Конспект урока размножение организмов 5 класс ФГОС
ТЕМА: Размножение живых организмов.
Цель урока: сформировать понятия о формах размножения живых организмов
Задача урока:- Сформировать знания о размножении организмом, его биологическом значении, о способах размножения, особенностях полового и бесполого размножения.- Развивать умение обосновывать роль полового и бесполого размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания, воспроизведении потомства;
- Развивать мышление ученика, речь.
- Развивать наблюдательность детей.
- Научить учащихся формулировать выводы.
Планируемые результаты обучения:Предметные: учащиеся знакомятся с размножением организмов как важнейшим их свойством, его ролью в преемственности поколений, способами размножения организмов — бесполым размножением растений и животных.
Метапредметные: учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты работы.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.
Основные понятия урока: размножение — бесполое, половое, вегетативное.
Вид урока: комбинированный с использованием компьютерных технологий, таблиц, схем, рисунков.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы, используемые на уроке: репродуктивный, с опережающим заданием, проблемные, частично-поисковый.
Приёмы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, исследовательская работа.
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и дополнительной литературой,
заполнение таблицы, схем, проектных материалов, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.
Оборудование:
проектор
компьютер
презентация «Размножение организмов»
пакет материалов на рабочие столы
объекты живой природы
Ход урока
Организационный момент
Слайд 1
Учитель:
Здравствуйте ребята и гости. Прошу садиться. Сегодня нам с вами предстоит поработать в группах, а также проявить индивидуальную особенность и коллективизм. А все ли готово у нас к плодотворной работе? Ребята, проверьте пожалуйста, у вас на столах должны лежать папки, бумага А3, цветные и простые карандаши, клей, ручки, учебники и тетради. Хорошо. А еще нам понадобится ваши ладоши, для хорошего настроя на работу(хлопает, а дети повторяют). Молодцы.
2. Мотивационно-ориентационный этап (8-10 мин)
Слайд 2.
Учитель:
Жизнь это самое прекрасное, что есть на Земле. Мне хочется процитировать Константина Георгиевича Паустовского«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время». Что он имел в виду, в ходе урока нам предстоит это выяснить.
А теперь, ребята, вспомним, какие царства живой природы мы знаем и что к ним относятся.
Задание №1 прием КЛАСТЕР. Сейчас участники под №1 каждой группы достают из папки задание 1. Остальные участники подходят к №1, обсуждают и записывают пропуски в схеме (1 мин);
Учащиеся выполняют задание №1
Учитель: Время вышло -проверяем, отвечают участники №4
(Ответы и выводы уч-ся)- (2 мин) слайд 3
Молодцы. А теперь участник №1 заклеивает задание на бумагу А3.
Учитель: Ребята, несмотря на различия в строении и жизнедеятельности представителей всех царств живой природы, они обладают общими свойствами. А какими?
Задание №2. Прошу выйти ко мне участников №2 каждой группы и записать все признаки и свойства живых организмов на доске, остальные на местах записывают на листочке (1 мин). Проверка по слайду 4.
Участники №3 приклейте один листочек на А3
Учитель: Внимание, задание №3- среди этих признаков найдите слово, в котором наибольшее количество слогов (30 сек). Ответ: раз-мно-же-ни-е 5 слогов
Молодцы, ребята.
Вывод:Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает. Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.
- О каком свойстве живых организмов идёт речь? Вы определили тему нашего урока.
Ответы детей. (О размножении)
Запишите тему и дату в тетрадь.
Тема урока: Размножение организмов (слайд 5)
Учитель: Запишите тему в тетрадь (30 сек)
Прием «Корзина идей» (2мин)
Учитель: -Мы говорим размножение. А что же это такое?
Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Размножение– это …
- …
- …
- …
- …
- …
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое размножение.
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о размножении.
Заслушиваются вопросы детей (2 мин)
Слайд 6
Давайте решим, каковы цели и задачи нашего урока?
Задачи урока:
дать определение понятию размножение;
раскрыть сущность ирасширить представления о размножение;
научиться выделять типы размножения.
