Рабочая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи для 1 класса
Рабочая программа
по развитию речевого слуха и
формированию произносительной стороны устной речи
для 1 класса
(первоначальный период обучения)
1 чел. -102ч. в год (3 ч в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие у глухих словесной речи в устной форме (лексика, фонетика, грамматика, орфоэпия) предполагает формирование навыков её восприятия и воспроизведения. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется в условиях широкого использования развивающегося остаточного слуха глухих школьников.
Программа индивидуальных занятий рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю). Индивидуальные занятия вводятся в сетку общего школьного расписания: первая половина занятия отводится для работы над произношением, вторая половина – на слуховую тренировку, направленную на развитие речевого слуха. В начале учебного года 2 часа отводится на обследование слуха обучающихся на три группы слов, на 20 слов, произносительных навыков обучающихся. Цель – проверить навыки учащихся в опознавании слов на слух, их возможности. С помощью педагогических методик уточняется состояние нарушенной слуховой функции, выявляется резерв тонального и речевого слуха, подбирается оптимальный режим работы звукоусиления с помощью стационарных устройств.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Рабочая программа составлена на основе программы по развитию речевого слуха Е.П. Кузьмичёвой, И.Ф. Федосовой( Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида.- М.:- Просвещение, 2006).
В программе отражены задачи развития речевого слуха формирования произношения у неслышащих учащихся на первоначальном периоде, к которому относится 1 класс.
Определяющая задача первоначального периода - создание базы для развития у глухих детей речевого слуха, выявление резервов тонального и речевого слуха.
Коррекционно-педагогические задачи:
Обучение правильному использованию электроакустической аппаратуры.
Различение и опознавание на слух программного речевого материала, состоящих из слов, словосочетаний и фраз.
Выделение из речевого потока слов, произнесённых голосом разговорной громкости.
Приобретение навыков дифференцированного восприятия речевого материала.
Восприятие на слух слов как речевых сигналов.
Работа по развитию речевого слуха, прежде всего, предусматривает формирование у детей речевого поведения на основе активного использования развивающегося слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном применении различных типов электороакустической аппаратуры (стационарных устройств, слуховых аппаратов). Активное речевое поведение проявляется в умении глухого школьника вступать в контакт со слышащими людьми. Для этого уровень слухо-зрительного восприятия речи и владения её произносительной стороной должен быть достаточно сформирован.
Содержание работы по развитию речевого слуха - обучение учащихся различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги. Глухие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь взрослого, товарищей), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы, узнавать отдельные элементы в словах, впервые предлагаемых на слух, по которым смогут воспроизвести слова приближённо или точно.
Ученики первого класса учатся различать, опознавать и воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова. С первого полугодия первого класса начинается обучение восприятию на слух текстов. Тексты в основном состоят из слов, знакомых по звучанию. Постепенно в них включаются незнакомые по звучанию слова. Школьники учатся, прежде всего, пониманию основного содержания текста.
Основные способы восприятия - слухо-зрительный и слуховой. Если учащиеся не знают состава слова, как вспомогательные средства могут быть использованы дактильная форма речи и таблички с печатным текстом.
Межпредметные связи - речевой материал учащимся знаком по содержанию с общеобразовательных уроков (русский язык, математика, чтение и др.), связан со словарём обиходно-разговорного характера и соответствует речевому уровню учащихся, доступен слуху учащихся по своим физическим характеристикам.
Использование различных видов работ, способствующие уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух, и поддержанию у обучающихся интереса к занятиям:
составление аппликаций;
работа с разрезными фигурками;
работа с рассыпным текстом;
слуховые ( слухо-зрительные, зрительные) диктанты ;
выполнение поручений;
слухо-речевые игры.
В тексте программы встречаются термины, раскрывающие особенности работы по развитию речевого слуха у глухих школьников.
Речевой материал, знакомый по звучанию, - это материал, неоднократно воспринимающийся учащимися в разных модальностях – слухо-зрительно и на слух.
Речевой материал, незнакомый по звучанию,- это материал, предъявляющийся школьникам сразу на слух, без предварительного слухо-зрительного восприятия.
Различение – восприятие на слух учащимися речевого материала, знакомого по звучанию. Различение осуществляется в ситуации, ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, табличек с написанными словами и т. д.
Опознавание – восприятие учащимися на слух речевого материала, знакомого по звучанию, вне ситуации наглядного выбора.
Содержание тем.
№
п/п Тема Кол.час.
