«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЖЕНСКОГО КОСТЮМА»


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
структурное подразделение в п. Новая Игирма
Предмет: Народное творчество
сценарий урока: «История развития русского женского костюма»
Составила:
Заведующая отделением хорового пения (народное)
Козик Ирина Викторовна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» структурное подразделение в п. Новая Игирма
П. НОВАЯ ИГИРМА
2015
Дата: 29 сентября 2015 года.
Цель посещения: Открытый урок 5класс
Цель урока: Познакомить с историей развития русского женского костюма. Совершенствовать навыки работы со словарем и умение отбирать наиболее важное, существенное из разных источников. Воспитывать уважение, любовь к народным традициям.
Ход урока:
ИРИНА ВИКТОРОВНА: Тема нашего урока – «История развития русского женского костюма». Я приглашаю вас на экскурсию по выставке (плакаты с рисунками: 1. Женский костюм XI – XIII в; 2. Женский костюм XV – XVIIв; 3. Аристократический костюм XIX в; 4. Костюм крестьянок севера и юга), где можно увидеть как развивался, изменялся, совершенствовался костюм русской женщины со времён Древней Руси. Давайте вспомним, как выглядел Нижегородский костюм.
Мариям: Костюм Нижегородской губернии состоял в основном из сарафанного комплекса (сарафан и епанечка). Особенно он был распространен в северных районах губернии, на юге встречались паневы одетые на рубаху, украшенную вышивкой.
ИРИНА ВИКТОРОВНА: Какая вышивка встречалась чаще всего?
Мариям: Это были растительные орнаменты, выполненные гладью, крестом, тамбурным швом. Орнаменты, изображающие фигуры людей, животных, птиц. Изображение символов выполняющих роль «оберегов» охраняющих владельцев от «дурного глаза» и «порчи».
ИРИНА ВИКТОРОВНА: Где располагалась вышивка на одежде?
Надя: На сарафанах впереди – вертикальной полосой, по подолу сарафана – магическим кругом «оберегом». Эта вышивка называлась «позулинтом». На рубахе вышивались рукава, манжеты, грудь, полики. Епанечка – украшалась богатой вышивкой «Золотое шитье», расшивалась бисером, стеклярусом, речным жемчугом. Мужская одежда состояла из рубахи, вышитой на груди, рукавам, манжетам, подвязанной разноцветным поясом – кушаком и портков.
ИРИНА ВИКТОРОВНА: Какую роль в костюме играл головной убор?
Коля: Это важное звено в народном костюме. По богатству кокошников, сорок и кичек судили о достатке семьи. Головной убор передавался по наследству от матери к дочери. Носили эти головные уборы замужние женщины, им необходимо было прятать волосы от постороннего глаза, чтобы не «опростоволоситься» накликав на свою семью беды и несчастья. А девочки и девушки носили повязки расшитые жемчугом, стеклярусом, бисером и атласные ленты.
ИРИНА ВИКТОРОВНА: А теперь перейдя на костюмы XI – XIIIв. Проверим как вы поработали со словарем и узнаем что обозначают следующие слова : КАФТАН?
Коля: КАФТАН – это расшитая верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
ИРИНА ВИКТОРОВНА: ПОНЕВА?
Мариям: ПОНЕВА – юбка запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
ИРИНА ВИКТОРОВНА: ЗАПОНА?
Надя: ЗАПОНА – накладная не сшитая по бокам одежда из холста.
ИРИНА ВИКТОРОВНА: УБРУС? ПОВОЙНИК?
Коля: УБРУС – полотняный белый платок сложенный треугольником и заколотый под подбородком. ПОВОЙНИК – головной убор тип чепца.
ИРИНА ВИКТОРОВНА: XV – XVIIвек.
Что ж в Киевской Руси мы побывали
В Московию войдем не впопыхах,
Что женщины, посмотрим, надевали
В пятнадцатом – семнадцатом веках?
(показывает плакаты, рисунки женских костюмов) основной одеждой этого периода были: длинные сарафаны, душегрея – это укороченный сарафан, летник – это сильно расшитая к низу одежда с очень широкими к низу рукавами – вошвами. А какие элементы одежды вы можете назвать, из этого периода?
Мариям: КОКОШНИК – нарядный головной убор с высокой передней частью.
Надя: ВЕНЕЦ – лента украшенная узором.
ИРИНА ВИКТОРОВНА: Народный костюм XIXвек.
Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались, поневы и рубахи без затей,
А все ж наряды женщин различались, из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны из однотонной ткани из холста
Из крашенины, шерсти домотканой и лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала, а на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала для свадьбы, сельских праздников, труда.
Крестьянки Юга – те предпочитали поверх рубах поневы надевать.
Узором по подолу украшались.
Но юбки было принято считать нарядом женским.
Девушки носили поверх рубахи фартук иль армяк.
На совершеннолетие им шили поневы – юбки, вот бывало как!
На севере кокошник надевали, расшитые узорами венцы.
На Юге кики им предпочитали, а к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник повсеместно стремились для нарядности носить
Узором украшали интересным, умели шелком, бисером расшить.
Нет живописней все ж, отметить надо, национального русского наряда!
Мариям: КИКА – головной убор в виде полумесяца на боку.
Надя: АРМЯК – фартук украшенный узором.
ИРИНА ВИКТОРОВНА: К какому стилю одежды можно отнести увиденную на уроке одежду?
Коля: Этнографический стиль, народный, фольклорный.
ИРИНА ВИКТОРОВНА: Вы сегодня хорошо занимались, по – новому попытались взглянуть на вещи которые нас окружают. История вещей неотступно связана с судьбами людей ими владевшими. Узнали, что это не только история жизни, конкретных людей, но и история всей страны. А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Нижегородского краеведа, писателя Д.Н.Смирнова: «Любить свой край – это первая обязанность человека …». Так давайте же будем любить свою Родимую сторонушку, людей живущих рядом с нами, свои родовые корни, ведь только из прошлого произрастает будущее! Большое спасибо урок окончен.
Вывод: Классу на уроке интересно, помимо объяснения материала Ирина Викторовна демонстрировала иллюстрации из альбомов, книг по народному костюму. Ф.М.Перман «Композиция костюма»; цветные вкладыши А.О. Карелян «Творческое наследие»; М.Н. Каминская «История костюма»; репродукции картин с изображением женщин в русских костюмах. Учащиеся умеют работать со словарем, могут объяснить новые слова обозначающие элементы русского народного костюма. Задача, поставленная преподавателем, выполнена.