ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО 2014-2018 гг
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
2014-2018 гг
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Наименование программы
«Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО»
Нормативно-правовая база разработки программы
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 28 декабря 2010 г. №2106)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовния, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Приказ Минобрнауки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897; от 6 октября 2009 г.; от17 мая 2012 г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636
Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16 (Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).
Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».
Разработчики
Заместитель директора по учебно-методической работе - Чепухалина В.Н.
Педагог – психолог Лысенко А.М.
Объект психолого-педагогического сопровождения
Обучающиеся средней ступени образования;
педагоги реализующие стандарты ФГОС ООО;
родители детей, обучающихся по новым стандартам
Цель программы
Обеспечение психолого - педагогических условий для успешного обучения и развития каждого обучающегося на средней ступени образования
Задачи
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося и динамику его психологического развития в процессе обучения;
·построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ООО
Сроки реализации программы
5 лет 2014-2018г.г..
1 этап (2014-2015 уч. год):
Ознакомление и изучение нормативных документов;
разработка проекта «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО»;
создание адаптированной комплексной психолого-педагогической диагностики личностных результатов обучающихся на каждом возрастном этапе.
2 этап (2014-2015 уч. год):
апробация программы психолого-педагогического сопровождения;
апробация программ мониторинговых исследований по формированию УУД, личностных результатов;
апробация программ по развитию психолого-педагогической компетенции педагогов, администрации и родителей.
3 этап (2014-2015уч. год):
оценка уровня сформированности УУД у детей при переходе в основную школу;
адаптация детей при переходе в основное звено школы, обеспечение условий успешной преемственности формирования УУД;
психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении и школьной адаптации.
психолого-педагогическое сопровождение учителей, родителей, повышение их психологической компетентности.
4 этап (2015-2016 уч. год):
реализация и контроль динамики результативности реализации программы;
коррекционная и развивающая работа с обучающимися, имеющими трудности в освоении предметных, метопредметных и универсальных учебных действий.
5 этап (2016-2018 уч. год):
итоговый мониторинг результатов освоения обучающимися основной образовательной программы
мониторинг результатов апробации программы.
корректировка программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС
Ожидаемые и конечные результаты реализации программы
реализация программы «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО», с учётом профессиональных возможностей и потребностей школы;
улучшение качества психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ООО
Пояснительная записка
Актуальность.
Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют и ряд новых функций для педагога-психолога образовательного учреждения. Прежде всего, это качество результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создание системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога – психолога в школе.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают: психологическое здоровье не только обучающихся, но и педагогов; индивидуализация образовательных маршрутов; создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа педагога-психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
В проекте программы рассматривается модель деятельности педагога-психолога в условиях сопровождения обучающихся среднего звена школы при реализации новых образовательных стандартов, определяются ценностные ориентиры и содержание универсальных учебных действий, предлагается примерная модель сопровождения учащихся 5-9 классов и диагностическая программа оценки УУД обучающихся 5 классов.
Цель - обеспечение психолого - педагогических условий для успешного обучения и развития каждого обучающегося на средней ступени образования
Задачи:
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ОО
Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка переходом к кризису младшего подросткового возраста (1113 лет, 5 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (1415 лет, 89 классы) характеризуется:
бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевремен-ность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый
Теоретико-методологической основой разработки Программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО стали:
общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская);
основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович);
современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).
Анализ литературных источников позволил определить систему психолого-педагогического сопровождения школьников, которое включает диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу с учащимися. Обобщение современного состояния психолого-педагогического сопровождения учащихся представляет сложную, теоретическую и практическую проблему, не имеющую однозначного ответа (Э.М. Александровская, С.В. Алехина, М.М. Безруких, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, М.М. и Н.Я. Семаго и др.). Были рассмотрены различные концепции психологического сопровождения школьников (Е.И. Казаковой (1995-2001), М.Р. Битяновой (1997), В.Е. Летуновой (1998) и др.).
Разработчик концепции сопровождения Е.И. Казакова положила в его основу системно-ориентированный подход к развитию человека, а важнейшим его положением выступил приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта. Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению: «Сопровождение это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка».
М.Р. Битянова считает, что психолого-педагогическое сопровождение – это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Э.М. Александровская с соавторами определяет психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога.
