Основатель школы политического реализма политолог Г. Моргентау считал, что право не может остановить войну. Прав ли он?
Олимпиада МГИМО МИД России для школьниковпо профилю «гуманитарные и социальные науки»
2016-2017 учебного годаОТБОРОЧНЫЙ ЭТАП
ЭССЕ НА ТЕМУ №12
«Основатель школы политического реализма политолог Г. Моргентау считал, что право не может остановить войну. Прав ли он?»
Выполнил:
Пресняков Дмитрий Михайловичстудент 1 курса ОГБПОУ «БАДК»
г. Боровичи Новгородской областиБоровичи2016
Ганс Моргентау родился 17 февраля 1904 года в Кобурге, Германия. Получил образование в университетах Франкфурта и Мюнхена. Преподавал право в Мюнхенском университете. Впервые прошел дополнительные курсы в 1923 году во Франкфуртском университете, позднее был переведен в университет Мюнхена. С 1932 по 1935 изучал публичное право в Женевском университете, а с 1935 по 1936 учился в Мадриде. В 1937, спасаясь от нацистов, эмигрировал в США. Опыт жизни в нацистской Германии повлиял на его дальнейшие работы в области теории международных отношений, в которых он страстно отстаивал позицию научного подхода к политике, вразрез с нацистской политической теорией, пропитанной национализмом и ксенофобией. После переезда в США преподавал в Бруклинском университете (1937—1939), университете Канзас-сити (1939—1943), университете Чикаго (1943—1971), а также в Новой Школе Социальных Исследований — с 1975 года и до самой смерти. В 1944 — 1961 годах возглавлял Центр по изучению американской внешней и военной политики в Чикаго; неоднократно выступал в качестве внешне-политического советника правительства США. Умер 19 июля 1979 года.
Школа "политического реализма" была основана профессором Чикагского университета Гансом Моргентау (1904–1982), который перенес методологию бихевиоризма на анализ международных отношений. В соответствии с ней мировая политика рассматривается как анархия, потенциальная война всех против всех, борьба за господство: международная политика, как и всякая другая, есть борьба за господство. Каковы бы ни были абсолютные цели международной политики, господство всегда является непосредственной целью. "Силовое" начало политики, но мнению ученого, органично вытекает из внутренне присущего человеку стремления доминировать, господствовать. Это начало определяет и поведение государств. При этом саму политическую силу Моргентау классифицирует как "психологическое отношение между теми, кто ею обладает, и теми, кто испытывает ее воздействие".
В своей фундаментальной работе "Международная политика" (1948) Моргентау сформулировал закономерности, управляющие внешней политикой. Она базируется на трех постулатах:
1) основным субъектом международных отношений является национальное государство,выражающее свои интересы в категориях силы (т.е. интересы обусловлены той силой, которой оно обладает);
2) следствием этого, внутренней пружиной, двигающей международные отношения, становится борьба государств за максимизациюсвоего влияния во внешней среде;
3) оптимальным ее состоянием видится международное (региональное) равновесие сил, предупреждающее образование национальной или коалиционной мощи, превосходящей существующие государства и их коалиции, что достигается (сознательно или бессознательно) политикой баланса сил.
По мнению Моргентау, решающую роль во внешней политике играют, как уже отмечалось, национальные интересы. По значимости он выделял две группы интересов:
1) постоянные, основополагающие интересы: защита территории, населения и государственных институтов от внешней опасности; развитие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса;
2) преходящие, промежуточные интересы: интересы выживания (угроза самому существованию государства); жизненные интересы (возможность нанесения серьезного ущерба безопасности и благо состоянию нации); важные интересы (потенциально серьезный ущерб для страны); периферийные, или мелкие, интересы (интересы локального характера).
Высшим критерием национального интереса любой крупной державы, по мнению Моргентау, является достижение региональной или мировой гегемонии. Политика национальных интересов, по его мнению, не может быть успешной, если она не подкреплена силой. Понятие "сила" в интерпретации Моргентау выступает как главная отличительная черта государства, как нечто органически, внутренне присущее ему. Это понятие в известной степени интегрирует определенные стороны внутренней политики, представляя собой с точки зрения внешнеполитического анализа ее исходный и конечный результат. Согласно Моргентау, понятие "сила" в широком смысле (как выражение национальной мощи) включает в себя следующие основные компоненты: 1) географическое положение; 2) природные ресурсы; 3) промышленный потенциал; 4) военную подготовленность (в том числе уровень развития военной техники, военного руководства, количество и качество вооруженных сил); 5) численность населения; 6) "национальный характер" (отношение населения к войне); 7) "национальную мораль" (отношение населения к правительственной политике); 8) качество дипломатии, которая выступает как "самый главный фактор, определяющий мощь страны". Называя качество дипломатии важнейшим фактором национальной мощи, Моргентау не умалял тем самым роли и значения военной силы, поскольку эффективность политико-дипломатических возможностей, по его мнению, находится в прямой зависимости от военной мощи каждого конкретного государства. В международной политике, пояснял он, именно военная сила, которая может быть применена на практике или использована как угроза, является наиболее важным материальным фактором, обеспечивающим политическое могущество государства.
