Литературно-музыкальная композиция к уроку: «Гори, гори его звезда…», посвященная творчеству Александра Вампилова.


Литературно-музыкальная композиция к уроку: «Гори, гори его звезда», посвященная творчеству Александра Вампилова.
Байтрак Светлана Тимофеевна – учитель русского языка и литературы МБОУ «О(С)ОШ» г.Ангарск Иркутской области
Цель:
Привлечь интерес к книге через сотрудничество;
Заинтересовать учащихся литературой Сибири;
Привлечь учащихся к активной творческой деятельности;
Помочь раскрыть свои таланты, воспитывать любовь и уважение к литературе своей Малой родины и нашей истории.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация « Гори, гори его звезда».

1 слайд: Вступительное слово учителя.
У нас с вами сегодня будет необычный урок
урок встреча
урок раздумьеа, может быть,
урок открытие
Сегодня мы проводим литературную литературно-музыкальная композиция «Гори, гори его звезда», посвященную иркутскому драматургу Александру Вампилову.
Мы будем говорить о нашем современнике Александре Вампилове. Вампилов - лучший драматург своего времени, трагически - случайно погибший накануне того дня, когда ему должно было исполниться 35 лет.
Правду говорят: «Русский гений издавна венчает
Тех, которые мало живут»
Но память о них будет жить вечно!
2 слайд: « Гори, гори его звезда» (на его фоне звучит романс « Гори, гори моя звезда» М.Глинки)
Прозвучал романс М.Глинки. Это был любимый романс сибирского писателя, драматурга А.Вампилова. Имя его известно не только в Иркутской области и в Сибири, но
и далеко за ее пределами.
4 подготовленный ученика представляю биографию Вампилова.
3 слайд: « Кутулик».
Истоки жизни и творчества будущего писателя берут свое начало в сибирском селе Кутулик, что значит с бурятского «Яма». Здесь, 19 августа 1937 года, в дружной семье учителей четвертым по счету ребенком, родился А. Вампилов.
Это был год 100-летия со дня смерти великого русского писателя А.С.Пушкина. В честь его был назван Александром.
Родители:
Мать: Анастасия Прокопьевна Копылова, русская, коренная иркутянка, учитель математики.
Отец: Валентин Никитич Вампилов, обрусевший бурят. Его предками были бурятские ламы. В Кутулике был известной личностью, преподавал русский язык и литературу работал директором Кутуликской школы.
4 слайд:
Воспитывать сына отцу не довелось: вскоре после рождения Александра, Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и расстрелян в 1938 году. Саше в то время едва исполнилось 5 месяцев.
5 слайд:
После гибели мужа Анастасия Прокопьевна осталась одна с 4 детьми на руках, но продолжала работать учителем математики в Кутуликской школе.
6 слайд:
В семье Саша был младшим, и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры.
Рос спокойным ребенком, очень любознательным. Еще в раннем детстве любил книги, которые ему читали братья и бабушка.
7 слайд:
Именно бабушка Александра Африкановна Медведева оказала огромное влияние на детей. В Саше она нашла благодарного внимательного слушателя и ученика. Бабушка рассказывала внуку много сказок и былей. Увлекалась классикой, и любовь к ней передала внукам.
8 слайд:
«В школе Саша ничем не отличался от своих сверстников,- вспоминали близкие. – Получал 5 по литературе и не ладил с немецким языком». «Но было в нем то, что отличало его от других, - вспоминала учительница А.Вампилова Клавдия
Токтонова. – Был он любимцем класса, к его слову прислушивались, говорил он кратко, без лишних слов. Был добрым, внимательным, скромным, похвалу не любил.
«Саша обладал удивительным магнетизмом обаяния. К нему льнули люди. Невозможно даже объяснить, чем же он притягивал к себе. Его редко можно было видеть одного. Всегда вокруг него были друзья, товарищи».
