Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно — воспитательный процесс в современной школе. 
      Из опыта работы  
Влияние экологического компонента на  учебно - воспитательный процесс в  современной школе.
 Цымбалюк Н.С. 
учитель биологии,
 магистр педагогических наук, 
ш-г №18, г. Костанай   
      На базе нашей школы  совместно с НПО « Молодежь за устойчивое развитие и экологическую безопасность»  под руководством   Музычко Л.М.  работала опытно-экспериментальная площадка с экологическим компонентом «Зеленый дом», основной целью которого явилось  формирование экокультурной личности, обладающей природоориентированным типом поведения.        Руководителем и идейным вдохновителем опытно-экспериментальной площадки являлась Чернявская О.М.   Автор статьи -  на тот момент – молодой педагог без стажа работы.  
   На сегодняшний момент нет единой государственной программы по экологическому образованию школьников, взамен этого широко представлены авторские курсы, концепции, и педагогические коллективы имеют самостоятельное право выбора той или иной программы.
В основе  данной статьи лежит конкретный опыт педагогического коллектива средней школы №18 г. Костаная по экологизации учебно-воспитательного процесса.  
   Ведущая идея опыта – комплексный подход к экологическому образованию как процессу обучения, развития и воспитания личности, имеющему конечной целью формирование экологической культуры человека. Этот опыт складывался, начиная с 1999  года. 
За время функционирования экспериментальной площадки была проведена масса уроков и внеклассных мероприятий с экологическим компонентом, и это не только уроки биологии и химии, но  и остальные школьные предметы не остались в стороне. Например,  учитель математики Фролова Н.А.  залицензоровала книгу « Экологические задачи в математике». Она же была руководителем школьной оранжереи,  куда были проведены экскурсии не только школьников, но и взрослых с всей нашей области, посещавших нашу школу.
Коркунова Н.П.- учитель технологии, руководитель экологического кружка «Экомода»  и её модели не  раз удостаивались  не только городских и областных, но и республиканских наград. Каждая девочка мечтала примерить наряд из  полиэтиленовых мешочков или игральных карт, пробок или дисков, открыток или рекламных материалов и др.
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
Фото: Демонстрация  моделей из бросового материала.
Большой популярностью в школьной среде пользовался  экоклуб «Радуга», и одноименная газета,  под руководством учителя иностранного языка и географии Сербиной Л.Ф. Издательская работа редакционного совета газеты направлена на популяризацию экологических знаний, убеждение, что быть здоровым, жить в безопасной среде - это современно.
Фото: Заседание редакционного совета газеты « Радуга»
Туристиченский	 клуб «Эдельвейс» под руководством учителя иностранного языка Оразалиной С.Т. девизом,   которого было: «Войди в природу другом!» научил ребят основам  туризма и путешествия.
Фото: Слеты туристического  клуба.
      Детские экологические проекты принимали участие в городских и областных слетах юных экологов, а также в республиканских  форумах.
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
Фото: участники  республиканского форума  юных  экологов.
Школьное научное общество учащихся «Поиск»  с внедрением экспериментальной площадки по экологии получило множество проектов, связанных с экологией, немало призовых мест на городских, областных и республиканских чтениях научных проектов.
Фото:  школьные научные конференции учащихся.
  Как всем запомнились наши  экологические акции, в которых с большим удовольствием  принимали участие и учащиеся, и родители,  и учителя.
Хочется напомнить традиционные экологические Акции, которые нами регулярно проводились:
Акция «Чистый берег
«Чистая парта, чистый класс, чистая школа»            
«Теплая школа»
 «Чистый воздух» 
граффити 
Акция «Дом птиц
Благодаря участию в экологическом движении: Акциях, митингах, марафонах, фестивалях  ученики 
осознают  себя  частью природы, 
 осознают свою принадлежность к той земле, на которой он родился и вырос, 
узнают и имеют возможность прочувствовать свои национальные корни, лучшие качества своего характера,
обретают навыки экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, 
 внутренне ощущают себя патриотом и гражданином Казахстана. 
  Реализация образовательной программы «Зеленый Дом» позволила  нам; 
осознать свою значимость в положительном преобразовании экологической среды;
усвоить экологические понятия;
получить представления об особенностях природных и антропогенных ландшафтах мира и своего региона;
увидеть себя частью природы, получить опыт сопереживания объектам мира природы, понимать взаимосвязь жизни природы;
иметь экоориентированную позицию и убеждения в процессе жизненной самореализации;
быть цивилизованными потребителями и цивилизованными производителями; 
развивать научно-исследовательские навыки и способности, направленные на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию. 
Как показал итоговый  мониторинг,  в конце экспериментальной работы большинство школьников имеют положительную установку на повышение экологической образованности коэффициента личного участия в общественно значимых мероприятиях 
В итоге семилетней работы по данному проекту школа получила следующие результаты:  
Внутренние  показатели:
повысилась успеваемость учащихся; 
улучшились показатели по олимпиадам; 
ежегодно учащиеся являются участниками региональных экологических конференций, проводимых в рамках «Марша парков»; 
школа стала местом рождения детского экологического движения; 
ежегодно проводятся школьные научно-практические конференции по экологической тематике; 
школьники являются активными авторами проектов по экологии;
учащиеся ежегодно участвуют в Международном проекте «День Земли» и международной природоохранной акции «Марш парков»,  в республиканском фестивале «Экология и дети»;
Улучшились  Черты творческого подхода к организации экологического образования в школе, для себя выделили следующие направления деятельности:
знания - основа  освоения мира; 
учебный процесс -  поиск; 
самостоятельность учащихся в освоении курса;
развитие творческого мышления; 
развитие мыслительных операций у учащихся; 
Создание условий для формирования познавательных интересов и для развития мышления  учащихся.     
  Вывод:     Что дает детям экологическое движение?
Формирует потребность участвовать в общественно-политической жизни школы, города, страны.
P.S. с начала 2014-2015 учебного года   по инициативе городского Отдела Образования  г.Костаная  и  творческой  группы учителей стартовала экспериментальная площадка по экологии в ряде школ  города.
Очень приятно, что в данном числе находится и наша школа-гимназия.