В данной программе используется концепция психологического сопровождения М.Р. Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи».
Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой:
1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
Данную модель сопровождения можно использовать для организации деятельности психолого-педагогического сопровождения учителями в образовательном учреждении, где не предусмотрена психологическая служба.
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса
Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения.
В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся.
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 2. Диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка. .3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 6. Психологическое просвещение участников образовательного процесса - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Работа с обучающимися.
Профилактическая работа - формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
Выявление обучающихся группы риска, сопровождение одаренных обучающихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
Проведение занятий с элементами тренинга с обучающимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
Консультирование участников образовательного процесса.
Профориентационная работа.
Сопровождение обучающихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
Сопровождение обучающихся с ОВЗ. Работа по созданию образовательной траектории, подбору оптимальной модели инклюзии, созданию ситуации успешности (совместно с другими приглашенными специалистами).
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация обучающихся среднего звена.
Работа с педагогами школы.
На данном этапе основная задача – подбор диагностического инструментария и подготовка педагогов для введения ФГОС.
Основные задачи работы с педагогами:
активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности учителя.
преодоление психологических барьеров деятельности учителя.
активация инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.
Прежде всего, речь идет о внутриличностных барьерах, обусловленных индивидуальными особенностями учителя (личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное восприятие нового). Психологическая помощь призвана изменить отношение учителя и показать, что инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности.
Важной целью является разработка системы психологической поддержки эмоционального здоровья педагогов и развитие творческого потенциала, направленного на адаптацию педагогов к ФГОС второго поколения. Разработан блок работы с педагогами «Эмоциональное здоровье педагога». Даная работа представлена в виде занятий с методами активного социально-психологического обучения.
Программа рассчитана на четыре встречи по 1–2 часа, которые логически связаны между собой. Первая встреча имеет ознакомительный характер, форма занятия семинар-практикум «Что такое эмоционально здоровье и как его сохранить». Вторая встреча – занятие с элементами тренинга «Развитие эмпатических и толерантных качеств в педагогическом коллективе». Третья встреча «Сохранение эмоционального здоровья педагогов методами арт-терапии». Четвертая встреча проходит в форме «Психологической гостиной» и направлена на формирование осмысления профессиональной деятельности и развитие творческого профессионального потенциала.
Данная работа позволяет педагогам не только сохранить свое эмоциональное здоровье, но и повысить уровень психологических знаний и компетентность, а также овладеть навыками саморегуляци и релаксации, выстроить приоритетные ценности, создать здоровую атмосферу в педагогическом коллективе, плавно пройти адаптацию в период реализации стандартов нового поколения. Консультирование педагогов и администрации по вопросам формирования и развития УУД, совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
Работа с родителями.
Просвещение и обучение родителей поддержке развития УУД школьников.
Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.
Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Приоритетные направления работы МАОУ Повадинской СОШ.
обеспечение прав ребенка на качественное, доступное образование, способствующее личностному развитию обучающихся с учетом их склонностей, особенностей, интересов;
развитие системы обеспечения качества образования, совершенствования содержания и технологий преподавания в образовательном процессе, позволяющей достигать оптимальных результатов образовательного процесса;
совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовному, нравственному, физическому развитию ребенка, социализации его в обществе;
формирование культуры здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, вовлечение большего числа обучающихся в спортивно-массовые мероприятия;
введение ФГОС в начальной школе.
Цель общеобразовательного учреждения: развивать систему образования и воспитания в школе в соответствии с требованиями времени, помочь осуществить каждому выпускнику школы своё жизненное и профессиональное самоопределение, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные функции, быть конкурентоспособным.
ППС учебной деятельности
Виды деятельности
Категория участников образовательного процесса
Планируемые мероприятия, формы работы
Сроки проведения
Планируемый результат
Диагностическая работа
Педагоги
Диагностика готовности к введению ФГОС, уровня осведомленности о механизмах реализации ФГОС;
Выявление профессиональных затруднений в период перехода на ФГОС ООО;
Диагностика потенциала учителя при внедрении стандартов;
Сентябрь
Ноябрь
2 раза в год
Формирование мотивационного компонента готовности педагогов,
внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС
Обучающиеся
Диагностика сформированности УУД;
Диагностика на предмет выявления проблемных зон при обучении по стандартам.
