Методическая разработка урока математики «Вычисления с помощью калькулятора»

Методическая разработка урока математики
«Вычисления с помощью калькулятора»
2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник, 2012 г, с. 69-70, 2 класс.
Тетрадь 2 для самостоятельной работы Под редакцией Р. Г. Чураковой-М.: Академкнига/Учебник, 2012 г., с. 33.
Разработала: Зиннатуллина Эльмира Хайдаровна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ Кичкетанской СОШ Агрызского района РТ

Пояснительная записка
Необходимым условием изучения данной темы является наличие у учащихся возможности использования калькулятора для выполнения заданий. Умозрительная работа в данном случае крайне неэффективна. Каждый ученик должен получить доступ к калькулятору. В преамбуле к теме авторы учебника устами Маши предлагают учащимся познакомиться с простейшим правилом пользования калькулятором. Но я урок построила по-своему. Только в конце урока мы обратились к учебнику с вопросом: если Миша попросит вас «научи меня пользоваться калькулятором, что вы ответите? (). А давайте прочитаем в учебнике, как ответила Маша.
Итак, использован деятельностный метод обучения. Актуальность данного метода заключена в китайской пословице «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
При выполнении каждого задания учащиеся опираются на свои знания, навыки, опыт; доказывают, при этом у них вырабатывается математическая речь, осуществляется сопутствующее повторение.
Новизна: Организация деятельности учащихся в группе сменного состава (идея возникла после участия в III Всероссийком фестивале школьных учителей в г. Елабуге в результате посещения мастер- класса знакомство с системой работы Дагмар Никола Шмидт – Мюлиш, директора католической начальной школы в г. Бонн, Германия "Начальная школа в Федеральной земле Северной Рейн – Вестфалии (Германия).
Тип урока: первоначальное формирование умений и навыков.
Цель урока:
-деятельностная цель: формирование у учащихся способностей добывать знания, умения в процессе собственной учебно- познавательной деятельности;
-содержательная цель: формирование умения пользоваться калькулятором, при необходимости коррекция изученных способов действий - математических понятий, алгоритмов; упражнение в вычислениях.
-методическая цель: повышение компетентности педагогов района по вопросам ФГОС НОО в части реализации деятельностного метода (урок показан на семинаре).


Задачи урока:
Предметные: воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения, таблицу сложения однозначных чисел, таблицу умножения однозначных чисел; выполнять письменное сложение и вычитание в пределах трёх разрядов; употреблять термины, связанные с действиями сложения, вычитания, умножения; применять правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней; пользоваться терминами, связанными с понятием «задача»
строить графическую модель задачи, составлять схему задачи; оформлять краткую запись задачи, решение по- разному.
Метапредметные:
-регулятивные (принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; дать возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания;
-познавательные (дать возможность научиться формулировать правило пользования калькулятором; вводить математические символы с помощью клавиатуры; строить речевые высказывания в устной форме; находить нужную информацию о калькуляторе и области его применения; выполнять задания на основе использования полученных знаний);
-коммуникативные (дать возможность научиться сотрудничать с товарищем(ами) в группе сменного состава).
Личностные: (дать возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи товарищу(ам) в группе сменного состава.
Оборудование: интерактивная доска: инструменты клавиатура и калькулятор; документ-камера, магнитная доска; конверты с заданиями.

