Лекционный материал для студентов СПО специальности: 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. Уровни моделирования одежды.


Лекция №2. Уровни моделирования одежды.
В течение XX-ого столетия в моде изменилось практически всё, за исключением самого понятия «мода». Мода на продолжении десятилетий своего развития из ars mineurs (в буквальном переводе «малые искусства», портновские ремёсла) для знатных и титулованных особ, со временем переросла в ars grande («высокие искусства») – подиумы Мира или Высокая мода. То, что было привилегией избранных, становится достоянием масс.
В XX-ом веке, особенно во второй половине, фабричное и поточное изготовление одежды почти вытеснило портновское ремесло с его эксклюзивностью и неторопливостью.
В настоящее время существует несколько уровней моделирования одежды:
Высокая мода – «Haute Couture»;
«Pret - a - porter», в переводе с французского: «готовое платье» - мода на каждый день;
Серийное производство;
Массовое производство одежды;
Индивидуальный пошив одежды.
Термин «Haute Couture» в буквальном смысле слова означает «высокое шитьё». В наши дни под ним понимают создание одежды самого высокого класса и переводят его – как «высокая мода». Исходная задача «От кутюр» - презентация новых направлений моды в костюме, тканях, аксессуарах, реклама, модный образ.
Центром моды «от кутюр» является город Париж во Франции, где находится Палата (или Синдикат) высокой моды. Палата высокой моды определяет статус модельера (член Палаты или член – корреспондент Палаты), занимается организацией показов коллекций Домов высокой моды (в январе и июле), поддерживает связь с прессой и магазинами по всему миру.
Чтобы быть причисленным к Домам «от – кутюр», необходимо соответствовать целому ряду строгих требований: Во-первых, всё производство (центральное ателье, мастерские, магазины) – должны находиться в Париже и таким образом попадать под юрисдикцию французского департамента промышленности. Дом моды обязан представлять коллекции 2 раза в год: в каждом дефиле по 35 платьев для дня и для вечера.
Дома, чьи штаб-квартиры находятся за пределами Парижа, являются членами-корреспондентами Палаты. Сегодня это Versace и Valentino.
Дом от кутюр получает прибыль свыше миллиарда долларов ежегодно, и его штат составляет порядка 5 тыс. человек, в том числе 2 тыс. швей. Как правило, сотрудники имеют узкую специализацию.
Платья от-кутюр выполняются почти целиком вручную и только в одном экземпляре. Каждая модель требует обычно от 100 до 400 часов работы. Выбранные на дефиле костюм или платье являются лишь образцом, а для клиента шьётся новое, идеально подходящее к фигуре (проводят не менее трёх примерок). Поэтому цена платья от-кутюр весьма высока – от 26 тыс. до 100 тыс. долларов. «От-кутюр» одевает состоятельный класс в одежду, которая остаётся уникальной и по художественному совершенству и по мастерству исполнения, и по тому, что всегда носит на себе «авторскую подпись художника».
Сегодня одежду от-кутюр заказывают в среднем 2 тыс. женщин. Часто дизайнеры дают модели от-кутюр напрокат звёздам кино или другим известным личностям – просто в целях рекламы.
Сегодня помимо одежды жизнь Домов от-кутюр в основном поддерживается сложной индустрией производства парфюмерии, косметики, аксессуаров и даже запуском линий прет-а-порте.
Однако модели «Haute Couture» ещё не мода, это квинтэссенция будущей модной линии в одежде. Идеи заложенные в них, значительно упрощаются, перерабатываются с учётом возможностей массового производства и становятся доступными широкому кругу потребителей.
«Pret - a - porter» - Направление развития современного костюма, ориентировано на промышленное производство одежды и рассчитано на массового покупателя. Показы коллекций «Pret - a - porter», проводятся два раза в год.
С момента появления индустрии готового платья (фр. Pret - a – porter) она прошла путь от производства низкосортной дешевой продукции до чрезвычайно сложной и многообразной системы изготовления одежды. В рамках Pret - a – porter сформировались свои центры моды, круг модельеров и клиентов, а также тонкая градация качества и цен.
В этой индустрии почти нет непосредственного контакта между модельером и клиентом. (Лишь в высокой моде дизайнер иногда создаёт модели для подиума, имея в виду своих постоянных заказчиков). В мире «Pret - a - porter» клиенты большей частью анонимны и никогда не видят автора, его идеи доносит до покупателей реклама и средства массовой информации.
То, что демонстрируется на подиуме является только основной идеей – квинтэссенцией той коллекции, которая поступит в магазины и будет рекламироваться как модное направление. Целый штат специалистов готовит её появление на прилавках.