1 чел.
1 Обследование слуха 2
2 Организация занятия. 12
3 Организация учебной деятельности. 24
4 Математические представления. 14
5 Семья 13
6 Мой класс. 9
7. Столовая 21
Всего: 95
Темы контрольных работ.
1. I четверть: «Организация занятия», «Организация учебной деятельности» 1
2 II четверть: «Организация учебной деятельности», «Математические представления» 1
3 III четверть: «Организация занятия», «Семья», «Мой класс», «Столовая» 2
4 IV четверть: «Столовая», «Моя семья» 1
5 Итоговая к/р за год 2
Всего: 7
Итого: 102
Календарно-тематическое планирование
I четверть (1 чел. - 27 ч.)
Кол.час. Сроки Тема Задача Содержание речевого материала Виды работ Наглядность
2 Обследование слуха Проверить навыки учащихся в опозна-вании слов на слух, их возможности. 3 группы слов, 20 слов 6 Организация занятия Различать и опозна-вать на слух рече-вой материал по те-ме. 3 Организация учебной деятельности
Различать и опозна-вать на слух назва-ния учебных при-надлежностей. Ручка, тетрадь, карандаш, бумага, кисточка, книга, пластилин, альбом, клей
Восприятие слов на слух, сл/зр
Игра Угадай, что там?»
-Зрит. Диктант Учебные вещи
Таблички
Картинки
9 Организация учебной деятельности
Различать и опоз-навать на слух по-ручения, вопрос. Возьми ручку, ( тетрадь,…)
У тебя есть ручка (тетрадь,..)?
Дай карандаш (бумагу,..) Я взял(а) ручку (тетрадь,..)
У меня есть ручка(…).
Возьми (на) карандаш (бума-гу. ..)
У меня нет карандаша (..) Выполнение поручений.
Составление предложений.
Игра «Верно-неверно»
-Зрительный диктант Таблички
Картинки
Учебные вещи
3 Математические представления. Различать и опоз-навать на слух названия чисел 1-10 Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять -Восприятие чисел на слух, слухо-зрительно.
-Игра «Угадай число», «Сколько там?
-Слуховой дикт.
-Зрительный дикт. Цифры
Таблички
Дид. игра
3 . Математические представления. Различать и опозна-вать на слух приме-ры. Плюс. Минус. Будет
3+3, 5-2 и др. Составление примеров по действию, по картинке.
-Зрительный диктант
Подготовка к контр.диктанту. Цифры
Карточки
Таблички
Счётный материал
1 Контрольный слуховой диктант
Проверить уровень усвоения обучаю-щимися речевого материала на слух за 1 четверть. Возьми ручку.
2+3, 7-4
Попроси бумагу.
Дай карандаш.
Поздоровайся
Мальчик взял книгу (при выборе)
Здравствуйте.
Аппарат работает?
Что ты будешь делать?
У тебя есть ручка? Слуховой, слухо-зрительный, зрительный диктант Учебные принадлежности
Всего – 27 час.
II четверть (1 чел. - 21 ч.)
Кол.час. Сроки Тема Задача Содержание речевого материала Виды работ Наглядность
6 Организация учебной деятельности
Различать и опоз-навать на слух по-ручения. Покажи ручку (карандаш, …)
Попроси карандаш (ручку, …)
Попроси бумагу и карандаш.
Убери карандаш, (тетрадь, …)
Вот ручка (карандаш)
Дай(те) мне карандаш (…)
Дай(те) мне бумагу и карандаш.
Я убрал(а) карандаш, (…) -Выполнение поручений.
-Игра «Угадай,
-Зрительный диктант Учебные вещи, таблички,
картинки
6 Организация учебной деятельности
Различать и опоз-навать на слух текст. Вова дал карандаш и бумагу. Ира взяла карандаш и бумагу. Ира будет рисовать. -Восприятие текста на слух.
-Различение на слух отдельных предложений
-Зрительный диктант
Картинки
таблички
3 Математические представления. Различать и опозна-вать на слух пору-чения. Возьми три карандаша (две ручки).
Попроси пять ручек (…)
Нарисуй четыре ручки и 1 карандаш. -Восприятие поручений на слух.
-Выполнение поручений.
-Зрительный диктант Уч. вещи
таблички
5 Математические представления. Различать и опозна-вать на слух тексты- задачи. -Возьми одну книгу. -Возьми пять тетрадей.
-Возьми ещё три книги. – Убери одну тетрадь.