Ход урока
-Запишите число, классная работа.
-Я предлагаю вам начать урок с повторения таблицы умножения. Работаем в парах. (Карточки: на одной стороне написан табличный случай умножения, на другой- значение произведения. Один ученик показывает, другой называет результат и проверяет правильность ответа. Задание дифференцирую: Кате с Ариной- внетабличный случай умножения вида 14 х 9).
Каждый сидит на своих местах.
-Как можно выполнить умножение числа 9 на однозначное число на пальцах. Гостей тоже приглашаем с нами потренироваться. Например, 9 х 6. Находим шестой палец. Слева- 5 пальцев, означает 5 десятков; справа- 4 пальца, значит, 4 единицы. Итак, 54.
-Ребята, покажите смайликами, какое ваше настроение в начале урока?
-Прекрасно! Тогда за работу. У каждого из вас на парте лежат конверты. Они пронумерованы. Подумайте, по какому признаку вы найдёте себе другого напарника для продолжения работы (по цвету конверта).
-Вспомним правила работы в парах, группе (1. Говорите по очереди, не перебивайте друг друга. 2.Внимательно слушайте того, кто говорит. 3.Если то, что говорят не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять).
(У второклассников достаточно развита коммуникативная компетенция, они свободно взаимодействуют в парах, в группе, знают и умеют применять правила совместной работы. Школьники знакомы критериями оценивания, у них есть начальный опыт самоконтроля и самооценки. На этом уроке учащиеся работают в группах сменного состава. Для этого используются конверты разного цвета, Их можно будет использовать и на других уроках. Таким образом, учащиеся делятся на группы по 2, 3, ученика по цвету конверта).
-Найдите конверт №1. (Конверты разного, но попарно одинакового цвета. Например, 2 зел., 2 крас., 2 жёлт. и т. д.- работа в парах). У нас появились новые пары. Читайте 1-е задание.
Конверт №1 (1-е задание у всех одинаковые)
-Обсудите с напарником, о чём написано в тексте? Как называется данный текст? Обоснуйте свой ответ. Запишите краткую запись, решите.
Женя и Витя решили убрать за неряшливыми отдыхающими. Женя убрал 16 бумажек, а Витя- 13 бумажек. Сколько бумажек собрали Женя и Витя вместе?
(Обсуждают: говорится о том, что нельзя оставлять за собой мусор в природе. Текст называется задачей. Есть условие и вопрос. Данные: 16 и 13. Искомое: сколько всего? Можем ответить на вопрос задачи сразу действием сложения.
Ж.- 16 б.
В.- 13 б.
Всего-?
16+13=29 (б.)
Ответ: 29 бумажек. (Проверяем на документ-камере. Работу оценивают смайликами). -Почему вычислили быстро? (Сложение двузначных чисел без перехода через разряд)
Конверт №1 (2-е задания у всех пар отличаются)
На карточке 1-й пары:
Прочитайте задачу, запишите краткую запись, решите по действиям.
Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – в 9 раз больше лет, чем бумаги, полиэтиленового пакета – на 110 больше лет, чем консервной банки.
Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета?
На карточке 2-й пары:
Составьте модель задачи, решение запишите одним выражением.
Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – в 9 раз больше лет, чем бумаги, полиэтиленового пакета – на 110 больше лет, чем консервной банки.
Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета?
На карточке 3-й пары:
Оформите схему задачи, решение запишите столбиком.
Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – в 9 раз больше лет, чем бумаги, полиэтиленового пакета – на 110 больше лет, чем консервной банки.
Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета?
Проверим работу 1-й пары, 2-й пары, 3-й пары. (На документ- камере)
-Ребята, какие были затруднения в вычислениях? А как можно проверить правильность решения? А если данные в задачи были многозначные числа? (Столбиком А ещё? Вот проблема Калькулятором)
-Предположим, что можно проверять правильность всех вычислений калькулятором. Как же ответить на нашу гипотезу?
(Дети: Найти ответ: что такое калькулятор? Как пользоваться калькулятором? Кто придумал? Попробовать, исследовать, проанализировать наши умения пользоваться калькулятором).
-А как? Какими методами?
(Самостоятельно подумать, спросить у других, специалистов, найти ответ в книгах, в Интернете)
-Спасибо большое. Ландыш изъявила желание: найти информацию о калькуляторе. Слово дадим ей.
(Я нашла в Интернете информацию:
Калькуля
·тор ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] calcul
·tor «счётчик»)  электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами или алгебраическими формулами. Калькуляторы могут быть настольными или компактными (карманными). Латинское слово calculator «счётчик, счетовод» происходит от глагола calculo «считаю, подсчитываю», который в свою очередь происходит от слова calculus «камешек» (камешки использовались для счёта). Типичный калькулятор имеет дисплей (индикатор) и специальную клавиатуру. (На интерактивной доске калькулятор, у детей персональные калькуляторы). Клавиатура калькуляторов содержит клавиши (кнопки), нажатие которых обеспечивает ввод чисел и выполнение операций и функций. Клавиатура содержит, как минимум, следующие клавиши: 1) цифровые  десять клавиш с арабскими цифрами от 0 до 9, для ввода чисел. Традиционно клавиши 1-9 располагаются квадратом 3x3, единица  слева внизу, девятка  справа вверху, нуль  отдельно, под единицей; 2) запятая (точка)  для ввода десятичного разделителя; 3) арифметические операции  для ввода операций «+» (сложение), «-» (вычитание), «Ч» (умножение), «ч» (деление); 4) знак равенства «=»  для выполнения последней операции в цепочных вычислениях в калькуляторах; 5) ввод («» или «ENTER» или «В» или «E»)  для завершения ввода числа в калькуляторах с обратной польской записью; 6) очистка (обозначается «C»)  для обнуления значения на индикаторе и отмены операции, если таковая была введена.
У: -Посмотрите, как пишется слово калькулятор. Транскрибируйте, пожалуйста, слово калькулятор. (На доске Айгузель). Сколько звуков, букв? Что можете сказать о применении калькулятора в жизни?
Физминутка: Закройте глаза, мысленно подарите лучик солнца друзьям. Как нам хорошо! (В дальнейшем физкультминутка не требуется, так как будут меняться, на одном месте сидеть не будут).
У: -Откройте глаза. Перед вами конверты №2 (голубого и оранжевого цветов, так как деление произойдёт на 2 подгруппы) с заданиями. По цвету конвертов найдите своих сотоварищей для продолжения работы. Знайте, каждый член подгруппы имеет возможность заработать себе бонус при условии, если он будет активным. В конце урока посчитаем. Если наберёте 5 фишек- «5», 4 фишки-«4», 3 фишки- это «3». Фишки будете приклеивать на ленте достижений. Для бонуса используем мелкие рисунки калькулятора.
-Вы объединились в подгруппы. (1-я подгруппа- за 1-м столом; 2-я подгруппа- за 2 столом).
-На одном из конвертов вы найдёте букву «Л». Значит, «Лидер». Лидер будет отвечать или же выберет выступающего.
1-я подгруппа:


