Интегрированный урок по географии,математики на темуВодоёмы. Действия с именованными числами (6 класс)
Интегрированный урок. Водоёмы. Действия с именованными числами.
Цели:
Образовательная. Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края. Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной. Повторить меры длины, массы, времени. Закрепить умение решать задачи.
Развивающая. Способствовать развитию интереса к математике и географии; умений находить взаимосвязь изучаемого материала по различным предметам, применять новый материал на практике и в жизни;
Воспитывающая. Прививать учащимся бережное отношение к природе. Воспитание любви к родной земле. Осознание значимости себя в окружающем мире.
Коррекционная. Коррекция внимания, памяти, логического мышления, устного и письменного счета, речи.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, глобус, карта полушарий, карта района, раздаточный материал
Словарная работа: Водоём.
Тип урока
ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ
ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ
Обобщение
Урок - диалог
Методы обучения:
1. Основной метод - словесный.
2. Частные методы: наглядный, беседа, индивидуальная работа.
Межпредметные связи: география 6 класс, математика 6 класс.
Ход урока.
1.Организационный момент.
( Слайд « Солнышко», анимация.)
(На фоне музыки «Дважды два четыре» говорит учитель).
- Посмотрите, у нас в классе светит ласковое весёлое солнышко. Оно улыбается и приветствует вас. И вы улыбнитесь ему. Улыбнитесь друг другу и пожелаем всем хорошего настроения.
Пусть окружает нас радость взаимопонимания и ощущение дружеской поддержки. Садитесь.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
Думать, слушать и решать.
2.Актуализация знаний.
Учитель математики.
-Чтобы определить тему урока, вам предстоит расшифровать слово. Для этого реши примеры и в клеточки под ответами впиши соответствующие буквы.
В
О
Д
О
Ё
М
8 м = ---дм 4 м 6 дм = --- дм
60 см = ---дм 5 дм 7 см = ---см
40 дм = ---м 21 дм = ---м---дм
3.Постановка темы урока.
-Вы расшифровали тему нашего урока, произнесите ее вслух.
-Сегодня у нас с вами необычный урок – география и математика вместе. Решая задачи и находя значения выражений, мы будем говорить об основных свойствах воды, о водоемах и о том, как нужно охранять воду от загрязнения.
4. Работа по теме урока.
Учитель географии. «У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, ты обладаешь свойством текучести, ты можешь принять форму сосуда, ты можешь быть прозрачной, а можешь быть и мутной. Что ты такое?
ДЕТИ. Вода.
Слайд
Учитель географии. Как алфавит начинается с буквы А, так и жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении. Вот почему девиз нашего урока «Вода – это жизнь».
Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле. И не случайно поэты посвящали ей удивительные строки, вот некоторые из них:
В кружева будто одетыДеревья, кусты, провода.И кажется сказкою это,А в сущности только вода.
- Как вы думаете, почему девиз урока называется «Вода - это жизнь».
Дети: Без воды не могут жить растения, животные, люди.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Физкультминутка для глаз. Посмотрите на круг, который лежит у каждого на столе. Закрыли глаза, открыли, опять посмотрели на круг (повторить 3 раза). А теперь посмотрите на круг у соседа по парте (повторить 2 раза).
Работа над новым материалом.
Разгадайте, ребята, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я -река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
- Каким цветом обозначена вода на карте ? (синим)
- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала земля? Почему? ( синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода, а суша1/3).
Слайд.
Учитель математики.
- Одинакова ли вода на вкус? (нет, вода бывает пресная и соленая)
- Как вы думаете, какая вода в водоемах нашей местности?
- Где вода соленая? (В морях и океанах)
- Какие водоемы вы знаете? (океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)
- Давайте разделим названные водоемы на две группы, по их происхождению. Водоемы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). Запишем в тетрадь такую схему.
Водоемы
Естественные Искусственные
Река Канал
Озеро Водохранилище
Море Пруд
Океан Ручей
С какой целью строят искусственные водоемы?
Слайд
а) урегулировать уровень воды в реках;б) переброс воды из одной речной системы в другую;в) улучшение снабжения городов и промышленных предприятий водой;г) орошение или осушение отдельных территорий;д) соединение друг с другом различных водных объектов с целью выхода в воды Мирового океана и улучшения судоходства;е) накопления пресной воды.
Вот такие большие функции выполняют искусственные водоемы.
-А сейчас поработаем с картой нашего района.
- Какие водоемы расположены на территории Болгарского района?
(реки и озера)
-Что будет относиться к естественным (искусственным) водоемам?
Наш районный центр г.Болгар построен на берегу реки Волга. Река берет свое начало на Валдайской возвышенности впадает в Каспийское. Она имеет притоки: река Кама, река Белая. Река течет по руслу. У нее есть правый и левый берег.
Учитель математики.
Длина реки 25 км, а длина притока на 17км меньше. Какова длина реки с притоком?
Глубина озера-13 км. Глубина реки 6 м. Что глубже? На сколько?
4.Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже, солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
5.Продолжение изучения новой темы.
- О какой роли водоема была наша физкультминутка. Что мы делали?
(Мы отдыхали)– значит, водоем это место отдыха людей.
- А еще что вы знаете о значении воды?
(Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.
Водоемы – это дом для растений и животных.
Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики).
Учитель
- Что нужно делать для спасения рек, озер?
(самостоятельное чтение по учебнику стр.67. 4-абзац сверху).
- Как взрослые и дети должны охранять водоемы ?
(Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
Чистыми должны быть водыОкеанов, морей, рек.И об этом должен помнитьКаждый умный человек.
Учитель математики. Решение задачи
В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 ч набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 ч?
Д.За 8ч вытекает 32 полных стакана воды.
У. Какие слова возьмем для составления краткой записи?
Слайд.
Д.Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо знать утечку воды за 1 ч и количество часов.
-Нам известно количество часов, но неизвестна утечка за 1ч.
-Чтобы узнать утечку за 1 ч, надо знать, сколько всего воды вытекло и количество часов.
- Нам эти величины известны.
Далее дети самостоятельно записывают решение, после чего следует проверка.
У.Вы поняли, как бережно нужно относиться к воде?
Ежегодное потребление воды в расчёте на одного жителя Земли составляет 7 – 8 тонн.
Учитель математики.
Суточная норма потребления воды одним человеком 250 литров. Численность г. Болгар примерно----.Сколько воды расходуют жители нашего города за сутки?
( )
Учитель географии. Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, приходящими. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри –Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привёл своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть моё богатство».
6.Домашнее задание по математике.
Нарисовать 6 капелек воды и на изображениях написать числовые выражения, значения которых найдут ученики, которые придут учиться после вас.
7.Закрепление.
Давайте вместе с вами из всего вышесказанного, услышанного, прочитанного попробуем составить
«Правила поведения у водоемов»
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3.Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
8.Итог урока
-Что такое водоем?
-Вы довольны сегодняшним уроком?
-Вам было интересно?
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
-Выставление оценок.
Рисунок 115