-Сколько книг стало? - Сколько тетрадей осталось?
- Запиши. - Запиши. -Восприятие поручений на слух.
-Выполнение поручений.
-Зрительный диктант. Подготовка к диктанту.. Подготовка к контр.диктанту. Уч. вещи
таблички
1 Контрольный слуховой диктант Проверить уровень усвоения обучаю-щимися речевого материала на слух за 2 четверть. Попроси карандаш.
Девочка взяла карандаш и бумагу (при выборе)
Возьми пять ручек.
Что взяла девочка? (по картинке)
Убери ручку и тетрадь.
Девочка рисует. (по картинке)
Мальчик взял книгу (при выборе)
8 Возьми три книги и одну тетрадь.
9 Убери одну тетрадь.
10 Покажи бумагу. Слуховой, сл/зр диктант
Выполнение поручений. картинки
Уч. вещи
Всего – 48 час.
III четверть (1 чел. - 30 ч.)
Кол.час. Сроки Тема Задача Содержание речевого материала Виды работ Наглядность
6 Организация
занятия Различать и опознавать на слух речевой материал. Какое сегодня число?
Какое вчера было число?
Какое завтра будет число?
Кто сегодня дежурный? Сегодня завтра, вчера
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Был(о, а), будет --Восприятие вопросов на слух.
-Ответы на вопросы.
-Зрительный диктант Таблички
календарь
10 Семья Различать и опознавать на слух речевой материал по теме. Как тебя зовут?
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь?
Скажи свой адрес. Меня зовут…
Моя фамилия …
Мне … лет.
Я живу….
Мой адрес… --Восприятие вопросов на слух.
-Ответы на вопросы.
-Зарисовки
-Дополнение предложений
-Ведение диалога с учителем.
-Зрительный диктант Таблички
рисунки
Фигурки детей
3 Мой класс Различать и опознавать на слух речевой материал по теме. В каком классе ты учишься?
Как зовут твою учитель-ницу?
Сколько человек в классе? Я учусь в первом классе.
Мою учительницу зовут ...
В классе … человек. --Восприятие вопросов на слух.
-Ответы на вопросы.
-Зрительный диктант Таблички
Картинки
Фигурки детей
6 Мой класс Воспринимать на слух текст, отдельные предложения, слова. Класс. В классе три мальчика и три девочки. Ребята взяли книги. Они читают. -Восприятие текста на слух.
-Различение на слух отдельных предл.
Картинки
таблички
3 Столовая Различать и опознавать на слух названия продуктов питания, столовых приборов. Ложка, вилка, тарелка, нож, чашка, суп, каша, картофель, рыба, мясо, хлеб, чай, молоко, компот, сок, кофе. -Восприятие слов на слух, сл/зр
-Игра «Угадай, что там?»,
-Зрительный диктант.Подготовка к контр. Диктанту. Картинки
таблички
2 Контрольный диктант Проверить уровень усвоения обучаю-щимися речевого материала на слух за 3 четверть. Какой сегодня день недели? 14. В каком классе ты учишься?
Как тебя зовут? 15. Где ты живёшь?
Скажи свой адрес.
Сколько тебе лет?
Как твоя фамилия?
Кто завтра дежурный?
Сколько в классе человек?
Какой сегодня день недели?
тарелка и ложка.
Как зовут твою учительницу?
В классе 6 человек (по картинке)
Ребята читают (по картинке)
13. У тебя есть вилка? Картинки
календарь
Всего – 78 час.
IV четверть (1 чел. - 24 ч.)
Занятие Сроки Тема Задача Содержание речевого материала Виды работ Наглядность
3 Моя семья Различать и опознавать на слух речевой материал по теме. Сколько человек в семье?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу? Семья, папа, мама, брат, сестра
Три (четыре) человека
Мою маму зовут …
Моего папу зовут… -Различение вопросов на слух, сл/зр, зрительно.
-Ответы на вопросы.
-Составление рассказа. ффотографии
картинки
т
3 Столовая Различать и опознавать на слух поручения, вопросы Возьми (попроси, дай) ложку (вилку …)
У тебя есть ложка (вилка)?
Положи … на тарелку. Возьми(те)
Дай(те) мне …
У меня есть …
У меня нет ложки,… -Различение на слух поручений.
-Ответы на вопросы.
-Составление диалога
-выполнение поручений.
