Внедрение регионального компонента в Краснодарском крае
Старший воспитатель Морозова Ирина Михайловна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №24 п. Советский МО Ейский район
Адрес: 353671, Россия, Краснодарский край, Ейский район, поселок Советский,проспект Победы,2 телефон 8(86132) 61-2-48
Региональный компонент в Краснодарском крае
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Краснодарский край – одна из самых больших и значимых по своим
показателям развития, территория России.
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду мы ведем по примерной общеобразовательной программе в соответствии с требованиями ФГОС «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, а также используем методические пособия: «Знай и люби свой край» А. Г.Васневой; «Ты Кубань, ты наша Родина» - С.К.Фоменко. Т.П.Хлоповой.
Региональный компонент в содержании дошкольного образования
детского сада сочетает в себе федеральный и региональный аспекты, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере образования.
Основная образовательная программа ДОУ учитывает национально - культурные особенности Краснодарского края, родного языка, воспитания уважительного отношения к культуре других народов, климатические особенности образовательного процесса, через знакомство с произведениями искусства, художественное слово, фольклор, музыку, знакомство с историей Кубани, азами казачьей культуры и казачьего быта.
В основе организации образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
создание культурно-развивающей среды ДОУ;
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В Концепции содержания дошкольного образования Кубани отмечено, что дошкольников необходимо знакомить с достопримечательностями родного края: людьми труда, музеями, памятниками, природными богатствами, сельским хозяйством и промышленностью, природно-климатическими особенностями местности, региональным искусством Кубани.
Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей и природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитывать любовь к своей Родине. Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа добра и красива народная.
Главное в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.
Использование в работе с детьми народного фольклора помогает приобщить их к культуре народа, знакомит с богатым, образным родным языком.
При организации физического развития детей, максимально используются природные и климатические особенности Краснодарского края. Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. В тёплый период года всю деятельность с детьми проходит на участках детского сада.
Для закаливания используются естественные природные факторы: принятие солнечных и воздушных ванн. Для обеспечения потребности в двигательной активности разучиваем кубанские подвижные игры, хороводы, организуем экскурсии, походы. В процессе экскурсий, прогулок в природу, детей знакомим с породами хвойных и лиственных деревьев, с домашними животными края, птицами, по картинам с дикими животными.
В нашем детском саду создан мини – музей «Комната кубанского быта» с элементами внутреннего убранства казачьей хаты. Региональное искусство Кубани представлено вышивками, кружевами, изделиями из дерева и соломки. В группе оформлены уголки кубанского быта. Так же есть фотоматериалы для знакомства с родным поселком. С помощью стихов, сказок, рассказов, картин писателей, поэтов, художников Кубани знакомим с особенностями родной природы, с историей, культурой, трудом соотечественников. Читаем произведения кубанских поэтов, проводим с детьми игры-инсценировки, драматизации, разные виды театра по произведениям кубанских авторов, знакомим детей с бытом, традициями, особенностями фольклора Кубани.
На праздниках с детьми используем кубанские пословицы и поговорки, стихи кубанских поэтов, поем песни о Кубани, играем на музыкальных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем знакомим детей с народными песнями, танцами и православными праздниками. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, преобразовывать его нравственный и духовный мир. Дети с момента рождения инстинктивно, незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Через народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомим детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение.
Изучаем историю и климатические особенности родного края, основываясь на материалах школьного музея, который представил детям интересные материалы по темам: «Кубань и её прошлое», «Они сражались за Родину», «Народно-прикладное искусство Кубани».
Наши дети неоднократно участвовали в конкурсах рисунков по темам: «Что я знаю о войне», «Моя семья», «День Земли». Была организована выставка «Золотые руки мам и бабушек». Постоянно проводим праздники, развлечения, викторины, беседы, игры путешествия по ознакомлению и закреплению знаний об особенностях истории, культуры, природы, быта и традиций родного края.
Проводим православные праздники для детей старшего дошкольного возраста: «Пасха», «Рождество Христово», «Яблочный спас». К каждому из праздников, работы детей: рисунки, поделки по духовному воспитанию представляем на районных выставках и конкурсах, в детском саду.
Главное богатство Кубани - люди. Ознакомление с видами труда, с человеком – тружеником, посильное участие в трудовой деятельности в детском саду, семье, дни труда, проведенные с родителями, помогают понять значение труда и его результатов для людей села и страны. Экскурсии по улицам посёлка помогают познакомить детей с основами безопасности. Без взаимодействия с семьей, работа по ознакомлению с родным краем была бы не полной. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы с родителями. Родители принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды, в оснащении и оборудовании мини-центров краеведения в группах и на территории детского сада. Участвуют в праздниках и досугах.
Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к селу, краю, стране. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.