«ИСТОРИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ» Задача планирования и эффективного управления предприятиями – одна из основных областей применения информационных технологий, являющихся базой автоматизированных систем управления (АСУ). АСУ мож
УДК 004.3Алдибекова К.А., магистр технических наук, преподаватель лицея при КазГАСА, г.Алматы«ИСТОРИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Задача планирования и эффективного управления предприятиями – одна из основных областей применения информационных технологий, являющихся базой автоматизированных систем управления (АСУ).
АСУ может быть представлено в виде совокупности автоматизированных систем взаимодействующих уровней (рис.1), условно называемых «управление предприятием» (уровень ERP, MRP), «управление производством» (уровень MES), и «управление технологическими процессами и оборудованием» (уровень DCS).
Уровень ERP реализуется автоматизированными системами управления предприятием (АСУП), уровень DCS – автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУ ТП), а важнейшей функцией уровня MES является сопряжение между АСУП и АСУ ТП.
Смысл понятия «автоматизированная система управления», предполагавшего непременное присутствие человека как звена системы управления был потерян. Многократное упоминание понятия АСУП привело к тому, что перестали замечать содержащееся в нем противоречие. В действительности именно функции управления предприятием никогда не были реализованы в АСУП, которые лишь предоставляли информацию лицам, принимавшим решения по управлению предприятием, но находившимся вне системы.
Рис. 1 Блок-схема автоматизированной системы управления
Работы по созданию АСУП в рамках направления, называвшегося «экономической кибернетикой», были начаты по инициативе академика В.М. Глушкова в Институте кибернетики АН СССР в 1963 – 1964 гг.
Первой в СССР системой для предприятий с крупносерийным характером производства была АСУП «Львов», внедренная на Львовском телевизионном заводе «Электрон».
Решение задачи, оставленной В.М. Глушковым, – создать не индивидуальную для данного предприятия, а типовую систему, привело к методам построения прикладных программ, использующих параметрическую настройку на особенности конкретного предприятия при привязке, наладке и внедрении типовой системы. Эти методы максимального использования параметров, а не числовых значений при построении прикладных программ, стали со временем широко распространенными и используются до сих пор в корпоративных информационных системах планирования ресурсов предприятия (ERP).
Глушковым В.М. было выдвинуто понятие специализированной операционной системы, предназначенной для систем с регулярным потоком задач. Универсальные операционные системы для решения случайных потоков задач в пакетном режиме в вычислительных центрах, например OS/360 фирмы IBM для семейства микропроцессоров 360, не позволяли использовать преимущества, которые могло представить знание регулярного потока задач в АСУП. Поэтому для программного обеспечения АСУП на базе отечественных ЭВМ второго поколения серий «Минск» и «Урал» были разработаны программные средства управления расписанием задач, предварительной подготовкой информации и мультипрограммными режимами исполнения прикладных программ. Хотя до штатных операционных систем ЭВМ «Минск» и «Урал» такие решения не были доведены.
До настоящего времени автоматизация предприятия велась по трем обособленным и независимым друг от друга направлениям: системы автоматизации управленческой и финансово-хозяйственной деятельности (АСУП), системы автоматизированного проектирования (САПР) и системы автоматизации технологических и производственных процессов (АСУ ТП). Данные системы проектировались и создавались исходя из требований разных подразделений предприятий, они не подчинялись единым целям и задачам, были плохо связаны физически и информационно, каждая система строилась по своим внутренним законам. Большим недостатком было еще то, что системы базировались на различных аппаратных, программных и информационных стандартах.
В настоящее время вместо понятия АСУП используется более точное понятие – корпоративные информационные системы (КИС). Под ними понимают системы, в которых функционально объединяются системы для решения задач автоматизации учета и управления производством, финансами, снабжением и сбытом, кадрами и информационными ресурсами. Техническую базу современных КИС, использующих преимущественно распределенную архитектуру клиент-сервер, составляют серверы и рабочие места пользователей, объединенные локальными сетями.