1 раз в год
В теч. года
Оценка сформированности разных видов УУД; Выявление возрастных особенностей форм универсальных учебных действий;
Выделение условий и факторов развития универсальных учебных действий в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию;
Родители
Диагностика потенциала семьи в плане помощи в усвоении УУД;
Изучение образовательных потребностей;
Диагностика родительских представлений о социально-психологической адаптации ребенка к переходу в среднее звено;
В теч. года
Психологический мониторинг
Обучающиеся
Мониторинг развития УУД (5)
3 раза
Отслеживание динамики сформированности УУД
Педагоги
Мониторинг степени удовлетворенности внедрением стандартов.
1 раз в год
Родители
Мониторинг удовлетворенности родителей образовательной средой
1 раз в год
Психологическое просвещение
Педагоги
Изучение опыта внедрения стандартов других школ.
Проведение семинаров по обучению педагогов методам и приемам формирования УУД у детей на уроках и во внеурочной деятельности, проектной деятельности; развития коммуникативных навыков, сплочения коллектива класса, повышения мотивации; помощь в улучшении процесса адаптации
По плану метод. Работы учреждения
Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов
Родители
Лектории, посвященные
Особенностям развития подростков, психологической подготовке к ГИА, трудностям в обучении (стендовая информация, изготовление памяток)
В течение каждого учебного года по плану работы с родителями
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей
Психологическое консультирование
Обучающиеся
Определение и корректировка индивидуальных образовательных траекторий с учетом диагностики; помощь по формированию учебных навыков
В течение года
Педагоги
Преодоление психологических барьеров деятельности учителя
По запросу
Снижение уровня психологической тревожности
Родители
По запросу
Экспертное
педагоги
Посещение уроков, внеурочной деятельности
По запросу
Коррекция и развитие
обучающиеся
Программа «Психология общения», развитие познавательных процессов, регуляция поведения
Профилактика
педагоги
«Психологическая гостиная» Задача: формирование осмысления профессиональной деятельности. Поиск новых профессиональных ресурсов, активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности учителя, активация инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы
ППС воспитания и социализации
Виды деятельности
Категория участников образовательного процесса
Планируемые мероприятия, формы работы
Сроки проведения
Планируемый результат
Диагностическая работа
Обучающиеся
Составление социологических карт по классам, составление списков:
Учащихся «группы риска»
Проблемных семей
Многодетных семей
Малообеспеченных семей
Неполных семей
1раз в год
Родители
Индивидуально для родителей детей «группы риска»
По мере необходимости
Психологический мониторинг
Обучающиеся
Ценности ЗОЖ
ежегодно
Все участники
Безопасность образ. среды (система взаимоотношений «ученик-учитель - родитель»
Психологическое просвещение
Педагоги
«Экология и здоровье детей»
По плану метод. работы учреждения
Родители
Лекторий «Как сберечь здоровье школьника»
В течение каждого учебного года по плану работы с родителями
Психологическое консультирование
Все участники
По запросу
Экспертное
педагоги
Посещение
Воспитательных мероприятий, конкурсов, внеурочной деятельности
По запросу
Корекция и развитие.
обучающиеся
Программы: «Перекресток»», «Точка опоры», «Все цвета, кроме черного»
Социальное проектирование
обучающиеся
Проект: «Правовые новости».
Рассматривая психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, следует подчеркнуть, что успешность реализации программы базируется на четком понимании участниками образовательного процесса глубины и важности индивидуализации школьной деятельности, проработки критериев и показателей ее эффективности.
Библиография.
М.А. Кунаш «Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. Волгоград, из-во «Учитель», 2013г. -172с.
Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.
Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.
Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В.. «Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. // Вестник образования. – 2003. - №18. – с.53-66.
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.
Нормативные документы о Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (рекомендации по подготовке к реализации закона). Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 апреля 2013 г. № ИР-170/17 Вестник образования. – май 2013. - №10. – с.13-67.
Устюгова И.А., Сухогузова И.Г., Басуева Г.А., Комылятова И.В. «Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги. Волгоград, из-во «Учитель», 2012г.- 148 с.
Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. М., из-во «Академия» 1995 г. – 123с.
Безруких М.М.«Все цвета, кроме черного»- «Познаю свои способности» - рабочая тетрадь 5 класс; М. изд. Центр «Вентана-Граф», 2014 г.
