Программа коррекции детско-родительских отношений

Коррекционная программа детско-родительских отношений
Автор Кривошапова А.В., МБОУ ТСОШ №3, пгт. Таксимо, Бурятия


Структура коррекционной программы детско-родительских отношений

Цель: Нормализация взаимоотношений родителей и ребенка.
Задачи:
- изучение условий семейного воспитания;
- определение первичной проблемы;
- снятие существующих страхов и тревожности;
- формирование умений выражать свои эмоции вербально;
- работа с установкой родителей относительно взглядов на воспитание.
Вид: индивидуальная и смешанная
Время 10 часов. По два занятия в неделю – 4 недели: три часа работы с родителями (2 занятия по 1,5 часа); три часа работа с ребенком (2 занятия по 1,5 часа); три часа совместная работа (2 занятия по 1,5 часа).
Этапы проведения работы:
- Установочный этап;
- Работа с родителями;
- Работа с ребенком;
- Совмещенная работа;
Научное направление: Эклектизм.
Принципы:
1. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата;
2. Принцип деятельностного подхода;
3. Принципы единства диагностики и коррекции;
4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения;
6. Не навреди.
Работа с родителями

1. Этап – Беседа.
Вопросы для обсуждения:
- "Роль родительских ожиданий" (что хотят родители от детей, какими они видят их в будущем).
- Что должны дать родители детям, и что дети должны дать родителям (обсуждение цели и сути воспитания, Сводится ли воспитание к обучению или это общение?)
- "Неадекватные аффекты в отношениях с детьми (эмоциональные счеты к ребенку, границы требований и контроля за поведением ребенка)
- "Как мы наказываем детей" (способы наказания: эффективные и неэффективные)
- Стереотипы взаимодействия с детьми (вербальное и невербальное общение с ребенком)
- "Знать и понимать ребенка или что означает правильный подход к ребенку" (Возрастные особенности нервной системы и поведения детей; чему учить, что требовать и чего не стоит делать, связь типа нервной системы ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) и типа реагирования с характером предъявляемых взрослым требований или устанавливаемых целей воспитания).
Перерыв.
2. Этап
1. Упражнение "Идеальный родитель и ребенок". Лист бумаги делится на две части и записываются качества идеального родителя и ребенка. Затем они зачитываются и психолог предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?" Затем следует обсуждение и обмен мнением. После ответов листы рвутся и выбрасываются.
2. Упражнение "Смена ролей": диалог 2-3 минуты в разных позициях. Один участник играет роль ребенка и сидит (стоит) на стуле, а другой - родитель, усаживается возле стула (например, проигрывается ситуация наказания, помощи в работе с домашним заданием и т.д.) Далее проводится обсуждение ситуации и анализ ощущений и обмен чувствами между супругами, а также дается понятие дистанции в общении и способ устранения негативных взаимоотношений между родителем и ребенком через изменение дистанции в процессе общения.
3. Упражнение "Сильные стороны моего ребенка": родители играют роль своего ребенка и от его имени говорят о его сильных сторонах (3-4 минуты). Затем в парах или тройках идет обсуждение о том, как можно использовать эти качества. После все встают в круг закрывают глаза и говорят по очереди о том, что считают ценным в своем ребенке, что хотели бы изменить, убрать.

3. Этап (заключительный)
Обсуждение занятия, подведение итогов, домашнее задание.
Домашнее задание: Описать круг дел (составить список), с которыми ваш ребенок в принципе мог справиться самостоятельно, хотя и не всегда успешно. Выбрать из этого списка несколько дел и постараться не разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрить старания ребенка, несмотря на их результат. Попробовать обнимать ребенка не меньше четырех раз в день (не считая утренние приветствия и поцелуи на ночь).

С целью диагностики и коррекции проблем нарушений детско-родительских взаимоотношений между родителем и ребенком используют :
Упражнение "Совместное рисование".
Родитель и ребенок получают чистый лист бумаги и по одному карандашу разного цвета, Им дается задание нарисовать что либо, выполняя по очереди один штрих (линию, кружок). Если взаимопонимание нарушено, то каждый член семьи создаст на листке свой самостоятельный образ, при том, что начало рисунка может быть общим. Создание же единого образа указывает на позитивный характер отношений.

Упражнения для достижения понимания на разных уровнях взаимодействия: зрительном, тактильном, слуховом, кинестическом.
1. Упражнение "Поймай ребенка": выполняется в парах. Родитель должен поймать ребенка, падающего к нему на руки спиной,
2. Упражнение "Найди булавку": на одежде ребенка прячется булавка и родитель должен её найти, ощупывая ребенка с закрытыми глазами.
3. Упражнение "Холодно - горячо": в комнате прячется предмет. Родитель должен найти его, следуя указаниям ребенка,
4. Упражнение "Что изменилось": участники по очереди изменяют что либо в своем внешнем виде и по очереди угадывают эти изменения.
5. Упражнение "Зеркало": участники в парах повторяют движения, мимику, позу и т.п. своего партнера.
6. Упражнение "Смена ролей": родитель усаживается на пол возле стула, на котором стоит ребенок. Участники глядят друг на друга и беседуют 2-3 минуты. Затем идет обмен ощущениями.

В результате проделанных упражнений ребенок и родитель постепенно начинают общаться на одном языке, понимать мысли, чувства и действия партнера. Все это гармонизирует отношения в семье, устраняет тревожность, агрессивность и другие негативные проявления в поведении ребенка.










13PAGE 15


13PAGE 14- 4 -15




15