-Игра «Накрой на стол» Таблички
картинки
посуда
3 Столовая Воспринимать на слух текст. Наташа и Марина дома. Наташа лепит. А Марина рисует. Наташа лепит чашку и тарелку. А Марина рисует ложку и вилку. -Восприятие на слух текста.
-Дополнение предложений. Картинки
таблички
6 Столовая Различать и опознавать на слух поручения, вопросы Ешь суп (…)
Пей молоко (чай)
Налей … в тарелку. Суп, каша, картошка, рыба, мясо, хлеб, чай, молоко, компот, сок, кофе -Различение на слух поручений.
-Игра «Угадай, что сегодня на обед» Картинки
таблички
3 Столовая Различать и опознавать на слух вопросы. Ты хочешь есть?
Ты завтракала (обедал..)?
Скажи спасибо.
Ты сказал спасибо?
Я хочу (не хочу) есть.
Да, я завтракал. Нет, не завтракал.
…, спасибо. -Различение и опознавание вопросов на слух.
Картинки
таблички
3 Столовая Воспринимать на слух диалог. -Вова! Иди обедать.
-Я не хочу есть.
-Пора обедать.
-Я не буду есть суп.
-Ешь, суп вкусный. -Восприятие на слух диалога.
1 Контрольный урок за четверть Проверить уровень усвоения речево-го материла на слух за 4 четверть Как зовут маму?
Попроси вилку.
У тебя есть тарелка?
Возьми тарелку.
Сколько человек в твоей семье?
Убери посуду.
Возьми нож.
Положи хлеб на тарелку.
Ты любишь суп?
Дай мне, пожалуйста, чашку.
Налей суп в тарелку.
Положи вилку на тарелку.
Попроси хлеб.
14. Вкусный суп.
15. Мальчик завтракает. (по картинке) 2 Итоговая контрольная работа за год Проверить уровень усвоения речево-го материла на слух за год (Список контрольных фраз прилагается). Подготовка к контр.работе.
Контр.работа. Всего – 102 час.
Требования к умениям обучающихся 1 класса:
различать и опознавать на слух: простые предложения, предложения с однородными членами (подлежащим или дополнением), слова;
различать и опознавать на слух словосочетания – существительные, местоимения, числительные, союзы (и, а), частицы (ещё);
Ступени обучения в развитии речевого слуха:
ученик знает содержание того материала, который он воспринимает на слух;
ученик понимает его, т.к он таким образом только и мог запомнить этот материал;
ученик применяет его, т.е выполняет с ним различные действия (называет, показывает, читает и т.д.);
ученик обобщает его, в его воспроизведении. Которому предшествует восприятие по определённым признакам (количеству слогов, ударному слогу, качеству гласного и др. признакам);
ученик оценивает, оценка выражается в словесном отчёте по результатам его деятельности: я нарисовал (убрал, решил и т.д.)
Диагностика результатов обучения по развитию речевого слуха:
Цель – определение результативности обучения, как в ходе самого процесса обучения, так и после его окончания.
Программой предусмотрено проведение слухо-зрительных, слуховых и зрительных диктантов.
Текущий контроль – повседневно (еженедельно).
Переодический контроль - за учебную четверть (полугодие, год).
Материал программы считается усвоенным, если учащиеся правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Учебно-методические:
Е.П.Кузьмичёва, И.Ф. Федосова. Развитие слухового восприятия учащихся 1 класса.Пособие.-М.: Просвещение, 1996.
дидактические материалы (картинки, таблички, игрушки)
2. Технические средства:
Компьютер.
Мультимедийное обеспечение: Живой звук 2.1., Практикум по русской фонетике при нарушениях слуха и речи, презентации.
Список литературы.
1. А. Лёве. Развитие слуха у неслышащих детей в игре. Практическое руководство.- М.,1992
2. Е.П. Кузьмичёва, И.Ф. Федосова. Методика слухового восприятия. Пособие для учителя.- М.,1996
3. Е.П. Кузьмичёва. Развитие речевого слуха у глухих. - М.,1983
4. Л.В. Андреева. Сурдопедагогика.- М.,2005.
5. Л.П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Учебное пособие. – М.,2001
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида.- М.:- Просвещение, 2006.
7. Сурдопедагогика/ Под редакцией Е.Г. Речицкой. – М.,2004.
Формирование произносительной стороны речи.
Большой вклад в разработку современной теории и практики обучения глухих устной речи внесли труды В.И.Бельтюкова, К.А.Волковой, Е.П.Кузьмичёвой, Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезиной, Е.З.Яхниной, Э.И.Лернгард и др.