Макеева А.Г. « Семейная профилактика наркотизма» - Книга для родителей; М. «Просвещение», 2005» г.
Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.; «Все цвета, кроме черного». Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников (пособие для педагогов); М. изд. Центр «Вентана-Граф», 2012 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1.
Календарно - тематический план занятий «Все цвета, кроме черного» 5 класс
№ уроков
Наименование
раздела и темы урока
кол – во часов
примечание
1
2
3
4
1.
Введение.
11
2,3
Режим дня
2
4.
Твоя работоспособность
11
5.
Характеристика внимания
11
6.
Определение устойчивости внимания.
11
7.
Определение переключения и объема внимания.
11
8.
Великая роль внимания.
11
9.
Упражнения на развитие внимания
11
10.
Типы памяти
11
11.
Определение смысловой и механической памяти
11
12.
Зрительная и образная память
11
13.
Упражнения на развитие памяти
11
14.
Пословицы о пользе учебы
11
15
Упражнения на логику
11
16
Занятие с элементами тренинга о вреде курения
11
17
Качества человека
11
18
Характер человека
11
19
Чувства
11
20
Мои увлечения
11
21
Самоконтроль
11
22
Самооценка
11
23
Возникновение способностей в истории человечества
11
24
Откуда берутся способности
11
25
Как развиваются способности
11
26
Мои способности
11
27
Мышление как общая способность
11
28
Моя заветная мечта
11
29
Мои возможности
11
30
Как научиться понимать друг друга
11
31
Организаторские способности
11
32
Коммуникативные навыки
11
33
Как избежать конфликтов
11
34
Познавательная игра «Общение»
11
35
Заключение
1
Итого
35 ч.
Приложение 2.
Проект: «Правовые новости».
ПЛАН РАБОТЫ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
№
Содержание выпусков
Сроки
подготовки
материалов
Ответственные
Выпуск №1
«Закон и ответственность»
1.
Интервью с уполномоченным по защите прав
участников образовательного процесса «О правах участников образовательного процесса»
сентябрь 2014
Лысенко А.М.
2.
Новостной блок о законах и нормативных документах регулирующих права и обязанности подростков
сентябрь 2014
Чепухалина В.Н.
3.
Итоги проведения правовых дней в школе
октябрь 2014
Лысенко А.М.
4.
Репортаж о проведении Дня скорби и солидарности в борьбе с терроризмом.
сентябрь 2014
Чепухалина В.Н.
5.
Репортаж о проведении акции к Всемирному днюпожилого человека
октябрь 2014
Чепухалина В.Н.
Выпуск №2
«Имею право на права»
1.
Международный день толерантности
ноябрь 2014
Чепухалина В.Н.
2.
Всемирный день прав ребенка
ноябрь 2014
Лысенко А.М.
3.
День прав человека
декабрь 2014
Лысенко А.М.
4.
День Конституции Российской Федерации
декабрь 2014
Лысенко А.М.
5.
Итоги проведения правовых дней в школе
декабрь 2014
Лысенко А.М.
Выпуск №3
«Мы выбираем, нас выбирают»
1.
Право на выбор
январь 2014
Чепухалина В.Н.
2.
День защитника Отечества
февраль 2014
Лысенко А.М.
3.
Итоги проведения правовых дней в школе
март 2014
Лысенко А.М.
4.
Интервью с депутатом Совета депутатов г.о.Домодедово Дремовым Ю.В.
февраль 2014
Чепухалина В.Н.
Выпуск №4
«Школа и дети»
1.
Права и обязанности обучающихся
апрель 2015
Лысенко А.М.
2.
«Все о сдаче ГИА и ЕГЭ»
апрель 2015
Чепухалина В.Н.
3.
Интервью с зам. директора по УВР Лукашуком Н.В.
апрель 2015
Чепухалина В.Н.
4.
Репортаж о вузах Москвы и Московской области
апрель 2015
Чепухалина В.Н
5.
Итоги проведения правовых дней в школе
май 2015
Лысенко А.М.
6.
Репортаж о подготовке к Международному дню защиты детей
май 2015
Лысенко А.М.
Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Цель полного курса занятий: повышение эффективности межличностного взаимодействия подростков.
Развивающая цель курса: развитие коммуникативных способностей.
Образовательная цель курса: изучения основных понятий психологии эффективного общения.