Информационная система. Информационная система (ИС) – это вся инфраструктура предприятия (организации), задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками, включающая в себя следующие основные элементы:
• информационная модель, представляющая собой совокупность правил и алгоритмов функционирования ИС. Информационная модель включает в себя все формы документов, структуру справочников и данных и т.д.:
• регламент развития информационной модели и правил внесения в нее изменений;
• программный комплекс, конфигурация которого соответствует требованиям информационной модели;
• аппаратно-техническая база (компьютеры, периферийные устройства, каналы связи, системное ПО,СУБД).Информационную систему можно представить в виде модели, состоящей из несколько взаимодействующих уровней иерархии (рис. 2).
Рис. 2 Иерархическая модель информационной системы
В основании модели лежит слой различных типов компьютеров, являющихся средствами хранения и обработки данных. Компьютеры определяют аппаратную платформу информационной системы.
Транспортная система состоит из активных и пассивных сетевых устройств, объединяющих компьютеры в локальные и глобальные сети и обеспечивающих обмен данными. Активными сетевыми устройствами являются сетевые адаптеры и модемы компьютеров, концентраторы, коммутаторы, маршрутизаторы и другие подобные устройства. Среда передачи данных и элементы кабельной сети составляют пассивную часть транспортной системы.
Слой сетевых операционных систем обеспечивает выполнение приложений пользователей и посредством транспортной системы организует доступ к ресурсам других компьютеров и предоставляет свои ресурсы в общее пользование. Операционные системы компьютеров определяют программную платформу информационной системы. Ряд активных сетевых устройств, таких как коммутаторы и маршрутизаторы, как правило, работают под управлением собственных операционных систем, называемых операционными системами межсетевого взаимодействия.
Над слоем операционных систем работают слои различных приложений. Системные сервисы служат для обработки и преобразования информации, полученной от систем управления базами данных (СУБД) и других ресурсов, в вид удобный для восприятия конечным пользователем или прикладной программой. СУБД иногда выделяются в отдельный слой. Этим подчеркивается их высокая значимость как средства хранения в упорядоченном виде данных и выполнения базовых операций поиска и извлечения нужной информации.
Верхний слой информационной системы составляют приложения предметной области, специфические для конкретного предприятия (организации) или определенного типа предприятия. Это могут быть программные системы автоматизации бухгалтерского учета, проектирования, управления производством, агрегатами, технологическими процессами и другие.
Информационная система предприятия создается для работы прикладных программ. Именно эти программы обеспечивают сотрудников необходимой информацией для принятия решений и автоматизируют деятельность различных служб. Поэтому при проектировании информационной системы сначала определяются требования к этим программам, а уже затем – какие системные сервисы, базы данных, операционные системы, сетевые средства, компьютеры и серверы необходимы для их эффективного функционирования.
С точки зрения программных технологий, информационная система – это не один, и даже не несколько программных комплексов. Можно построить структурную модель информационной системы, выделив ее основные компоненты, которые содержат программные модули определенного класса (рис. 3).
Рис. 3 Структурная модель информационной системы
Самым нижним уровнем информационной системы является хранилище, в котором содержится вся интеллектуальная собственность предприятия. Это могут быть документы, справочники, структурные таблицы, деловые правила, описание процессов. Прямого доступа к хранилищу быть не должно, как для пользователей, так и для различных систем предприятия. Прямой доступ имеет лишь система управления знаниями, которая служит своего рода шлюзом для остальных систем и формирует информационное окружение предприятия. Система управления знаниями объединяет идеи, знания, содержание документов и деловые правила, автоматизируя процессы, базирующиеся на знаниях, как внутри предприятия, так и между разными организациями. Для этого нужен шлюз, позволяющий производить обмен данными с внешними системами. Это необходимое условие, так как современные процессы направлены на объединение предприятий в корпорации и очевидно, что передача знаний очень важна. Например, системы планирования ресурсов предприятия (ERP – Enterprise Resource Planning) не могут работать независимо – процессы, связанные с управлением финансами, складами, человеческими ресурсами, используют уже накопленные знания и приносят новые.
