Конспект занятия для обучающихся студии моды Стиль по теме: Национальный хакасский костюм — сокровище коренного народа Хакасии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей г. Абакана
«Центр детского творчества»
Занятие с мультимедийным сопровождением
по курсу «Конструирование, моделирование
и технология изготовления одежды»
Раздел: «Народный костюм и современная одежда»
Тема: «Национальный хакасский костюм – сокровище коренного народа Хакасии»
Возраст обучающихся 14 -17 лет
Педагог дополнительного образования:
Иванова Людмила Ивановна
2014-1015 учебный год
Тема: «Национальный хакасский костюм –
сокровище хакасского народа»
Цель:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с традициями, тенденциями, историей хакасского национального костюма.
- Познакомить с особенностями технологии изготовления и декорирования хакасского национального костюма.
Развивающие:
- Развивать умение владеть навыками работы с электронными информационными ресурсами, умение извлекать информацию.
- Развивать умение работать самостоятельно и в группе, вступать в беседу, умение, высказывать свое мнение, уважать мнение других.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к истории, традициям, обычаям коренного народа Хакасии.
- Воспитывать любовь к Родине.
Тип урока: комбинированный.
Методы: деятельный, практическая работа, взаимообучение, презентация.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, стенд для эскизов, магнитофон.
Зрительный ряд: презентация к уроку, буклеты «Хакасский национальный костюм – сокровище коренного народа Хакасии».
Литературный ряд: учебное электронное пособие «Традиции, тенденции, история национального хакасского костюма», карточки с заданиями.
Музыкальный ряд: фонотека хакасской фольклорной музыки.
Материалы: бумага формата А-4, карандаши, фломастеры.
Продолжительность занятия – 90 минут.
Описание этапов занятия
№
Структура занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
1.
Организационный момент
( 2 минуты)
Слайд 1. Приветствие
Проверка готовности
учащихся к занятию
Организация рабочего места
2.
Актуализация
темы занятия
(3 минуты)
Слайд 2. Хакасия, край мой!
Ты в центре Сибири,
Там, где в Саянах шумит Енисей!
Чудо природы, ты лучшая в мире!
Создана богом на благо людей!
В. М. Торосова
Педагог: «Есть волшебное место на карте Земли с названием Республика Хакасия. Место, хранящее в своих недрах легенды прошлого и настоящего. Место, являющееся самым загадочным на планете. А расположилось это уникальное место в укромном уголке - на юге Сибири, между Республиками Тыва и Алтай. Это наша Хакасия, это наш родной край.
Слайд 3. Хакасию называют сибирской Швейцарией. Красота этих мест покоряет каждого, кто сюда приезжает. И мы, жители Хакасии, не устаем удивляться красоте и разнообразию природы родных мест: это бескрайние степные просторы, это неповторимая величественная красота тайги, это край суровых гор, синих озер, буйных рек это памятники древних цивилизаций.
Слайд 4. Среди степей, курганов древних,
В объятьях гор, где солнце спит,
Надев платочек неба голубого,
Красавица Хакасия стоит.
П.Ф. Соколов
Слайд 5. Но наша малая Родина уникальна не только живописными местами. Богата наша земля своей историей, культурой, традициями коренного народа, которые мы с вами должны сохранить. Ведь, чтобы любить и гордиться своей Малой Родиной, нужно исследовать и изучить наследие предков, помнить историю и культуру коренного народа, беречь и сохранять свой родной богатый историей и природой край.
Слайд 6. Без памяти нет традиций,
Без традиций нет культуры,
Без культуры нет воспитания,
Без воспитания нет духовности,
Без духовности нет личности.
Без личности нет народа,
как исторической личности.
Т.К. Волоков
Нас с вами, как дизайнеров одежды, прежде всего, интересует традиции, тенденции, история национального хакасского костюма, который заслуженно называют сокровищем народа».
Восприятие
Просмотр слайд
3.
Формирование знаний
(8 минут)
Слайд 7. Педагог: «Исследуя историю хакасского национального костюма, восхищаешься её своеобразием и самобытностью, талантливостью, художественной неисчерпаемостью и трудолюбием хакасской женщины – хранительницы домашнего очага, создавшей неповторимую одежду для всей семьи.
Полный восторг вызывают хакасские изделия, украшенные национальной вышивкой, где прослеживается самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворное изящество и оригинальность орнаментов, разнообразие применяемых технологий.
Слайд 8. Вышивка – один из самых ярких видов украшения хакасского национального костюма. Создавалось вышивальное мастерство хакасов веками и связано оно с историей народа,
его обычаями, обрядами, с традиционной жизнью хакасов. Искусство вышивки, ее традиции передавались по наследству от матери к дочери. Это творчество самобытно, интересно, разнообразно и очень привлекательно для современных модельеров одежды.