Вначале определяются, какие именно из моделей коллекции «от-кутюр» войдут в ранг люкс –«Pret - a - porter»де люкс (будут изготовлены всего в нескольких экземплярах – 100 – 200 экземпляров, какие - в классическую категорию (большое количество экземпляров), а какие модели не будут иметь тиражных ограничений (класс прет -а – порте) и будут широко доступны массовому потребителю. В больших Домах (Версаче, Бар-берри, Кельвин Кляйн) не имеют ограничений спортивные линии одежды и линии одежды для отдыха (джинсы, футболки, свитеры) и т.д. Более демократичные марки (“Benetton”) обходятся только моделями, пригодными для массового выпуска (неограниченные тиражи). Одежда, не имеющая тиражных ограничений, как правило поступает в крупные мультибрендовые магазины, (масс-маркет), а ограниченные тиражи продаются либо в фирменных магазинах Домов моды, либо в бутиках (для которых ассортимент отбирают закупщики (байеры).
После официального показа коллекции на подиуме, Дом моды продолжает работу со стилистами и журналистами. Они отбирают одежду на съёмки. Они, собственно и будут формировать образ будущих весны, лета, осени и зимы.
Благодаря фотографиям и стилистам в моду входят не отдельные нововведения модельеров, а определяют стиль и законченный образ.
Когда дело касается массового производства, предпочтение отдаётся моделям классических силуэтов, тканей и дизайна, проверенного временем, к которым лишь в каждый модный период добавляют модные детали (пример – джинсы).
Если на заре становления индустрии прет – а - порте (начало XX в.) одежда производилась только под маркой фабрики или сети универмагов, то по мере её развития готовое платье делается всё более разнообразным и у него появляется автор – дизайнер. В последней четверти XX столетия, и по сей день, многочисленные названия фирм, модных линий и имена дизайнеров прет -а- порте почти не поддаются подсчёту. Столь же многообразны и предлагаемые широкой публике виды стилевых решений одежды.
Итак, в прет -а- порте все иначе – большой тираж каждой вещи, простота и не притязательность, недорогой материал, относительно доступные цены. Показы коллекций «Pret - a - porter» проводятся два раза в год (направления моды).
Особенности массового и индивидуального производства одежды.
Одежда, рассчитанная на широкий круг потребителей, относящаяся к классу бытовой одежды, выпускается двумя способами:
В системе швейной промышленности - массовое производство и серийное;
В системе бытового обслуживания - индивидуальный пошив на конкретного заказчика с учётом его требований.
Основной объём всей производимой одежды выпускается массовым тиражом большими швейными предприятиями. Новые модели одежды для массового производства разрабатываются в Домах моделей или экспериментальных цехах художниками - модельерами, которые учитывают эстетические требования современной моды, маркетинговую ценность проектируемых изделий, рациональность и экономичность их производства.
Массовое производство бывает массовым и серийным.
Массовое – производство, производящее большое количество (тыс., дес. тыс.) однотипных изделий. Такому производству свойственны разделения труда и использование разного оборудования.
Серийное – производство, выпускающее изделия сериями, чередующимися партиями от 300 до 500 ед. - малые серии, от 500 до 2000 ед. - крупные серии.
Для массового производства одежды разрабатываются модели с преобладанием устоявшихся, классических форм, которые не смогут быстро выйти из моды, в то время как для серийного - характерна разработка более острого решения моделей одежды с включением наиболее модных элементов.
Моделирование изделий для промышленного производства выдвигает особые требования: изделие должно быть экономично, технологично (что ограничивает возможности создания художественной формы), должно способствовать экономии сырья и трудозатрат, а также затрат времени на перестройку технологического процесса при переходе от выпуска одной модели к другой.
Если эти условия учтены, и модель отвечает всем требованиям она запускается в производство.
Модельеры - конструктора разрабатывают конструкцию новых моделей и создают комплекты лекал для их раскроя на несколько стандартных типовых размеров. Инженеры технологи описывают технологический процесс изготовления этих моделей. По лекалам производится раскрой деталей изделий, которые затем отшиваются на специальном оборудовании согласно технологическому описанию.
Произведённая таким образом одежда, удовлетворяющая требованиям качества поступает в продажу.
Индивидуальное производство одежды - это изготовление единичных изделий в ателье, домах быта, или в домашних условиях. В этом случае разделение труда или совсем отсутствует или не столь масштабно как в массовом производстве одежды.
Если в условиях массового производства художник создаёт вещь на «обобщенный» тип потребителя, учитывая лишь существующие варианты типовых фигур, то индивидуальное моделирование всегда связано с конкретным обликом человека, для которого создаётся изделие. Здесь проявление ярко выраженной индивидуальности — естественно и логично.
В индивидуальном моделировании есть свои трудности, связанные с необходимостью создания моделей на фигуры с отклонениями от типовых. В таких случаях модельер должен не только создать изделие по фигуре, но и по возможности скрыть недостатки.
Процесс индивидуального изготовления одежды, производимой вшвейном ателье включает следующие этапы стр.13 (новый Бердник). Этапы промышленного производства одежды – Рачицкая стр. 178.