9 слайд:
В доме Вампиловых часто собирались одноклассники. «Саша хорошо играл на гитаре, и немного пел и гитара у него была фамильная – прадедушкина. Увлекался классикой: Бетховен, Глинки, Моцарт. Главным в его репертуаре были старинные романсы. « Пел он их неторопливо, сосредоточенно. Никогда не брался за гитару с маху, после дурашливого веселья или будничного разговора»- вспоминает один из товарищей Вампилова.
10 слайд: Он жил той обычной жизнью, что и его сверстники. Гонял мяч на поляне возле школы, бегал на берег Алят купаться, гарцевал на старой школьной кляче.
11 слайд: Саша увлекался многим: музыкой, спортом, писал стихи, первые литературные пробы. Он читал их друзьям с условием – хранить эту тайну. Но разговоры шли – Саша пишет.
12 слайд: Читает подготовленный ученик
Шаткая калитка
В стареньком плетне,
Всем она открыта,
Но уже не мне.
Прохожу я мимо,
Загляжусь слегка,
Под окном черемух
Белых облака.
Не пойду я ближе,
Постою и тут,
Там меня забыли,
там меня не ждут.
Разнята калитка
Не моей рукой,
И уходит в полночь
Уж не я – другой.
Помню, я калитку
Тихо затворял,
Ласковое имя
Тихо повторял.
Не пойду я мимо,
Загляжусь слегка:
Под окном черемух
Белых облака.
Не зайду я больше
В их густой приют,
Там меня забыли,
Там меня не ждут.
( А.Вампилов)
Желание тайны было обоснованным. Стихи скоро ушли, а способность удивляться миру, доверять жизни - осталась.
13 слайд: « На колхозном поле».
Действительно, много было у него увлечений: верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, импровизированные вечера, долгие споры о литературе при освещении и пламени топившейся печки.
14 слайд: Одним из увлечений А.Вампилова был футбол.
Футбол в Кутулике – это особая статья. Мальчишки играли обычно «трутовым мячом, которым пребольно разбивали носы и ушибали спины». Но случались и серьезные матчи, в которых сражались команды Кутулика и шахтерского поселка Забитуй. «Играли, бывало, часами, до изнеможения, до темноты».
Ездили себе добывать спортивную славу в Зиму. «Ехали без билета, и всю дорогу, до самой Зимы команда вместо разминки бегала от контролеров по вагонам и по крышам вагоновКутуликчане выиграли». Писал много лет спустя свои воспоминания о детстве в « Прогулках по Катулику».
15 слайд: Он был одаренным. Об единодушно говорили все. Саша хорошо рисовал, думали он станет художником. В десятом классе по ролям читали Горького « На дне». Все готовы были слушать только его. Он жадно тянулся к музыке. Самостоятельно
овладел музыкальной грамотой и организовал в школе струнный оркестр.
16 слайд: 1954 год - окончание школы. Александр Вампилов держал экзамен в Иркутский Государственный университет на историко-филологический факультет. Срезался по –немецкому языку. Это его не остановило. На следующий год он вновь сдает экзамен и поступает.
17 слайд: Началась интересная студенческая жизнь. Она поглотила Вампилова с головой. Все в ней было новым: круг друзей, чтения, интересов, мыслей, место и время.
18 слайд: Студенчество 50-60-х годов было, наверное, одним из самых счастливых поколений студентов. Это были годы интересной литературы, становления целой
плеяды молодых сибирских литераторов: В.Распутин, Глеб Пакулов, С. Иоффе, П.Реутский и другие.
19 слайд: (А.Вампилов портрет студенческих лет среди друзей). «Мы звали его Саня. Саня с самого начала студенчества стал лидером среди нас, хотя сам ничего не делал для этого. Может быть, был чуть начитанней всех нас,- вспоминает однокурсник Вампилова, Андрей Румянцев. « Вспоминается сентябрь 1955 года. Группа студентов в колхозе Аларского района недалеко от Кутулика убирала на полях картошку. Дни проходили однообразно за копкой картошки, а вечера ждали с нетерпением. Как-то мы уже легли спать, и Саня спросил, знает ли кто-нибудь из нас , поэта Сергея Есенина. Все только слышали его имя, но никто не читал».