Слайд 9. Неотъемлемой частью женского хакасского костюма является нагрудное украшение - пого (момах). Пого относится к одному из дорогостоящих украшений, которое передавалось по наследству. Пого готовили женщины на свадьбу своим дочерям. Согласно хакасским традициям, одевание пого на свадьбу было связано с культом богини Умай, которая якобы дарует души детей.
Слайд 10. Очень удивляет нас, как дизайнеров, простое конструктивное решение покроя одежды, инженерное совершенство конструкций, где все соответствует назначению, и нет ничего лишнего, а в результате не просто одежда, а произведение искусств.
Слайд 11. «Кип азах» - так по хакаски называется одежда и означает – «жилище для души». Хакасы считали свою одежду таким жилищем и использовали ее как своеобразный оберег от злых духов. Каждая деталь, строчка и неповторимые украшения в хакасском национальном костюме связаны с народными воззрениями о сохранении души человека.
Наша задача сохранить эти тенденции в современном костюме.
Как это сделать? Как вы думаете?»
Диалог с учащимися
Слайд 12. Педагог: «Мы с вами вполне можем создать коллекции современных моделей с элементами хакасского национального костюма, в стиле «Этно» и продемонстрировать их на подиумах театров мод. Но, чтобы этот стиль выдержать, чтобы коллекции получились глубокими, содержательными, одновременно этническими и современными, выразительными и ненавязчивыми, чтобы каждая модель могла вдохновить окружающих, необходимо исследовать и детально изучить обычаи, традиции, тенденции хакасского национального костюма. Без глубокого изучения традиций, хранимых народным искусством, невозможно прогрессивное развитие современного костюма. Понимая это, нельзя оставаться равнодушным к своим национальным корням». На практической части занятия вам предстоит изучить особенности хакасского национального костюма и традиции, связанные с хакасской одеждой»
Восприятие
Просмотр слайд
Беседа с педагогом
4.
Индивидуаль-ная самостоятель-ная практическая работа учащихся по карточкам с электронным учебным пособием «Традиции, тенденции, история хакасского костюма» - изучение материала о хакасском национальном костюме
(15 минут)
Слайд 13.
Инструкция выполнения практической работы с электронным учебным пособием.
Педагог: «Я вам предлагаю начать свое исследование с индивидуальной практической работы по вариантам, используя электронное учебное пособие «Традиции, тенденции, история хакасского национального костюма»».
Аннотация к электронному учебному пособию «Традиции, тенденции, история хакасского национального костюма». Изложенный материал в 20-и разделах электронного пособия, адаптированный для детей, знакомит учащихся с традициями хакасского народа, с основами хакасской костюмной композиции, с особенностями конструкции, технологии изготовления и декорирования хакасской одежды разного ассортимента. Многочисленные фотографии и иллюстрации делают теоретический материал наглядным, ярким и доступным.
Слайд 14. Вариант №1. Собрать материал по теме «Женское платье - когенек и женский головной убор – платок» в соответствующих разделах электронного пособия, зафиксировать полученные знания в виде фор - эскиза.
Вариант №2. Собрать материал по теме «Безрукавка – сигедек и женские ювелирные украшения» в соответствующих разделах электронного пособия, зафиксировать полученные знания в виде фор - эскиза.
Вариант №3. Собрать материал по теме «Зимняя одежда хакасов и женские рукавицы – мелей» в соответствующих разделах электронного пособия, зафиксировать полученные знания в виде фор - эскиза простой женской шубы – протых тон.
Каждый учащийся получает карточку с темой и лист с шаблоном женской фигуры для создания эскиза (приложение 1, 2, 3).
Учащиеся открывают на компьютерах электронное пособие «Традиции, тенденции, история хакасского национального костюма». По содержанию учебного электронного пособия обучающиеся находят раздел в соответствии со своим заданием, собирают информацию по заданной теме и создают эскиз хакасской одежды.
Для сбора полной информации для своего задания необходимо дополнительно открыть раздел «Кип - азах» и просмотреть фотоальбомы: «Чон - узы», «Пого», «Эскизы юных дизайнеров».
Электронное пособие в данной работе служит как настольная книга, как наглядное пособие.
Отбирают информацию из электронного учебного пособия в соответствии с заданием в карточке.
Кратко описывают конструктивные и декоративные особенности данного вида хакасской одежды.
Анализируют собранную информацию.
5.
Физ. минутка
(2 минуты)
Слайд 15. «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» Л.Н. Толстой
Вы устали? Дружно встали! (Музыкальная переменка)
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шестьза столик сесть опять
Выполняют физические упражнения
5.