-Расскажите по плану:
-Что можно сказать о записях? (Выражения, суммы, разности, произведения, от перестановки множителей произведение не изменяется)
-Как называются компоненты при сложении?
2-я подгруппа:


-Расскажите по плану:
-Какие задания можно придумать? (найти значения, сгруппировать, на калькуляторе проверить, как называется выражение)
-Как называются компоненты при вычитании, умножении?
(Каждая работа, этап проверяется и демонстрируется на магнитной доске. Например, сгруппировать. Учащиеся употребляют предложения: Мы нашли такой вариант. Я думаю. Мы заметили. У меня дополнения).
- Работу продолжим в подгруппах другого состава. Конверт № 3 имеет три цвета. Найдите своих сотоварищей. Где встречается данная последовательность цветов? (Флаг РТ, РФ). Где проходила Универсиада? В Российской Федерации, в Республике Татарстан (такие вопросы задаю во время смены состава подгрупп).
Конверт №3 (1-е задание: из учебника №2)
1).Проверьте с помощью калькулятора, правильно ли выполнены действия.
2) Продемонстрируйте на клавиатуре (1-й подгруппе: третье действие)
на калькуляторе (2-й подгруппе: пятое действие)
(При выполнении задания 2 учащиеся смогли познакомиться с еще одним назначением калькулятора: его можно использовать как инструмент для проверки правильности выполненных вычислений. Все данные вычисления выполнены правильно, в чем учащиеся смогли убедиться не только с помощью калькулятора, но и повторив самостоятельно проведенные вычисления столбиком. Но учащиеся из первой подгруппы продемонстрировали действия на калькуляторе, а учащиеся из 2-й подгруппы - на клавиатуре).
-Какое отличие вы нашли? (на калькуляторе результат мы видим, на клавиатуре- сами пишем).
-Что было на калькуляторе? (Ответ совпал с нашими ответами. Значит, мы правильность решения проверили).
Конверт №3 (2-е задание)
Запишите выражения в тетрадь. Определите порядок действий. С помощью калькулятора вычислите значения следующих выражений. Организуйте взаимопроверку работ с другой подгруппой (члены подгрупп встречаются и обратно садятся на свои места). Подумайте, с какой проблемой столкнулись. А если нужно, зовите меня на помощь.
-С какой проблемой столкнулись? Как справились? (Столкнулись с проблемой последовательного выполнения двух действий с помощью калькулятора. В первом случае порядок выполнения действий совпадает с порядком из записи, поэтому на калькуляторе вычисления можно проводить без фиксации промежуточных результатов. Во втором случае: сначала нужно выполнить умножение и зафиксировать полученный результат, а уже после выполнить вычитание этого найденного числа из числа 450).

