Эффективность применения словарной работы на занятиях русского языка при подготовке специалистов профессионального образования
Эффективность применения словарной работы на занятиях русского языка при подготовке специалистов профессионального образования
Важным этапом формирования и развития личности учащегося является период адаптации в учреждении профессионального образования. От того, насколько комфортно будут чуствовать себя студенты в стенах учебного заведения, насколько взаимоотношения с педагогами, кураторами будут соответствовать потребностям учащихся, зависит качество подготовки специалистов, их личностное и профессиональное становление. Поэтому задача педагогов-оказать учащимся помощь в приобретении необходимых знаний, умений и навыков для успешной адаптации к новой социальной среде.
Поэтому преподавателям, особенно словесникам, нужно на своих уроках затрагивать вместе с грамматическим материалом и их специальность.В условиях модернизации образования перед учебным заведением сегодня стоит важнейшая задача – воспитание личности, отличающейся самостоятельностью и независимостью суждений, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной свободно выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме. Однако опыт работы показывает, что «больным» местом письменной речи студентов является скованность, бедность словарного запаса, неоправданное смешение стилей, эстетическое несовершенство. Главное на уроке русского языка – это постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значения для науки. Когда студенты научатся чувствовать язык, понимать, почему так, а не по-другому пишут, тогда и придёт желание «погрузиться» в язык. Через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей студенты придут к грамотной устной и письменной речи. Поэтому на уроках русского языка я определила для себя основные направления в работе по обогащению словарного запаса. Ведущим в уроке русского языка, несомненно, является работа со словом. В ходе такой работы будет постепенно формироваться, по словам известного лингвиста Л.Щербы «твёрдый зрительный образ» слова. В методике различают словарно-семантическое, словарно-орфографическое и словарно-стилистическое направление словарной работы, способствующие обогащению словарного запаса учащихся и формированию навыков правописания. Слово рассматривается одновременно в четырёх аспектах: 1. Орфоэпическом (написанное на доске слово должно прозвучать); 2. Лексическом (выяснение значения слова); 3. Орфографическом (учимся писать это слово); 4. В контексте с другими словами (составляем словосочетания или предложения). Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Например, можно провести такой вид работы, как «Объясни разницу». Даются слова: зоотехник и ветеринар. Учащиеся должны объяснить происхождение слов и дать толкование лексического значения. Несомненно, они обратятся к этимологическому словарю и выяснят, что зоотехник-человек, занимающийся рационом животных. А ветеринар-специалист, лечащий животных. Слово на уроке должно прозвучать правильно. Поэтому можно проводить орфоэпические диктанты (на доске записаны слова, учащиеся должны расставить ударение и правильно их прочитать. Например, слова шейка, штукатурка, пицца, бластома) или игры «Выбери словечко» (учитель читает слова, а учащиеся выбирают правильный вариант, записывают слово и проставляют ударение. Например Угольник или угОльник, малЯр или мАляр, эвтанАзия или эвтаназИя, хлебопекАрня или хлебопекарнЯ и т.д.). Для выяснения лексического значения слова очень часто провожу творческие диктанты (даётся толкование слова, учащиеся записывают само слово). Например: 1. Дефект древесины. (дырка); 2. Промежуточная часть вала машины. (шейка); 3. Полная анестезия. (наркоз); 4. Цех, где пекут сладкие изделия. (кондитерская). Или игра «Лингвистическое лото» и приём «Одно из двух»(даются предложения, где пропущено слово. Предлагается два варианта слов. Учащимся необходимо выбрать нужное.) Например: В местном(коровник, загон) доярки получают до 2 тонн литра молока. К Новому году в (кондитерская, хлебопекарня) города готовят торты и другие сладкие изделия. (Сварщик,механик) долго лежал под машиной, пытаясь найти утечку масла. При изучении фразеологизмов интересный, увлекающий детей приём «Составь пару» (учащимся предлагается два вида карточек. На одних записаны фразеологизмы, на других- толкование значений, нужно создать пару. Если учащиеся допустят ошибки, то обратятся к фразеологическому словарю). Например, воду мутить – извлекать выгоду, как с гуся вода- всё нипочём, кот наплакал- мало. Для предупреждения ошибок в употреблении слов провожу игровой приём «Объясни разницу» (Даются пары слов: представить- предоставить, пребывание- прибывание, одеть- надеть, экономный- экономичный. Учащиеся должны объяснить отличие в значениях слов, при затруднении обратиться к толковому словарю.) Подбирая различные типы заданий, не забываем, что учащиеся должны усвоить слово и в орфографическом плане. Часто провожу зрительный диктант. Такой вид диктанта особенно полезен при выработке навыка грамотной письменной речи:
И вот я выпускник девятого класса. В руках свидетельство об окончании неполной средней школы. Дальше нужно определяться с выбором профессии. Ведь правильно выбранная профессия-это мое будущее. Все лето я думал, выбирал разные профессии. Однажды, сидя на скамейке во дворе, задумавшись о чем-то, я почувствовал чье-то прикосновение. В спину ко мне терся носом Рыжик, моя любимая собака. И в этот момент я уже знал, кем буду. С детства я очень любил животных, подбирал брошенных, выхаживал раненных. Моя будущая профессия- это ветеринар.
Текст должен быть небольшим: 3-7 предложений и разным (в зависимости от специальности). Творческий диктант помогает учащимся не только вспомнить правописание той или иной орфограммы, но и активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Например, творческий диктант «Ящик находок» (ребятам даётся тема. Например, дорога. Они должны собрать слова, относящиеся к данной теме: асфальтированная,хорошая,дальняя, извилистая, хорошо проложенная и т.д.) Или составить предложения на тему «Заболевания животных». На доске написаны слова для выбора: алопеция, бластома, авитаминоз. Творческий диктант, где необходимо заменить существительные с предлогами, близкими по смыслу прилагательными (ночь без сна – бессонная ночь, человек без страха – бесстрашный человек, даль без предела - …, жидкость без цвета - …). Словарная работа, проводимая почти на каждом уроке, способствует обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывает орфографическую зоркость, развивает речь, а в целом, способствует формированию навыков грамотной письменной речи. Умение точно и целесообразно отбирать языковые средства в соответствии с содержанием, целями и задачами высказывания, является одним из компонентов правильной письменной речи. Формированию этого умения во многом способствует систематическая словарно-стилистическая работа, т.е. работа со стилистически окрашенной лексикой, и прежде всего с различными группами лексических синонимов. Так после знакомства с официально-деловым стилем полученные сведения закрепляются при выполнении упражнений: 1. Среди данных слов-синонимов назовите книжные слова, употребляющиеся в официально-деловом стиле: Советовать – рекомендовать, приезжать – прибывать, не разрешается – воспрещается, терять – утрачивать. «Укажите, чем отличаются синонимы друг от друга (оттенками значения, употреблением в речи, тем и другим одновременно). 2. К данным книжным словам подберите и запишите нейтральные синонимы: безотлагательно, оповещать, близлежащий. 3. В каких ситуациях вы употребили бы слова-синонимы: Просить – ходатайствовать – клянчить; Сообщать – уведомлять – рассказать. Все эти виды работ учат студентов бережно обращаться со словом, улавливать его тончайшие оттенки, создавать творческие работы как прозаические, так и поэтические, то есть создавать «словесное единство», прекрасную «словесную ткань».