Конспект урока по столярному делу на тему: Игрушка из древесины и других материалов (модель грузового автомобиля). Сборка изделия с помощью клея и гвоздей.
Конспект открытого урока по столярному делу в 5 классе
Тема: Игрушка из древесины и других материалов (модель грузового автомобиля). Сборка изделия с помощью клея и гвоздей.
Цель:
1. Познакомить учащихся с правильным угловым соединением деталей.
2. Закреплять навыки работы ручным инструментом, навыки соединения деталей изделия с помощью клея и гвоздей.
3. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи в работе.
Оборудование и материалы: столярные верстаки, молотки, гвозди, клей ПВА, готовые детали грузового автомобиля из древесины, полоски тонкой жести, подкладные доски, кисти.
Ход урока:
Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы начинаем сборку грузового автомобиля из деталей, которые вы уже изготовили самостоятельно.
- Подготовьте свои рабочие места, необходимые инструменты для работы.
На верстаках молотки, подкладные доски, кисти, клей, гвозди.
Актуализация ранее изученного материала.
- сегодня основной инструмент, необходимый для работы – это молоток. Вспомните правила безопасной работы молотком.
(После ответов учащихся подвести итог).
- Молоток должен быть плотно насажен на рукоятку, во избежание его соскока; удерживать молоток нужно не за шейку (около бойка), а за середину или за край ручки; места для вбивания гвоздей необходимо наметить шилом, гвозди вбивать под прямым углом.
- При работе с клеевыми составами для нанесения клея на детали использовать только кисти, а не пальцы. При соединении деталей выступивший лишний клей удалить кистью; при попадании клея на кожу рук смыть его водой.
- Дежурные разлейте клей в ёмкости на верстаках. Остальные учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.
Практическая работа.
Сборка кузова.
- Из скольких деталей состоит кузов? Назовите их. Отложите вседетали в сторону.
(Кузов состоит из 4-х деталей: двух боковых бортов, одного переднего борта и днища кузова).
- Как правильно соединить борта кузова с основанием?
(Борта нужно соединять с помощью гвоздей и клея. Борта крепить на кромки основания кузова).
- Почему нельзя вбивать гвозди близко к краю заготовок?
(Заготовка может расколоться)
Во время работы индивидуальный контроль учащихся.
- после сборки кузова проверьте прямоугольность бортов кузова.
Сборка кабины
- Из скольких деталей состоит кабина? Как их можно назвать?
(Кабина состоит из двух деталей: двигателя и самой кабины)
- Как можно соединить эти детали?
(Детали можно соединить на клею и гвоздях).
Показать учащимся варианты соединения кабины и двигателя. Во время работы помогать отстающим. Сильные помогают более слабым учащимся.
Установка кабины на раму.
- возьмите деталь рамы, выберите лицевую сторону, к которой будете крепить кабину и кузов.
- Нанесите на основание кабины клей и установите её в перевёрнутом виде. Наверх приложите раму, совмещая торцы деталей. Закрепите гвоздями.
Перед креплением гвоздями проверить у всех учащихся правильность установки кабины и рамы.
Сборка колёс и осей.
- Отложите в сторону передние колёса автомобиля и одну из осей. Соедините ось с колёсами.
Помочь учащимся, если не получается крепление. Проверить неподвижность соединения.
- Точно также соедините вторую пару задних колёс с осью.
Крепление колёс с осями к раме.
- Колёса поставьте на оси. Можете ли вы сейчас крепить колёса к раме?
(Нет)
- Почему сразу нельзя закрепить колёса на раму?
(Надо ещё установить мосты (балки), на которые крепятся оси с колёсами).
-Найдите мосты. Сколько их?
(Два).
- От краёв рамы отступите два сантиметра, отметьте карандашом.
Проверить разметку у каждого учащегося. При необходимости исправить.
- Закрепите мосты на раме с помощью гвоздей и клея.
- С помощью скобок укрепите собранные колёса с осями на мостах.
Обязательно показать способ крепления. Проверить качество работы путём проворачивания колёс вместе с осями.
Установка кузова на раме.
- Модель наша уже почти собрана. Осталось установить кузов.
- Как будете крепить кузов на раме?
(Кузов крепится на клею и гвоздях).
Показать учащимся варианты крепления кузова. Проконтролировать установку с соблюдением центровки.
- Почему центр кузова должен совпадать с центром всей машины?
(Для устойчивости автомобиля. Для красоты. Для одинаковой нагрузке на колёса).
Крепление крыльев и бампера.
- Что осталось закрепить на модели? Из чего сделаны крылья?
- Нужно ли здесь использовать клей?
Крепление крыльев выполняют учащиеся попарно, помогая друг другу.
Анализ выполненных изделий.
- Мы закончили сборку модели грузового автомобиля. Какие операции мы выполняли?
(Склеивание, соединение гвоздями).
- Какая операция была самой трудоёмкой?
Напомнить учащимся все этапы сборки модели.
- Давайте сравним все ваши грузовики и выберем наиболее удачную модель.
Провести коллективный анализ изделий, указать недостатки или ошибки в сборке.
Уборка рабочих мест и мастерской.
- Наведите порядок на рабочих местах. Остатки клея дежурные слейте в банку. Соберите кисти и вымойте их.
- Спецодежду отряхните и развесьте её на вешалке
Итог урока.
- Сегодня мы закончили сборку модели грузового автомобиля. Вы научились (познакомились) с изготовлением подвижной игрушки.
Отметить лучшие работы.
- На следующем уроке вы раскрасите свои грузовики красками.
- Урок окончен. До свидания.