Конверт №4 (Белого цвета- т. е., одна большая группа).
-Подумайте, обязательно ли проверить на калькуляторе верность равенств.
12 х 14 = 14 х 12 9 х 8 – 24 = 72 – 6 х 4
-Используйте калькулятор для проверки верности равенства 7 х 6 + 5 х 9 = 100 – 13
-Продемонстрируйте, как вы это делали на калькуляторе и на интерактивной доске. Кто это продемонстрирует?
(При выполнении задания 4 учащиеся не только смогли поупражняться в проведении вычислений с помощью калькулятора, но и вспомнить переместительное свойство умножения).
В задании 5 сначала предлагается провести указанные вычисления столбиком, а уже потом проверить правильность их выполнения с помощью калькулятора.
Конверт №5 (опять крас-2, зел-2, жёлт-2)
1-е задание:
(В номере 6 я усложнила задание в форме математического диктанта и калькулятор предложила использовать как инструмент для контроля знания табличных случаев умножения). -Запишите в тетрадь следующие табличные случаи умножения, найдите значения, проверьте правильность с помощью калькулятора:
Семью восемь
Три умножить на 4
Первый множитель – 6, второй множитель – 7
Произведение чисел 8 и 9
Пять на пять
Четырежды семь
2-е задание:
-Откройте страницу 70 учебника. Найдите задание №7. Обсудите в парах. (Взаимопроверка: справился напарник)
Задание 7 относится к заданиям повышенной сложности. Сложность этого задания заключается в том, что последовательность нажатия клавиш на калькуляторе не является полностью идентичной последовательности знаков в записи искомого выражения. Недостающие знаки учащиеся должны восстановить самостоятельно, опираясь на знание правила порядка выполнения действий. В итоге должно получиться следующее выражение:
(235–227)9.

-Итак, тему сегодняшнего урока раскрыли. Как она называется?
-«Вычисления с помощью калькулятора».
-Гипотеза доказана: Можно проверять правильность всех вычислений с помощью калькулятора.
-Если Миша попросит вас «научи меня пользоваться калькулятором, что вы ответите ()
-А давайте прочитаем, как ответила Маша в учебнике на станице 69.
-А будете ли вы при выполнении домашних заданий постоянно пользоваться калькулятором? (Даю домашнее задание: с/р: с. 33).
-Посчитаем бонусы. Кто заработал себе бонус? (Оценки).
-Кто может уверенно сказать: Я научился вычислять с помощью калькулятора?
-Смайликами показываем настроение в конце урока.
-Спасибо за урок всем.

Заключение
Чаще всего используются два традиционных: выделение групп по уровню способностей (сильные, средние, слабые) и смешанных групп. Недостаток такого способа в том, что группы, определенные по такому признаку становятся статичными и постоянными (и тогда за детьми закрепляется ярлыки сильных и слабых). «Слабые» не развиваются в той мере, в какой хотелось бы. Объединение «сильных» детей вместе, нередко приводит к взращиванию элиты, которая будет неспособна впоследствии научиться работать и общаться с людьми всех типов. Создание (подвижных)групп сменного состава, помогает избежать этого. И предупреждает утомляемость детей.









9 + 8 =

7 - 3 =

3 х 5 =

86 - 54 =

25 + 38 =

12 х 3 =

9 + 8 =

7 - 3 =

3 х 5 =

86 - 54 =

25 + 38 =

12 х 3 =



15