Также важно выделить класс систем анализа и принятия решений (DSS-decision support system), без которого жизненный цикл информации не будет завершен. В современных предприятиях интеллектуальный анализ данных становится все более важной задачей. Связано это с необходимостью аналитической обработки больших объемов информации, накопившейся в хранилищах. Такие системы помогают найти новые знания, выявить недостатки и слабые места информационной системы, оценить эффективность тех или иных процессов, установить новые информационные взаимосвязи.
Часто говорят, что такой класс систем должен работать непосредственно с хранилищем, поскольку обработке подлежат содержащиеся в нем данные. Теоретически это верно, но на практике такое невозможно – любые изменения в содержимом хранилища, процессах, правилах и взаимосвязях могут и должны производиться системой управления знаниями. Тогда DSS-системам не придется задумываться над тем, в каком формате хранятся данные, и главное, что любое изменение информации будет немедленно влиять на взаимосвязи и процессы, в которых она принимает участие.
Сформулируем минимальный перечень требований к КИС.
Функциональная полнота системы. Учитывая, что методологические подходы всех разработчиков программного обеспечения к структуризации предметной области и названию формируемых приложений различаются, общей характеристикой функциональной полноты корпоративной информационной системы является количество однократно учитываемых параметров деятельности предприятия. Считается, что для КИС значение этих параметров должно быть примерно следующим:
• количество учитываемых параметров 2 – 10 тысяч;
• количество таблиц баз данных 800 – 3000.
КИС должна обеспечивать не только формирование отчетов, но и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам (ISA и GAAP).
Обязательным условием является локализация информационной системы: учет национального законодательства и системы расчетов; интерфейс и система помощи на национальном языке. Система должна обеспечивать разграничение доступа к данным и функциям, предупреждать попытки не санкционированного доступа к информации.
КИС – система постоянно развивающаяся, как в силу влияния внешних факторов (например, постоянных изменений в законодательстве), так и из-за изменения бизнес-функций предприятия, поэтому необходимо наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы:
• управление структурой и функциями бизнес-процессов;
• изменение информационного пространства (редактирование БД, модификация структуры, полей таблиц, связей, индексов и т.п.);
• модификация интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации;
• изменение организационного и функционального наполнения рабочего места пользователя;
• генерация произвольных отчетов, сложных хозяйственных операций и форм.
КИС является сложной системой и для обеспечения ее надежности требуются специальные средства анализа состояния системы в процессе эксплуатации. Обобщенная структура информационных технологий предприятия, которая представлена на рис. 4.
Рис. 4 Обобщенная структура ИТ предприятия:
Некоторые специалисты рассматривают вложение средства в создание КИС как долговременные инвестиции, при этом большое значение приобретают уровень и качество обслуживания, предоставляемого разработчиком. Для заказчика оптимальной является ситуация, когда он, обратившись к одному поставщику, получает весь спектр услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики предприятия нуждаются в решении задач управления на качественно новом уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятий, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления
Из приведенного перечня требований видно, что создание корпоративной информационной системы – задача очень сложная, требующая немалых затрат.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. СПб.:Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. 332 с.
2. Гайфулин Б.Н., Обухов И.А. АСУ предприятиями стандарта ERP/MRP II. М.: Богородский печатник, 2001. 104 с3. Головко М.В. Проекты ИС для крупных предприятий: от бессистемного управления к системам управления знаниями // Директору информационной службы. 2000. № 4. С. 2.
4. Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2000. 267 с.
5. Калянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. М.: СИНТЕГ, 2000. 254 с.
6. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II. СПб.: Питер, 2002. 320 с.
7. Гламаздин Е.С., Новиков Д.А., Цветков А.В.Управление корпоративными программами: информационные системы и математические модели. М.: ИПУ РАН, 2003. 159 с.
8. МАКЛАКОВ С. Новые возможности СА BPWIN 4.0 //Компьютерпресс, 2001. № 3. С. 11 –14.