Хлопки
Объяснение новой темы(20-25 мин)
Слайд 7-8 ( под музыку)
Учитель: Наш повседневный опыт печально свидетельствует о том, что все живое подвержено смерти. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники.... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку.
Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том,
чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.
Чтобы жизнь на Земле не прекратилась, все существа наделены универсальным свойством — способностью к размножению. А что же такое размножение?
Слайд 9
Задание № 4. Прием «Рассыпанный текст».
Участники под №4 достают из папки конверты зеленого цвета, в которых имеется рассыпанный текст. Остальные подходят к ним и вы вместе обсуждаете и заклеиваете текст в правильном порядке на А3,и тогда вы получите определение «Размножение»
(1-2 мин).
Слайд 10
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – Размножение - это способность организмов воспроизводить себе подобных.
Вывод: размножение – это единственный путь к бессмертию,
именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.
Учитель: слайд 11
Сравните эти два рисунка. При всем разнообразии живых организмов, населяющих планету, при всех различиях в строении и образе жизни, способы их размножения в природе сводятся к двум формам: бесполой и половой слайд 12 Способы размножения: бесполое и половое
Учитель: А теперь попрошу встать и разминутся (физкультминутка) слайд 13
Давайте подробно разберём каждый способ размножения
исследовательским путем слайд 14
Задания №5. участники №1 каждой группы получают коробки с различными объектами. Откройте учебники стр.43 пар.12, пользуясь текстом учебника и дополнительной информацией,
определите, каким способом размножаются данные объекты: заполните таблицу, зарисуйте объект и результат размножения на А3 и сделайте выводы.
1 ГРУППА: картофель
2 ГРУППА: фиалка;
3 ГРУППА: лист папоротника;
4 ГРУППА: дрожжи;
5 ГРУППА: амеба -10 -15 мин. Хлопки.
Ребята, а теперь тот, кто выше, расскажетто, о чем узнал исследовательским путем. А тот, кто ниже, выслушав должен сделать выводы (2-4 мин)
Формы бесполого размножения слайды 15-16
Заполните в тетради таблицу, характеризующую разные формы бесполого размножения.
Формы размножения Суть процесса Примеры организмов
слайд 17
Учитель: Значение размножения:
В процессе размножения происходит передача генетического материала от родительского поколения следующему. Для вида смысл размножения состоит в замещении тех его представителей, которые гибнут, что обеспечивает непрерывность существования видов; кроме того, при подходящих условиях размножение позволяет увеличить общую численность вида.
Закрепление материала (задание на индивидуальных картах)
СЛАЙД 18.
Верны ли утверждения. ( ставите цифру и+ или-)1. Спорообразование характерно для гидры -
2. Амёба размножается путём деления клетки. +
3. При бесполом размножении участвует одна особь. +
4. Мхи и папоротники размножаются почкованием. -
5. При бесполом размножении потомство сильно отличается от родительских организмов.
6. Для простейших характерно деление пополам. +
7. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. +8. Гидра размножается почкованием. +
9.Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются вегетативно. +
10.В бесполом размножении участвуют одна особь. +
Взаимопроверка по СЛАЙДУ №19
Оценки в дневник и Д\ЗДомашнее задание СЛАЙД 20
Изучить §12 , записи в словарики, выполнить задание 2 стр.46.
РАЗВЕШИВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ –А3
Рефлексия слайд 21
Учитель: Ребята, вернемся к цитате К.Г. Паустовского. Какой процесс он имел в виду? Мы можем сказать, что мы достигли цели нашего урока?
А теперь достаем из папки листочки-алгоритмы:
Сегодня я узнал(а)…………………
Я понял(а)…………………………..
Теперь я могу………………………
Для меня было открытием………..
У меня получилось………………..
Мне показалось важным…………..
Сегодня на урокя смог(а)………….
Мне захотелось……………………..
Урок заставил задуматься…………..
Мне больше всего удалось……….
Могу похвалить своих одноклассников за….
Урок дал мне для жизни………………..