Воспитательная цель курса: способствует развитию саморефлексии, этичного поведения, толерантности.
Задачи: способствовать:
формированию положительного образа «Я»
формированию этических норм и правил поведения
развитию коммуникативных навыков
формированию толерантности подростков
повышению эффективности взаимодействия подростков в группе.
формированию групповой сплоченности
Форма проведения занятий
Занятия проводятся по классам. Количество участников: полный класс на занятиях, направленных на разработку символики и правил класса, далее деление на подгруппы 8-12 человек. Занятия организуются на регулярной основе по одному в неделю, в классном кабинете или кабинете педагога - психолога. Каждое занятие проводится по единой схеме. В завершении занятия идет установление обратной связи. В завершении курса занятий обучающиеся должны овладеть и использовать в межличностном взаимодействии навыки терпимого, уважительного отношения к оппонентам общения, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации и противоречия с соблюдением этичных принципов поведения, сформировать навык саморефлексии поведения в различных ситуациях. Как диагностику сформированности навыка саморефлексии поведения можно использовать одно из последних занятий.
Затем педагогом-психологом устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются вначале каждого занятия.
Список правил:
Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать говорящего.
Уважать мнение друг друга.
Я – высказывание.
Безоценочность суждений.
Активность.
Правило «стоп».
Конфиденциальность.
В качестве примера можно предложить следующее тематическое планирование занятий (Приложение 3).
Чем раньше подросток придет к осознанию, пониманию того, что он является отдельной личностью со своими желаниями и что он может существовать в системе отношений с другими людьми, тем раньше он сможет принять на себя ответственность за процесс своего роста. Другими словами, в работе с «трудными» подростками рекомендуется игровая терапия.
Игровая терапия эффективна при решении самых разнообразных подростковых проблем:
снижение агрессивного поведения;
улучшение эмоционального состояния подростков после развода родителей;
улучшение эмоционального состояния подростков, подвергшихся насилию, и заброшенных детей;
улучшение успеваемости подростков с затруднениями в обучении;
коррекция интеллектуального и эмоционального развития подростков;
улучшение Я-концепции;
снижении тревоги при расставании с близкими.
Подростков с девиантным поведением нельзя просто «переделать» или «перевоспитать». Им можно лишь помочь, предоставив самим выбрать способы внутреннего роста. Невозможно предугадать путь их личностного роста, который окажется для них оптимальным. Только позиция, основанная на доверии к подростку, к его безграничным возможностям самореализации, вера в его самостоятельность может оказать благотворное воздействие на его личностное развитие.
Тематическое планирование:
п/п
Название темы
Количество часов
Всего часов
Теоретические занятия
Практи-ческие занятие
1
Вводное занятие
1
1
2
Самоуважение
2
1
1
3
Развитие мотивации к позитивным изменениям в классе
1
1
1
4
Развитие навыков эффективного взаимодействия в малых группах
4
4
5
Развитие навыков межличностных взаимодействий
1
1
6
Развитее навыков невербального общения
2
2
7
Развитие навыков группового взаимодействия
2
2
8
Развитие навыков невербального общения, обучение способам активного слушания
1
1
9
Развитие (поддержание) мотивации к позитивным изменениям в классе
1
1
10
Формирование (поддержание) чувства общности и единства класса
1
1
11
Ломка пространственных барьеров между учащимися
1
1
12
Рефлексия поведения учащихся в классе
2
1
1
13
Развитие навыков эффективного взаимодействия, доверительного отношения к одноклассникам
1
1
14
Развитие навыков эффективного взаимодействия, установления доверительных отношений в группе
5
5
15
Повышение самооценки учащихся, формирование положительного образа одноклассников
2
2
16
Развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций и противоречий
1
1
17
Развитие навыков эффективного взаимодействия и этичности поведения
1
1
18
Саморефлексия навыков этичного поведения
1
1
19
Саморефлексия коммуникативных способностей
1
1
1
20
Саморефлексия поведения, написание плана коррекции собственного поведения
2
1
1
21
Заключительно занятие
1
1
13PAGE 15
13PAGE 14215
Рисунок 2Описание: C:\Users\Ольга\Desktop\правовое телевидение\картинка385.jpgРисунок 5Описание: C:\Users\Ольга\Desktop\правовое телевидение\картинка377.jpgЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 315