Итак, шесть фундаментальных принципов политического реализма по мнению Моргентау:
Первый принцип политического реализма связан с вероятностным характером политической деятельности в сфере международных отношений. Под политическим реализмом Ганс Моргентау понимал такую политическую доктрину, которая основана на учете противоречивых сторон человеческой природы и признании ограниченных возможностей для построения справедливого и нравственного политического порядка. Политический реализм также основан на положении, что всякие действия по усовершенствованию общества — это разновидность рисковой деятельности.
Вторым принципом политического реализма является принцип национальных интересов, понимаемых в терминах власти и могущества. Концепция национального интереса позволяет рассматривать международную политику как сферу, относительно независимую от таких областей, как экономика, религия, этнические отношения. Моргентау отмечает, что без подобного теоретического допущения невозможно создать теорию политики. Далее он продолжает, что именно понятие интереса, трактуемого в терминах власти и могущества, дает возможность теоретического понимания международных отношений и международной политики.
Третий принцип политического реализма состоит в том, что политический реализм избавляет теорию международных отношений от двух заблуждений — исследования мотивов и намерений, лежащих в основе политических действий, а также изучения идеологических предпочтений субъектов международных отношений. Точка зрения, согласно которой ключом к пониманию внешней политики являются исключительно мотивы государственного деятеля, ошибочна. Внешнюю политику нельзя рассматривать через психологические феномены.
Четвертый принцип утверждает, что политический реализм признает моральное значение политического действия. Он также признает неизбежность несоответствия морального императива и требований успешной политики. Неучет этого несоответствия мог бы внести путаницу в моральные и политические вопросы, представив политику более моральной, а моральный закон менее строгим, чем это есть на самом деле.
Пятый принцип указывает на то, что политический реализм отрицает тождество морали конкретной нации и универсальных моральных законов. Проводя различие между истиной и мнением, он разделяет также истину и идолопоклонство. Все нации испытывают соблазн — и лишь немногие могут противиться ему в течение долгого времени — представить собственные цели и действия как проявление универсальных моральных принципов. Одно дело знать, что наци являются субъектом морального закона, другое — утверждать, что хорошо и что плохо в отношениях между нациями. Существует несоответствие между верой в то, что все подчиняется воле Бога, и убежденностью в том, что Бог всегда на чьей-либо стороне. Отождествление политических действий конкретного государства с волей Провидения не может быть оправдано с моральной точки зрения, ибо это, по сути, проявление такого греха, как гордыня, против которого греческие трагики и библейские пророки предупреждали и правителей, и управляемых. Такое отождествление опасно и с политической точки зрения, ибо оно может вызвать искаженный взгляд на международную политику и в конечном счете привести к тому, что государства будут стремиться уничтожить друг друга якобы во имя моральных идеалов либо самого Господа.
Шестой принцип. Таким образом, существует огромная разница между политическим реализмом и другими теоретическими школами. Однако теорию политического реализма часто понимают и интерпретируют неправильно, хотя в ней нет противоречия между требованиями рациональности, с одной стороны, и моралью — с другой. Политический реалист утверждает, что политической сфере присуща своя специфика, подобно тому как это делают экономист, юрист, этик. Он мыслит в терминах интереса, определенного как власть, подобно тому как экономист мыслит в категориях интереса, определенного как богатство, юрист — в категориях соответствия действия юридическим нормам, этик — в категориях соответствия действия моральным принципам. Экономист спрашивает: «Как эта политика влияет на богатство общества?». Юрист спрашивает: «Соответствует ли эта политика законам?». Моралист спрашивает: «Соответствует ли эта политика нравственным принципам?». А политический реалист спрашивает: «Как эта политика влияет на силу нации?». Конечно, политический реалист признает существование и важность неполитических феноменов, но он рассматривает их с точки зрения политики. Он также признает, что другие науки могут рассматривать политику под своим углом зрения.
Таким образом, я считаю что Ганс Моргентау прав, что право не может остановить войну. Если бы право могло остановить войну, тогда бы война не длилась годами.
Список использованных источников
1 http://studme.org/57020/politologiya/osnovnye_shkoly_teorii_mirovoy_politi ki2 http://referatwork.ru/refs/source/ref-8113.html3 http://referatwork.ru/refs/source/ref-8113.html