Эскизирование
(15 минут)
Над эскизами учащиеся работают
самостоятельно, индивидуально.
Чтобы учащиеся настроились на спокойную и вдумчивую творческую работу, можно включить приглушенную хакасскую этническую музыку (приложение 4). Музыкальный фон вызывает положительный эмоциональный всплеск воображения и настраивает на осмысленное, глубокое, позитивное творчество.
Эскизы традиционной хакасской одежды, выполненные на занятии, в дальнейшем служат конспектом для будущих творческих работ по созданию стилизованных моделей в этническом стиле.
Создают эскизы хакасского костюма по заданию в карточке
ПЕРЕМЕНА
6.
Словарная работа
Лексика традиционной хакасской одежды.
(5минут)
Слайд 16. Педагог: «Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Словарь – справочник электронного учебного пособия называется: «Наименование традиционной хакасской одежды». Справочник комментирует и знакомит с лексикой хакасской традиционной одежды: с терминами деталей хакасской одежды, с элементами декора хакасского национального костюма, с предметами быта. Родной хакасский язык – это душа нации. Через язык, через хакасские слова приходит понимание национального характера народа, самобытного неповторимого художественного творчества и нравственной духовности хакасского народа».
Учащимся предлагается открыть словарь-справочник электронного учебного пособия прочитать термины на хакасском языке и подписать на эскизе наименование деталей одежды, деталей кроя, элементов декора на хакасском языке.
Работают с учебным справочником
«Наименование традиционной хакасской одежды».
7.
Формирование групп
(2 минуты)
Организация групп.
Учащиеся объединяются в группы по вариантам для коллективной презентации своего варианта хакасской одежды.
Формирование групп по вариантам для коллективной презентации эскизов хакасской одежды.
8.
Подготовка презентации
эскизов
национальной хакасской одежды
(15 минут)
Слайд 17. Педагог: «Эффективная подача презентации достигается за счет выполнения 4-х этапов:
Планирование структуры доклада.
Формулирование доклада.
Оформление презентации (выставки).
Презентация – абсолютное владение данной темой, максимальное привлечение внимания к теме».
В группах учащиеся:
Обменива-
ются собранными ими сведениями о данном виде хакасской одежды;
Определяю
структуру и основные моменты доклада;
Составляют
доклад с использованием названий деталей одежды, элементов декора хакасского костюма на хакасском языке;
выбирают
одного или нескольких докладчиков;
оформляют выставку эскизов на стенде.
9.
Презентация эскизов национальной хакасской одежды.
(15 минут)
Педагог комментирует выступления докладчиков.
Выбирает лучший эскиз, который может дополнить фотоальбом электронного пособия «Традиции, тенденции, история хакасского костюма».
Представители от каждой группы презентует вариант национальной хакасской одежды.
Учащиеся задают вопросы докладчику.
10
Заключение.
Слайд 18. Педагог: «Изучив характерные признаки и особенности хакасского национального костюма, вы можете смело браться за проектирование своих авторских стилизованных моделей в этническом стиле.
Слайд 19. Преобразовывая и трансформируя изученный материал в более обобщенные образы, заимствуя основные черты национального хакасского костюма, сочетая национальную самобытность с модными направлениями в современном костюме, вы можете создавать принципиально новые оригинальные формы одежды и проектировать эксклюзивные коллекции современной одежды в этническом стиле.
Слайд 20. Пусть хакасский национальный костюм станет для вас неиссякаемым источником творчества, который вдохновит на художественно-творческую активность в области дизайна и проектирования одежды. Слайд 21. Слайд 22.
Восприятие.
Просмотр слайд
11
Рефлексия
(6 минут)
Слайд 23. А теперь поделитесь мнениями о занятии. Прошу продолжить фразу:
Мне было интересно
Мне было трудно
Теперь я могу
Я научился
Меня удивило
Мне захотелось
Формулируют свое мнение
12
Домашнее задание
(2 минуты)
Фотоальбомы учебного электронного пособия «Традиции, тенденции, история хакасского национального костюма» могут постоянно дополняться и обновляться фотографиями и эскизами творческих работ учащихся. С этой целью я предлагаю в качестве домашнего задания создать творческие эскизы традиционной хакасской одежды разного ассортимента, а также, авторские стилизованные модели в этническом стиле. Буклет «Хакасский национальный костюм – сокровище коренного народа Хакасии», как краткий конспект, будет направлять, подсказывать и сопровождать домашнюю творческую работу (приложение 5).
Учащиеся слушают и записывают домашнее задание.
Литература
1. Абдина Р.П. Наименования традиционной хакасской одежды. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2011. – 32с.
2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996. – 87с.
Заголовок 715