Учитель: Итак, сегодня мы вновь узнали много нового из курса биологии по теме «Размножение», дали ответы на волнующие вопросы. Современная наука биология не стоит на месте, каждый день исследует неизвестное, непостижимое и находит верные ответы. Что и сделали сегодня на уроке вы. Значит все мы с Вами чуть- чуть биологи!!!
Спасибо за урок, за проделанную работу. (Слайд 22)
Заполните таблицу, характеризующую разные формы бесполого размножения вашего объекта.
Формы размножения Суть процесса Примеры организмов
Заполните таблицу, характеризующую разные формы бесполого размножения вашего объекта.
Формы размножения Суть процесса Примеры организмов
Заполните таблицу, характеризующую разные формы бесполого размножения вашего объекта.
Формы размножения Суть процесса Примеры организмов
Заполните таблицу, характеризующую разные формы бесполого размножения вашего объекта.
Формы размножения Суть процесса Примеры организмов
Заполните таблицу, характеризующую разные формы бесполого размножения вашего объекта.
Формы размножения Суть процесса Примеры организмов
листочки-алгоритмы листочки-алгоритмы
Сегодня я узнал(а)…………………
Я понял(а)…………………………..
Теперь я могу………………………
Для меня было открытием………..
У меня получилось………………..
Мне показалось важным…………..
Сегодня на урок я смог(а)………….
Мне захотелось……………………..
Урок заставил задуматься…………..
Мне больше всего удалось……….
Могу похвалить своих одноклассников за………………………………………
Урок дал мне для жизни………………..
Сегодня я узнал(а)…………………
Я понял(а)…………………………..
Теперь я могу………………………
Для меня было открытием………..
У меня получилось………………..
Мне показалось важным…………..
Сегодня на урок я смог(а)………….
Мне захотелось……………………..
Урок заставил задуматься…………..
Мне больше всего удалось……….
Могу похвалить своих одноклассников за……………………………………………
Урок дал мне для жизни………………..
листочки-алгоритмы листочки-алгоритмы
Сегодня я узнал(а)…………………
Я понял(а)…………………………..
Теперь я могу………………………
Для меня было открытием………..
У меня получилось………………..
Мне показалось важным…………..
Сегодня на урок я смог(а)………….
Мне захотелось……………………..
Урок заставил задуматься…………..
Мне больше всего удалось……….
Могу похвалить своих одноклассников за………………………………………
Урок дал мне для жизни………………..
Сегодня я узнал(а)…………………
Я понял(а)…………………………..
Теперь я могу………………………
Для меня было открытием………..
У меня получилось………………..
Мне показалось важным…………..
Сегодня на урок я смог(а)………….
Мне захотелось……………………..
Урок заставил задуматься…………..
Мне больше всего удалось……….
Могу похвалить своих одноклассников за………………………………………
Урок дал мне для жизни………………..
листочки-алгоритмы листочки-алгоритмы
Сегодня я узнал(а)…………………
Я понял(а)…………………………..
Теперь я могу………………………
Для меня было открытием………..
У меня получилось………………..
Мне показалось важным…………..
Сегодня на урок я смог(а)………….
Мне захотелось……………………..
Урок заставил задуматься…………..
Мне больше всего удалось……….
Могу похвалить своих одноклассников за………………………………………
Урок дал мне для жизни………………..
листочки-алгоритмы Сегодня я узнал(а)…………………
Я понял(а)…………………………..
Теперь я могу………………………
Для меня было открытием………..
У меня получилось………………..
Мне показалось важным…………..
Сегодня на урок я смог(а)………….
Мне захотелось……………………..
Урок заставил задуматься…………..
Мне больше всего удалось……….
Могу похвалить своих одноклассников за………………………………………
Урок дал мне для жизни………………..
листочки-алгоритмы
Сегодня я узнал(а)…………………
Я понял(а)…………………………..
Теперь я могу………………………
Для меня было открытием………..
У меня получилось………………..
Мне показалось важным…………..
Сегодня на урок я смог(а)………….
Мне захотелось……………………..
Урок заставил задуматься…………..
Мне больше всего удалось……….
Могу похвалить своих одноклассников за………………………………………
Урок дал мне для жизни………………..