Рабочая программа составлена на основе программы по формированию произносительной стороны речи Н.Ф.Слезиной, Е.З.Яхниной. (Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида. Москва. Просвещение, 2006 г.).
Овладение произносительной стороной речи – одно из необходимых условий полноценного общения глухих школьников с окружающими людьми и успеха их социальной адаптации в обществе. Для этого им, прежде всего, надо достичь таких качеств речи, как внятность и членораздельность. Фонетическими показателями внятности речи являются: владение нормативным беглым произношением при продуцировании речевых единиц, соблюдение словесного и логического ударений, норм орфоэпии, интонации, сформированность отражённой артикуляции и её приспособление к темпу речи собеседника.
Поэтому формирование произносительной стороны речи глухих школьников в соответствии с требованиями внятности – одна из ведущих задач обучения.
Общие цели и задачи программы по формированию
произносительной стороны речи.
1.Организационные.
Обследование обучающихся.
Рациональное составление расписания занятий.
Разработка (наличие) планов индивидуальных занятий.
Оснащение индивидуальных занятий необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
Планирование индивидуальной работы с каждым учеником в соответствии с общим планом и с учётом индивидуальных особенностей ученика.
Преемственность в обучении произношению в разных организационных формах учителями, ведущими уроки и занятия, и воспитателями.
2.Коррекционно-педагогические задачи первоначального периода – овладение внятным и достаточно естественным звучанием речи на довольно ограниченном речевом материале.
Цели и задачи основных разделов содержания программы.
1.Работа над речевым дыханием – формирование длительного выдоха, умения воспроизводить слитно, на одном выдохе слова и короткие фразы.
2.Работа над голосом – формирование навыков пользования голосом нормальной высоты, силы и тембра, развитие модуляции голоса по силе и высоте.
3.Работа над звуками и их сочетаниями – формирование и развитие у обучающихся навыков правильного воспроизведения звукового состава речи.
4.Работа над словом и фразой.
Формирование умений правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.
Формирование умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу на синтагмы паузами), соблюдая ритмико-интонационную структуру фраз.
5.Работа над ритмико-интонационной структурой речи.
Развитие слухового и слухозрительного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур: слитность и паузы.
Деление длинных фраз паузами на смысловые синтагмы.
Краткое и долгое произнесение гласного.
Модуляции голоса по силе (нормальный, более громкий, более тихий) и высоте (нормальный, более высокий, более низкий), базовые мелодические модуляции голоса ровная интонация, повышение и понижение в пределах естественного голосового диапазона.
Словесное ударение.
Темп речи (нормальный, более быстрый, более медленный).
Развитие умений передавать повествовательную, побудительную, вопросительную интонации, придавать речи определённую эмоциональную окраску.
В рамках сложившейся системы условно выделяют три периода формирования произносительной стороны речи, которые соотносятся не с определёнными годами обучения, с состоянием произносительной стороны речи обучающихся.
Программа специального обучения произношению разработана на основе аналитико-синтетического концентрического полисенсорного метода с применением сокращённой системы фонем (Ф.Ф.Рау, Н.Ф Слезина).
Аналитико-синтетический метод – одновременное достижение слитного и рит
мического произношения целых слов при чётком воспроизведении составляющих их фонем. Исходными и основными единицами обучения произношению служат целые слова и фразы, при этом ведётся работа и над слогами, и фонемами.
Концентрический метод – своеобразный подход к формированию произносительной структуры слов: в течение определённого периода времени недоступные для точного фонетического воспроизведения слова ребёнок произносит приближённо. Первоначальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров, т.е в начале обучения от учащихся требуется точное воспроизведение в словах 17 основных фонем, которые составляют сокращённую систему: а, о, у, э, и и согласных п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р.
Полисенсорный метод – использование различных анализаторов.
Содержание речевого материала – слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания, звуки. В процессе обучения используются тексты, стихи, чистоговорки, рифмовки и т.д.
Содержание работы по формированию произносительной
стороны речи.
Раздел программы. Содержание.
Работа над речевым дыханием. Слитное воспроизведение слогосочетаний:
-сочетание взрывного и гласного звуков (папа…) до 8-10 слогов,
-сочетаний фрикативного и гласного звуков (саса…) до 4-6 слогов,
-слитное воспроизведение слов и коротких фраз.
Работа над голосом. Произнесение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, сохраняя одинаковую высоту на разных гласных, а также согласных (м,н,в,л,р,).