И это было не удивительно. В библиотеках книг Есенина не было, он был долго запрещен, в школе его не проходили. « В темноте притихшего дома Саня начал читать по памяти: « Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа».
Он читал не громко и просто, будто сообщал человеку что-то важное. Он открыл нам что-то хрупкое, нежное, доверчивое. Мы были ошеломлены тем, что прошли мимо такого поэта. Слушали мы Саню и во 2-й вечер и в 3-й.
20 слайд: Уже на первом курсе А.Вампилов стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы.
В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодической печати.
21 слайд: Через год Вампилов зачислен в штат иркутской области газеты «Советская молодежь» и творческое объединение молодых (ТОМ).
22слайд: Еще через год, в 1961 году вышла первая (единственная при жизни) книга юмористических рассказов. Она называлась «Стечение обстоятельств». Правда на обложке стояла не его настоящая фамилия – А.Санин. Что собой представляет книга? Это сборник рассказов. Сюжет прост. «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека». Герои книги – сверстники писателя, живые, не придуманные персонажи. Поставлены они такие ситуации, в такие необычные обстоятельства, что, кажется, и нарочно не придумаешь.
23 слайд: « Финский нож и персидская сирень».
Комичен герой рассказа « Финский нож и персидская сирень». Он шел грабить, но, пораженный очарованием жертвы, влюбился. Сюжет рассказа прост. В один воскресный день из переполненного автобуса за городом вышла толпа народа. Среди прочих людей вышел один молодой человек, лет 19 (зачитать: «Лицо мужественное воспитанию).
Из рассказа мы узнаем, что он в 5 лет лишился родителей. Его воспитывал
дядя, пьяница и вор. Он и племянника воспитал по своему образу и подобию (зачитать: « конечно и безнадежности.) Итак, молодой человек, поглощенный мыслями, кого бы ограбить, увидел в саду девушку в белом платье. Девушка была спокойна, мысль быть ограбленной никогда не приходила ей в голову. «Оленька Белянинаотклонения от нормального» -зачитать.
24 слайд:
В 1964 году была издана первая пьеса А.Вампилова «Дом окнами в поле». Вы видите на экране книгу с одноименным названием. В содержании и оформлении книги присутствует образ распахнутого окна. Именно таким открытым, светлым и обращенным к людям видится внутренний мир А.Вампилова.
В первой его пьесе двое молодых влюбленных, отдернув занавеску, слушают песню, любуются красотой родной земли. В заключительном рассказе в конце книги, опять же, у раскрытого окна, мы встречаем почти столетнего старика, который успевает совершить последний в своей жизни поступок – доброе дело, примирить поссорившихся влюбленных. В книгу вошли и другие пьесы Вампилова: « Старший сын», « Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне» и др.
Многие из них были поставлены в театрах страны, есть фильмы по пьесам, например,
«Старший сын». О чем его пьесы?
Драматург предпочитает говорить в своих пьесах о главном, о том, что важно в любые времена.
25 Слайд: В. Распутин:
«Главный вопрос, который задает себе Вампилов в своих пьесах, останешься ли ты, человек человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где плохо различимы даже противоположности:
любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение».
Сам же Вампилов так говорил о назначении своих пьес:
«Обращая внимание на дурное, автор надеется, что его труд не пропадет даром, и хотя бы в небольшой мере будет способствовать изменению к лучшему». В своих пьесах, как и в рассказах драматург никого не поучает. Зритель, приходя в театр Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь, его, зрителя, исповедь перед самим собой и своей совестью.
Вот такие пьесы умел писать А.Вампилов.
26 слайд: Советы А.Вампилова.
Многие годы драматург записывал в записных книжках своих мысли, фразы, цитаты, которыми потом заговорили его герои. Часто в общежитии, в аудитории, на улице, под шумок разговоров он вынимал тетрадочку и торопливо, коротко записывал, как правило, не услышанное от людей, а собственное, пришедшее на ум в эту минуту.
И мы предлагаем вам взять некоторые советы А. Вампилова.
«Человек должен ходить по земле гордо и легко» был его девиз.