Сегодня я узнал(а)…………………
Я понял(а)…………………………..
Теперь я могу………………………
Для меня было открытием………..
У меня получилось………………..
Мне показалось важным…………..
Сегодня на урок я смог(а)………….
Мне захотелось……………………..
Урок заставил задуматься…………..
Мне больше всего удалось……….
Могу похвалить своих одноклассников за………………………………………
Урок дал мне для жизни………………..
Рефлексия
листочки-алгоритмы
Верны ли утверждения ( ставите знак «+» или «-«)
1. Спорообразование характерно для гидры.
2. Амёба размножается путём деления клетки.
3. При бесполом размножении участвует одна особь.
4. Мхи и папоротники размножаются почкованием.
5. При бесполом размножении потомство сильно отличается от родительских организмов.
6. Для простейших характерно деление пополам.
7. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. 8. Гидра размножается почкованием.
9.Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются вегетативно.
10.В бесполом размножении участвуют одна особь.
Верны ли утверждения ( ставите знак «+» или «-«)
1. Спорообразование характерно для гидры.
2. Амёба размножается путём деления клетки.
3. При бесполом размножении участвует одна особь.
4. Мхи и папоротники размножаются почкованием.
5. При бесполом размножении потомство сильно отличается от родительских организмов.
6. Для простейших характерно деление пополам.
7. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. 8. Гидра размножается почкованием.
9.Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются вегетативно.
10.В бесполом размножении участвуют одна особь.
Верны ли утверждения ( ставите знак «+» или «-«)
1. Спорообразование характерно для гидры.
2. Амёба размножается путём деления клетки.
3. При бесполом размножении участвует одна особь.
4. Мхи и папоротники размножаются почкованием.
5. При бесполом размножении потомство сильно отличается от родительских организмов.
6. Для простейших характерно деление пополам.
7. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. 8. Гидра размножается почкованием.
9.Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются вегетативно.
10.В бесполом размножении участвуют одна особь.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ №1
Картофель - цветковое растение, которое под землей образует клубень
(видоизменный побег). В них накапливаются питательные вещества, поэтому люди используют в пищу. Клубнями размножают картофель, топинамбур. Когда клубней недостаточно, можно размножать частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней — это тоже вегетативное размножение видоизмененными стеблями.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ №2
Размножение целым листом характерно для таких цветковых растений, как фиалка, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Это вегетативное бесполое размножение частями тела растения- листом. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. Сажают в почву, поливают, обычно накрывают стеклянной посудой. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Эти комнатные растения радуют нас своим цветением, очищают воздух в помещениях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ №3
Папоротникообразные – многолетние травянистые растения, папоротники обычно древовидные растения в тропических широтах. Растут во влажных тенистых местах. Это – высшие споровые растения, размножаются спорообразованием. Вайя–рассеченные листья папоротников, снизу которых находятся особые мешочки спорангии. Там и созревают очень мелкие споры, которые разносятся ветром или потоком воды, попадая во влажную почву прорастают в новое растение.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ №4
Дрожжи. С давних пор человек использует дрожжи для приготовления хлеба, пива, вина. Эти микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей похожи на ветвящиеся цепочки.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ №5
Амебы размножаются бесполым путем — делением клетки надвое При бесполом размножении сначала пополам делится ядро амебы. Потом на теле амебы появляется перетяжка. Она делит его на две почти равные части, в каждой из которых, оказывается по ядру. В благоприятных условиях амеба делится примерно раз в сутки.
В неблагоприятных условиях амеба выделяет вокруг себя плотную защитную оболочку — образует цисту.Образование цисты в природе происходит осенью, когда в водоемах понижается температура, или летом, если водоемы пересыхают. В состоянии цисты животное может переживать очень низкие температуры, иссушение и другие неблагоприятные условия. Легкие цисты переносятся ветром на большие расстояния — так происходит заселение амебами других водоемов. При попадании в благоприятные условия амеба покидает оболочку и переходит к активному образу жизни, начинает питаться и размножаться.
Прием «Кластер»
ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
воспроизводить способность себе это подобных Размножение организмов ___