Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно — воспитательный процесс в современной школе.
Из опыта работы
Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.
Цымбалюк Н.С.
учитель биологии,
магистр педагогических наук,
ш-г №18, г. Костанай
На базе нашей школы совместно с НПО « Молодежь за устойчивое развитие и экологическую безопасность» под руководством Музычко Л.М. работала опытно-экспериментальная площадка с экологическим компонентом «Зеленый дом», основной целью которого явилось формирование экокультурной личности, обладающей природоориентированным типом поведения. Руководителем и идейным вдохновителем опытно-экспериментальной площадки являлась Чернявская О.М. Автор статьи - на тот момент – молодой педагог без стажа работы.
На сегодняшний момент нет единой государственной программы по экологическому образованию школьников, взамен этого широко представлены авторские курсы, концепции, и педагогические коллективы имеют самостоятельное право выбора той или иной программы.
В основе данной статьи лежит конкретный опыт педагогического коллектива средней школы №18 г. Костаная по экологизации учебно-воспитательного процесса.
Ведущая идея опыта – комплексный подход к экологическому образованию как процессу обучения, развития и воспитания личности, имеющему конечной целью формирование экологической культуры человека. Этот опыт складывался, начиная с 1999 года.
За время функционирования экспериментальной площадки была проведена масса уроков и внеклассных мероприятий с экологическим компонентом, и это не только уроки биологии и химии, но и остальные школьные предметы не остались в стороне. Например, учитель математики Фролова Н.А. залицензоровала книгу « Экологические задачи в математике». Она же была руководителем школьной оранжереи, куда были проведены экскурсии не только школьников, но и взрослых с всей нашей области, посещавших нашу школу.
Коркунова Н.П.- учитель технологии, руководитель экологического кружка «Экомода» и её модели не раз удостаивались не только городских и областных, но и республиканских наград. Каждая девочка мечтала примерить наряд из полиэтиленовых мешочков или игральных карт, пробок или дисков, открыток или рекламных материалов и др.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Фото: Демонстрация моделей из бросового материала.
Большой популярностью в школьной среде пользовался экоклуб «Радуга», и одноименная газета, под руководством учителя иностранного языка и географии Сербиной Л.Ф. Издательская работа редакционного совета газеты направлена на популяризацию экологических знаний, убеждение, что быть здоровым, жить в безопасной среде - это современно.
Фото: Заседание редакционного совета газеты « Радуга»
Туристиченский клуб «Эдельвейс» под руководством учителя иностранного языка Оразалиной С.Т. девизом, которого было: «Войди в природу другом!» научил ребят основам туризма и путешествия.
Фото: Слеты туристического клуба.
Детские экологические проекты принимали участие в городских и областных слетах юных экологов, а также в республиканских форумах.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Фото: участники республиканского форума юных экологов.
Школьное научное общество учащихся «Поиск» с внедрением экспериментальной площадки по экологии получило множество проектов, связанных с экологией, немало призовых мест на городских, областных и республиканских чтениях научных проектов.
Фото: школьные научные конференции учащихся.
Как всем запомнились наши экологические акции, в которых с большим удовольствием принимали участие и учащиеся, и родители, и учителя.
Хочется напомнить традиционные экологические Акции, которые нами регулярно проводились:
Акция «Чистый берег
«Чистая парта, чистый класс, чистая школа»
«Теплая школа»
«Чистый воздух»
граффити
Акция «Дом птиц
Благодаря участию в экологическом движении: Акциях, митингах, марафонах, фестивалях ученики
осознают себя частью природы,
осознают свою принадлежность к той земле, на которой он родился и вырос,
узнают и имеют возможность прочувствовать свои национальные корни, лучшие качества своего характера,
обретают навыки экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром,
внутренне ощущают себя патриотом и гражданином Казахстана.
Реализация образовательной программы «Зеленый Дом» позволила нам;
осознать свою значимость в положительном преобразовании экологической среды;
усвоить экологические понятия;
получить представления об особенностях природных и антропогенных ландшафтах мира и своего региона;
увидеть себя частью природы, получить опыт сопереживания объектам мира природы, понимать взаимосвязь жизни природы;
иметь экоориентированную позицию и убеждения в процессе жизненной самореализации;
быть цивилизованными потребителями и цивилизованными производителями;
развивать научно-исследовательские навыки и способности, направленные на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию.
Как показал итоговый мониторинг, в конце экспериментальной работы большинство школьников имеют положительную установку на повышение экологической образованности коэффициента личного участия в общественно значимых мероприятиях
В итоге семилетней работы по данному проекту школа получила следующие результаты:
Внутренние показатели:
повысилась успеваемость учащихся;
улучшились показатели по олимпиадам;
ежегодно учащиеся являются участниками региональных экологических конференций, проводимых в рамках «Марша парков»;
школа стала местом рождения детского экологического движения;
ежегодно проводятся школьные научно-практические конференции по экологической тематике;
школьники являются активными авторами проектов по экологии;
учащиеся ежегодно участвуют в Международном проекте «День Земли» и международной природоохранной акции «Марш парков», в республиканском фестивале «Экология и дети»;
Улучшились Черты творческого подхода к организации экологического образования в школе, для себя выделили следующие направления деятельности:
знания - основа освоения мира;
учебный процесс - поиск;
самостоятельность учащихся в освоении курса;
развитие творческого мышления;
развитие мыслительных операций у учащихся;
Создание условий для формирования познавательных интересов и для развития мышления учащихся.
Вывод: Что дает детям экологическое движение?
Формирует потребность участвовать в общественно-политической жизни школы, города, страны.
P.S. с начала 2014-2015 учебного года по инициативе городского Отдела Образования г.Костаная и творческой группы учителей стартовала экспериментальная площадка по экологии в ряде школ города.
Очень приятно, что в данном числе находится и наша школа-гимназия.