Изменение голоса по силе (нормальный, тихий, громкий).
Изменение голоса по высоте (нормальный – более высокий - более низкий) в пределах естественного диапазона, сохраняя нормальный тембр.
Работа над звуками Воспроизведение в словах и фразах звуков, составляющих первый концентр (а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р и звукосочетаний йа, йо, йэ, йу, а также б, з, д, ж, г,йа(я), йо (ё), йэ (е),йу (ю).
Дифференцированное произнесение в слогах, в словах, фразах звуков: а-о, о-у, а-э, э-и, б-п, д-т, , а-я, о-е, у-ю, э-е.
Слитное произнесение разного типа сочетаний согласных (в одном слове и на стыке слов).
Работа над словом и фразой. Произнесение слов слитно, с ударением (с помощью учителя), реализуя возможности соблюдения их звукового состава, соблюдая правила орфоэпии.
Произнесение коротких фраз слитно, деление более длинных фраз на синтагмы (слова или группы слов до 6-7 слогов) (по подражанию учителю).
Правила орфоэпии. Безударное о как а.
Оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными.
Опускание непроизносимых согласных.
Ритмико-интонационная структура речи. Различение на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи:
-слитности и пауз ( по подражанию учителю),
-краткого и долгого произнесения гласных звуков, выделение ударного слога (за счёт более длительного и громкого его произнесения) в ряду слогов, в 2-3х сложных словах (с помощью учителя, по графическому знаку),
-повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации (по подражанию учителю), -передача в речи различных эмоциональных оттенков высказывания: радость, огорчения, удивления, растерянность, испуг и др. (по подражанию учителю и самостоятельно).
Невербальные средства коммуникации. Использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (выражения лица, позы, пластики) – по подражанию учителю.
Планирование работы над произношением осуществляется на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи ученика, полученных в ходе специального обследования в начале каждой четверти, и программных требований с учётом индивидуальных особенностей психофизического и слухоречевого развития обучающегося. Результаты записываются в «Фонетический дневник» и составляется план работы на учебную четверть.
Требования к умениям учащегося.
Произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра (под контролем учителя), в темпе, приближающемся к нормальному, передавать эмоциональные оттенки высказывания, используя естественные невербальные средства коммуникации.
Слова произносить слитно, включая разного типа сочетания согласных в одном слове и на стыке слов, с ударением, реализовать возможности воспроизведения звукового состава точно и приближённо с использованием регламентированных замен.
Соблюдать правила орфоэпии: безударное о как а, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными (по подражанию учителю и по графическому знаку).
Короткие фразы из 2-3 слогов произносить слитно на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы.
Реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя), использовать в речевом общении элементарные невербальные средства коммуникации (с помощью учителя).
Диагностика результатов обучения по формированию произносительной стороны речи.
Цель: выявить состояние знаний и навыков, приобретённых за определённый промежуток времени.
Текущий учёт- ежедневно.
Периодический контроль – за учебную четверть (год – проверка речи на внятность по спискам слов Э.И Леонгард).
Учебно-методическое обеспечение.
1.Произношение. 1 класс. Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина. Москва. Просвещение,
1990 г.
2.Произношение. 1 класс. А.Н.Панферодт, М.Е.Кочанова, Москва. Просвещение, 2007 г.
3.Наглядные пособия – картинки, таблички, игрушки.
Технические средства.
1.Индикатор звуков речи визуальный И-2М.
2.Тренажёр речевой «ИНЗ».
3.Компьютер.
4.Мультимедийное обеспечение: Живой звук 2.1., Практикум по русской фонетике при нарушениях слуха и речи.
Используемая литература.
1.Е.П.Кузьмичёва, Е.З.Яхнина, О.В.Шевцова. Развитие устной речи у глухих школьников. Методическое пособие. Москва, 2003 г.
2.Е.З.Яхнина. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи глухих школьников. Дефектология. №3 1994 г., №1 1995 г.
3.Л.В.Андреева. Сурдопедагогика. Москва, 2005 г.
4.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида. Москва. Просвещение, 2006 г.
5.Сурдопедагогика (под редакцией Е.Г.Речицкой). Москва, 2004 г.
6.Ф.Ф.Рау. Устная речь глухих. Москва, 1973 г.
7.Методика обучения глухих устной речи (под редакцией проф. Ф.Ф.Рау). Москва. Просвещение, 1976 г.