27 слайд:
17 августа 1972 года за 2 дня до своего 35-летия
А.Вампилов трагически погиб на Байкале. По описанию свидетелей, лодка, в которой были Вампилов и его друг писатель Глеб Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов вцепился за днище лодки и стал звать на помощь. Вампилов решил добраться до берега вплавь, и он добрался, коснулся ногами берега, но не выдержало сердце в ледяной воде, разорвалось.
Через несколько дней его хоронили на Радищевском кладбище.
С тех пор каждый год, 19 августа его друзья и все ценители творчества драматурга отмечают день рождение А.Вампилова.
28 слайд:
В 2003 году в Иркутске в сквере Драматического Театра им. Охлопкова, открыт памятник А.Вампилову. Автор, московский скульптур, Михаил Переяславец неслучайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, а Вампилов вечно молодой, как живой вливается в этот поток. «Человек жив, пока жива память о нем».
А мы его помним, это верно. Имя А.Вампилова носит улица Иркутска, теплоход на Байкале, Иркутский областной фонд. В Кутулике расположен дом-музей А.Вампилова и Центральная библиотека Аларского района его имени. В 1987 году имя А.Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.
29 слайд: Заключение. Слово учителя
Вампилова волновало все, что волнует и нас с вами:
почему люди, вошедшие в жизнь молодыми, здоровыми, нравственно сильными, далеко не достигнув и вершины своей судьбы, ломаются и погибают. Как победить процесс нравственной эрозии, как удержаться в убеждениях честных и сильных? Вампилов дает ответ вам, молодым, в своих книгах: « Познай себя, поверь в свои силы, потому что все в твоих руках!»
«Жизнь прекрасна и удивительна» - говорил А.Вампилов. Он любил рассветы и закаты. Любил жизнь во всех ее проявлениях. Он очень любил свою Землю, свой край, Великий Байкал и завещал эту любовь нам.
Храни огонь родного очага.
Но не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
-Храни любовь родного очага!
Его книги живут среди нас и помогают нам верить, надеяться, прощать и любить.
Фрагмент слайдов с сопровождением музыки.
И закончим мы сегодняшнюю встречу стихами Афанасия Фета, которые любил Александр Вампилов. Это красота жизни, которая будет жить вечно! Как будет жить вечно гордость Земли сибирской - Александр Вампилов.
Эмоциональный настрой!
А сейчас, мы зажжем свечу, которая будет символизировать вечность таланта Александра Вампилова, а мы с вами будем частицами этой вечности. Пусть горит свеча в наших руках и хранит в душе каждого память, любовь, красоту и доброту.
(Из рук в руки передается свеча как символ памяти на фоне музыки)

Рефлексия. Беседа с классом. Обмен впечатлениями.
1.Обмен впечатлениями (зачитать)
- 1 ученик.
Книги Вампилова – это жизненные университеты. Вампилов и его герои смотрят на жизнь прямо, честно, не отводя глаз в сторону.
- 2 ученик.
Вампилов откровенно показывает, какое значение имеет в жизни интерес, проявление жизненной борьбы за успех, за карьеру, иногда просто за кусок хлеба.
- 3 ученик.
Я читала книги Вампилова. Он очень близок нам современникам. Это талантливый студент, любимец курса, ловкий, дерзкий и находчивый с девушками, бесшабашный озорник, д. Артаньян, сорвиголова. Не лезет в карман за словом, очаровывает на ходу случайную незнакомку на автобусной остановке, является на свадьбу друзей через окно. И не теряется, когда его гонят из института; пристраивается садовником на даче у состоятельного гражданина.
Вот такой он - герой нашего времени!
- 4 ученик.
Мне понравилась встреча с Александром Вампиловым, с его творчеством. Он любил жизнь. Знал и любил стихи Фета, Тютчева, Есенина. Пробовал сам писать стихи. Очень любил театр. Хочется сказать: «Богата земля иркутская настоящими художниками.
Запланированные мероприятия.
2.Запланировать поездку в музей А.Вампилова г. Иркутск.
3.Поездка на озеро Байкал.























15