, взрослыми в школе; уверенность в собственных силах; снижение проявлений конфликтного поведения).
Формирование положительного отношения к школе и учению у первоклассников – средний и высокий уровень учебной мотивации.
Повышение интереса к школьным урокам.
Повышение уровня эмоционально-волевой сферы первоклассников.
Уверенность в собственных силах обучающихся.
Формирование адекватной самооценки первоклассников.
Формирование коммуникативных навыков обучающихся на оптимальном уровне.
Формирование педагогической компетентности по отношению к первоклассникам, испытывающим трудности в обучении и поведении.
Формирование родительской компетентности в вопросах адаптации первоклассников к школьным условиям обучения, знание родителями возрастных особенностей детей 6-7летнего возраста.
Оказание педагогической поддержки первоклассникам в адаптационный период, учет индивидуальных особенностей обучающихся.


IV. Критерии эффективности.

Для оценки эффективности программы можно использовать следующие показатели:
благоприятное отношение к сверстникам и учителям.
поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность детей обеспечивают положительные результаты занятий;
показатели изменений в мотивационно-личностной сфере учащихся - результаты повторной психолого-педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников.
косвенным показателем эффективности развивающих занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на уроках и переменах (повышение активности, работоспособности, внимательности, интерес к учебе, позитивный характер отношений с одноклассниками, снижение проявлений тревожности при ответах и др.).
оценка эмоционального состояния учеников в начале и конце занятия: нарисовать свое настроение цветными карандашами. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого – о радостном, зеленого – о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового – о тревожности, напряженности, черного – об унынии, разочаровании. Сравнение цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика.

V. Организация мониторинга.

Технология экспертизы функционирования программы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации первоклассников к школе базируется на системе мониторингов:

Мониторинг интеллектуальной готовности будущих первоклассников.
Мониторинг индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.
Мониторинг развития интеллектуальной сферы первоклассников.
Мониторинг развития личностно-мотивационной сферы первоклассников.
Мониторинг развития эмоционально-волевой сферы учащихся 1-х классов.

VI. Перспективы дальнейшего развития программы.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Данная программа является системой психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Проведение мероприятий по подготовке будущих первоклассников к обучению в школе и адаптации к школе – это не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Именно в этот период начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотошений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. По какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, непонятный – а, следовательно, и враждебный ему – школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.
Рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, что позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.



























VII. Список литературы.

Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.:»КСП», 1997, 320с.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось – 89», 1997. – 224с.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе. – М.: Образоват. Центр «Педагогический поиск», 1997.
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000. – 159 с.
Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу – с радостью. Практическая психология для учителя. – Мн.: Амалфея, 1998. – 240 с.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы/Серия «Справочники». – Ростов н/Д:»Феникс», 2003. – 448с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.М.: Генезис, 2000.- 192с.
Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998, 400с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.
Практикум по возрастной и педагогической психологии./Авт.- сост. Е.Е. Данилова; Под. Ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 1999. – 160 с.
Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия / авт.-сост. О.Н.Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008.
Психологические тесты. Ахмеджанов Э.Р.- М.,1995 – 320с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн.- М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Система работы с детьми разного возраста.- 384 с.
Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы /под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 128с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.
Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 80с.
Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.



























Утверждено:
__________________ Т.А.Пятак
директор школы
приказ № ___ от «___» _________ 2014г





Заголовок 115